Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «национальная безопасность»


Потенциал эффективности экономических санкций

DOI: 10.33917/es-3.195.2024.34-43

Анализируются механизмы действия санкций и проблемы, с которыми сталкиваются страны, применяющие этот инструмент политики. Особое внимание уделено случаям использования санкций против Российской Федерации и Ирана без выражения субъективного мнения о правомерности действий этих стран. Доказано, что экономические санкции в большинстве случаев чреваты экономическими затратами для всех участников санкционных эпизодов, включая страны, инициирующие санкции. Страна, против которой введены санкции скорее всего будет развивать торговые отношения с третьими сторонами, не участвующими в санкционной коалиции.

Источники:

1. Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX–XXI вв.): политическая теория и международные отношения. М.: Аспект Пресс, 2015.

2. Тимофеев И.Н. Экономические санкции как политическое понятие // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 2(59). С. 26–42. DOI: 10.24833/2071-8160-2018-2-59-26-42

3. ЕС и США оценивают влияние собственных санкций в отношении России [Электронный ресурс]. Открытый журнал. 2022. 5 марта. URL: https://journal.open-broker.ru/results/itogi-nedeli-ot-5-marta-2022/

4. Хаффбауэр Г., Шотт Д., Эллиот К., Эгг Б. Пересмотр экономических санкций // Elsevier. Журнал международной экономики. 2007. Т. 76(1). С. 135–137.

5. Резолюция 1929, принятая Советом Безопасности на его 6335-м заседании 9 июня 2010 г. [Электронный ресурс]. Совет Безопасности ООН. URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/s/res/1929-%282010%29

Исторический обзор проведения особых мероприятий в контексте обеспечения национальной безопасности государства

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.94-102

Представлен теоретический обзор отечественного опыта противодействия угрозам, изобилующего различными формами реализации в виде проведения военных действий, контртеррористических и иных специальных операций, которые направлены на укрепление национальной безопасности страны и защиты национальных, геополитических, стратегических и экономических интересов от террористических и иных недружественных угроз потенциальных государств-противников нашей страны. Отмечена взаимосвязь проведения специальных операций с введением на территории России режимов чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения и контртеррористической операции. Предложено определение понятию «специальная военная операция». Определены роль обеспечения экономической безопасности как приоритета национальной безопасности государства и формирования патриотических принципов воспитания новых поколений для укрепления страны.

Источники:

1. Конституция Российской Федерации: утв. 12.12.1993 № 343-ФКЗ; ред. от 01.07.2020 № 11-ФКЗ. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

2.О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ; ред. от 29.05.2023. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

3.О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ; ред. от 03.07.2016. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

4.О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ; ред. от 14.04.2023. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

5.О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021). СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

Современные особенности и противоречия развития экономической безопасности в России

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.98-103

В статье рассматриваются концептуальные положения экономической безопасности России. Авторами проанализированы существующие подходы к определению понятия «экономическая безопасность». Сделан вывод, что на обеспечение экономической безопасности государства напрямую влияют социальные, техногенные, информационные и другие процессы. На примере ситуации в России выявлены основные направления, воздействием на которые с помощью экономических инструментов можно нанести существенный урон безопасности в контексте проблем «экономической устойчивости» на национальном и региональном уровне. Дана оценка ключевым угрозам экономической безопасности Российской Федерации.

Источники:

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2902.

2. Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10. С. 30-39.

3. Кузнецов Д.А., Руденко Д.А. Система индикаторов оценки экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 23. С. 59-68.

4.   Neu C.R. and Wolf Ch. The Economic Dimensions of National Security. Santa Monica: RAND, 2014. – 269 p.

Цифровой двойник (искусственное общество) социально-экономической системы России — платформа для экспериментов в сфере управления демографическими процессами

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.6-19

Одним из наиболее перспективных инструментов для мониторинга и прогнозирования социальных процессов являются агент-ориентированные модели, широко распространенные за рубежом. Их преимущество заключается в рассмотрении изучаемой системы на уровне ее отдельных индивидуумов, что повышает реалистичность этих компьютерных методов оценки. В России данное направление также развивается, хотя и не так активно. В статье   рассматривается динамика численности населения России, а также факторы повышения рождаемости, успешные примеры практической реализации агентных моделей для изучения социальных процессов, дается краткое описание разработанной авторами модели, включающей 146 млн агентов. С помощью этого инструмента были получены прогноз численности населения России и оценка влияния на этот показатель некоторых мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации.

Источники:

1. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Ильин Н.И. Моделирование и оценка национальной силы России // Экономические стратегии. 2020. № 2. С. 6–19. DOI: 10.33917/es-2.168.2020.6-19.

2. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Ильин Н.И., Сушко Е.Д. Национальная безопасность России // Экономические стратегии. 2020. № 5. С. 6–23. DOI: 10.33917/es-5.171.2020.6-23.

3. Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. Население Советского Союза: 1922–1991. М.: Наука, 1993. 143 с.

4. Федеральная служба государственной статистики [Сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru.

5. Здравоохранение [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13721.

6. Sobotka T., Matysiak A., Brzozowska Z. Policy responses to low fertility: How effective are they? // Working Paper. 2019. No. 1. May. URL: https://www.unfpa.org/sites/default/files/pub-pdf/Policy_responses_low_fertility_UNFPA_WP_Final_corrections_7Feb2020_CLEAN.pdf.

7. The World Bank [Сайт]. URL: https://data.worldbank.org.

Цифровая трансформация национальной безопасности в контексте глобальных гибридных угроз

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.60-69

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за пять месяцев 2021 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Проводится анализ промышленного производства

 

Источники:

 

1. Китанина Т.М. Проблема мобилизации промышленности и позиция предпринимателей в годы Первой мировой войны // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И. Бородкина. Вып. 10. М.: Изд-во МГУ, 2005.

2. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13454/

3. Военное время // Военный энциклопедический словарь: В 2 т. / Под ред. А.П. Горкина, В.А. Золотарева, В.М. Карева и др. М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2001. Т. 1. С. 305.

4. Marton P. Evolution in military affairs in the battlespace of Syria and Iraq // Corvinus Journal of International Affairs. 2018. Vol. 2. Iss. 2–3. P. 30–41.

5. Новая эра конфликтов и насилия [Электронный ресурс] // UN75. URL: https://www.un.org/ru/un75/new-era-conflictand-violence.

6. Алексей Фененко. Какими будут войны будущего? [Электронный ресурс] // РСМД. 2017. 19 июля. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kakimi-budutvoyny-budushchego/

7. Евстафьев Д.Г., Ильницкий А.М. Пять гипотез о будущем мире [Электронный ресурс] // Международная жизнь. 2020. № 8. C. 14–23. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2380.

8. Евстафьев Д.Г., Ильницкий А.М. Глобальный кризис как «запал» геоэкономических трансформаций: вызовы для России [Электронный ресурс] // Международная жизнь. 2019. № 12. C. 96–109. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2289.

9. Ильницкий А.М. Новая стратегия сдерживания России // Красная звезда. 2020. 22 июня.

10. Виталий Поляков. «Власти знали о случившемся»: почему в ситуации с разливом топлива в Норильске появились нестыковки [Электронный ресурс] // ТВК6. 2020. 4 июня. URL: https://tvk6.ru/publications/news/50604/

Национальная безопасность России

DOI: 10.33917/es-5.171.2020.6-23

Статья продолжает исследование «Моделирование и оценка национальной силы России», посвященное расчету показателя национальной силы, который в настоящее время является наиболее информативным и популярным в мире индикатором, интегрально характеризующим совокупный потенциал конкретной страны и позволяющим одновременно сравнивать уровень ее мощи и социально-экономического развития с уровнем других стран. Результаты исследования были опубликованы в журнале «Экономические стратегии» № 2 за 2020 г. [1]. Если национальная сила государства, по сути, определяет его потенциальные возможности и для расчета используются преимущественно валовые показатели, то индикаторы национальной безопасности рассчитываются на основе нормированных величин (как правило, на душу населения) и свидетельствуют об уровне развития той или иной

составляющей социоэкологоэкономической системы страны, а также об эффективности использования имеющегося потенциала. Напомним, что по интегральному показателю национальной силы, включающему множество компонентов, Россия занимает четвертое место в мире, немного уступая Индии. В этой статье с использованием методов многомерного статистического анализа мы рассчитаем показатели национальной безопасности стран — членов ООН, также определив позицию России, но помимо этого оценим пороговые значения для всех рассматриваемых в работе факторов национальной безопасности. В последней части работы дадим прогноз национальной безопасности на среднесрочный период

Источники:

1. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Ильин Н.И. Моделирование и оценка национальной силы России // Экономические стратегии. 2020. № 2. С. 6–19. DOI: 10.33917/es-2.168.2020.6-19.

Невоенные угрозы национальной безопасности России в военной сфере: cущность, содержание, меры противодействия

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.30-43

Вопрос противостояния новому типу угроз национальной безопасности обсудили участники круглого стола, прошедшего в Общественной палате РФ 15 февраля 2019 г. Представители ассоциации «Аналитика», Общественной палаты РФ, Академии военных наук, Министерства обороны РФ, МИД России, Института современной истории МПГУ, МГОУ, Музея Победы, МГУ имени М.В. Ломоносова, РУДН, Российской академии наук, Российского военно-исторического общества оценили масштабы нового типа угроз для российского общества, наметили направления и способы организации противодействия на всех уровнях управления в науке, образовании, экономике, обсудили проблемные вопросы информационной политики

Обратный отсчет

Концептуальные проблемы обеспечения национальной безопасности. Вопросы теории и практики государственного и военного строительства

Номер 3. Обратный отсчет
Концептуальные проблемы обеспечения национальной безопасности. Вопросы теории и практики государственного и военного строительства

Концепцию национальной безопасности Российской Федерации нельзя рассматривать как застывшую неприкасаемую догму. Смысл и действенность концепции определяются ее адекватностью современным реалиям, а они подвержены изменениям. Поэтому в содержании концепции должны сочетаться, с одной стороны, устойчивость, стабильность ее принципиальных основ, а с другой — своевременное реагирование на возникающие новые объективные реалии, требующие обновления тех или иных концептуальных положений. Ныне действующий документ уже был подвергнут редактированию в 2000 г. Однако с тех пор многое изменилось, поэтому нужна новая редакция, причем требуется не только введение в концепцию ряда новых положений, но и концептуальная доработка, что приведет к внесению принципиальных изменений в целый ряд других документов, определяющих политику государства в различных сферах жизнедеятельности общества. В статье рассматриваются некоторые концептуальные вопросы.

По пути национального прагматизма

Номер 1. Выбор идентичности
По пути национального прагматизма

Лауреаты ежегодной программы Института экономических стратегий «Действующие лица века» по итогам 2013 г.