Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «мегапроект»


Качественно новая инфраструктурная матрица России как территории безопасного солидарного развития. Новая внешнеполитическая парадигма

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.186.2022.52-65

«Мир больше никогда не станет прежним», — утверждает подавляющее большинство социально активных россиян, имея в виду под «прежним миром» планетарное сообщество до 24 февраля 2022 г. При этом судьбоносными задачами для России объявляются максимально быстрые, кардинальные, безошибочно на перспективу спроектированные трансформации всех российских систем жизнеобеспечения и ускоренной модернизации. Важнейшей из них, по мнению авторов статьи, является логистический проект, предложенный в 2006 г. академиками РАН В.А. Садовничим и Г.В. Осиповым, который в новой редакции представлен в статье как «Единая Евразия — Транссиб 2.0». Базируется он на концепции пространственной экономики, которую составляют транснациональные мегапроекты, успешно реализованные за последние 70 лет. «Единая Евразия — Транссиб 2.0» на начальной стадии предназначен для преодоления попыток Европы и США осуществить транспортную блокаду Российской Федерации. Такая блокада могла бы помешать развитию нашей страны, что привело бы к снижению жизненного уровня населения и, как предполагают недруги России, коррозии народного единства и консолидации масс с властными структурами после начала военной операции по освобождению Донбасса. В дальнейшем, после успешного решения собственно российских транспортных проблем, предлагаемый логистический проект может успешно развиваться как трансконтинентальный, связывающий разные регионы мира по новым перспективным в экономическом и политическом плане векторам и направлениям. В частности, речь может идти о сопряжении с китайским логистическим коридором «Шелковый путь», для противоборства которому на июньском саммите G7 в Южной Баварии странами «золотого миллиарда» было предложено выделить беспрецедентные инвестиции в 600 млрд долл.

Проект создания новой мировой логистики. Часть I. История и экономика проекта

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.36-47

В статье представлен один из самых перспективных и амбициозных в социально-экономическом, политическом, гуманитарном аспектах проект российских ученых: «Единая Евразия: Транс-Евразийский пояс РАЗВИТИЕ — Интегральная евразийская транспортная система (Единая Евразия: ТЕПР-ИЕТС)». Его основное предназначение — обеспечить связанность территорий РФ и их активное развитие, в первую  очередь — глубокое комплексное освоение Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Велика роль проекта в партнерском единении прогрессивного мирового сообщества; кардинально модернизированная Транссибирская магистраль — становой хребет проекта — призвана соединить Дальний Восток, включая Японию, с Западной Европой и в перспективе — с Северной и Южной Америкой. Это позволит осуществлять на территории РФ и стран, вошедших в проект, системную координацию всех видов транспорта, включая речной и морской, создать по сути единый всемирный логистический комплекс опережающего технико-управленческого развития. Создание ИЕТС укрепит геополитическое положение России как транспортного моста между мировыми экономическими и цивилизационными зонами, вызовет интерес со стороны КНР к интеграции схожего китайского проекта «Шелковый путь» с российским мегапроектом.

Реализовав мегапроект, Россия сможет предложить миру новый эффективный вариант неконфронтационного пути решения международных проблем, стать геоэкономическим и геополитическим интегратором на евро-азиатском континенте. Этот проект позволит заложить основы солидарного развития всех цивилизационных центров вокруг России как государства-цивилизации, сделает бессмысленным и невозможным санкционное давление на нашу страну, поднимет на качественно новый уровень авторитет и роль РФ в современном мире.

Комплексное развитие Южной Якутии

Номер 12. Все будет хорошо

Успешная реализация Южно-Якутского мегапроекта может поставить Якутию в ряд самых развитых промышленных регионов страны. Цель проекта – создание на Востоке России нового крупного промышленного района с объектами гидроэнергетики и предприятиями по добыче и глубокой переработке полезных ископаемых: железных, урановых, апатитовых руд, природного газа, угля.