Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «конкурентоспособность»


Роль государственных корпораций в экономическом развитии Российской Федерации сегодня: кейс ГК «Ростех»

DOI: 10.33917/es-4.196.2024.82-89

Проводимая в настоящее время Правительством РФ реформа институтов развития предусматривает их частичную модернизацию и ликвидацию. При этом некоторые институты, в частности государственные корпорации, не подлежат реформированию в силу того, что их деятельность стратегически важна и полностью соответствует целям экономического развития страны. По мнению авторов статьи, ГК «Ростех» сегодня имеет позитивный опыт в достижении поставленных государством целей. Исследуются направления и результаты деятельности госкорпорации «Ростех» в период санкций, отраслевые и финансовые показатели, выполнение гособоронзаказа и доля гражданской продукции, направления развития в различных отраслях экономики и инновационные разработки для обеспечения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Источники:

1. Институты развития съели 5 триллионов рублей. Депутаты обвинили квазигосударственные структуры в неэффективности [Электронный ресурс]. Независимая газета. 2019. 10 октября. URL: https://www.ng.ru/economics/2019-10-10/4_7699_institute.html

2. Владимир Кузьмин. Мишустин сообщил об оптимизации институтов развития [Электронный ресурс]. Российская газета. 2020. 23 ноября. URL: https://rg.ru/2020/11/23/pravitelstvooptimiziruet-sistemu-institutov-razvitiia.html

3. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2022 г. № 459 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3710-р» [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413819/92d969e26a4 326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/#dst100006

4. Прибыль госкомпаний в России упала сильнее, чем у частных. Только две трети из них завершили 2022 год в плюсе [Электронный ресурс]. РБК. 2023. 10 мая. URL: https://www.rbc.ru/econ omics/10/05/2023/64525cc39a794734f6f7044d

Метод прогнозных сценариев в оценке конкурентоспособности туристских услуг

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.68-74

В научной статье графически отображена экономическая сущность метода прогнозных сценариев в оценке развития конкурентоспособности туристских услуг. Определены целевые (тактические) блоки развития и целевые сценарии развития, основанные на теории четных подмножеств. Разработана матрица альтернативных стратегий и соответствующие сценарии роста туризма мезо экономического уровня: оптимистичный; пессимистичный (оценка рисков) и оптимальный сценарий. 

Источники:

1. Галиуллин И.Р. Инновационные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг: макро, мезоуровень исследования.  / И.Р. Галиуллин И.Р., И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2017. № 6. С. 68-73.

2. Жуковская И.В. Систематизация научных подходов к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг: экономическая сущность, критерии // Микроэкономика. 2020. № 2. С. 29-37.

3. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Леонов Егор Федорович. Санкт-Петербург, 2017.  206 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: ЭКСМО, 2005. С. 542-543.

5. Khusaenov R.R. Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components. International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology. 2020. Vol. 11, №3 (2020). pp. 276-291.

Актуальные проблемы цифровизации компаний на примере промышленного сектора

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.51-55

Обобщено понятие «цифрового двойника» как инструмента построения стратегического планирования для промышленного сектора. Обосновано применение лидерских «моделей» в стратегическом планировании, отражены этапы эволюции и этапы построения «цифрового двойника» в производстве.

Источники:

1. Андреев Ю.С., Царев М.В. Цифровые двойники в промышленности: история развития, классификация, сценарии развития. Экономика и управление. Санкт-Петербург, 2019. С. 45-46.

2. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения. Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

3. Минева О.К., Губанова А.В. Цифровая трансформация как инструмент развития конкурентоспособности промышленных предприятий. Креативная экономика. 2020. № 6. С. 17-18.

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Особенности исследования конкурентоспособности сферы услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.105-109

В научной статье предложены направления поддержки конкурентоспособности сферы услуг на примере туристической отрасли Республики Татарстан. Обосновано формирование Приволжского туристско-волонтерского центра, позволяющего расширить дополнительные виды регионального внутреннего туризма и аккумулировать центр управления в точке, наиболее востребованной и посещаемой географически, которая объединяет информационное и цифровое сопровождение с помощью волонтеров.

Источники:

1. Сафина Г.М., Гаджиев З.Г., Доминова Л.Р. Рискоустойчивость организаций сферы услуг России в условиях пандемии COVID-19 // в сборнике: Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики. Материалы III Национальной (всероссийской) научно-практической конференции. Орел, 2021. С. 194-200.

2. Рзаитдинов Р.Р. Пути повышения конкурентоспособности в сфере услуг (на примере сети сервисных центров по ремонту техники) // Исследования молодых ученых: материалы XX Междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2021. С. 33-36. URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16533/

3. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения // Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

4. Жуковская И.В. Дифференциация методов управления конкурентоспособностью на примере сервисного рынка услуг // Микроэкономика. 2021. № 3. С. 32-38.

5. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

К вопросу об устойчивом развитии сельских территорий

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.86-91

Российская Федерация находится в стадии поиска действенных инструментов государственного управления развитием сельских территорий, обеспечивающих комплексное развитие села в масштабах всей страны. В статье рассмотрен вопрос необходимости развития социально-экономической политики села с учетом основных задач и принципов в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий. В настоящее время устойчивое развитие сельских территорий является важной составляющей продовольственной безопасности государства, стабильности и независимости.

Источники:

1. Антонов Д.П. Отчетность в области устойчивого развития – шаг к идеальному корпоративному отчету // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2012. №2.

2. Меньщикова В.И. [и др.]. Факторы устойчивого развития регионов России (монография) / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск, 2011.

3. Проблемы и перспективы социально-экономического развития сельских территорий: региональный аспект. М.: Издание Государственной Думы, 2021. 320 с.

4. Меньщикова В.И. Устойчивое развитие сельских территорий // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №7-8. С. 106-110.

5. Лоскутова М.В. Управление устойчивым развитием сельских территорий в агропромышленном регионе // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 9(055). С. 67-71.

6. Стратегические направления устойчивого развития сельских территорий // Агропромышленная политика России. 2017. № 2(62). С. 68-70.

Эффект синергии в исследовании конкурентоспособности предприятий на примере субъектов туристской дестинации Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.80-86

В научной статье произведен расчет синергетического эффекта от слияния мелких игроков туристического рынка по типу «моноформат». Представлена вариативная модель слияния региональных туроператоров в «мультиформат» в разрезе их «узкопрофилированного предложения» на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Афанасьев А.А. Слияния и поглощения как фактор реструктуризации корпоративных структур / И.В. Жуковская, А.А. Афанасьев // Экономика и управление. 2009. № 12 (50). С. 79-81.

2. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

3. Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю. Региональные особенности развития сервисной деятельности //Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 2. С. 94-101.

4. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения // Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

5. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике. / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Конкурентоспособность российского рынка туристических услуг: от теории к практике

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.39-44

В научной статье представлен анализ российского конкурентного рынка туристических услуг, классифицированы перспективные направления внутренних видов туризма, а также определена стратегия развития российского выездного (въездного) туризма.

Источники:

1. Официальные данные Федерального агентства по туризму. URL: https://tourism.gov.ru

2. Жуковская И.В. Современные методы исследования понятий «туризм» и «туристическая услуга»: от теории к практике // Микроэкономика. 2022. № 3. С. 38-45.

3. Шаматов И.К. Исследование рынка платных слуг мезо экономического уровня в контексте экономической нестабильности / И.К. Шаматов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2021. № 6. С. 78-82.

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга как его конкурентное преимущество

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.94-101

Цель статьи определена необходимостью выявить виды деятельности, инвестирование в которые обеспечит интенсивный путь развития Санкт-Петербурга. Выполнен анализ конкурентных преимуществ инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга на основе положений Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года и оценок национальных рейтингов регионов. Дано авторское определение инвестиционной привлекательности региона, представляющее конкурентные преимущества региона как возможность инвестирования в виды деятельности, обеспечивающие интенсивный путь развития региона. Предложены направления инвестирования средств в формирование конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга.

Investment attractiveness of Saint Petersburg as its competitive advantage

 

Источники:

1. Идрисов Г.И., Мау В.А., Божечкова А.В. В поисках новой модели роста. Вопросы экономики. 2017. № 12. С. 5-23. 

2.   Юденко М.Н., Воронина Е.В., Михайлова М.В. Модели и сценарии развития социально-экономических систем. Микроэкономика. 2021.  №4. С. 5-11. doi: 10.33917/mic-4.99.2021.5-11.

3.   Агаева Л.К. Инвестиционная привлекательность региона: учебное пособие / Л.К. Агаева, В.Ю. Анисимова. Самара: Издательство Самарского университета, 2018. 72 с.

4.   Закирова Э.Р. Экономическое содержание категории «инвестиционная привлекательность. Вестник Воронежского гос. ун-та инженерных технологий.  2016.  № 2.  С. 327-333.  

5.   Гришина И.В., Шахназаров А.Г., Ройзман И.И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей. Инвестиции в России.   2001.  4(75).   С. 5-16.

6.   Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2019 г. №740. Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Синергетический подход в оценке конкурентоспособности производителей туристических услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.87-93

В научной статье обоснована концептуальная модель чистого приведенного эффекта синергии от слияния компаний на примере региональных туроператоров Республики Татарстан. Также предложено осуществить процесс объединения туристических компаний по типу «моноформат» в вариацию «мультиформат», где основными видами туристических услуг являются туры выходного дня, экскурсионные семейные туры и молодежные туры.

Источники:

1. Галиуллин И.Р.Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан. Микроэкономика. 2020. С. 93-98.

3. Официальная информация Федерального агентства по туризму. URL:gov.ru

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике. / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Современные методы исследования понятий «туризм» и «туристическая услуга»: от теории к практике

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.38-45

В научной статье на основе релятивистской теории представлена терминологическая трактовка понятий «туризм», «туристическая услуга» и их видовая классификация. Дополнены разновидности внутреннего туризма со смещением фокуса на региональное развитие по шести направлениям (деловой туризм; экологический туризм; культурно-познавательный туризм; автотуризм-молодежный-семейный; сельский туризм и санаторно-курортный туризм). Составлен рейтинг конкурентоспособности туристских услуг на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Жуковская И.В. Систематизация научных подходов к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг: экономическая сущность, критерии. Микроэкономика. 2020. № 2. С. 29-37.

2.   Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан. Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3.   Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения. Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

4.   Сизикова В.В.Повышение конкурентоспособности предприятий сферы услуг: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2019. 189 с.

5.   Официальная информация Федерального агентства по туризму. URL: tourism.gov.ru

6.  Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

7.   Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.