Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «конкуренция»


Систематизация теоретико-методических подходов к исследованию конкурентоспособности предприятий на примере туризма и рекреации мезоуровня

DOI: 10.33917/mic-6.101.2021.51-57

В научной статье выдвинуты теоретические и практические положения, в совокупности, составляющие новый метод управления конкурентоспособностью в условиях рынка. Предложенная методика служит основой для выработки практических мер, и может применяться для последующих научно-теоретических исследований, а также в практической работе предприятий сферы туристических услуг и в ходе выработки эффективных управленческих решений. Исследован конкурентный рынок туристических услуг и рекреации на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора. / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций // Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

3. Жуковская И.В. Систематизация научных подходов к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг: экономическая сущность, критерии // Микроэкономика. 2020. № 2. С. 29-37.

4. Заяц Е.Ю. Совершенствование управления на предприятиях бытового обслуживания // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 3. С. 12-13.

5. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: Юрайт, 2013. 448 с.

6. Лозовский Л.Ш. Маркетинг и конкурентоспособность. М.: Издательство стандартов, 2000.

7. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Леонов Егор Федорович. – Санкт-Петербург, 2017. С. 189 -194.

8. Мильнер Б. 3. Современное развитие экономики. М.: Экономика и финансы, 1990. 642 с.

9. Макконел К. и Брю С. Экономикс. М.: Мысль, 1998.

Оценка конъюнктуры рынка и развития сервисизации мезо-экономического уровня

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.57-62

В научной статье исследованы терминологические понятия сервисизации, услуги и рынка услуг в рамках классической и современной научных школ. Классифицированы различные виды услуг и выявлены ключевые факторы, способствующие развитию сервисизации и конъюнктуры рынка. Структурирован конкурентный рынок услуг на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Вайсман Е.Д. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе инновационной модели развития.: дис. доктора экон. наук: 08.00.05 / Вайсман Елена Давидовна. Челябинск, 2011. C.168-172.

2. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора /И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

3. Галиуллин И.Р. Инновационные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг: макро, мезоуровень исследования /И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская //Микроэкономика. 2017. №6. С.68-72.

4. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан //Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

5. Жуковская И.В  Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-78.

6. Кершенбаум В.Я. Управление конкурентоспособностью организации. Управленческие, внешнеэкономические и конструкторско-технологические аспекты. М.: Информтехника, 2006. С. 372 -378.

7. Клюшкин А.И. Методика «стоимостного разрыва» как инновационный метод управления предприятиями сферы услуг в условиях кризиса /А.И. Клюшкин, И.В. Жуковская //Микроэкономика. 2018. № 1. С. 35-40.

8. Макэлрой Дж. Роль инноваций в экономике //Финансы. 1999. № 18. С. 113-116.

9. Фатхутдинов Р.А. Качество и ресурсосбережение – ключевые факторы конкурентоспособности. Учебник. – 2-е изд. М: Изд-во Эксмо, 2005. С. 456-459.

Дифференциация методов управления конкурентоспособностью на примере сервисного рынка услуг

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.32-38

В научной статье выдвинуты теоретические и практические положения, в совокупности составляющие новый метод управления конкурентоспособностью в сфере услуг. Предложенная автором методика позволяет обеспечить эффективность процесса управления конкурентоспособностью в условиях рынка и нестабильности экономического развития, а также может применяться для последующих научно-теоретических исследований, и в практической деятельности предприятий сферы услуг в ходе выработки эффективных управленческих решений.

Источники:

 

1. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY–сектора / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2. Galimulina F.F. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy / F.F. Galimulina, I.V. Zhukovskaya, I.P. Komissarova, A.I. Shinkevich, A.N. Mayorova, I.A. Astafyeva, N.V. Klimova, K.R. Nabiullina // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. С. 163-168.

3. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций //Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

4. Жуковская И.В. Специфика управления рисками инвестиционных проектов в промышленности //Экономика и управление. 2010. № 2. С. 53-56.

5. Жуковская И.В  Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-81.

6. Заяц Е.Ю. Совершенствование управления на предприятиях бытового обслуживания // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 3. С. 12-13.

7. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: Юрайт, 2013. 448 с.

8. Лозовский Л.Ш. Маркетинг и конкурентоспособность. М.: Издательство стандартов, 2000. С. 150-155.

9. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Леонов Егор Федорович. Санкт-Петербург, 2017. С. 189 -194.

Атрибутивная модель инновационных решений: от теории к практике

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.22-26

В научной статье выявлены атрибутивные модели инновационных решений на примере использования информационных технологий; обосновано применение мультиканальной атрибуции в сфере малого и среднего бизнеса, а также предложены ключевые принципы успешного стратегического развития инноваций.

 

Источники:

1. Верганти Р. Инновации, направляемые дизайном: как изменить правила конкуренции посредством радикальных смысловых инноваций / пер. с англ. Н. Эдельмана; под науч. ред. А. Крыловой. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 384 с. ISBN 978-5-7749-1391-6. URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1043177.

2. Горфинкель В.Я. Экономика инноваций: Учебник / Под ред., Т.Г. Попадюк. – 2-e изд., перераб. и доп. М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 336 с. ISBN 978-5-9558-0220-6. Текст: электронный. URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1002079.

3. Galimulina F.F., Zhukovskaya I.V., Komissarova I.P., Shinkevich A.I., Mayorova A.N., Astafyeva I.A., Klimova N.V., Nabiullina K.R. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. С. 163-168.

4. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций // Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

5. Джеонг-Донг Ли, Баэк Ч., Малипхол С., Йеон Дж.-И., Ловушка среднего уровня инноваций /Форсайт. 2019. Т 13. №1. С.6-18.

6. Жуковская И.В Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-81.

7. Жуковская И.В. Специфика управления рисками инвестиционных проектов в промышленности //Экономика и управление. 2010. № 2. С. 53-56.

8. Хусаенов Р.Р., Жуковская И.В.  Методика ранговой корреляции как способ оценки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг: от теории к практике. //Микроэкономика. 2019. №2. С.50-56.

Особенности развития конкурентного рынка сферы услуг на примере Приволжского Федерального округа

DOI: 10.33917/mic-3.92.2020.99-104

В статье выявлены структурные особенности конкурентного рынка сферы услуг на примере Приволжского Федерального округа; представлены наиболее активные сегменты рынка; эмпирическим путем рассчитан объем рынка платных услуг. На основе показателей чистой прибыли и числовой характеристики экономически значимых субъектов рынка услуг обозначены факторы, сдерживающие деловую активность мезо уровня. 

Features of the development of a competitive market for the service sector using the example of the Volga Federal District

Систематизация научных подходов к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг: экономическая сущность, критерии

DOI: 10.33917/mic-2.91.2020.29-37

В научной статье систематизированы научные подходы к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг, в рамках которых выявлены классификационные признаки критериев управления конкурентоспособностью; уточнены понятия конкурентоспособности и конкуренции в сфере услуг. На основе обоснования применения метода добавленной стоимости акционерного капитала (share holder’s value added – SVA); метода экономической добавленной стоимости Стюарта (economic value added – EVA), метода добавленной рыночной стоимости (market value added – MVA) составлена рейтинговая оценка индекса конкурентоспособности GCI на примере Центрального и Приволжского Федерального округов.

Источники:

1. Вайсман Е.Д. Инновационная инфраструктура в сфере услуг Федерации //Перспектива. 2006.

2. Galimulina F.F., Zhukovskaya I.V., Komissarova I.P., Shinkevich A.I., Mayorova A.N., Astafyeva I.A., Klimova N.V., Nabiullina K.R. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy //International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. С. 163-168.

3. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций //Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

4. Жуковская И.В Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-81.

5. Козырская И.Е. Международное разделение труда и интеграция национальных экономик. М.: Финансы и статистика, Иркутск, 2001.

6. Оучи У. Мировая экономика: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1999.

7. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.

8. Рассел Р. История экономического анализа: учебное пособие. М.: Высшая школа экономики, 2001.

9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011.

Рыночные стратегии альфы, беты и гаммы в контексте теории экономического доминирования

DOI: 10.33917/es-2.168.2020.50-53

В данной статье сделана попытка анализа теории экономического доминирования, сформулированной А.А. Блохиным, И.В. Ломакиным-Румянцевым и С.А. Наумовым в статье «Альфа-бизнес на российском продовольственном рынке» [1], с точки зрения стратегии рыночного поведения альфа-, бета- и гамма-бизнеса в современных российских условиях

Источники:

1. Блохин А.А., Ломакин-Румянцев И.В., Наумов С.А. Альфа-бизнес на российском продовольственном рынке // Экономические стратегии. 2019. № 6. С. 68–77.

2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/70353464/

3. Траут Дж., Ривкин Ст. Дифференцируйся или умирай. СПб.: Питер, 2006.

4. Кузнецов А. Девять вещей, которые Samsung позаимствовала у Apple [Электронный ресурс] // Iguides. 2013. 16 июля. URL: https://www.iguides.ru/main/gadgets/nine_things_samsung_borrowed_from_apple/

5. Apple обвиняет Samsung в копировании iPad и iPhone [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2011. 19 апреля. URL: https://ria.ru/20110419/365939151.html.

6. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год [Электронный ресурс] // Федеральная антимонопольная служба России. URL: https://fas.gov.ru/documents/685117.

 

Структурно-инвестиционная политика

Номер 4. Памятник до неба
Структурно-инвестиционная политика

Очередное заседание Богомоловского клуба, состоявшееся 27 февраля 2017 г. в Институте экономических стратегий РАН, было посвящено обсуждению вопросов структурно-инвестиционной политики в целях устойчивого роста и модернизации экономики.

Взгляд сквозь время: из истории взаимодействия государства и предпринимательства. Марксизм дооктябрьского периода

Номер 2. Союз Большой
Взгляд сквозь время: из истории взаимодействия государства и предпринимательства. Марксизм дооктябрьского периода

В двух следующих лекциях цикла, посвященного роли государства в экономике (см. предыдущие лекции: «ЭС», 2016, № 2–4), анализируются мысли основоположников марксизма соответственно дооктябрьского и послеоктябрьского периодов относительно направлений, способов и целей хозяйственной политики государства на пути к так называемому коммунистическому обществу. Мы выделяем этот вектор экономической мысли в отдельный раздел в силу значительного влияния, которое марксизм и ленинизм оказали на хозяйственную и политическую практику. Интерес к идеям марксизма возрождается в определенных кругах и странах в условиях замедления темпов роста мировой экономики, обострения социально-экономических проблем. Анализ марксистских взглядов на отношение государства к предпринимательской деятельности необходим, чтобы выявить корни трагических событий, происшедших в ХХ в., которым в 2017 г. исполняется 100 лет.

Взаимодействие государства и бизнеса. Взгляд сквозь время

Номер 3. Бессмертная сила
Взаимодействие государства и бизнеса. Взгляд сквозь время

Эта лекция посвящена зарождению и развитию либеральных представлений о роли государства в рыночной экономике. Выделены разновидности либерализма — от классического до неолиберализма. Сопоставлены взгляды на взаимодействие государства и бизнеса западной и отечественной либеральных школ. Выделена немецкая школа ордолиберализма, в которой обосновывается необходимость соединять частную инициативу, свободу предпринимательства с обеспечением общественных интересов в условиях конкуренции. Немецкая модель социального рыночного хозяйства, сочетающая либеральные ценности с активной ролью государства в социальной сфере, признана основой экономической политики в Европейском союзе (ЕС).