Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «ислам»


Методологическая модель исследования испанского политического менталитета. Часть 2

DOI: 10.33917/es-4.202.2025.38-49

Испанский политический менталитет является исторически детерминированным, многомерным и системным итогом длительного полиэтнического и трансцивилизационного процесса. Для его изучения был использован методологический концепт импринтинга, впервые обоснованный в рамках настоящего исследования. В статье формулируется содержание феномена импринтинга-суггестии, базовыми структурными звеньями которого представлены в первую очередь эпохальные политические события, а также великие деятели культуры и выдающиеся правители. С учетом этих инвариантных предикторов обсуждаются критические периоды истории Испании, оказавшие влияние на ход ее политической ментализации. С опорой на методологический потенциал концепта импринтинга раскрываются ее корневые истоки — романизация и христианизация. Рассматривается специфика эволюции полиментальности в мавританской Испании, зарождение испанского католицизма и значение Реконкисты в формировании основ испанского менталитета. Эти и другие ключевые моменты в истории Королевства Испания в данном ракурсе еще ждут своих исследователей. В заключительном разделе проведен аналитический обзор философско-теологических начал испанского политического менталитета.

Источники:

[1–32] см. в № 3/2025, c. 21.

33. Симон Г. Войны Рима в Испании. 154–133 гг. до н.э. СПб., 2008.

34. Лосев А.Ф., Чистякова Н.А., Бородай Т.Ю. и др. Античность как тип культуры. М.: Наука, 1988.

35. Rüpke J. (Edit.). A Companion to Roman Religion. Wiley- Blackwell. 2007.

36. Кюмон Ф. Восточные религии в римском язычестве. СПб.: Евразия, 2002.

37. Шайд Дж. Религия римлян / Пер. с фр. О.П. Смирновой. М., 2006. С. 32.

38. Джонс А.Χ. Гибель античного мира. Ростов н/Д: Феникс, 1997.

39. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды / Пер. с исп.; Сост., предисл и общ. ред. А.М. Руткевича. 2-е изд. М.: Весь мир, 2000.

Методологическая модель исследования испанского политического менталитета

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.14-21

Испанский политический менталитет является исторически детерминированным, многомерным и системным итогом длительного полиэтнического и трансцивилизационного процесса. Для его изучения был использован методологический концепт импринтинга, впервые обоснованный в рамках настоящего исследования. В статье формулируется содержание феномена импринтинга-суггестии, базовыми структурными звеньями которого представлены в первую очередь эпохальные политические события, а также великие деятели культуры и выдающиеся правители. С учетом этих инвариантных предикторов обсуждаются критические периоды истории Испании, оказавшие влияние на ход ее политической ментализации. С опорой на методологический потенциал концепта импринтинга раскрываются ее корневые истоки — романизация и христианизация. Рассматривается специфика эволюции полиментальности в мавританской Испании, зарождение испанского католицизма и значение Реконкисты в формировании основ испанского менталитета. Эти и другие ключевые моменты в истории Королевства Испания в данном ракурсе еще ждут своих исследователей. В заключительном разделе проведен аналитический обзор философско-теологических начал испанского политического менталитета

Источники:

1. Abellan J.L. Los españoles vistos por si mismos. Madrid, 1977.

2. Rodríguez-San Pedro L.E. La Edad Moderna: Universidades de la Monarquía Católica. Plétora y diversidad [Электронный ресурс]. Universia. España: Universidades. 2013. URL: // https://es.scribd.com/ document/358750879/Edad-Moderna-Universidades-Monarquia-Catolica-Pletora-Diversidad

3. Ajo G. y Sáinz de Zúñiga C.M. Historia de las Universidades Hispánicas: orígenes y desarrollo desde su aparición hasta nuestros días. Madrid: Centro de Estudios e Investigaciones “Alonso de Madrigal”, 1957–1979.

4. Francisco Díez de Velasco. Religiones en España. Historia y presente. Madrid — España. 2012.

5. Spain — UNESCO World Heritage Convention [Электронный ресурс]. URL: // https://whc.unesco.org/en/statesparties/es

Некапиталистический способ производства как третий путь развития

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.5-11

В статье анализируется мирохозяйственная система, в рамках которой фиксируют только два способа производства: капиталистический и социалистический. Основываясь на системном религиозно-философском подходе, автор обосновывает утверждение, что западный капитализм имеет два подтипа: англосаксонский и католический — западноевропейский. Исследование многоукладного общества Востока, основанного на иерархии и соподчиненности множества укладов, показало, что в таком обществе не может установиться господство одного уклада: капиталистического либо социалистического. Речь идет об особой форме общинного, коллективистского «восточного капитализма». Это и есть третий путь общественного развития.

Источники:

1. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Мн.: Харвест, 1999. 742 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистической общественной формации. в 4 т., Т. 2. Из произведений К. Маркса и Ф Энгельса 1857-1985 гг. Кн. 2. М.: Политиздат, 1988. 597 с.

3. Маркс К. Экономические рукописи 1857– 1861 гг. 495 с.

4. Кардель Эдвард. К социалистической демократии нового типа. Београд: Социалистическая мысль и практика, 1976. 48 с.

5. Радикальные реформы генерала Хуана Веласко Альварадо // Интернет портал: Мир индейцев, 2014. URL: http://www.indiansworld.org/Latin/independent_peru21.html

6. Грейсон Дж. К. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI века: Пер с англ. М.: Экономика, 1991.  319 с.

7. Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В. Философское начало цельного знания. Мн.: Харвест, 1999. 575 с.

8. Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я Данилевский и его книга «Россия и Европа. Тверь: Издательский дом «БУЛАТ», 2001. 418 с.

9. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: Научное издание. М.: «Academia»-«Наука», 1999. 282 с.

Терроризм – это американский инструмент

Номер 7-8. Страсти по настройщику

В интервью журналу «ЭС» Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в России Сейед Махмуд Реза Саджади рассказал о взлетах и падениях ирано-российских отношений, проанализировал причины сложившейся ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также высказал свое мнение по вопросу союза православия и ислама в борьбе за сохранение и укрепление традиционных ценностей.