Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «инновационное развитие»


Институты развития, их эффективность и перспективы

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.18-26

Дается определение института развития применительно к отечественным реалиям, а также представляет краткий обзор мирового опыта функционирования институтов развития. Автор указывает, что до недавнего времени российские институты развития демонстрировали невысокую степень эффективности, что обусловило необходимость преобразований в рассматриваемой сфере. Однако реформы не в полной мере решили поставленные задачи, поскольку резко поменялась внешнеполитическая обстановка. Делается вывод, что в основе низкой эффективности лежит недостаточное внимание к соотношению понятий «институт» и «институция». Предлагается перечень мероприятий, имеющих ключевое значение в деле улучшения положения в области институтов развития.

Источники:

1. Костин К.Б., Хомченко Е.А., Бурмистров А.Н., Меликова Е.Ф. Прямые иностранные инвестиции и транснациональные корпорации как потенциальные факторы экономического роста государств. Экономические отношения. 2021. Том 11. № 4. С. 633–664.

2. GE Global Innovation Barometer 2018. URL: https://www.ge.com/sites/default/files/GE_Global_Innovation_Barometer_2018-Summary_Report.pdf

3. Mapping 500+ Development Banks Qualification criteria, stylized facts and development trends. URL: https://financeincommon.org/sites/default/files/2021-10/mapping-development-banks.pdf

4. Рейтинги по совокупным активам SWFI. URL: https://www.swfinstitute.org/fund-rankings/development-bank

5. Кузенкова В.М. Концепции институтов развития: ретроспективный анализ. Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2020. Том 17.  № 1 (109). С. 40.

6. Монастырский Е.А., Саклаков В.М. Классификация институтов развития. Инновации. 2013. № 9 (179). С. 65.

7. Соколов А. Институты развития провалили инновации.  Ведомости, 02.03.2021. URL:https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/03/01/859742-instituti-razvitiya

8. Ботороева Е.  Эффективность институтов развития оценят по 10 показателям. URL: https://www.pnp.ru/economics/effektivnost-institutov-razvitiya-ocenyat-po-10-pokazatelyam.html

О модернизации информационного сервиса для производственного кластера национальной экономики

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.176.2021.128-133

Цель настоящей статьи — обратить внимание специалистов на то, что для создания самодостаточной и конкурентоспособной национальной экономики следует приступить к разработке информационного сервиса нового поколения, прежде всего для ее производственного кластера. В представленном материале обсуждается, как это можно сделать

 

Источники:

  1. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО, 2007. 480 с.
  2. Трейер В.В. Продукция производственного назначения: проблемы и решения в «цифровой экономике» // Стандарты и качество. 2020. № 3. С. 58–63.
  3. Трейер В.В. Современная экономика — подход с позиций структурирования данных // Стандарты и качество. 2019. № 9. С. 60–62.

Инновационное развитие России: проблемный подход

DOI: 10.33917/es-5.163.2019.90-99

Инновационное развитие — стратегия созидания нового технологического и общественного уклада. Реализация данной повестки требует решения комплекса проблем, рождаемых феноменом инноваций. В статье выявлено семь проблемных зон, затрудняющих формирование устойчивой инновационной системы в современной России. Проблема определений связана с отсутствием понимания глубинной сущности инновационной культуры, что рождает поверхностное понимание инновации исключительно как коммерциализированного новшества, а не как образа жизни. Проблема операционализации и оценки инноваций связана с доминированием технократических и статистических подходов, что приводит к линейным выводам и формирует необъективную картину потенциала развития России. Проблема спонтанности инноваций и акцента исключительно на инвестиционных аспектах инновационной политики способна обернуться значительными финансовыми потерями и снижением творческого потенциала людей, задействованных в отдельных отраслях науки и экономики. Проблема субъекта формирует неверное представление об инновациях как об исключительном продукте индивидуального творчества, в то время как они суть результат сложного социального взаимодействия. Проблема институциональной среды связана не столько с инкубаторами, венчурными фондами, технопарками и научно-исследовательскими лабораториями, сколько с непреложной ролью школы и фундаментальной науки. Последними по перечислению, но не по значению являются проблемы социокультурной среды инноваций и их непредсказуемых последствий. Эффективность и устойчивость инновационной системы находится в прямой зависимости от преобладающего в обществе отношения к неудачным попыткам внедрения новшеств. Отрицательное восприятие способно породить в лучшем случае апатию по отношению к нововведениям, в худшем — агрессию. Спокойная оценка неудач может стать залогом успеха. Решение выявленных проблем — сдерживающих факторов инноваций — возможно при равнонаправленной энергии политических, экономических и научно-исследовательских субъектов

Оценка эффективности развития особых экономических зон как формы государственно-частного партнерства в России

Номер 1. Смущение умов
Оценка эффективности развития особых экономических зон как формы государственно-частного партнерства в России

В настоящей статье представлен многофакторный регрессионный анализ бюджетной эффективности функционирования особых экономических зон на российском рынке. Особые экономические зоны являются действующей формой государственно-частного партнерства в России, имеющей значительные перспективы развития. Государственно-частное партнерство представляет собой один из важнейших институтов экономических взаимоотношений власти и бизнеса, являясь помимо прочего одним из ключевых инструментов инвестирования в развитие реального сектора экономики. С другой стороны, в настоящее время социальная и бюджетная эффективность особых экономических зон в России ставится государством под сомнение. Конкретные факторы, влияющие на эффективность развития особых экономических зон, а также степень их влияния зачастую остаются неясными. В связи с этим представляется важным исследование бюджетной эффективности особых экономических зон через призму конкретных макроэкономических и специфических факторов, публикуемых Минэкономразвития России. Временные рамки исследования охватывают период 2012–2016 гг. На основании полученных результатов представляется возможным более четкое и углубленное понимание направлений развития взаимодействия государства и бизнеса в России.

Инновации — основной стратегический ресурс развития экономики

Номер 2. Союз Большой
Инновации — основной стратегический ресурс развития экономики

Для решения наиболее значимых задач научно-технического и инновационного развития Республики Беларусь Президентом утверждаются приоритетные направления научно-технической деятельности. Определено, что в 2016–2020 гг. в этом качестве будут выступать энергетика и энергоэффективность, атомная энергетика; агропромышленные технологии и производство; промышленные и строительные технологии и производство; медицина, фармация, медицинская техника; химические технологии, нефтехимия; био- и наноиндустрия; информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии; рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов; национальная безопасность и обороноспособность, защита от чрезвычайных ситуаций. Исходя из этих приоритетов формируются национальные программы разного уровня, осуществляется частичное финансирование этих программ из республиканского бюджета.

Методологические основы совершенствования стратегии инновационного развития России

Номер 1. Теодицея будущего
Методологические основы совершенствования стратегии инновационного развития России

Представлен философско-методологический анализ базовых моделей инновационного развития, с учетом специфики этих моделей проведена оценка отдельных стратегических документов и проектов, определяющих современное состояние инновационного развития России, рассмотрены перспективные направления совершенствования механизмов инновационного развития.

Роль высших учебных заведений в развитии научно-исследовательского потенциала предприятий и регионов РФ

Номер 2. Инерция либеральной лени
Роль высших учебных заведений в развитии научно-исследовательского потенциала предприятий и регионов РФ

В статье рассматриваются подходы к использованию научно-исследовательского потенциала вузов для ускоренного конкурентного развития отдельных предприятий и региональных образований.

Вопросы почемучек

Инновационные стратегии в региональном развитии страны

Номер 6-7. Пружины неожиданностей

В статье обоснована необходимость совершенствования стратегического планирования регионального развития. Основное внимание уделено определению выбора стратегических направлений развития с учетом индекса инновационного развития региона и индекса качества жизни населения. Определены основные стратегии инновационного развития региона и предложены инструменты и механизмы их реализации.

Методологические аспекты инновационного развития России

Номер 7-8. И земля горит…

Надо лечить главную болезнь России — бессубъектность; эта болезнь поразила в той или иной степени всех основных участников модернизационного процесса (государство, общественные и политические сообщества, социальные  институты).