Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «инновации»


Развитие фармацевтической отрасли в Индии, сотрудничество и применение этого опыта в Российской Федерации

DOI: 10.33917/es-1.199.2025.132-137

Целью данного исследования является определение дальнейших перспектив развития фармацевтической отрасли Российской Федерации с учетом применения опыта Индии. Сегодня Индия является «мировой аптекой», которая производит самые разные препараты: от оригинальных до дженериков и вакцин. Успех государства — циклы полного производства.

Фармацевтическая промышленность России сегодня переживает сложные времена: геополитическая неопределенность, санкционное давление, валютный рост — все это негативно сказывается на развитии отрасли. Еще одной особенностью развития фармацевтической отрасли в России является ориентированность на ввоз как сырья, так и готовой продукции.

От этой тенденции государство постепенно отстраняется, пытаясь постепенно выстроить модель собственного производства, а в будущем ориентировать отрасль на экспорт. Если эта тенденция продолжится, российская фармацевтическая отрасль в ближайшие годы сможет выйти на новый уровень и обеспечить внутренний рынок препаратами собственного производства.

Источники: 
 
1. Kung-Chung & Uday S. Racherla. (2019). Innovation, Economic Development, and Intellectual Property in India and China. Springer opener. Retrieved from ARCIALA Series on Intellectual Assets and Law in Asia. Book series home (springer.com)

2. Логина М.В., Родыгина Н.Ю., Мусихин В.И. Развитие экспорта России продукции фармацевтической промышленности в Индию // Образование и право. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-eksporta-rossii-produktsii-farmatsevticheskoypromyshlennosti-v-indiyu

3. Коваленко А.В., Халимова А.А., Сафронова Ж.С., Полякова Ю.Ю. Уход иностранного капитала из фармацевтической отрасли России // Здоровье и образование в XXI веке. 2022. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uhod-inostrannogo-kapitala-izfarmatsevticheskoy-otrasli-rossii

4. Овод А.И., Солянина В.А., Ноздрачева Е.Н., Пасечко В.В. Экспортно-импортные операции в сфере лекарственного обеспечения России // АНИ: экономика и управление. 2023. № 1(42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksportno-importnye-operatsii-vsfere-lekarstvennogo-obespecheniya-rossii

Искусственный интеллект как инструмент стратегирования инновационного развития России

DOI: 10.33917/es-3.195.2024.50-59

Инновации — ключевой фактор развития современной экономики. В то же время стратегическое планирование в контексте инновационного развития является первоочередным шагом к научно-технологическому лидерству и суверенитету. В современном мире ключевые державы вкладывают колоссальные средства в гонке за лидерство в сфере искусственного интеллекта — определяющей инновации на ближайшие годы и десятилетия. К настоящему моменту большинство стран уже сформировали свое стратегическое видение развития этой сферы, в том числе и Россия. Если рассматривать технологии искусственного интеллекта не просто как способ автоматизации производственных процессов, а как инструмент для трансформации всей экономики за счет синергетического эффекта от внедрения этих технологий, то первостепенным становится вопрос о текущей роли ИИ в стратегировании инноваций.

Анализ взаимосвязи документов стратегического планирования и Национальной стратегии развития ИИ позволит определить ее место в существующей иерархии стратегических документов и, как следствие, определить потенциал стратегии в стимулировании инновационного развития России и трансформации экономики.

Источники:

1. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Гарант. URL: https://base.garant.ru/72838946

2. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2015. 435 с.

3. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: Олимп-Бизнес, 2014. 288 с.

4. Квинт В.Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 170 с. DOI:

Перспективы использования методов цифровизации в экономике

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.37-40

Представлен анализ методов обработки цифровой информации и бизнес-аналитики для предприятий гражданской авиации на примере «Data Science».

Источники:

1. Губанова А.В. Цифровая трансформация как инструмент развития конкурентоспособности промышленных предприятий. Креативная экономика. 2020. № 6. С. 17-18.

2. Жуковская И.В., Акаева В.Р., Кузьмин М.С. Актуальные проблемы цифровизации компаний на примере промышленного сектора. Микроэкономика. 2023. №4. С. 51-55.

3. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике. / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

4. Официальный сайт компании «Аэрофлот». URL: https://ir.aeroflot.ru/ru/company-overview/traffic-and-financial-highlights/

Инновационные процессы в крупных городских агломерациях России

DOI: 10.33917/es-2.194.2024.116-123

Анализируются тенденции развития инновационной деятельности с 2005 по 2021 г. в шести крупнейших городских агломерациях России — Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской, Казанской, Екатеринбургской и Новосибирской. В результате проведенного исследования было определено, что для дальнейшей реализации инновационного потенциала крупнейших городских агломераций как источников экономического роста нашей страны необходимо финансирование и поддержка производств, осуществляющих инновационные виды хозяйственной деятельности, разработка механизмов интеграции науки и бизнеса, выстраивание и развитие межагломерационных (межрегиональных) связей и кооперации в научно-технологическом развитии.

Источники:

1. Аганбегян А.Г. О приоритетном развитии сферы экономики знаний // Экономическое возрождение России. 2021.

№ 1(67). С. 15–22. DOI: https://doi.org/10.37930/1990-9780-2021-1-67-15-22

2. Ушвицкий Л.И., Тер-Григорьянц А.А., Ребий А.П. Современные тенденции развития инновационных процессов в российской экономике // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 2(59). С. 120–128.

3. Шамина Л.К. Влияние экономической конъюнктуры на инновационную активность отечественных предприятий // Экономическое возрождение России. 2021. № 4(70). С. 147–155. DOI: https://doi.org/ 10.37930/1990-9780-2021-4-70-147-155

4. Кочетков С.В., Кочеткова О.В. Инновационное состояние экономики региона как главное условие снижения межтерриториального неравенства // Экономическое возрождение России. 2023. № 1(75). С. 50–55. DOI: https://doi.org/10.37930/1990-9780-2023-1-75-50-55

5. Михайлов А.С., Кузнецова Т.Ю., Пекер И.Ю. Типология регионов по их функциональной роли в инновационном пространстве России // Региональные исследования. 2019. № 4. С. 46–57. DOI: https://doi.org/10.5922/1994-5280-2019-4-4

Влияния мер государственной поддержки на инновационную активность компаний в Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.5-22

В современных экономических условиях важное значение для компаний имеет их инновационное развитие. Инновационное развитие предпринимательства является актуальной темой для многих государств и прежде всего на новых рынках, связанных с производством материалов на основе углерода. В статье исследуются состояние инновационной активности компаний и меры государственной поддержки инновационной активности компаний, которые работают на рынке материалов на основе углерода. Проведена оценка современного состояния, проблем национальной инновационной системы и влияние государственной поддержки на инновационную активность компаний, которые занимаются созданием и производством материалов на основе углерода.

Источники:

1. Письмо Президента РФ от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». URL: www.consultant.ru

2. «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7). URL: www.consultant.ru

3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1). URL: www.consultant.ru

4. Распоряжение Правительств РФ от 4 июля 2023 года №1789-р «Об утверждении комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла “Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства”». URL: www.consultant.ru

5. Калинов В.В. Становление концептуальных основ инновационной политики Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 4/16. С. 16-43.

Анализ зарубежного опыта активизации инновационной деятельности на различных уровнях управления экономикой

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.87-93

В научной статье представлен передовой опыт ведущих зарубежных стран по активизации инновационной деятельности. Установлено, что преимущественно организации для развития инноваций используют меры прямой и косвенной поддержки. Показаны принципы активизации и поддержки инновационной деятельности в зарубежных странах, выявлены основные инструменты государственного стимулирования и активизации инновационной деятельности в зарубежных странах.

Analysis of foreign experience of activating innovative activities at various levels of economic management

Национальное финансово-экономическое развитие. Анализ стратегических документов Российской Федерации

DOI: 10.33917/es-6.192.2023.78-83

Обосновывается необходимость реформирования системы стратегического планирования на современном этапе развития России, что позволит вывести нашу страну на ведущие позиции в мире. Анализируются документы в сфере стратегического планирования Российской Федерации, даются рекомендации по внесению изменений в российское законодательство по вопросам национального социально-экономического развития.

Источники:

1. Заседание Совета безопасности, в ходе которого обсуждались меры по совершенствованию системы стратегического планирования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента Российской Федерации. 2021. 27 сентября. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/66777

2. База рекомендаций Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. Официальный сайт Счетной палаты РФ. URL: https://rec.ach.gov.ru

3. Официальный сайт Счетной палаты РФ [Сайт]. URL: https://rec.ach.gov.ru/analitika?j&paramCard=1

4. Документы стратегического планирования [Электронный ресурс]. Официальный сайт государственной автоматизированной информационной системы «Управление». URL: https://gasu.gov.ru/stratdocuments

5. Гайнулин Д.Г., Воронин В.В., Панчихина О.В., Пальчиков Е.А., Тюпышев Д.А. Система стратегического планирования Российской Федерации: риски и перспективы // Инновации. 2018. № 4(234). С. 29–35.

Технология формирования цифрового двойника как драйвер развития цифровой экономики

DOI: 10.33917/mic-6.113.2023.71-75

В научной статье обобщены теоретические понятия цифрового двойника, классифицированы основные его виды в цифровой экономике. Изложены принципы работы цифровых двойников на примере производственного процесса и современного маркетплейса.

Источники:

 1. Губанова А.В. Цифровая трансформация как инструмент развития конкурентоспособности промышленных предприятий. Креативная экономика. 2020. 6. С. 17-18.

2. Жуковская И.В., Акаева В.Р., Кузьмин М.С. Актуальные проблемы цифровизации компаний на примере промышленного сектора. Микроэкономика. 2023. №4. С. 51-55.

3. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Организация стратегического управления научно-технологическим развитием

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.72-77

В условиях нарастания технологического отставания Российской Федерации от развитых стран, ограничения развития научных исследований и разработок из-за сужения возможностей научной кооперации, снижения доступа к мировым научно-техническим достижениям и научному оборудованию, а также низкого спроса государственного и предпринимательского сектора экономики на научную, научно-техническую и инновационную продукцию существенно возрастает роль стратегического управления научно-технологическим развитием, нацеленного на повышение роли науки в воспроизводственных процессах, обеспечение оптимального выбора приоритетных направлений науки, технологий и техники, концентрации имеющегося научно-технического и инновационного потенциала для их реализации в сжатые сроки.

В статье проанализирована действующая система государственного стратегического управления научно-технологическим развитием, даны рекомендации по ее совершенствованию с ориентацией на конечный результат научной, научно-технической и инновационной деятельности путем обеспечения целостности и непрерывности инновационных процессов.

 
Источники:
 
1. Наука. Технологии. Инновации: 2023: Краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 102 с.

2. Миндели Л.Э., Остапюк С.Ф., Фетисов В.П. Государственное управление научно-технической деятельностью в России: состояние и перспективы. М.: Институт проблем развития науки РАН, 2018. 108 с.

3. Остапюк С.Ф., Фетисов В.П. О совершенствовании модели стратегического управления в сфере науки и технологий // Микроэкономика. 2022. № 6. С. 5–18.

4. Черешнев В.А., Тодосийчук А.В. Наука в России: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Российской академии наук. 2022. Т. 92. № 3. С. 201–212.

5. Тодосийчук А.В. Условия и факторы научно-технологического и инновационного развития экономики // Вестник Российской академии наук. 2023. Т. 93. № 3. С. 237–245.

Формирование инновационных механизмов экономического развития России

DOI: 10.33917/mic-5.112.2023.5-15

В современных условиях экономическое развитие страны должно базироваться на инновационной основе, обеспечивающей переход на новый технико-технологический уровень и импортозамещение высокотехнологичной продукции. В статье рассмотрен организационно-экономических механизм совершенствования технико-технологического уровня производства высококачественной продукции и предложен алгоритм его реализации, предусматривающий анализ и оперативное принятие решений при отклонении или не достижении, требуемых на данный момент времени решений, мероприятий по созданию и выпуску инновационной продукции. На базе предложенного механизма возможно учесть направления организационно-институционального и технико-технологического плана, что позволит увеличить темпы роста промышленного производства и ВВП Российской Федерации.

Источники:

 1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/
2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/
3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». URL: // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/
4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237/
5. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ 3 января 2014 г.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157978/
6. Шепелев Г.В. О приоритетах научно-технологического развития // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т.2 № 3. С 16 -36.
7. Остапюк С.Ф., Фетисов В.П., Остапюк И.С. Подходы к выбору приоритетов в научно-технической сфере // Микроэкономика. 2023. № 1. С. 5 -22. https:doi.org/10.33917/mic-1.108.2023.5-22.
8. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». RL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22630/
9. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/
10. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69932/
11. Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105168/
12. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221172/
13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/
14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/
15. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 1172 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137901/
17. Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2019 г. №773 «О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции» (вместе с «Требованиями к критериям отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, а также порядок их установления»). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326971/
18. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. № 2204 «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372290/
19. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358738/
20. Указ Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47651
21. Указ Президента РФ от 18 марта 2022 г. № 126 (ред. от 23.11.2022) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411944/
22. Федеральный закон от 04 марта 2022 г. № 30-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 337 «Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202203110015?index=2
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 марта 2022 г. № 296 «О внесении изменений в Правила отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики». URL: http://publication.pravo.gov.ru›Document…0001202203070003
25. Федеральный закон от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru›Document…0001202203080001
26. Указ Президента РФ от 31 марта 2022 г. № 172 (ред. от 30.12.2022) «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413296/
27. Указ Президента РФ от 04 мая 2022 г. № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416361/
28. Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2022 г. № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/
29. Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 2022 г. № 95. «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022030500 6
30. Ромашова Ю.А. Пути снижения себестоимости на предприятиях в нефтегазовой отрасли / Ю. А. Ромашова, Ю. Е. Ахметшина, П. Ю. Компанеец; науч. рук. О. В. Пожарницкая // Проблемы геологии и освоения недр: труды XX Международного симпозиума имени академика М.А. Усова студентов и молодых ученых, посвященного 120-летию со дня основания Томского политехнического университета, Томск, 4-8 апреля 2016 г.: в 2 т. Томск: Изд-во ТПУ, 2016. Т. 2. С. 1080-1081. URL: https://earchive.tpu.ru/handle/11683/32218
31. Пельменёва А.А. Оценка влияния качества нефтегазового оборудования на экономическую эффективность деятельности компании //Управление качеством в нефтегазовом комплексе (УКАНГ). 2013. № 3. С.23-26.
32. Пельменёва А.А., Федоров С.А. Совершенствование подходов к оценке научно-технических решений в нефтегазовом комплексе Российской Федерации //Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. ВНИИОЭНГ. 2017. №12. С. 45-53.
33. Шабанова Д.Н., Нелина В.В. Современные тенденции управления качеством проектов в нефтегазовой отрасли // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. №6 (210). С. 18-24. DOI:10.33285/1999-6942-2022-6(210)-18-24.
34. Макарова Е.Д. Инновационные проекты глобальной трансформации энергопространства // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. №6 (210). С.12-17. DOI:10.33285/1999-6942-2022-6(210)-12-17.