Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «государство»


Кто управляет IT крупных индустриальных компаний?

DOI: 10.33917/es-3.195.2024.60-67

В любой организации независимо от масштаба (от предприятия до государства) актуальны две цели, инвариантные относительно деятельности: устойчивость и развитие организации. Ни одна из этих целей не должна достигаться в ущерб другой. Технологическая зависимость индустриального и финансового капитала от информационных технологий сделала корпоративные IT важным элементом организации. Однако корпоративные IT крупных индустриальных компаний имеют особенности. Они сосредоточены на устойчивости работы IT-инфраструктуры, а инициативу развития функциональности бизнес-систем отдают так называемым функциональным заказчикам. В условиях нынешней турбулентности следует отказаться от стереотипов управления корпоративными IT. В статье даны рекомендации генеральным директорам и акционерам крупных индустриальных компанией.

Источники:

1. Башнин А.В., Озолс О.К. Импортозамещение культуры измерений // Экономические стратегии. 2023. Т. 25. № 4(190). С. 78–85. DOI: 10.33917/es-4.190.2023.78-85

2. Власть в США захватила «большая цифра» [Электронный ресурс]. Рамблер. 2021. 10 марта. URL: https://news.

rambler.ru/conflicts/45977057/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

3. Квитко Ю. «Цифра» проникла во все сферы экономики [Электронный ресурс]. Российская газета. 2020. 28 апреля. № 8147. URL: https://rg.ru/2020/04/28/cifra-pronikla-vo-vse-sfery-ekonomiki.html

4. Everett C. Johnson. IT governance: More needs to be done [Электронный ресурс]. ZD-Net. URL: https://www.zdnet.com/article/it-governance-more-needs-to-be-done/

О сущности современных отношений собственности

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.5-14

Наблюдаемая в последнее время кампания по изъятию крупных предприятий из частной собственности на основе обращений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в суды вызывает неоднозначную реакцию в общественном сознании. С одной стороны, народ давно жаждет пересмотра итогов приватизации – несправедливой, неразумной и криминальной. С другой стороны, срок давности по оспариванию актов приватизации госимущества в 1990-е гг. давно истек, и их отмена выглядит как произвол правоохранительных органов, грубо попирающих базовые права собственности, которые считаются основой нынешнего устройства экономики. Попробуем разобраться, так ли это.

Источники:

1. Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 11.03.2024). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

2. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы. Доклад Счетной палаты. М.: Издательство «Олита», 2004.

3. Клейнер Г.Б. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике. Вопросы экономики. 1999. №8. С. 64.

4. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: «Дело» АНХ Москва. 2008. 528 с.

5. Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы (краткий перевод с англ.). М.: Экономика. 1984.

6. Глазьев С. Китайское экономическое чудо. Уроки для России и мира. М.: Из-во «Весь Мир», 2023. 406 с.

7. Клейнер Г.Б., Хабибуллин Р.И., Дементьев В.Е. и др. Коллективные формы хозяйствования в современной экономике. М.: ИД «Научная библиотека», 2017.

Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России. Часть 2

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.92-105

Предложен новый для России нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования РФ, направленный на совершенствование управления реализацией государственной программы «Развитие образования» на период 2018-2025 гг. и национального проекта «Образование» на период 2024-2030 гг. На основе использования методов ранговой корреляции и с учетом действующих сегодня законодательных актов и документов стратегического планирования рассматриваются различные варианты текущей, краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной нормативно-динамической оценки развития образования РФ. Делается вывод о слабой научной обоснованности и низкой результативности государственного стратегического планирования развития образования РФ.

Источники:

[1–8] см. в № 1(114)/2024. С. 99100.

9. Анализ госпрограмм – 2021. ГП–02 «Развитие образования» [Электронный ресурс]. URL:  https://ach.gov.ru/upload/

10. Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [Электронный ресурс].  URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/

11. Heckman J.J. Policies to foster human capital. Research in Economics. 2000. Vol. 54. pp. 3–56.

12. Солдатов Р.В., Афонина И.А. Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России. Часть 1. Микроэкономика. 2024. № 1. С. 94–100. https://doi.org/10.33917/mic-1.114.2024.94–100.

13. Отчет о промежуточных результатах экспертно–аналитического мероприятия по мониторингу хода реализации НПО, 2024. С. 31. [Электронный ресурс].  URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/

14. Российский статистический ежегодник, 2022. С. 189–215. [Электронный ресурс].  URL: https://rosstat.gov.ru/storage/

15. Доклада Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования (2023 год) [Электронный ресурс].  URL: http://static.government.ru/media/files/   

Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России Часть 1

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.94-100

Предложен новый для России нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования РФ, направленный на совершенствование управления реализацией государственной программы «Развитие образования» на период 2018-2025 гг. и национального проекта «Образование» на период 2024-2030 гг. На основе использования методов ранговой корреляции и с учетом действующих сегодня законодательных актов и документов стратегического планирования рассматриваются различные варианты текущей, краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной нормативно-динамической оценки развития образования РФ. Делается вывод о слабой научной обоснованности и низкой результативности государственного стратегического планирования развития образования РФ.

Источники:

1. Афонина И.А., Солдатов Р.В. Стратегический анализ развития образовательной сферы города Москвы в ХХI веке // Микроэкономика. 2021. № 1 (96). С. 88–102.

2. Гуськов Ю.В., Солдатов Р.В. Государственная образовательная политика России в ХХI веке и стратегические перспективы ее дальнейшей реализации // ВЕСТНИК Московского городского педагогического университета. СЕРИЯ «Экономика». 2020. № 4 (26). С. 83–99.

3. Кендалл Морис Дж. Ранговые корреляции

/ пер. с англ., науч. ред. и предисл. Е. М. Четыркина и Р. М. Энтова. М.: Статистика, 1975. 214 с.

4. Ломовцева О.А., Солдатов Р. В. О нормативно-динамическом анализе стратегических целей и задач национального проекта «Образование» // Экономико-управленческий конгресс: сборник статей по материалам Международного научно-практического комплексного мероприятия НИУ «БелГУ», 10–11 ноября 2022 г. / Отв. ред. В. М. Захаров. Белгород. ИД «БелГУ». НИУ «БелГУ», 2022. С. 63–69.

Импортозамещение культуры измерений

DOI: 10.33917/es-4.190.2023.78-85

Мировая турбулентность ускорила тенденции к культурным изменениям, проявившимся в конце прошлого века.

Сегодня преобразование традиционных форм управления, соответствующих изменяющимся культурным моделям,

не адекватно ни сути, ни темпу формирования новой реальности. Самое время задуматься о неизбежности утраты комфорта управления предприятием как машиной по созданию прибыли. Известный постулат «нельзя управлять тем, что невозможно измерить» ставит новый вопрос: что и как измерять? Возможным выходом может стать возврат корпорациям многообразия и сложности на основании теории фрактальных множеств, а фундаментом самоорганизации — выделение естественных процессов вне метрик Евклида и Ньютона.

Источники:

1. Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Пер. с англ. 5-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2018.

2. Ананьин В.И. Особенности национального управления [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Управляем предприятием». 2014. № 10(45). URL: https://upr.ru/article/osobennostinacional-nogo-upravleniya-chast-1-rossijskaya-dejstvitel-nost-izapadnye-praktiki-upravl/

3. Башнин А.В. Информационная поддержка ситуативного управления при обеспечении непрерывности бизнеса // Information Management. 2013 (февраль).

4. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Пер. с англ. М.Я. Каждана. М.: Дело, 2003. 359 с. (Современная институционально-экономическая теория.)

5. Талеб Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса / Пер. с англ. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014.

6. Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. М.: Наука/Интерпериодика, 1999.

7. Kwangyeol R., Mooyoung J. Fractal Approach to Managing Intelligent Enterprises. In: Creating Knowledge Based Organizations (Eds. J.N.D. Gupta, S.K. Sharma). Idea Group. P. 312–348.

8. Malik P. An Introduction to Fractal Dynamics // Journal of Human Values. 2004. Vol. 10. P. 99–109.

Китай как нейроинформационная мегаматрица: цифровые технологии структурирования когнитивных ансамблей порядка

DOI: 10.33917/es-1.175.2021.50-61

В Китае стратегия развития национальной информационной инфраструктуры реализует широкомасштабный и не имеющий аналогов в мире проект развития искусственного интеллекта и его приложения к решению важнейших проблем. Угрозы и риски современного этапа не оставили Китаю другого выбора. Активно используются лучшие советские и российские разработки централизованного планирования и моделирования, перенимается передовой американский опыт использования нейроинформационных технологий для воздействия на социум. Фактически формируется нейроинформационная мегаматрица, которая позволит китайским властям удержать бурлящую массу людей и организаций в рамках управляемого контура. Конфигурирование когнитивных коммуникаций в социотехнической системе «человек — инфокоммуникационная среда — государство» позволяет развить модель социального кредита для формирования векторов поведения больших групп населения с выбраковкой нелояльно поступающих (уже реализовано) и нелояльно думающих (скоро будет реализовано) человеческих единиц китайского общества

Источники:

1. Путин: лидер в сфере искусственного интеллекта станет властелином мира [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2017. 1 сентября. URL: https://ria.ru/20170901/1501566046.html.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Китай в точке бифуркации: поиск новой стратегической модели // Экономические стратегии. 2016. № 2. С. 20–33.

3. Неклесса А.И. Кризис истории. Мир как незавершенный проект // Полис. Политические исследования. 2018. № 1. С. 80–95.

4. Лю Пэн. Воздействие средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций молодежи Китая // Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 15. С. 169–176.

5. Иванько А.Ф., Иванько М.А., Зеленкова Т.В. Особенности развития компьютерных сетей в Китае // Научное обозрение. Экономические науки. 2019. № 1. С. 27–31.

Идеология Римского клуба в комплексе ослабления экономической безопасности и суверенитета России

DOI: 10.33917/mic-6.95.2020.87-93

Идеи Римского клуба как важное основание финансовой, экономической, политической и правовой практики буржуазных элит на мировом уровне в виде реализации мизантропических неомальтузианских концепций в современном мире исследуются в контексте их реализации в постсоветской России; обосновывается ключевая роль идеологии и практики Римского клуба в деятельности российских либеральных элит, в разрушении советского строя, в характере динамики постсоветской России; обосновывается необходимость резкой активизации научных исследований в интересах народов и стран, альтернативных проектным разработкам Римского клуба, как ключевое основание для восстановления экономической безопасности России, ее финансово-экономического суверенитета и разработки проекта будущего мироустройства на основе принципов народной демократии.

Источники:

1. Катасонов В. Деиндустриализация в «научной» упаковке. К юбилею Римского клуба. 15.09.2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tsargrad.tv/articles/de-industrializacija-v-nauchnoj-upakovke-k-jubileju-rimskogo-kluba_158069 (дата обращения: 12.10.2020).

2. Доронин А.И. Бизнес-разведка. 5-е изд-е. М.: Ось-89, 2011.

3. Курносов Ю.В. Аналитика как интеллектуальное оружие. М.: Автор, 2012.

4. Глазьев С.Ю. Концептуальные предложения по практической реализации идеи Большого евразийского партнерства. М., 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasian-sp.ru/wp-content/uploads/2018/10/glazievsu.pdf (дата обращения: 12.10.2020).

5. Селиванов А.И., Старовойтов В.Г., Трошин Д.В. Исследования экономической безопасности России в контексте развития Африки// Экономическая наука современной России. 2019. №4. С.112-125.

Социальные сети, их базовые факторы, а также роль в обществе и государстве в условиях цифровой трансформации

DOI: 10.33917/es-8.174.2020.26-35

Общество исторически связано с государством, которое играет роль института власти и управления. Главная задача государства — жизнеобеспечение, выживание, развитие общества и  суверенитет страны. Основным механизмом, который государство использует для реализации указанных функций, являются естественные социальные сети. Они пронизывают каждую ячейку общества, все элементы страны и ее территорию. При этом они могут иметь центр управления или действовать по принципу самоорганизации (сетецентризм). Сеть — это универсальная природная технология со статусом категории в науке. В работе описаны пять базовых факторов любой социальной сети, в частности государственной, а также то, что отличает соцсеть от других организационных моделей общества. Соцсети государства опираются на коммуникационные, транспортные и прочие сети страны, являясь механизмом реализации единой стратегии и плана. Однако появление других сильных сетевых центров конкуренции государственной власти с неизбежностью приводит к проблемам — социальным конфликтам и даже катастрофам в обществе по причине разрушения существующих социальных институтов. В работе указаны основные ловушки с использованием альтернативных соцсетей, разрушающих основы государства и других социальных институтов, что приводит к потере суверенитета, а то и к полному развалу страны.

Источники:

1. McCarthy C. Facebook: One Social Graph to Rule Them All?

CBS Interactive Inc., 2010.

2. Кристакис Н., Фаулер Дж. Связанные одной сетью: как на нас влияют люди, которых мы никогда не видели. М.: Юнайтед Пресс, 2011. 361 с.

3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 304 с.

4. Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Вып. 2. История первобытного общества. М.: МФТИ, 1998. 192 с.

Исследовательская парадигма создания промышленного кластера: теория и практика

В научной статье представлена авторская позиция относительно формирования регионального промышленного кластера с базовым исследовательским центром ведущих вузов на примере Республики Татарстан. Выявлены  классификационные ряды источников проектного финансирования с обоснованием экономической целесообразности проекта.

Источники:

1. Жуковская И.В., Шинкевич М.В. Формирование и оценка кластеризации как катализатора инновационного развития экономики на мезоуровне //Микроэкономика. 2018. №3. С.36-41.

2. Zhukovskaya I.V., Shinkevich A.I., Ostanin L.M., Yalunina E.N., Lushchik I.V., Zhukova M.A., Mokhova G.V. Features of economic zones’ regulation interms of economic instability // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18. P. 12787-12801.

3. Портер М. Международная конкуренция. М., Международные отношения, 1993. 896 с.

4. Жуковская И.В Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-81.

5.Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Voloshin V.I.,  Shulus A.A Small  and medium-sized enterprises as a driver of innovative development of the Russian fuel and energy complex.// International Journal of Energy Economics and Policy 2017. Т. 7. № 3. P. 231-239.

О начале формирования системной экономики

Номер 7. Бум форсайтов
О начале формирования системной экономики

Авторы предлагают новую идею построения экономической теории как более системной и обоснованной. Экономику авторы делят на пять уровней: наноэкономика, микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика и мегаэкономика. Наноэкономика рассматривается как экономика интеллектуального капитала, интеллектуальной собственности и инноваций. Наноэкономика является системообразующим началом для всех остальных экономик, вытекающих по смыслу и содержанию из нее. Отмечается растущая роль правового фактора в современной экономической теории и практике, в частности роль интеллектуального права.