Экономика технологического развития: принципы, проблемы, перспективы
Излагаются основные принципы и проблемы технологического развития, которые вытекают из специфики конкретных видов технологий. Выбор технологических возможностей на уровне индивида и фирмы не может подчиняться только исключительно инвестиционной логике принятия решения, так как жизненный цикл технологий включает непредсказуемые эффекты, которые могу существенно повысить отдачу, что невозможно предвидеть в начальной точке перехода от одной технологической возможности на другую. Существуют особые свойства, коими характеризуются технологии, что оказывает определяющее влияние на ход технологического развития. Причем эти свойства не характерны для иных видов благ, что кардинально отличает формирование спроса на новые технологии и сказывается на вариантах их применения. Любая технология состоит из своеобразного ядра и изменчивой периферии, характеризуется различного рода мультипликационными эффектами, а также может быть составным элементом комбинаторного эффекта в области технологий. В силу такой «структуры», задающей строение технологии, она выступает своеобразным правилом, определяющим поведение агентов и условия развертывания обслуживающей инфраструктуры. Существующие модели экономического роста не в полной мере учитывают микроэкономические институциональные свойства технологий, создавая псевдоправильный образ влияния технологий на рост системы. В связи с этим формирование каркаса теории технологичности экономической системы даст необходимые ориентиры в описании и исследовании технологических и институциональных изменений и экономического роста, который от них сильно зависим. Совокупная производительность факторов также становится в существенной степени системным параметром, зависимым от общей технологичности и институциональных изменений. В статье рассмотрены основные характеристики функционирования сектора фундаментальных исследований, который выступает генератором всех последующих технологических изменений на длительном интервале развития экономики.