Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «экономическое развитие»


Роль государственных корпораций в экономическом развитии Российской Федерации сегодня: кейс ГК «Ростех»

DOI: 10.33917/es-4.196.2024.82-89

Проводимая в настоящее время Правительством РФ реформа институтов развития предусматривает их частичную модернизацию и ликвидацию. При этом некоторые институты, в частности государственные корпорации, не подлежат реформированию в силу того, что их деятельность стратегически важна и полностью соответствует целям экономического развития страны. По мнению авторов статьи, ГК «Ростех» сегодня имеет позитивный опыт в достижении поставленных государством целей. Исследуются направления и результаты деятельности госкорпорации «Ростех» в период санкций, отраслевые и финансовые показатели, выполнение гособоронзаказа и доля гражданской продукции, направления развития в различных отраслях экономики и инновационные разработки для обеспечения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Источники:

1. Институты развития съели 5 триллионов рублей. Депутаты обвинили квазигосударственные структуры в неэффективности [Электронный ресурс]. Независимая газета. 2019. 10 октября. URL: https://www.ng.ru/economics/2019-10-10/4_7699_institute.html

2. Владимир Кузьмин. Мишустин сообщил об оптимизации институтов развития [Электронный ресурс]. Российская газета. 2020. 23 ноября. URL: https://rg.ru/2020/11/23/pravitelstvooptimiziruet-sistemu-institutov-razvitiia.html

3. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2022 г. № 459 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3710-р» [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413819/92d969e26a4 326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/#dst100006

4. Прибыль госкомпаний в России упала сильнее, чем у частных. Только две трети из них завершили 2022 год в плюсе [Электронный ресурс]. РБК. 2023. 10 мая. URL: https://www.rbc.ru/econ omics/10/05/2023/64525cc39a794734f6f7044d

Формирование инновационных механизмов экономического развития России

DOI: 10.33917/mic-5.112.2023.5-15

В современных условиях экономическое развитие страны должно базироваться на инновационной основе, обеспечивающей переход на новый технико-технологический уровень и импортозамещение высокотехнологичной продукции. В статье рассмотрен организационно-экономических механизм совершенствования технико-технологического уровня производства высококачественной продукции и предложен алгоритм его реализации, предусматривающий анализ и оперативное принятие решений при отклонении или не достижении, требуемых на данный момент времени решений, мероприятий по созданию и выпуску инновационной продукции. На базе предложенного механизма возможно учесть направления организационно-институционального и технико-технологического плана, что позволит увеличить темпы роста промышленного производства и ВВП Российской Федерации.

Источники:

 1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/
2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/
3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». URL: // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/
4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237/
5. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ 3 января 2014 г.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157978/
6. Шепелев Г.В. О приоритетах научно-технологического развития // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т.2 № 3. С 16 -36.
7. Остапюк С.Ф., Фетисов В.П., Остапюк И.С. Подходы к выбору приоритетов в научно-технической сфере // Микроэкономика. 2023. № 1. С. 5 -22. https:doi.org/10.33917/mic-1.108.2023.5-22.
8. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». RL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22630/
9. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/
10. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69932/
11. Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105168/
12. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221172/
13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/
14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/
15. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 1172 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137901/
17. Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2019 г. №773 «О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции» (вместе с «Требованиями к критериям отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, а также порядок их установления»). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326971/
18. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. № 2204 «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372290/
19. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358738/
20. Указ Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47651
21. Указ Президента РФ от 18 марта 2022 г. № 126 (ред. от 23.11.2022) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411944/
22. Федеральный закон от 04 марта 2022 г. № 30-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 337 «Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202203110015?index=2
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 марта 2022 г. № 296 «О внесении изменений в Правила отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики». URL: http://publication.pravo.gov.ru›Document…0001202203070003
25. Федеральный закон от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru›Document…0001202203080001
26. Указ Президента РФ от 31 марта 2022 г. № 172 (ред. от 30.12.2022) «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413296/
27. Указ Президента РФ от 04 мая 2022 г. № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416361/
28. Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2022 г. № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/
29. Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 2022 г. № 95. «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022030500 6
30. Ромашова Ю.А. Пути снижения себестоимости на предприятиях в нефтегазовой отрасли / Ю. А. Ромашова, Ю. Е. Ахметшина, П. Ю. Компанеец; науч. рук. О. В. Пожарницкая // Проблемы геологии и освоения недр: труды XX Международного симпозиума имени академика М.А. Усова студентов и молодых ученых, посвященного 120-летию со дня основания Томского политехнического университета, Томск, 4-8 апреля 2016 г.: в 2 т. Томск: Изд-во ТПУ, 2016. Т. 2. С. 1080-1081. URL: https://earchive.tpu.ru/handle/11683/32218
31. Пельменёва А.А. Оценка влияния качества нефтегазового оборудования на экономическую эффективность деятельности компании //Управление качеством в нефтегазовом комплексе (УКАНГ). 2013. № 3. С.23-26.
32. Пельменёва А.А., Федоров С.А. Совершенствование подходов к оценке научно-технических решений в нефтегазовом комплексе Российской Федерации //Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. ВНИИОЭНГ. 2017. №12. С. 45-53.
33. Шабанова Д.Н., Нелина В.В. Современные тенденции управления качеством проектов в нефтегазовой отрасли // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. №6 (210). С. 18-24. DOI:10.33285/1999-6942-2022-6(210)-18-24.
34. Макарова Е.Д. Инновационные проекты глобальной трансформации энергопространства // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. №6 (210). С.12-17. DOI:10.33285/1999-6942-2022-6(210)-12-17.

Национальная платежная система как средство финансовой независимости государства

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.24-28

Рассматривается современная модель денежного оборота, связанная с использованием средств электронных платежей и платежных систем разного уровня. Проводится анализ статистических данных центрального банка России, сравниваются показатели популярности средств электронных платежей на территории Российской Федерации за 2010 – 2022 гг., затрагивается исторический аспект развития общественных отношений, связанных с денежным оборотом, в котором преобладали наличные деньги. Выявляются предпосылки перехода экономики на безналичные средства платежа и роль электронных денег в современной жизни людей. Раскрывается определение платежной системы, ее основные составляющие, а также типы платежных систем в зависимости от уровня охвата, анализируется взаимосвязь и взаимозависимость развития национальной платежной системы и безопасности денежного оборота страны и финансовой независимости государства.

Источники:

1. Куницына Н.Н. Роль электронных денег в становлении и развитии национальной платежной системы России: монография / Н. Н. Куницына, Е. И. Дюдикова. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. 192 c. ISBN 978-5-9296-0909-1. Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. URL: https://www.iprbookshop.ru/75592.html

2.  Национальная платежная система. URL: https://www.cbr.ru/PSystem/

3.  Операции, совершенные с использованием платежных карт за 2010 год. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/19966/T15_2010.xls

4.  Операции, совершенные с использованием платежных карт за 2022 год. URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/105970/T15.xlsx

5.  Антимонопольная политика на связанных рынках: теория и практика: монография / под редакцией С. Б. Авдашевой, А. Е. Шаститко. Москва: Дело РАНХиГС, 2018. ISBN 978-5-7749-1321-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система.  URL: https://e.lanbook.com/book/143395

Моделирование депопуляционных трендов в сообществе стран с разным уровнем экономического развития

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.183.2022.26-37

В настоящей работе предпринята попытка разработать математическую модель роста народонаселения с учетом социально-экономических факторов развития сообщества стран, а также миграции населения. Представлены промежуточные результаты изучения экономического сообщества, отличающегося весьма неравномерным развитием регионов. Предложена математическая модель, в которой выделены условные «центр» и «периферия» («мировой город» и «мировая деревня»). Из анализа существующих социально-экономических условий развития следует, что «периферия» традиционно выступает демографическим донором для «центра». Примерами таких систем являются, в частности, взаимоотношения ЕС — Прибалтика, ЕС — Украина, а также Россия — страны ЕАЭС.

В качестве объяснительного принципа предложено использовать концепцию «институциональной ловушки». На языке математической модели это означает жестко фиксированные коэффициенты связи между элементами системы, реализующими одностороннюю связь (в сторону «центра»). Обсуждаются возможные механизмы влияния на динамику системы за счет принятия соответствующих управленческих решений. Полученные результаты показывают важность адекватных математических моделей для оптимизации стратегического управления обществом.

Источники:

1. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449.

2. Complex Systems and Society — Modeling and Simulation [Электронный ресурс] // Springer. 2013. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-1-4614-7242-1.

3. Соложенцев Е.Д. Цифровое управление государством и экономикой // Управление и планирование в экономике. 2018. № 1(17). С. 136–153.

Авангардная стратификация наций

DOI: 10.33917/es-3.183.2022.16-25

В современном экономическом мышлении наблюдается нечеткое деление населения на богатых, бедных и средний класс. Это структурирование возникло во времена Еврипида и Аристотеля. Однако до сих пор нет общего метода определения параметров среднего класса, хотя от него существенно зависит динамика роста и развития национальных экономик. Автор предлагает стратифицировать население по критерию ВВП на душу населения, исчисленному по паритету покупательной способности. При этом автор определяет параметры авангардной, средней и арьергардной страт нации на маршруте развития экономики с помощью предложенной гамма-шкалы развития.

Источники:

1. Global Wealth Report 2015, Credit Suisse: Table 1. Middleclass share of all adults [Электронный ресурс] // Credit Suisse. P. 32. URL: global-wealth-report-2015.pdf.

2. Путин В.В. О среднем классе и доходах населения: Интервью ТАСС. 18 марта 2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.runts/president/news/63007.

3. Пономарев В. Антропологическая политэкономия: концепция теории саморазвития. Саарбрюкен, LAP, 2013. 60 с.

4. Пономарев В.П. Полиморфная гамма-шкала развития геоэкономики [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2022. № 1. С. 106–111. DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.106-111.

5. Еврипид. Умоляющие // Трагедии: В 2 т. Т. 1: Литературные памятники / Пер. И. Анненского. М.: Наука, Ладомир, 1999.

6. Российский статистический ежегодник. 2019. М.: Росстат, 2019. С. 163.

Инновационная экономика и экономический рост

DOI:  https://doi.org/ 10.33917/es-5.179.2021.102-107

В статье рассмотрена взаимосвязь инноваций и экономического развития в рамках новых технологических укладов, а также реализация инновационной макростратегии в условиях современной кредитно-банковской системы, поддерживаемой и стимулируемой государством и транснациональными  корпорациями. Функция предпринимателя — способствовать процветанию как отдельного бизнеса, так и экономики страны в целом. В отсутствии предпринимателей, при бюджетном финансировании проектов зачастую имеют место безответственное принятие решений (экономически неэффективных), бюрократия, вырождение бизнеса. Необходима системная поддержка развития предпринимательской инновационной деятельности, а макроэкономические инструменты управления должны носить стимулирующий характер. Современное правовое регулирование не соответствует новым технологическим возможностям.

Технологические изменения могут вызывать как позитивные, так и негативные социальные последствия. Одной из серьезных социальных угроз считается рост безработицы. Продуманная государственная политика должна быть направлена на нейтрализацию негативных социальных последствий технологического перехода экономики. Необходимо использовать международный опыт в сфере осуществления кредитной эмиссии с целью стимулирования притока инвестиций в инновационные сферы экономики. Важна роль ЦБ в таргетировании роста корпоративных доходов и доходов населения, а также реализация программы инновационного развития экономики при государственной поддержке.

Innovative Economy and Economic Growth

 

Источники:

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

Стратегия пространственного развития: проблемы идентификации перспективных экономических специализаций субъектов РФ

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.176.2021.16-21

Стратегия пространственного развития (СПР) нуждается в коренной переработке, и первоочередные действия должны детализировать перспективные экономические специализации российских регионов. Методологические и содержательные пробелы активно обсуждаются аналитиками и академическим сообществом. При этом из внимания выпал факт отсутствия одного из субъектов РФ, в связи с чем детализация перспективных видов деятельности содержит всего 84 региона из 85. В представленном исследовании сделан количественный анализ перспективных экономических специализаций субъектов РФ на основе сопоставления данных СПР с классификатором ОКВЭД. Дана конструктивная критика применяемой системы идентификации отраслевой специализации субъектов РФ на основе выделения экономических видов деятельности. Сформулированы рекомендации о первостепенных мероприятиях в части идентификации отраслевой специализации российского государства. Результаты исследования подтверждают необходимость коренного пересмотра классификации отраслевой специализации субъектов РФ

 

Источники:

 

1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/docs/35733/

2. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. «Перспективная экономическая специализация» как новация политики регионального развития // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 6. С. 49–65. DOI: https://doi.org/10.24411/2071-6435-2019-10122.

3. Митрофанова И.В., Селютин В.В., Иванов Н.П. «Белые пятна» стратегии пространственного развития России: обсуждение проекта // Региональная экономика. Юг России. 2019. № 1. С. 42–55. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2019.1.4 .

Экономические предпосылки оценки уровня социальной напряженности в сельских территориях

DOI: 10.33917/mic-2.91.2020.75-87

Исследование направлено на изучение факторов влияния экономических предпосылок на уровень социальной напряженности в сельских территориях. В ходе изучения проанализированы различные факторы, оказывающие воздействие на развитие сельских территорий, с акцентом на экономическое влияние, с учетом чего определены критерии, необходимые для оценки уровня социальной напряженности. Основу исследования составляет анализ состояния сельских территорий Пермского края и проживающего в них населения, проведенный на основе характеризующих их статистических показателей. Проанализированы данные об уровне и качестве жизни населения, демографической ситуации, безработице, преступности и миграции. Принимая во внимание актуальность темы исследования, авторы приходят к обоснованному выводу о необходимости анализа и оценки уровня социальной напряженности сельских территорий.

На основе проведенного анализа выделяются и описываются характерные особенности современного состояния сельского населения территорий Пермского края. Выявлены факторы, оказывающие влияние на социальную напряженность в этих территориях, а также обозначены проблемы, требующие решения во избежание негативных последствий социальной напряженности. Учитывая актуальность рассмотренной проблематики для любой аграрной территории нашей страны, предложенный авторами подход будет интересен и универсален в практическом применении специалистами в области государственного и муниципального управления, сельского хозяйства, экономики как федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления. 

Внешняя торговля и инвестиции как факторы политического развития (на примере Западных Балкан)

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.66-75

В статье представлен анализ динамики и структуры внешнеэкономических связей стран Западных Балкан, рассмотрена специфика зарубежных инфраструктурных инвестиционных проектов, дана оценка степени значимости внешнеэкономических отношений для социально-политических институтов. Научная новизна исследования определена применением методов наименьших квадратов и гравитационного моделирования. Для выявления факторов, определяющих вектор экономического сотрудничества, были проанализированы макроэкономические данные, а также динамика торговых потоков: за основу была взята гравитационная модель внешней торговли. Авторы исходят из того, что многие проблемы современного социально-экономического и политического развития региона обусловлены его прошлым, а именно воспроизводством как отдельных элементов, так и системных характеристик исторических моделей. В частности, проведенный анализ подтвердил историческую фабулу зависимости политического и экономического развития Западных Балкан от внешних игроков. Исторический детерминизм внешнеполитического курса (определенный через институциональный анализ) сосуществует с экономическими факторами, обусловленными стимулами неоклассической экономической теории

Источники:

1. Павловский Г. Система РФ. Источники российского стратегического поведения. М.: Европа, 2015. С. 130.

2. Вишняков Я.В., Пономарева Е.Г. Сербия на Балканах: изобретение «порохового погреба Европы» // Современная Европа. 2018. № 7. С. 115.

3. The World Factbook. Central Intelligence Agency [Сайт]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/

4. Demirtaş B. Turkey and the Balkans: Overcoming Prejudices, Building Bridges and Constructing a Common Future // Perceptions. 2013. Vol. XVIII. Т 2. Р. 173.

5. Bulent A. Turkey and the Balkans: New Policy in a Changing Regional Environment [Электронный ресурс] // SCRIBD. URL: https://ru.scribd.com/document/111688725/Turkey-and-the-

Balkans-New-Policy-in-a-Changing-Regional-Environment.

6. Priest B. Turkish and Saudi Involvement in Bosnia-Herzegovina and Kosova. 1990’s to present [Электронный ресурс] // ACADEMIA. URL: https://www.academia.edu/12253308/Turkish_and_Saudi _Involvement_in_Bosnia-Herzegovina_and_Kosova_-_1990_s_to_the_present/

7. Blagovčanin P. ARAPI U BiH: Poželjni turisti ili nepoželjna prijetnja? [Электронный ресурс] // URL: https://www.tacno.net/novosti/arapi-u-bih-pozeljni-turisti-ili-nepozeljna-prijetnja/

8. Zeneli V. What Has China Accomplished in Central and Eastern Europe? [Электронный ресурс] // The Diplomat. 2017. November, 25. URL: https:// thediplomat.com/2017/11/whathas-china-accomplished-incentral-and-eastern-europe/

9. Китайский фактор в развитии стран российского пояса соседства: уроки для России: Науч. доклад. М.: Институт экономики РАН, 2018. С. 42.

10. China goes to Serbia: infrastructure and politics [Электронный ресурс] // Osservatorio balcaniecaucaso transeuropa. URL: https://www.balcanicaucaso.org/eng/Areas/Serbia/Chinagoes-to-Serbia-infrastructure-and-politics-185401.

11. World Bank Open Data [Сайт]. URL: https://data.worldbank.org.

12. Chaney Т. The Gravity Equation in International Trade: an Explanation [Электронный ресурс] // Toulouse School of Economics. URL: https://www.tse-fr.eu/sites/default/files/medias/doc/by/chaney/distance.pdf.

13. ESCAP Trade Analytics Portal [Сайт]. URL: https://trade.unescap.org/analytics/index.html.

14. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values (2nd ed.). Beverly Hills CA: SAGE, 1984. 327 р.

 

Какая программа нужна России, или Немного о предстоящих реформах

Номер 6. Обаяние недосягаемых вершин
Какая программа нужна России, или Немного о предстоящих реформах

В статье анализируются четыре программы экономического развития России, предложенные Центром стратегических разработок (ЦСР) во главе с А.Л. Кудриным, Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина, созданным неправительственной организацией экспертов «Столыпинский клуб», и общественной организацией «Деловая Россия» во главе с Б.Ю. Титовым. Кроме этих двух программ существуют программа Минэкономразвития России, созданная под руководством министра М.С. Орешкина, и программа «Принципы стратегии экономического развития России до 2030 года» комитета по промышленности Торгово-промышленной палаты во главе с известным промышленником, организатором Московского экономического форума К.А. Бабкиным. Программы Минэкономразвития России и ЦСР представляют позицию либеральной части экономической элиты страны, в том числе денежной власти. Программа ТПП К.А. Бабкина представляет промышленную элиту страны, а «Программа роста» Бориса Титова — позицию наиболее активной части населения — российского бизнеса. По результатам анализа и рассмотрения предложенных программ попытаемся ответить на вопрос: что ожидает население России в результате реализации той или иной программы и прогнозируемой ими перспективе?