Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «экономическая безопасность»


Экономическая безопасность как фактор обеспечения суверенного научнотехнологического развития и повышения национальной конкурентоспособности Российской Федерации

DOI: 10.33917/es-4.196.2024.74-81

В статье рассмотрены вопросы стимулирования экономики РФ через механизм реализации мегапроектов, оценены риски реализации и даны рекомендации по обеспечению экономической безопасности РФ в условиях текущей структуры ВВП.

Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315- р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Кодекс. URL: https:// docs.cntd.ru/document/1301657597#6580IP

2. Пленарное заседание Евразийского экономического форума [Электронный ресурс]. Официальное интернет-представительство президента России. 2023. 24 мая. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/71198

3. Указ Президента РФ от 28 февраля 2024 г. № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/00012 02402280003?index=2

4. Морунов В.В. Теоретические подходы к определению сущности экономической безопасности [Электронный ресурс]. ВЭПС. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiepodhody-k-opredeleniyu-suschnosti-ekonomicheskoy-bezopasnosti

5. Радыгин А.Д., Энтов Р.М., Абрамов А.Е., Чернова М.И., Мальгинов Г.Н. Приватизация 30 лет спустя: масштабы и эффективность государственного сектора [Электронный ресурс]. М.: ИД «Дело» РАНХиГС. 2019. URL: https://ipei.ranepa.ru/ru/kgu

6. Лихолетов В.В. Стратегические аспекты экономической безопасности [Электронный ресурс]. Образовательная платформа «Юрайт». 2023. 201 с. URL: https://urait.ru/bcode/519502

7. Власти обсудили ввод гарантированного дохода для инвесторов в мегапроекты. Государство может обеспечить им хеджирование рисков [Электронный ресурс]. РБК. 2023. 26 октября. URL: https://www.rbc.ru/economics/26/10/2023/653900cc9a7947b 40010637f?from=copy

8. Безбожнова Е.А. Экономическая безопасность государства в контексте технологического развития // Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика. Пенза: Наука и Просвещение, 2022. С. 139–141.

Государственный русский язык в политико-правовом механизме обеспечения безопасности Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.90-98

Рассматриваются роль, место и значение государственного русского языка в политико-правовом механизме обеспечения безопасности Российской Федерации. Основной акцент сделан на проблеме реализации на практике политики Российской Федерации в сфере государственного русского языка и необходимости принятия эффективных мер по нейтрализации механизма разрушения русского языка.

Источники:

1. Анищенко В.Н. О современной теории и методологии исследования проблем безопасности страны. Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 4. С. 8–12.

2. Гинзбург В. ЧП РАЕНного масштаба. РБК, 2008. Итоговый выпуск.

3. Дворников В.А. Экономическая безопасность – теория и реальность угроз. М.: Изд-во Российской академии общественных наук, 2000.

4. Доронин А.И. Бизнес-разведка. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2010. 704 с.

5. Законопроект об ограничении использования иностранных слов в публичной сфере». URL: https://tass.ru/

6. Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.pravo.gov.ru

7. Федерального закона № 52-ФЗ от 28 февраля 2023 г. «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном языке Российской Федерации”». URL:  http://publication.pravo.gov.ru

8. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 23, ст. 2199; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 19, ст. 2306).

9. Хаммер Л. Большой ядерный коллайдер. РБК, 2008. Итоговый выпуск.

Исторический обзор проведения особых мероприятий в контексте обеспечения национальной безопасности государства

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.94-102

Представлен теоретический обзор отечественного опыта противодействия угрозам, изобилующего различными формами реализации в виде проведения военных действий, контртеррористических и иных специальных операций, которые направлены на укрепление национальной безопасности страны и защиты национальных, геополитических, стратегических и экономических интересов от террористических и иных недружественных угроз потенциальных государств-противников нашей страны. Отмечена взаимосвязь проведения специальных операций с введением на территории России режимов чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения и контртеррористической операции. Предложено определение понятию «специальная военная операция». Определены роль обеспечения экономической безопасности как приоритета национальной безопасности государства и формирования патриотических принципов воспитания новых поколений для укрепления страны.

Источники:

1. Конституция Российской Федерации: утв. 12.12.1993 № 343-ФКЗ; ред. от 01.07.2020 № 11-ФКЗ. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

2.О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ; ред. от 29.05.2023. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

3.О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ; ред. от 03.07.2016. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

4.О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ; ред. от 14.04.2023. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

5.О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021). СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

Исторические особенности развития отрасли лесного хозяйства в формате обеспечения экономической безопасности государства

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.86-92

В статье рассмотрены общеисторические периоды развития и конвертации структуры государственного управления в системе национальной защиты лесного хозяйства России с XVII в. по настоящее время. Изложены предпосылки формирования лесного права, а также дальнейшее усовершенствование лесного законодательства, в частности проанализирован процесс развития уголовной ответственности. Представлены современные нормативно правовые акты, регламентирующие основы государственного управления лесного сектора Российской Федерации. Выделена причинно-следственная связь в совершении преступных действий, в лесном хозяйстве. На основе факторов, порождающих рост криминогенности в лесной отрасли, были приведены основные направления деятельности государства, необходимые для предупреждения преступлений, связанных с незаконной вырубкой лесных насаждений.

Источники:

1. Тихомиров М.Н. Соборное уложение 1649 года / М. Н. Тихомиров, П. П. Епифанов. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1961. 65 с.

2. Вотякова Е.С. История развития Уголовного законодательства о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 77-79.

3. Уголовное уложение 1903 года о государственных преступлениях. Российское законодательство X–XX веков: в 9 т. / под общ. ред. О.И. Чистякова. Т. IX. Москва, 1994.

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). – Доступ из справочно-правовой системы Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/

5. Киселева Л.В. История развития экономических преступлений в сфере строительства как нарастающая опасность подрыва экономической безопасности Российской Федерации / Л. В. Киселева, К. А. Зеленков // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 2 (13). С. 266-268.

Исторические особенности развития и становления картельных сговоров в России и за рубежом

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.81-90

В научной статье проведен анализ определений понятия «картельный сговор» и рассмотрены исторические особенности развития картелей в России.  Учтен международный опыт применительно к вопросу исследования на примере США и Германии. Авторами сформулировано собственное определение картельного сговора как формы объединения хозяйствующих субъектов на основе ряда устных или письменных договоренностей, участники которой без отказа от финансовой, производственной и коммерческой самостоятельности достигают общих целей (влияние на цены, определение хода и результатов торгов, разделение территорий или потребителей) при взаимодействии с различными экономическими субъектами (картельные и некартельные компании, поставщики и заказчики товаров и услуг, прямые конкуренты, производители заменителей, государственные органы и др.).

Источники:

1.    Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2021 год. Москва, 2022. 471 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/688431

2.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год. Москва, 2021. 534 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/b-n-3609af5f-7476-4122-bb77-d04c49d96ca7

3.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год. Москва, 2019. 632 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/685806

4.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 год. Москва, 2018. 806 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/658027

5.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год. Москва, 2017. 739 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/596439

6.     Клименков И.Н. Картель: сравнительный анализ подходов зарубежных стран и Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 7. С. 204-207.

7.     Лисицын-Светланов А.Г., Башлаков-Николаев И.В., Заварухин В.П. [и др.]. Картелизация Российской экономики: основные причины, последствия и пути их устранения // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 10. С. 903-913.

К вопросу проявления сговора на продовольственном рынке

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.110-115

В данной статье проведен подробный анализ определений понятия сговор и выявлены его характерные признаки. Авторами определено, что сговор является тайным незаконным соглашением, которое направлено на ограничение конкуренции с целью максимизации собственных доходов. Также рассмотрены такие формы проявления сговора между заказчиком, поставщиками и конкурентами как «таран», пассивное участие или отказ от участия в конкурсе, подача неконкурентоспособного предложения, вертикальный и горизонтальный сговор. Раскрыты современные проявления сговора с использованием аукционных роботов и меры противодействия им. Выявлены и представлены характерные признаки сговора между заказчиком и поставщиком товаров и услуг, которые способствуют его выявлению. А также определена роль Федеральной антимонопольной службы РФ в противодействии сговору на продовольственном рынке.

Источники:

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1989-1991. Т. 4.

2.  Есипов В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 161 с.

3.Иванова Е.С. Эволюция развития ценовых сговоров: юридический и экономический аспекты // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2019. № 2. С. 5-21.

4. Кинев А.Ю. Борьба со сговорами на торгах – путь к снижению расходов государства // Юрист. 2016. № 1. С. 14-19.

5. Кононов С. Тендерные сговоры. Как понять, что торги честные и не потратить время зря. URL: https://vc.ru/u/889970-cornerstone/306564-tendernye-sgovory-kak-ponyat-chto-torgi-chestnye-i-ne-potratit-vremya-zrya

6. Куценко В.Е. Ценовой сговор // Инновационная наука. 2017. №1-1.  С. 128-130.

7. Лозовский Л.Ш. Универсальный бизнес-словарь / Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, А.А. Ратновский. М.: ИНФРА-М, 1999. 640 с.

Современные особенности и противоречия развития экономической безопасности в России

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.98-103

В статье рассматриваются концептуальные положения экономической безопасности России. Авторами проанализированы существующие подходы к определению понятия «экономическая безопасность». Сделан вывод, что на обеспечение экономической безопасности государства напрямую влияют социальные, техногенные, информационные и другие процессы. На примере ситуации в России выявлены основные направления, воздействием на которые с помощью экономических инструментов можно нанести существенный урон безопасности в контексте проблем «экономической устойчивости» на национальном и региональном уровне. Дана оценка ключевым угрозам экономической безопасности Российской Федерации.

Источники:

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2902.

2. Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10. С. 30-39.

3. Кузнецов Д.А., Руденко Д.А. Система индикаторов оценки экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 23. С. 59-68.

4.   Neu C.R. and Wolf Ch. The Economic Dimensions of National Security. Santa Monica: RAND, 2014. – 269 p.

Использование инструментов экономической безопасности в государственных учреждениях

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.91-97

Экономическая безопасность является комплексной системой, поскольку включает в себя все стороны управления, направленные на предупреждение кризисов и банкротств, а также иных негативных явлений, сказывающихся на стабильности состояния любого субъекта экономики. При этом немалая роль экономической безопасности принадлежит и государственным учреждениями, которые также, как и коммерческие организации ведут свою деятельность в условиях нестабильности внешней среды. В статье приводится комплексный анализ особенностей экономической безопасности в государственных учреждениях, исследованы инструменты, поддерживающие ее, выявлены направления обеспечения безопасности и их влияние на функционирование современных государственных учреждений. Сделан вывод, что государственные учреждения нуждаются в эффективном построении рассматриваемой системы, которая включает в себя кадровую, финансовую, ресурсную и информационную составляющие.

Источники:

1.    Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/

2.    Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2018. 294 c.

3.    Сергеев А.А. Экономическая безопасность предприятия. М.: Издательство Юрайт, 2019. 273 c.

4.    Безверхова Е.Н. Экономическая безопасность предприятия: сущность и факторы [Электронный ресурс] / Е.Н. Безверхова, И.Н. Губа, А.К. Ковалева // Научный журнал КубГАУ. 2018. № 104(08). URL: https://kubsau.ru

5.    Богомолов В.А. Экономическая безопасность / В.А. Богомолов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 188 c.

6.    Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность: учеб. пособие / Л.В. Гончаренко, Ф.В. Акулина. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 340 с.

К вопросу о развитии исторических особенностей охранных услуг в государстве

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.113-121

В статье рассматривается история развития охранных услуг, определяются первые формы осуществления охранных функций и их эволюционные изменения. Авторами предложено определение понятия рынок охранных услуг, выявлены доминирующие элементы рынка охранных услуг, к которым относятся физическая, экономическая, техническая защита и информационная безопасность. Современные проблемы организации охраны объектов взаимосвязаны с уровнем правосознания, правовой культуры и законопослушания, образующих менталитет нации. В структуру рынка охранных услуг входят ведомственная и вневедомственная охрана, а также частные охранные организации и гражданско-правовые институты страхования и хранения. Функционирование рынка охранных услуг зарубежных стран обусловлено стремлением государства сократить расходы на содержание полиции за счет большого количества сотрудников частных охранных структур, оставляя за собой монополию на безопасность.

Источники:

1. Агафонов Д.В. История создания частных охранных организаций в России //Наука-2020. 2020. № 1 (37). С. 45-49.

2.  Александрова Т.В. Анализ особенностей деятельности частных охранных организаций на рынке охранных услуг Пермского края / Т.В. Александрова, Е.С. Лейберова //Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1. С. 27-31.

3. Блясова И.Ю. Проблема семейного воспитания как фактора предупреждения подростковой преступности //Человек: преступление и наказание. 2012. № 2. C. 60-64.

4. Законы Великого князя Ивана Васильевича и внука его царя Ивана Васильевича / ред. К. Калайдович, П. Строев: Москва, 1819. URL: https://www.prlib.ru/item/411779

5. История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие. / ред. В.И. Кузищина. Москва: Высшая школа, 2002. С. 167-190.

Противодействие манипулированию рынком в системе обеспечения экономической безопасности фондового рынка

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.94-103

В системе обеспечения экономической безопасности фондового рынка участвуют представители различных объектов экономики страны. В первую очередь, это органы контроля бирж – организаторов торгов, на которых выявляются сомнительные сделки. Специалисты Департамента противодействия недобросовестным практикам Центрального банка Российской Федерации осуществляют проверки выявленных нарушений и принимают решение о привлечении виновника к административной ответственности либо передаче материалов проверки в правоохранительные органы по подследственности. Среди недобросовестных практик наиболее часто встречается такое спекулятивное явление как манипулирование рынком, общественная опасность которого состоит в причинении существенного вреда интересам граждан и юридических лиц, общества и экономики в целом, подрывая доверие инвесторов и участников торговли к организованным финансовым и товарным рынкам, ухудшая условия для инвестирования и торговли на них, препятствуя их эффективному развитию и укреплению международной конкурентоспособности.

 

Источники:

 

1. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов. Центральный банк Российской Федерации, 2019.

2. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. М.: Изограф, 2000.

3. Войник Э.Д. Существенное нарушение договора в гражданском законодательстве России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uristsarkisov.ru/rastorzhenie-dogovora-sushchestvennom-narushenii/ (дата обращения: 16.07.2021).

4. Каменецкая М.С. Расторжение гражданско-правового договора по законодательству Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.

5. Мамонтов В.А. Критерии существенности в гражданском законодательстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wiselawyer.ru/poleznoe/94349-kriterii-sushhestvennosti-grazhdanskom-zakonodatelstve-rossijskoj-federacii (дата обращения: 08.07.2021).