Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Единое креативное поле»


Постнеклассическое стратегирование проблемных ситуаций в концепции соционавигации: переход от целевого управления к атрибутивному конструированию

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.94-101

В статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием «стратегирование» — эволюция представлений о стратегировании (классический, неклассический, постнеклассический и постпостнеклассический подходы). Дается новое представление о понятии стратегирования проблемных ситуаций с точки зрения концепции соционавигации как процесса маневрирования с использованием атрибутивного проектирования: управление/регулирование интенсивностью, направленностью (балансом) и сложностью дискурса единого креативного поля (ЕКП) команд с учетом уровня неравновесности (К-уровня) системы/среды, позволяющее повысить эффективность командной работы. Предлагается новая конструкция понятия «проблемная ситуация» как ненулевой конъюнкции представлений акторов о проблеме/ проблемах, лежащих в основе проблемной ситуации, их (акторов) проблемных состояниях и системах ключевых целей и ценностей, формирующих проблемно-целевую область (ПЦО)

Источники:

1. Мясникова Т.А. Теоретико-методологические положения и методическое обеспечение стратегирования социально-экономического развития муниципальных образований в регионах России: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). Воронеж, 2016.

2. Зельднер А.Г. Место стратегирования в понятийно-категориальной системе прогнозирования // Экономические науки. 2012. № 8. С. 7–15.

3. Патрикеев Н.Г. Стратегирование как фактор эффективного управления развитием территории: Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством. Ижевск: Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, 2005. С. 6.

4. Князева А.В. Понятие городского стратегирования // Вектор науки ТГУ. 2009. № 7. С. 100.

5. Алимурадов М.К., Волосюк Л.И. Стратегирование — новая область профессиональных знаний // Управленческое консультирование. 2017. № 11. С. 154–159.

6. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 634–635.

7. Шевырев А.В., Михеев В.А., Шаламова Н.Г., Федотова М.А. Системная аналитика в управлении. Введение в научно-исследовательскую программу / Под общ. ред. А.В. Шевырева. Белгород: ЛитКараВан, 2016. С. 27.

8. Шевырев А.В. Креативный менеджмент: синергетический подход. Белгород: ЛитКараВан, 2007. С. 10–18.

9. Михеев В.А., Шевырев А.В. Единое креативное поле как метаусловие командной креативности: Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы

управления в реальном секторе экономики: вызовы модернизации». Вып. 3. М.: ГУУ, 2014. С. 191–195.

10. Талеб Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: Азбука-Аттикус, 2014.

11. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2002.

12. Буданов В.Г. Управление человекомерными системами и методология синергетики. Философия управления: проблемы и стратегии. М.: ИФ РАН, 2010. С. 101–103.

13. Сценарный стратегический прогноз: Пермский край, Россия и мир – 2030 / Под общ. ред. д-ра экон. наук А.И. Агеева. М.: ИНЭС РАН, 2016. С. 43–50.

14. Дацюк С.В. Общая теория работы с будущим [Электронный ресурс] // Хвиля. 2016. 5 января. URL: https://hvylya.net/analytics/society/sergey-datsyuk-obshhaya-teoriya-rabotyis-budushhim.html.

15. Федотова М.А. Системное управление командной работой: эволюция представлений и перспективы развития // Научный результат. Социология и управление. Т. 4. № 4. 2018. C. 137–150.

16. Национальная психологическая энциклопедия [Сайт]. URL: https://vocabulary.ru/termin/problemnaja-situacija.html.

17. Психологический словарь [Сайт]. URL: https://poisk-ru.ru/s8969t11.html.

18. Педагогический терминологический словарь [Сайт]. URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/2592/Проблемная_ситуация.

19. Данакин Н.С., Гайворонская Н.И. Проблемный анализ в системе социального управления. Белгород: ИП «Остащенко А.А.», 2011. С. 46–47.

20. Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015.

21. Михеев В.А., Федотова М.А., Шевырев А.В. Рабочая команда как сетевая структура, индуцирующая единое креативное поле // Экономические стратегии. 2013. № 5. C. 64–67.

Рабочая команда как сетевая структура, индуцирующая единое креативное поле

Номер 5. Предвестники памяти

С позиции сетевого подхода рабочая команда характеризуется как локальная социально-когнитивная сеть, включенная в общее сетевое взаимодействие. Однако для понимания креативного потенциала рабочей команды, по мнению авторов статьи, указания только на локализацию порядка сети социокультурных взаимодействий явно недостаточно. Анализ креативных моментов командной работы обнаруживает некий надсетевой феномен, который авторы назвали единым креативным полем.