Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «ЕАЭС»


Перспективы российско-туркменского сотрудничества на современном этапе

DOI: 10.33917/es-2.188.2023.36-43

В статье анализируется историческое развитие российско-туркменских отношений. Обосновывается многовекторность и гибкость в развитии стратегического партнерства с Туркменистаном. Делается вывод, что российско-туркменские отношения не должны ограничиваться только сотрудничеством в газовом секторе, а динамично развиваться в направлении формирования транспортно-логистических коридоров, развития туристической отрасли и модернизации коммуникационной связи.

Источники:

1. Парижская речь генерала в его квартире на рю Пентьер перед сербскими студентами ≪Заветы славянству≫ [Электронный ресурс] // Сitaty.info. URL: https://citaty.info/man/mihail-skobelev.

2. Межгосударственные отношения России и Туркмении [Электронный ресурс] // РИА ≪Новости≫. 2022. 10 июня. URL: https://ria.ru/20220610/turkmeniya-1794373218.html.

3. BP Statistical Review of World Energy 2020. 69th edition [Электронный ресурс]. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2020-full-report.pdf.

4. BP Statistical Review of World Energy 2020. 71th edition [Электронный ресурс]. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/
statistical-review/bp-stats-review-2022-full-report.pdf.

5. Вяхирев готов к компромиссу [Электронный ресурс] // Независимая газета. 1999. 18 декабря. URL: https://www.ng.ru/cis/1999-12-18/5_viahirev.html.

6. В Ашхабаде состоялся шестой Каспийский саммит [Электронный ресурс] // Российская газета. 2022. 29 июня. URL: https://rg.ru/2022/06/29/bereg-druzej.html.

7. Каспийское сотрудничество как способ решения экономических проблем Туркменистана [Электронный ресурс] // CABAR.URL: https://cabar.asia/ru/

8. Citaty.info [Сайт]. URL: https://citaty.info/man/mihail-skobelev.

9. Туркменистан призывает страны Каспия к расширению транспортного сотрудничества [Электронный ресурс] // Большая Азия. 2022. 7 октября. URL: https://bigasia.ru/content/news/
businness/turkmenistan-prizyvaet-strany-kaspiya-k-rasshireniyutransportnogo-sotrudnichestva/

Обеспечение энергетической безопасности государств — членов Евразийского экономического союза

DOI: 10.33917/es-1.187.2023.46-55

Настоящая статья посвящена обеспечению энергетической безопасности государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС).

Рассматриваются отдельные вопросы обеспечения энергетической безопасности; отмечается при этом, что ключевой целью обеспечения энергетической безопасности Союза должно стать в первую очередь поддержание энергетической ресурсной базы Союза.

Рассмотрены акты органов ЕАЭС и государств-членов, посвященные обеспечению энергетической безопасности.

Отмечено, что термин «энергетическая безопасность» употребляется во множестве международно-правовых актов, однако единообразное содержание этого определения в международном праве отсутствует.

Автором предложено разработать ряд документов, направленных на совершенствование системы энергетической безопасности.

 
Источники: 

1. Лихачев В.Л. Энергетическая безопасность и направления ее обеспечения в ЕАЭС // Энергетическая политика. 2017. № 1. С. 47–55.

2. Абакумова М.М. Энергетическая безопасность ЕАЭС: вызовы и риски // Инновации и инвестиции. 2018. № 1. С. 89–92.

3. Решение Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 г. «О Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=6229.

4. Решение Совета глав правительств СНГ от 1 июня 2018 г.

«О Концепции сотрудничества государств — участников СНГ в области инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий и Плане первоочередных мероприятий по ее реализации» [Электронный ресурс] // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://cis.minsk.by/

Крах доллара: проектирование действий России в условиях глобального экономического коллапса

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.56-69

Мир много раз пугали крахом доллара. Пока страхи  взаимосвязанного с судьбой доллара глобального экономического коллапса оказались сильно преувеличены. Однако отсутствуют весомые гарантии того, что этого в соответствующих условиях не произойдет. Возможны варианты атлантически спланированного обрушения доллара с его  заменой на синтетический финансовый инструмент или цифровую валюту, в чем-то аналогичную биткоину. COVID-19 дополнительно актуализировал эту проблему. России необходимо отказаться от иллюзий и быть готовой обеспечить экономическую устойчивость политического режима в условиях особого периода как проявления мировой валютно-экономической войны всех против всех на определенном этапе катастрофы в ожидании, пока основные акторы все-таки договорятся о совместных действиях. При этом в рядах наших геополитических партнеров-конкурентов есть много желающих любыми способами решить свои экономические и другие проблемы именно за счет России. Поэтому макроэкономические меры, которые должна будет принять Россия в случае мирового краха доллара, по жесткости могут превосходить тот сценарий, который авторы сформулировали в настоящей статье.

Источники:

1. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Ильин Н.И., Сушко Е.Д. Национальная безопасность России [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 5. С. 6–23. DOI: 10.33917/es-5.171.2020.6-23.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Coronavirus superstrategy: мировая проекция финансовой модели catastrophe just-in-time для выхода из кризиса на новую геоэкономическую нормальность [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 4. С. 6–19. DOI: 10.33917/es-4.170.2020.6-19.

3. На пороге монетарной кульминации [Электронный ресурс] // Livejournal. Spydell. 2021. 25 августа. URL: https://spydell.livejournal.com/699002.html.

О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.58-71

Статья посвящена проблеме формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза. Общие рынки рассматриваются автором как фактор обеспечения интересов национальных экономик государств — членов Евразийского экономического союза, способствующий повышению уровня экономической интеграции этих государств. Отмечается, что в настоящее время отношения в нефтяной сфере в рамках Союза осуществляются на двусторонней основе в соответствии с межправительственными соглашениями. Рассматриваются отдельные вопросы обеспечения энергетической безопасности. При этом утверждается, что ключевой целью обеспечения энергетической безопасности Союза должно стать в первую очередь поддержание  энергетической ресурсной базы каждого государства-члена и Союза в целом.

Источники:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/2bbbbf9ae33443d533d855bf2225707e/Dogovor_ees.pdf.

2. Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, утвержденная Решением Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2016 г. № 8 [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/456006395.

3. Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, утвержденная Решением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. № 23 [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/551866200.

4. Закревский В.А. Общий рынок нефти ЕАЭС как универсальный интегратор // НЕФТЬ и капитал. Аналитический журнал. 2021. № 9. Сентябрь. С. 36–40.

5. Гликман О.В., Назарова А.У. Международно-правовые основы энергетического сотрудничества государств — членов Евразийского экономического союза // Право и управление. XXI век. 2020. № 1. С. 28-35.

Метрики устойчивости экономического развития ЕАЭС: проблема «ядра» системы показателей и пороговых значений

DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.179.2021.54-65

В предметной области макроэкономических показателей в настоящее время наблюдается не только активный поиск новых решений, но и практически непрерывное внедрение их в практику макроэкономического регулирования. Множественные кризисные процессы в мировой экономике и политике, развернувшаяся технологическая трансформация, резкая манифестация медико-биологических угроз создали дополнительные импульсы для формирования и использования новых моделей оценки макроэкономических реалий и комплекса проблем устойчивого развития. В практике мировых интеграционных объединений и ЕАЭС в частности накоплен значительный опыт применения систем макроэкономических показателей с пороговыми значениями и процедурами реагирования на их нарушения. Критический разбор действующей системы макропоказателей в ЕЭАС позволил обосновать новое видение как состава показателей устойчивости экономического развития государств — членов ЕАЭС, так и оценочных критериев и пороговых значений.

Sustainability Metrics of the EAEU Economic Development: Problem of the “Core” of the Indicators and Thresholds System

 

Источники:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (ред. от 15 марта 2018 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/

2. Перечень мероприятий по реализации основных ориентиров государств — членов ЕАЭС на 2019–2020 годы [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: http://docs. cntd.ru/document/560952081.

3. О перечне мероприятий по реализации основных ориентиров государств — членов Евразийского экономического союза на 2019–2020 годы [Электронный ресурс] // Сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act /integr_i_makroec/dep_makroec_pol/monitoring/Documents/

Цифровой концепт выявления скрытых центров управления в рамках сложноструктурированных мультивалютных финансовых систем с большим количеством латентных связей между элементами

DOI: 10.33917/mic-4.93.2020.5-11

В статье рассматриваются проблемы цифрового мониторинга международных расчетов с кооперированной структурой рынков финансовых активов в рамках ЕАЭС как мультиагентных систем. Обосновано внедрение цифровой платформы с аналитическими сервисами для выявления кластерных валютно-финансовых интерпретаций наблюдаемых операций и выявления центров управления цепочками транзакций конкретных финансовых операторов. Предлагается построение вычислительно наблюдаемой базы (анализируемого информационного массива) электронных финансовых транзакций, позволяющей идентифицировать источники, посредников и бенефициаров перечисления (в том числе бюджетного) каждой денежной единицы в безналичной форме через любое количество счетов, служащих основой установления всех участников финансовой цепочки.

Источники:

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Махутов Н.А. Криптовалютная управленческая модель формирования единой электронной валюты ЕАЭС // Экономические стратегии. 2018. Т. 20. № 6 (156). С. 74-83.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Стратегические тренды конструируемой экономической реальности // Экономические стратегии. 2012. Т. 14. № 10 (108). С. 6-15.

3. Бауэр В.П., Ворожихин В.В., Райков А.Н., Смирнов В.В. Сможет ли криптовалюта обеспечить развитие цифровой экономики в России? // Информационное общество. 2017. № 4-5. С. 35-42.

4. Ковалевич Д.В. Перспективы развития единого финансового рынка ЕАЭС // Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 8 (86). С. 95-99.

5. Логинов Е.Л., Грабчак Е.П., Григорьев В.В., Райков А.Н., Шкута А.А. Управление экономикой России в условиях с предельно большой компонентой неопределенности развития чрезвычайных ситуации и критического недостатка информации // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2019. № 4. С. 104-110.

Формирование в рамках ЕАЭС цифровой модели повышения прозрачности и успешности обеспечения контроля движения активов между участниками товарных, финансовых и имущественных сделок

DOI: 10.33917/mic-2.91.2020.5-12

В статье рассматриваются проблемы формирования цифровой модели повышения прозрачности и успешности обеспечения контроля движения активов между участниками товарных, финансовых и имущественных сделок в рамках финансовой системы ЕАЭС. Предлагается обеспечить повышение наблюдаемости любых сегментов финансовой системы, которую можно цифровым образом структурировать путем электронной цифровой идентификации каждой денежной единицы в доступных для мониторинга пространствах движения товарных, финансовых и имущественных активов. Получаемые результаты анализа могут быть использованы для оптимизации операционной динамики электронных транзакций явных альянсов и неформальных картелей финансовых агентов в наблюдаемом пространстве цифровых форматов финансовых коммуникаций с учетом движения финансовых средств в различной форме и номинированных в различных валютах.

Источники:

1. Агеев А.И., Радина В.А. Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики //Экономические стратегии. 2019. Т. 21. № 3 (161). С. 44-56. 

2. Агеев А.И., Ворожихин В.В., Кузык Б.Н., Махутов Н.А., Побываев С.А. Проблемы развития торговой, клиринговой, расчетной и платежной систем, обеспечивающих оптимизационное взаимодействие российских финансовых институтов и хозяйствующих субъектов //Стратегические тренды трансформации социально-экономических систем в рамках цифровой экономики/Материалы международной научно-практической конференции. М.: ИПР РАН, 2018. С. 7-9.

3. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Махутов Н.А., Побываев С.А. Формирование системных механизмов защиты российских валютно-финансовых ресурсов в условиях спекулятивного манипулирования мировыми финансовыми рынками // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 7-2 (54). С. 8-11.

Пятилетие евразийской интеграции: статистический анализ основных экономических результатов

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.48-57

За пять лет после подписания Договора о Евразийском экономическом союзе накоплен опыт интеграции, выявлены ее плюсы и минусы, потенциал и препятствия на пути развития ЕАЭС. Точность оценок пятилетней динамики интеграции влияет на эффективность решений о ее дальнейшем развитии. Полная, достоверная, качественная статистическая оценка экономического состояния Союза является необходимой базой его успешной динамики на новом этапе

Источники:

1. Статистика ЕАЭС [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx.

2. UNCTAD [Сайт]. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_ChosenLang=en.

3. Международные сравнения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/incomparisons.

4. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Правовой портал ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017.

5. Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС [Электронный ресурс] // Правовой портал ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ruru/01420213/ms_10122018.

6. Эффективность аналитики как показатель зрелости государства [Электронный ресурс] // Общественная палата Российской Федерации. URL: https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsitem/51522.

7. Окно в Европу: как Китай запустил новый «Шелковый путь» в обход России [Электронный ресурс] // РБК. 2015. 15 декабря. URL: https://www.rbc.ru/politics/15/12/2015/56703a6d9a7947f88a89ae7d.

8. «Шелковый путь»: мимо Москвы в Лондон [Электронный ресурс] // Газета.ru. 2017. 30 октября. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/10/30/10962968.shtml.

 

Армения в рамках Евразийского экономического союза

DOI: 10.33917/es-7.165.2019.74-77

Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), подписанный 29 мая 2014 г., вступил в силу 1 января 2015 г. Цель союза — обеспечение условий для стабильного экономического развития государств-членов посредством роста жизненного уровня населения, всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик. Армения стала частью ЕАЭС 2 января 2015 г. В то же время важнейшими проблемами для всех стран остаются диверсификация национальной промышленности, низкие конкурентоспособность продукции большинства производителей и доля высокотехнологичной продукции в экспорте, практическое отсутствие торгового и инвестиционного сотрудничества между отдельными парами стран, степень доверия населения к интеграционной группировке. В статье рассматриваются вопросы, связанные с экономическим развитием Армении в рамках ЕАЭС, взаимной торговлей со странами — членами ЕАЭС, отношением населения к ЕАЭС; выявляются положительные и негативные стороны участия Армении в ЕАЭС, а также возможные пути усиления интеграции в рамках ЕАЭС

Источники:

1. Зиядуллаев Н. Евразийскому экономическому союзу нужны нестандартные подходы [Электронный ресурс] // Международная жизнь. URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=12057.

2. Евразийский экономический союз в цифрах. Краткий статистический сборник [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Brief_Statistics_Yearbook_2019.pdf.

3. Основные тенденции интеграционного развития Армении в 2018 г. [Электронный ресурс] // Евразийский банк развития. URL: https://eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/osnovnye-tendentsii-integratsionnogo-razvitiya-armenii-v-2018-g/

4. Интеграционный барометр ЕАБР (шестая волна измерений). Доклад № 46 [Электронный ресурс] // Евразийский банк развития. URL: https://eabr.org/upload/iblock/0dc/EDBCentre_2017_Report-46_EDB-Integration-Barometer_RUS_1.pdf.

5. Андронова И.В., Белова И.Н., Ганеева М.В., Мосейкин Ю.Н. Научно-техническое сотрудничество в рамках ЕАЭС как важнейший фактор лояльности населения стран-участниц к интеграционному объединению и его притягаельности для новых членов // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 117–130.

Криптовалютная управленческая модель формирования единой электронной валюты ЕАЭС

Номер 6. За высокую норму
Криптовалютная управленческая модель формирования единой электронной валюты ЕАЭС

В статье рассматривается возможность формирования (на основе криптовалютных принципов) единой электронной валюты ЕАЭС. На основе криптовалютного подхода — эмиссии электронной валюты — создается возможность решения проблем наращивания инвестиций, в том числе для преодоления ограниченных возможностей национальных финансовых институтов в отношении их конкуренции с финансовыми и банковскими группами — нерезидентами государств — членов ЕАЭС. Криптовалютная управленческая модель позволяет решить задачу реконфигурации объемов, структуры и условий эмиссии и оборота цифровых финансовых активов в рамках ЕАЭС как своего рода связанного пакета различных видов инвестиционных ресурсов с опорой на интегрированный контур регулирования криптовалют, майнинга и ICO (Initial Coin Offering, первичное размещение токенов) во взаимосвязи с экономической активностью и валютными курсами государств — членов ЕАЭС. Союзная финансовая система ЕАЭС по объему используемых финансовых ресурсов сможет противостоять рискам валютно-финансовых коллапсов вследствие манипулятивных игр и валютных атак международных спекулятивных групп.