Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «дизонтогенез»


Постпандемический синдром как социально-психологическая и экономическая деструкция

DOI: 10.33917/es-6.172.2020.94-103

В статье освещаются социально-психологические и экономические аспекты регуляции социума в период экстремального психосоциального события в формате пандемии как срежиссированного акта социального разобщения. Искусственный экстремум высветил главное: в государственных образованиях, нацеленных на удовлетворение только витальных потребностей человека, критически нарастают внутрисистемные противоречия, поскольку оптимальная регуляция социума связана с доминантой удовлетворения высших потребностей в творческом развитии человека. Технологии социального разобщения привели к патологическим психологическим последствиям — критическому распаду социальных связей. Это впервые возникшая в истории невозвратная экстремальная ситуация, выхода из которой в рамках старой модели регуляции социума не существует. Стало также очевидным, что пандемия-2020 не позволила снять накопившиеся кризисные финансовые противоречия, поскольку глобальный промышленный автономный контур продолжает работать исправно и стабильно обеспечивает витальные функции человеческой популяции.

Поскольку анонсирована вторая волна пандемического экстремума, индивиды, утратившие черты социальной субъектности, не могут интегрироваться для достижения социально-значимых результатов деятельности. Единственным выходом из кризисной ситуации является осознанный научно обоснованный переход к новой психосоциальной модели общества, уже запрограммированной новым универсальным аттрактором исторического процесса.

Источники:

1. Капица С.П. История десяти миллиардов [Электронный ресурс] // Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика». 2018. 28 сентября. URL: http://spkurdyumov.ru/biology/istoriyadesyati-milliardov/

Невидимый дизонтогенез поколений X, Y, Z (трансформация черт социальной субъектности)

DOI: 10.33917/es-3.169.2020.80-89

В статье анализируются причины популяционного дизонтогенеза — скрытого процесса утраты черт человеческой субъектности в последние десятилетия: деструкции психофизиологических и психосоциальных качеств личности, необходимых для нормальной деятельности социума. Нарушения, вызванные несформированностью структур мозга ребенка в период его социализации в семье и школе, малозаметны в состоянии комфорта, но проявляются при нормативных и особенно пиковых психофизиологических нагрузках: девиантными формами поведения, учебной неуспешностью, ухудшением состояния здоровья и утратой репродуктивных функций.

Закрепление дизонтогенеза в поколениях X, Y, Z происходит через международные образовательные стандарты, упрощающие учебные программы, снижающие дидактические требования до уровня, за которым патофеномены становятся малозаметны, но продолжают статистически накапливаться у нижней границы нормы. Компенсация нарушенных функций происходит за счет современных средств цифровой коммуникации — возникает неспецифическая «роевая» субъектность: эмоционально нестабильные, легко внушаемые представители поколений Y и Z становятся основной ресурсной базой экстремистских и террористических организаций.
Утрата в поколениях X, Y, Z базовых социальных функций целеполагания и контроля, эмпатии и пассионарности, упрощенное представление о реальности, увеличенная лабильность и сетевой конформизм, снижение либидо, перенаправление творческой энергии в виртуал — все это приводит к прекращению воспроизводства свойств социума как системного построения.

Источники:

1. Сундиев И.Ю., Фролов А.Б. Наука в период «переквантования реальности» и информационно-когнитивные механизмы социальной деструкции // Экономические стратегии. 2019. № 5. С. 70–81. DOI: 10.33917/es-5.163.2019.70-81.