Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «демографический кризис»


2024 год — Год семьи. Новые меры поддержки рождаемости в России

DOI: 10.33917/es-4.196.2024.114-123

В последние годы в России ведется активный поиск выхода из демографического кризиса. Своевременным ответом на внутренние демографические проблемы стал Указ Президента РФ В.В. Путина, согласно которому 2024 г. объявлен Годом семьи. Направление на популяризацию семейных ценностей говорит о том, что проблема становится все актуальнее, а эффективных рецептов ее решения на сегодня не найдено. Демографическая проблема в целом широко обсуждается в России, предпринимаются попытки переломить негативную тенденцию за счет различных экономических мер. Однако значительных успехов пока достигнуто не было. В связи с этим новые взгляды и подходы к решению этой проблемы являются крайне востребованными.

Источники:

1. Гончарова Н.П., Еремин А.А., Тарасова Е.В. К вопросу о методике оценки результативности демографической политики // Демографический потенциал стран ЕАЭС: VIII Уральский демографический форум. Т. II. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. С. 77–81.

2. Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/Z4OMjDg CaeohKWaA0psu6lCekd3hwx2m.pdf

3. Демография [Электронный ресурс]. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781

4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. федеральных законов от 24 ноября 1995 г. № 184-ФЗ, от 18 июня 1996 г. № 76- ФЗ, от 24 ноября 1996 г. № 130-ФЗ, от 30 декабря 1996 г. № 162- ФЗ, от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ, от 29 июля 1998 г. № 134-ФЗ, от 17 июля 1999 г. № 171-ФЗ, от 10 июля 2000 г. № 93-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 30 мая 2001 г. № 66-ФЗ, от 30 мая 2001 г. № 67-ФЗ, от 28 декабря 2001 г. № 181-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 116- ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. № 206-ФЗ) [Электронный ресурс]. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/laws/77

Проблемы регулирования населения России

DOI: 10.33917/es-4.190.2023.102-107

Поставлена проблема формирования государственных институтов, нацеленных на преодоление депопуляции населения России в условиях современного демографического кризиса. В качестве действенного инструмента формирования условий для реализации положений Социальной доктрины предложена модель информационных взаимодействий, которая формируется в виде Ситуационного центра. Показаны задачи Ситуационного центра как регулятора причинно-следственных связей между каждым из контролируемых объектов, определяющих формирование путей выхода из демографического кризиса. Дано авторское определение информации.

Источники:

1. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. М.: Книжный мир, 2018. 768 с.

2. Яковец Т.Ю. Государственное регулирование социодемографических процессов в России. М.: Проспект, 2019. 274 с.

3. Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. М.: ИСЭПН РАН, 2003. 392 с.

4. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Избранные творения / Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 598.

5. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т. 1. М., 1970. С. 265.

6. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Дух, душа, тело. Избранные творения / Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 563–664.

7. Яковец Т.Ю. Демографическое положение России. Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 76 с.

8. Яковец Т.Ю. О движущих силах общественного развития // Философия хозяйства. 2012. № 4. С. 25–30.

9. Сорокин Питирим А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. 351 с.

10. Яковец Т.Ю. Формирование виртуальной системы социокультурных ценностей как следствие развития культуры высоких технологий ХХ века // Актуальное обществоведение. Т. 2. Проблемы и параметры. М. — Кострома: Издание Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2001. С. 101–107.

О катастрофическом увеличении смертности и мерах по сбережению народа в России

DOI: https://doi.org/ 10.33917/es-5.179.2021.6-15

Как получилось, что в России в отличие от других стран при коронавирусной пандемии на рекордную величину возросла общая смертность и в наибольшей мере сократились доходы и потребление населения? Дело здесь в том, что кризис, возникший по причине коронавирусной пандемии, совершенно не похож на предшествующие кризисы. Он выдвигает на первый план дилемму: использовать ли силы и средства для недопущения экономического спада при меньших затратах на антикризисные мероприятия или сконцентрироваться на сохранении жизни людей при минимизации дополнительной смертности и поддержании реальных доходов населения? Каждая страна в зависимости от целевых установок, сложившихся условий и возможностей выбирает свою «золотую середину». Во многих случаях такой выбор не является до конца осознанным, так как не удается сколько-нибудь точно прогнозировать даже на ближайшую перспективу. Решения приходится принимать по ходу дела, ориентируясь на ситуацию и оценивая вероятность тех или иных событий, в том числе с учетом опыта других стран по борьбе с пандемией.

Источники:

1. Механизмы стимулирования сверхбыстрого роста: мировая практика / Под ред. проф. Я.М. Миркина. М.: Магистр, 2018. 480 c.

2. Финансовые рынки Евразии: устройство, динамика, будущее / Под ред. проф. Я.М. Миркина. М.: Магистр, 2017. 384 с.

О катастрофическом увеличении смертности и мерах по сбережению народа в России

DOI: https://doi.org/ 10.33917/es-5.179.2021.6-15

Как получилось, что в России в отличие от других стран при коронавирусной пандемии на рекордную величину возросла общая смертность и в наибольшей мере сократились доходы и потребление населения? Дело здесь в том, что кризис, возникший по причине коронавирусной пандемии, совершенно не похож на предшествующие кризисы. Он выдвигает на первый план дилемму: использовать ли силы и средства для недопущения экономического спада при меньших затратах на антикризисные мероприятия или сконцентрироваться на сохранении жизни людей при минимизации дополнительной смертности и поддержании реальных доходов населения? Каждая страна в зависимости от целевых установок, сложившихся условий и возможностей выбирает свою «золотую середину». Во многих случаях такой выбор не является до конца осознанным, так как не удается сколько-нибудь точно прогнозировать даже на ближайшую перспективу. Решения приходится принимать по ходу дела, ориентируясь на ситуацию и оценивая вероятность тех или иных событий, в том числе с учетом опыта других стран по борьбе с пандемией.

On Catastrophic Increase in Mortality and Measures to Save the People in Russia

О катастрофическом увеличении смертности и мерах по сбережению народа в России

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.6-13

Как получилось, что в России в отличие от других стран при коронавирусной пандемии на рекордную величину возросла общая смертность и в наибольшей мере сократились доходы и потребление населения? Дело здесь в том, что кризис, возникший по причине коронавирусной пандемии, совершенно не похож на предшествующие кризисы. Он выдвигает на первый план дилемму: использовать ли силы и средства для недопущения экономического спада при меньших затратах на антикризисные мероприятия или сконцентрироваться на сохранении жизни людей при минимизации дополнительной смертности и поддержании реальных доходов населения? Каждая страна в зависимости от целевых установок, сложившихся условий и возможностей выбирает свою «золотую середину». Во многих случаях такой выбор не является до конца осознанным, так как не удается сколько-нибудь точно прогнозировать даже на ближайшую перспективу. Решения приходится принимать по ходу дела, ориентируясь на ситуацию и оценивая вероятность тех или иных событий, в том числе с учетом опыта других стран по борьбе с пандемией.

Проблемы формирования пенсионных прав в условиях пенсионной реформы

DOI: 10.33917/es-6.172.2020.38-45

Пенсионное обеспечение нетрудоспособных граждан является одной из базовых функций современного социального государства, которая должна опираться, с одной стороны, на конституционно-правовые нормы, а с другой — на реальные организационно-управленческие механизмы и иметь ресурсно-экономическое обеспечение. В исследовании осуществлен анализ экономического механизма и особенностей формирования пенсионных прав застрахованных лиц в различных условиях занятости с учетом наличия в системе обязательного пенсионного страхования как распределительной, так и накопительной составляющих. По результатам исследования выработан комплекс мер по государственному регулированию макроэкономических и институциональных факторов в целях повышения эффективности формирования страховых пенсионных прав в пенсионной системе в условиях демографического старения населения.

Источники:

 

1. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/

2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/

3. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40344.

О системе целей и стратегии устойчивого развития Евразийского экономического союза

Номер 7. Петля гистерезиса
О системе целей и стратегии устойчивого развития Евразийского экономического союза

В научной статье на основе использования геоцивилизационной воспроизводственно-цикличной макромодели предложена система целей (дерево целей) устойчивого развития евразийской цивилизации и главные направления стратегии их достижения. На базе статистики Всемирного банка осуществлен анализ по пяти факторам (согласованным со структурой генотипа цивилизаций): социодемографический, агропродовольственный, энергоэкологический, научно-технологический и экономический.