Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «цифровые активы»


Цифровая трансформация национальной безопасности в контексте глобальных гибридных угроз

DOI: https://​doi.​org/​10.​33917/​es-​4.​178.​2021.​60-​69

Рас­смат­ри­ва­ет­ся из­ме­не­ние конъ­юнк­тур­но­го ин­дек­са «Эко­но­ми­че­ских стра­те­гий» (КИЭС) за пять ме­ся­цев 2021 г. Оце­ни­ва­ет­ся вклад по­ка­за­те­лей спро­са и пред­ло­же­ния в КИЭС. Про­во­дит­ся ана­лиз про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства

 

Ис­точ­ни­ки:

 

1. Ки­та­ни­на Т.М. Про­бле­ма мо­би­ли­за­ции про­мыш­лен­но­сти и по­зи­ция пред­при­ни­ма­те­лей в годы Пер­вой ми­ро­вой войны // Эко­но­ми­че­ская ис­то­рия. Обо­зре­ние / Под ред. Л.И. Бо­род­ки­на. Вып. 10. М.: Изд-во МГУ, 2005.

2. Фе­де­раль­ный закон от 26 фев­ра­ля 1997 г. № 31-ФЗ «О мо­би­ли­за­ци­он­ной под­го­тов­ке и мо­би­ли­за­ции в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» [Элек­трон­ный ре­сурс] // Кон­суль­тант. URL: http://​www.​consultant.​ru/​document/​cons_​doc_​LAW_​13454/

3. Во­ен­ное время // Во­ен­ный эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь: В 2 т. / Под ред. А.П. Гор­ки­на, В.А. Зо­ло­та­ре­ва, В.М. Ка­ре­ва и др. М.: Боль­шая Рос­сий­ская эн­цик­ло­пе­дия, РИПОЛ КЛАС­СИК, 2001. Т. 1. С. 305.

4. Marton P. Evolution in military affairs in the battlespace of Syria and Iraq // Corvinus Journal of International Affairs. 2018. Vol. 2. Iss. 2–3. P. 30–41.

5. Новая эра кон­флик­тов и на­си­лия [Элек­трон­ный ре­сурс] // UN75. URL: https://​www.​un.​org/​ru/​un75/​new-​era-​conflictand-​violence.

6. Алек­сей Фе­нен­ко. Ка­ки­ми будут войны бу­ду­ще­го? [Элек­трон­ный ре­сурс] // РСМД. 2017. 19 июля. URL: https://​rus​sian​coun​cil.​ru/​analytics-​and-​comments/​analytics/​kakimi-​budutvoyny-​budushchego/

7. Ев­ста­фьев Д.Г., Иль­ниц­кий А.М. Пять ги­по­тез о бу­ду­щем мире [Элек­трон­ный ре­сурс] // Меж­ду­на­род­ная жизнь. 2020. № 8. C. 14–23. URL: https://​int​eraf​fair​s.​ru/​jauthor/​material/​2380.

8. Ев­ста­фьев Д.Г., Иль­ниц­кий А.М. Гло­баль­ный кри­зис как «запал» гео­эко­но­ми­че­ских транс­фор­ма­ций: вы­зо­вы для Рос­сии [Элек­трон­ный ре­сурс] // Меж­ду­на­род­ная жизнь. 2019. № 12. C. 96–109. URL: https://​int​eraf​fair​s.​ru/​jauthor/​material/​2289.

9. Иль­ниц­кий А.М. Новая стра­те­гия сдер­жи­ва­ния Рос­сии // Крас­ная звез­да. 2020. 22 июня.

10. Ви­та­лий По­ля­ков. «Вла­сти знали о слу­чив­шем­ся»: по­че­му в си­ту­а­ции с раз­ли­вом топ­ли­ва в Но­риль­ске по­яви­лись несты­ков­ки [Элек­трон­ный ре­сурс] // ТВК6. 2020. 4 июня. URL: https://​tvk6.​ru/​pub​lica​tion​s/​news/​50604/

Тернистый путь, или Почему государство не должно «ждать» появления цифровых платформ

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.106-113

Эпоха циф­ро­вых пе­ре­мен ка­са­ет­ся всех. Под ло­зун­гом циф­ро­ви­за­ции го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны на­ча­ли ре­а­ли­за­цию на­ци­о­наль­ных про­ек­тов, по­ни­мая под этим в ос­нов­ном со­зда­ние ГИСов, ин­фра­струк­ту­ры и элек­трон­ных сер­ви­сов. Круп­ный биз­нес, чув­ствуя новые при­быль­ные воз­мож­но­сти, про­бу­ет себя в стро­и­тель­стве плат­форм и раз­ра­бот­ке новых тех­но­ло­гий, по­сте­пен­но за­пол­няя циф­ро­вое про­стран­ство и остав­ляя все мень­ше и мень­ше места для осу­ществ­ле­ния обя­зан­но­стей, за­креп­лен­ных за го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми Кон­сти­ту­ци­ей, в новых эко­но­ми­че­ских усло­ви­ях. При этом на­ли­цо уси­ле­ние экс­пан­сии «наших за­пад­ных парт­не­ров», осо­бен­но в от­рас­ле­вых на­прав­ле­ни­ях. И толь­ко малый и сред­ний биз­нес остал­ся в сто­роне от «цифры» — ни же­ла­ния, ни ка­пи­та­ла у этого сег­мен­та эко­но­ми­ки про­сто нет. Ра­бо­та го­сор­га­нов по ста­рым шаб­ло­нам, ожи­да­ние, что биз­нес при­ду­ма­ет и раз­ра­бо­та­ет все сам, а ми­ни­стер­ствам и ве­дом­ствам оста­нет­ся лишь вы­брать и по­ощ­рить «луч­шие кейсы», ге­не­ра­ция пре­зен­та­ций на фо­ру­мах вме­сто ре­аль­ных шагов ди­а­гно­сти­ру­ет рас­те­рян­ность наших «циф­ро­вых ли­де­ров», от­сут­ствие чет­ко­го ви­де­ния транс­фор­ма­ции су­ще­ству­ю­щих про­цес­сов и даль­ней­ше­го раз­ви­тия го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния в усло­ви­ях циф­ро­вой эко­но­ми­ки. Пред­ла­га­ем ва­ше­му вни­ма­нию ста­тью, ко­то­рая рас­кро­ет под­ход к со­зда­нию новой эко­но­ми­че­ской мо­де­ли управ­ле­ния — го­су­дар­ствен­ных циф­ро­вых плат­форм. Опи­сан­ные ре­ше­ния по­ка­за­ны ав­то­ра­ми на при­ме­ре транс­порт­но-ло­ги­сти­че­ско­го ком­плек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Ис­точ­ни­ки:

1. Аве­рья­нов М.А., Ев­ту­шен­ко С.Н., Ко­че­то­ва Е.Ю. Когда спа­да­ет циф­ро­вой ажи­о­таж: две стра­та­ге­мы для го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния // Эко­но­ми­че­ские стра­те­гии. 2019.

№ 2. С. 30–37.

2. Аве­рья­нов М.А., Ев­ту­шен­ко С.Н., Ко­че­то­ва Е.Ю. Го­су­дар­ство и эко­но­ми­ка: новые циф­ро­вые воз­мож­но­сти // Эко­но­ми­че­ские стра­те­гии. 2017. № 5. С. 106–112.

3. Циф­ро­вой эф­фект [Элек­трон­ный ре­сурс] // РБК. URL: https://​plus.​rbc.​ru/​news/​5d1​466b​47a8​aa93​b0e2​b365​f.

 

Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления

Номер 2. Ставка на прорыв
Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления

2018 г. не при­нес су­ще­ствен­но­го про­ры­ва в раз­ви­тии циф­ро­вой эко­но­ми­ки Рос­сии, ажи­о­таж за­ме­ща­ет­ся разо­ча­ро­ва­ни­ем. Циф­ро­вая транс­фор­ма­ция как про­цесс кар­ди­наль­ных пе­ре­мен по­сте­пен­но вы­тес­ня­ет­ся оциф­ров­кой или циф­ро­ви­за­ци­ей, то есть про­сто пе­ре­во­дом «всего» в циф­ро­вую форму. При этом вне зоны вни­ма­ния оста­ют­ся прак­ти­че­ские во­про­сы, ка­са­ю­щи­е­ся под­хо­дов го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов к ре­а­ли­за­ции пла­нов циф­ро­вой эко­но­ми­ки как в бли­жай­шее время, так и в пер­спек­ти­ве 5–10 лет. На пе­ред­ний план вы­хо­дит об­суж­де­ние пред­ста­ви­те­ля­ми вла­сти не про­цес­сов эф­фек­тив­ных из­ме­не­ний в эко­но­ми­ке, а уско­рен­но­го внед­ре­ния чужих циф­ро­вых тех­но­ло­гий или предо­став­ле­ния сер­ви­сов на циф­ро­вых плат­фор­мах. В дан­ной ста­тье пред­ла­га­ет­ся об­су­дить две стра­та­ге­мы, ко­то­рые поз­во­лят го­су­дар­ствен­ным ор­га­нам Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за­кре­пить ли­дер­скую по­зи­цию в про­цес­се циф­ро­вой транс­фор­ма­ции, не толь­ко ре­а­ли­зо­вав кон­троль­но-над­зор­ные функ­ции, но и предо­ста­вив ши­ро­кие эко­но­ми­че­ские воз­мож­но­сти круп­но­му, сред­не­му и ма­ло­му биз­не­су на ос­но­ве цифры.

Криптовалютная управленческая модель формирования единой электронной валюты ЕАЭС

Номер 6. За высокую норму
Криптовалютная управленческая модель формирования единой электронной валюты ЕАЭС

В ста­тье рас­смат­ри­ва­ет­ся воз­мож­ность фор­ми­ро­ва­ния (на ос­но­ве крип­то­ва­лют­ных прин­ци­пов) еди­ной элек­трон­ной ва­лю­ты ЕАЭС. На ос­но­ве крип­то­ва­лют­но­го под­хо­да — эмис­сии элек­трон­ной ва­лю­ты — со­зда­ет­ся воз­мож­ность ре­ше­ния про­блем на­ра­щи­ва­ния ин­ве­сти­ций, в том числе для пре­одо­ле­ния огра­ни­чен­ных воз­мож­но­стей на­ци­о­наль­ных фи­нан­со­вых ин­сти­ту­тов в от­но­ше­нии их кон­ку­рен­ции с фи­нан­со­вы­ми и бан­ков­ски­ми груп­па­ми — нере­зи­ден­та­ми го­су­дарств — чле­нов ЕАЭС. Крип­то­ва­лют­ная управ­лен­че­ская мо­дель поз­во­ля­ет ре­шить за­да­чу ре­кон­фи­гу­ра­ции объ­е­мов, струк­ту­ры и усло­вий эмис­сии и обо­ро­та циф­ро­вых фи­нан­со­вых ак­ти­вов в рам­ках ЕАЭС как сво­е­го рода свя­зан­но­го па­ке­та раз­лич­ных видов ин­ве­сти­ци­он­ных ре­сур­сов с опо­рой на ин­те­гри­ро­ван­ный кон­тур ре­гу­ли­ро­ва­ния крип­то­ва­лют, май­нин­га и ICO (Initial Coin Offering, пер­вич­ное раз­ме­ще­ние то­ке­нов) во вза­и­мо­свя­зи с эко­но­ми­че­ской ак­тив­но­стью и ва­лют­ны­ми кур­са­ми го­су­дарств — чле­нов ЕАЭС. Со­юз­ная фи­нан­со­вая си­сте­ма ЕАЭС по объ­е­му ис­поль­зу­е­мых фи­нан­со­вых ре­сур­сов смо­жет про­ти­во­сто­ять рис­кам ва­лют­но-фи­нан­со­вых кол­лап­сов вслед­ствие ма­ни­пу­ля­тив­ных игр и ва­лют­ных атак меж­ду­на­род­ных спе­ку­ля­тив­ных групп.

Государство и экономика: новые цифровые возможности

Номер 5. Цифровая ажиотация
Государство и экономика: новые цифровые возможности

Кри­зис­ные про­цес­сы в эко­но­ми­ке часто по­да­ют­ся как по­след­ствия воз­дей­ствия внеш­них фак­то­ров, а не как неэф­фек­тив­ных го­су­дар­ствен­ных ре­ше­ний. Ав­то­ры ста­тьи пред­ла­га­ют рас­смот­реть эко­но­ми­ку как слож­ную мно­го­фак­тор­ную си­сте­му, на ко­то­рую необ­хо­ди­мо вли­ять сред­ства­ми го­су­дар­ствен­но­го эко­но­ми­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. Гря­ду­щая циф­ро­вая транс­фор­ма­ция эко­но­ми­че­ских про­цес­сов и по­гру­же­ние всех эко­но­ми­че­ских субъ­ек­тов в циф­ро­вое про­стран­ство несут Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции как воз­мож­но­сти, так и угро­зы. Циф­ро­вые об­ра­зы субъ­ек­тов и циф­ро­вые следы их вза­и­мо­дей­ствий в ходе эко­но­ми­че­ских про­цес­сов на­чи­на­ют при­об­ре­тать цен­ность, ста­но­вясь циф­ро­вы­ми ак­ти­ва­ми. Ис­поль­зо­ва­ние плат­фор­мен­но­го под­хо­да в эко­но­ми­ке на го­су­дар­ствен­ном уровне, с одной сто­ро­ны, обес­пе­чит циф­ро­вой су­ве­ре­ни­тет стра­ны, а с дру­гой — поз­во­лит ис­поль­зо­вать циф­ро­вые ак­ти­вы как точ­ную и опе­ра­тив­ную ин­фор­ма­ци­он­ную базу для мо­де­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­че­ских про­цес­сов, что обес­пе­чит ка­че­ство и эф­фек­тив­ность го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния.

Цифровое общество: архитектура, принципы, видение

Номер 1. Долгоиграющий выбор
Цифровое общество: архитектура, принципы, видение

Мир ме­ня­ет­ся на наших гла­зах. По­до­спел пе­ре­ход к пя­то­му и ше­сто­му на­уч­но-тех­но­ло­ги­че­ским укла­дам, циф­ро­вые тех­но­ло­гии по­сте­пен­но ста­но­вят­ся неотъ­ем­ле­мой ча­стью каж­дой из сфер по­все­днев­ной жизни граж­дан и хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Это от­кры­ва­ет огром­ные воз­мож­но­сти по со­зда­нию новых и мо­дер­ни­за­ции су­ще­ству­ю­щих от­рас­лей, вы­со­ко­тех­но­ло­гич­но­му уров­ню вза­и­мо­дей­ствия об­ще­ства и го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов, по­вы­ше­нию кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти Рос­сии на ми­ро­вом рынке и в ко­неч­ном итоге со­хра­не­нию и упро­че­нию ин­фор­ма­ци­он­но­го су­ве­ре­ни­те­та Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства. Целью циф­ро­вой транс­фор­ма­ции может стать новый ва­ри­ант эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний (циф­ро­вая эко­но­ми­ка), новый уро­вень от­но­ше­ний между об­ще­ством и го­су­дар­ством (циф­ро­вое пра­ви­тель­ство), со­зда­ние вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной ин­фра­струк­ту­ры (циф­ро­вое про­стран­ство). Ду­ма­ет­ся, что наи­бо­лее важ­ной целью сле­ду­ю­ще­го этапа раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции могло бы стать со­зда­ние циф­ро­во­го об­ще­ства.

Загрузка...