Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «цифровые активы»


Цифровая трансформация национальной безопасности в контексте глобальных гибридных угроз

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.60-69

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за пять месяцев 2021 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Проводится анализ промышленного производства

 

Источники:

 

1. Китанина Т.М. Проблема мобилизации промышленности и позиция предпринимателей в годы Первой мировой войны // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И. Бородкина. Вып. 10. М.: Изд-во МГУ, 2005.

2. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13454/

3. Военное время // Военный энциклопедический словарь: В 2 т. / Под ред. А.П. Горкина, В.А. Золотарева, В.М. Карева и др. М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2001. Т. 1. С. 305.

4. Marton P. Evolution in military affairs in the battlespace of Syria and Iraq // Corvinus Journal of International Affairs. 2018. Vol. 2. Iss. 2–3. P. 30–41.

5. Новая эра конфликтов и насилия [Электронный ресурс] // UN75. URL: https://www.un.org/ru/un75/new-era-conflictand-violence.

6. Алексей Фененко. Какими будут войны будущего? [Электронный ресурс] // РСМД. 2017. 19 июля. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kakimi-budutvoyny-budushchego/

7. Евстафьев Д.Г., Ильницкий А.М. Пять гипотез о будущем мире [Электронный ресурс] // Международная жизнь. 2020. № 8. C. 14–23. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2380.

8. Евстафьев Д.Г., Ильницкий А.М. Глобальный кризис как «запал» геоэкономических трансформаций: вызовы для России [Электронный ресурс] // Международная жизнь. 2019. № 12. C. 96–109. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2289.

9. Ильницкий А.М. Новая стратегия сдерживания России // Красная звезда. 2020. 22 июня.

10. Виталий Поляков. «Власти знали о случившемся»: почему в ситуации с разливом топлива в Норильске появились нестыковки [Электронный ресурс] // ТВК6. 2020. 4 июня. URL: https://tvk6.ru/publications/news/50604/

Тернистый путь, или Почему государство не должно «ждать» появления цифровых платформ

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.106-113

Эпоха цифровых перемен касается всех. Под лозунгом цифровизации государственные органы начали реализацию национальных проектов, понимая под этим в основном создание ГИСов, инфраструктуры и электронных сервисов. Крупный бизнес, чувствуя новые прибыльные возможности, пробует себя в строительстве платформ и разработке новых технологий, постепенно заполняя цифровое пространство и оставляя все меньше и меньше места для осуществления обязанностей, закрепленных за государственными органами Конституцией, в новых экономических условиях. При этом налицо усиление экспансии «наших западных партнеров», особенно в отраслевых направлениях. И только малый и средний бизнес остался в стороне от «цифры» — ни желания, ни капитала у этого сегмента экономики просто нет. Работа госорганов по старым шаблонам, ожидание, что бизнес придумает и разработает все сам, а министерствам и ведомствам останется лишь выбрать и поощрить «лучшие кейсы», генерация презентаций на форумах вместо реальных шагов диагностирует растерянность наших «цифровых лидеров», отсутствие четкого видения трансформации существующих процессов и дальнейшего развития государственного управления в условиях цифровой экономики. Предлагаем вашему вниманию статью, которая раскроет подход к созданию новой экономической модели управления — государственных цифровых платформ. Описанные решения показаны авторами на примере транспортно-логистического комплекса Российской Федерации.

Источники:

1. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления // Экономические стратегии. 2019.

№ 2. С. 30–37.

2. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Государство и экономика: новые цифровые возможности // Экономические стратегии. 2017. № 5. С. 106–112.

3. Цифровой эффект [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://plus.rbc.ru/news/5d1466b47a8aa93b0e2b365f.

 

Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления

Номер 2. Ставка на прорыв
Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления

2018 г. не принес существенного прорыва в развитии цифровой экономики России, ажиотаж замещается разочарованием. Цифровая трансформация как процесс кардинальных перемен постепенно вытесняется оцифровкой или цифровизацией, то есть просто переводом «всего» в цифровую форму. При этом вне зоны внимания остаются практические вопросы, касающиеся подходов государственных органов к реализации планов цифровой экономики как в ближайшее время, так и в перспективе 5–10 лет. На передний план выходит обсуждение представителями власти не процессов эффективных изменений в экономике, а ускоренного внедрения чужих цифровых технологий или предоставления сервисов на цифровых платформах. В данной статье предлагается обсудить две стратагемы, которые позволят государственным органам Российской Федерации закрепить лидерскую позицию в процессе цифровой трансформации, не только реализовав контрольно-надзорные функции, но и предоставив широкие экономические возможности крупному, среднему и малому бизнесу на основе цифры.

Криптовалютная управленческая модель формирования единой электронной валюты ЕАЭС

Номер 6. За высокую норму
Криптовалютная управленческая модель формирования единой электронной валюты ЕАЭС

В статье рассматривается возможность формирования (на основе криптовалютных принципов) единой электронной валюты ЕАЭС. На основе криптовалютного подхода — эмиссии электронной валюты — создается возможность решения проблем наращивания инвестиций, в том числе для преодоления ограниченных возможностей национальных финансовых институтов в отношении их конкуренции с финансовыми и банковскими группами — нерезидентами государств — членов ЕАЭС. Криптовалютная управленческая модель позволяет решить задачу реконфигурации объемов, структуры и условий эмиссии и оборота цифровых финансовых активов в рамках ЕАЭС как своего рода связанного пакета различных видов инвестиционных ресурсов с опорой на интегрированный контур регулирования криптовалют, майнинга и ICO (Initial Coin Offering, первичное размещение токенов) во взаимосвязи с экономической активностью и валютными курсами государств — членов ЕАЭС. Союзная финансовая система ЕАЭС по объему используемых финансовых ресурсов сможет противостоять рискам валютно-финансовых коллапсов вследствие манипулятивных игр и валютных атак международных спекулятивных групп.

Государство и экономика: новые цифровые возможности

Номер 5. Цифровая ажиотация
Государство и экономика: новые цифровые возможности

Кризисные процессы в экономике часто подаются как последствия воздействия внешних факторов, а не как неэффективных государственных решений. Авторы статьи предлагают рассмотреть экономику как сложную многофакторную систему, на которую необходимо влиять средствами государственного экономического регулирования. Грядущая цифровая трансформация экономических процессов и погружение всех экономических субъектов в цифровое пространство несут Российской Федерации как возможности, так и угрозы. Цифровые образы субъектов и цифровые следы их взаимодействий в ходе экономических процессов начинают приобретать ценность, становясь цифровыми активами. Использование платформенного подхода в экономике на государственном уровне, с одной стороны, обеспечит цифровой суверенитет страны, а с другой — позволит использовать цифровые активы как точную и оперативную информационную базу для моделирования экономических процессов, что обеспечит качество и эффективность государственного регулирования.

Цифровое общество: архитектура, принципы, видение

Номер 1. Долгоиграющий выбор
Цифровое общество: архитектура, принципы, видение

Мир меняется на наших глазах. Подоспел переход к пятому и шестому научно-технологическим укладам, цифровые технологии постепенно становятся неотъемлемой частью каждой из сфер повседневной жизни граждан и хозяйствующих субъектов Российской Федерации. Это открывает огромные возможности по созданию новых и модернизации существующих отраслей, высокотехнологичному уровню взаимодействия общества и государственных органов, повышению конкурентоспособности России на мировом рынке и в конечном итоге сохранению и упрочению информационного суверенитета Российского государства. Целью цифровой трансформации может стать новый вариант экономических отношений (цифровая экономика), новый уровень отношений между обществом и государством (цифровое правительство), создание высокотехнологичной инфраструктуры (цифровое пространство). Думается, что наиболее важной целью следующего этапа развития Российской Федерации могло бы стать создание цифрового общества.