Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «цифровизация»


Инновационный кластер как институт развития инновационной экономики России

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.183.2022.64-69

Политика поддержки предложения, становящаяся все более актуальной в странах Европы и Америки ввиду перегретого спроса, является актуальной и для России. Вместе с тем активный рост информационных возможностей государства можно использовать для взаимной увязки целей социального и экономического развития при условии направленности на комплексное развитие инновационной среды и в том случае, когда оптимальным институтом выступает инновационный кластер. Во-первых, он формирует структуру инновационной отрасли с широким слоем малого и среднего бизнеса, снижая трансакционные издержки. Во-вторых, сочетание конкуренции и кооперации в кластере особенно выигрышно в инновационной культуре России, отличающейся самоценностью мастерства и инноваторского сообщества. В-третьих, кластер позволяет разрешить конфликт между цифровыми платформами и местной экономикой, используя преимущества цифровизации и локализации для взаимного удовлетворения интересов, способствующего росту общественного благосостояния.

Источники:

1. Обзор международной практики поддержки экономики и населения в условиях борьбы с пандемией коронавируса в Армении, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Казахстане, Китае, Нидерландах, США, Финляндии, Франции, Швеции, Южной Корее, Японии [Электронный ресурс] / Под ред. О.В. Синявской // Институт социальной политики НИУ ВШЭ. URL: https://isp.hse.ru/data/2020/04/29/1544579194/COVID-19_stimulus%20packages_countries260420.pdf.

2. Cochrane J.D. The Revenge of Supply [Электронный ресурс] // Project Syndicate. URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/supply-shortages-inflation-result-of-governmentpolicies-by-john-h-cochrane-2021-10.

3. Махалина О.М., Махалин В.Н. Своевременные и адекватные меры по поддержке экономики и населения России в период пандемии // Вестник РГГУ. (Серия «Экономика. Управление. Право»). 2021. № 1. С. 56–70.

Цифровизация процесса потребления электроэнергии в жилых домах Арктической зоны

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.75-84

В статье выявлены причины, негативно влияющие на экономическое состояние и развитие электроэнергетики в городах Мурманской области, и обоснована необходимость создания интеллектуальных систем управления потреблением электрической энергии населением на основе цифровизации процесса учета.  В частности, большие объемы требуемых энергетических ресурсов на территории Арктической зоны, их ограниченность и нерациональное потребление обусловили необходимость реализации проекта «Умный дом» в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика».  К основным результатам этого проекта относятся: сокращение уровня дебиторской задолженности населения за поставляемую электроэнергию, снижение затрат на снятие, прием и обработку показаний приборов индивидуального учета, повышение эффективности ввода ограничений для режимов потребления, повышение экономической эффективность деятельности отрасли; обеспечение безопасности проживания населения в жилых домах.

Источники:

1. О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 (ред. от 29.12.2020), Собрание законодательства РФ. 07.01.2013. №1. ст. 45.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации, Федеральный закон №522-ФЗ от 27 декабря 2018 г., Собрание законодательства РФ. 31.12.2018. №53 (часть I). ст. 8448

3. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru/72190282/

Цифровая трансформация в контексте социально-экономического развития регионов: проблемы и перспективы

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.65-74

В статье обозначена цель исследования, состоящая в определении наиболее актуальных проблем цифровой трансформации на региональном уровне. Представлено краткое описание стратегий цифровой трансформации нескольких субъектов РФ, различающихся по уровню социально-экономического развития. Проведен сравнительный анализ регионов по шести обязательным направлениям цифровизации. Сделан вывод о необходимости создания соответствующей инфраструктуры, включающей новые модели взаимодействия бизнеса, научных организаций, органов власти и, как следствие, формирование высокого уровня доверия населения к надежности и безопасности цифровой инфраструктуры.

Источники:

1. Воронина Е.В., Ушакова Е.В., Фугалевич Е.В. Цифровая трансформация деятельности органов власти региона как форма смягчения кризиса // Креативная экономика. 2022. Том 16.  № 1.  С. 37. doi: 10.18334/ce.16.1.114146.

2.  Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам.  М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. С. 37-38.

3. Печаткин В.В., Вильданова Л.М. Уровень цифровизации видов экономической деятельности как фактор их конкурентоспособности в условиях пандемии // Вопросы инновационной экономики.  2021.  Том 11.  № 1.  С. 48.

4. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. URL:  http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

5. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга: Расширенное заседание Президиума Совета по стратегическому развитию и проектной деятельности в Санкт-Петербурге, протокол № 6 от 25.08.2021 г. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/protokolrasshirennogozasedaniyasoveta25082021.pdf

Жилищно-строительная экосистема: технологический прорыв

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.72-85

В статье на основе проведенного методологического анализа и привлечения обширных эмпирических данных предложен оригинальный подход к разработке исходных позиций концепции формирования жилищно-строительных экосистем. Рассматриваются основные критерии оценки целесообразности использования новой организационной формы для осуществления планов достижения стратегических социально-экономических целей, стоящих перед страной, и реализации перспективной стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. В качестве ядра строительной экосистемы предложено избрать технологический инжиниринг. В статье сформулирован ряд практических рекомендаций

Источники:

1. Мы говорим о программе развития Сибирского региона на десятилетия [Электронный ресурс] // РБК. 2021. 6 сентября. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/09/06/6131fab69a79471a71a0b412.

2. Гришкин И.И. Понятие информации. М.: Наука, 1973. С. 12.

3. Ванисова Е. Трансформация науки в элемент маркетинга не безобидна // НГ-наука. 2021. 22 сентября.

4. Что такое экосистема // Профиль. 2021. № 48–49. 20 декабря. С. 48.

5. Цуцуми С. Пути перемен. М.: Прогресс, 1982. С. 97.

6. Прорабы перекройки [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2021. 16 декабря. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5130609.

7. Мысли-НеМысли [Электронный ресурс] // Telegram. 2021. 9 декабря. URL: https://telegram.me/mislinemisli/9912.

8. Если ты не умеешь быть девелопером, то становись подрядчиком [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2022. 12 января. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5157145?query=Щербина.

9. Путин: строительный комплекс станет локомотивом роста при восстановлении экономики [Электронный ресурс] // ТАСС. 2020. 16 апреля. URL: https://tass.ru/ekonomika/8261871.

10. Борисов Д. Другого качества стройка [Электронный ресурс] // Ведомости. 2022. 26 января. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2022/01/25/906386-drugogo-kachestva.

Антимонопольное регулирование: приоритеты в меняющемся мире

DOI: https://doi.org/10.33917/es.2.182.2022.32-38

В статье рассматриваются спровоцированные цифровизацией экономики изменения мировых рынков, которые повлекли за собой новые вызовы для антимонопольного регулирования. В этом контексте рассматриваются цифровые платформы и использование алгоритмических механизмов ценообразования хозяйствующими субъектами. Автор предлагает провести разграничение между различными видами платформ на платформы – «биржи» (или торговые площадки) и платформы – многосторонние рынки и проследить воздействие каждого из видов платформ на конкурентную среду. Также в статье рассматривается использование цифровых алгоритмов хозяйствующими субъектами как фактора формирования согласованного поведения и имплицитных антиконкурентных соглашений картельного типа между участниками рынка. В этом контексте оценивается соотношение человеческого фактора и автоматизированного ценообразования на основе алгоритмов с позиций их воздействия на устойчивость имплицитных антиконкурентных соглашений. Обе проблемы — платформы и алгоритмические ценообразование — рассматриваются с учетом глобального характера деятельности хозяйствующих субъектов. В этих условиях возможности реакции антимонопольных органов на их монополистические проявления на национальном уровне ограничены, как и ограничен национальный суверенитет перед лицом глобальных корпораций. В заключении отмечается необходимость новых форм противодействия монополизации на цифровых рынках

Источники:

1. ICN 2021 [Сайт]. URL: https://icn2021budapest.hu/site/#

2. Агеев А.И. Картина мира [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2019. № 4. С. 5. URL: /wpcontent/mag_archive/2019_04/ES2019-04-Slovo.pdf.

3. Howard A. Shelansky. Information, Innovation and Competition Policy for Internet // University of Pennsylvania Law Review. 2013. N 161. P. 1699–1701.

Методологические подходы к целям развития экономики России в условиях внедрения цифровизации

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.30-39

В статье приводится исследование совокупности национальных программ и федеральных проектов, оказывающих как непосредственное, так и косвенное влияние на формирование кадрового обеспечения национальной программы по созданию цифровой экономики Российской Федерации. Изучаются критерии реализации программ и проектов и динамика изменения их количественных значений. Особое внимание уделено степени применения основных методологических подходов – программно-целевого, комплексного, процессного, системного и ситуационного, как основы построения иерархии совокупности программ и проектов.

Источники:

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018). Собрание законодательства РФ, 14.05.2018. № 20. ст. 2817.

2. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642. Собрание законодательства РФ, 05.12.2016. № 49. ст. 6887.

3. О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 03.12.2019. Начало действия документа – 01.01.2020.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 30.11.2019). Собрание законодательства РФ, 01.01.2018. № 1 (часть II). ст. 375.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 30.11.2019). Собрание законодательства РФ, 05.05.2014. № 18 (часть II). ст. 2162.

Развитие системы стратегического управления в условиях цифровизации

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.20-33

Внедрение цифровых технологий оказывает существенное влияние на развитие всей системы государственного управления и ее важнейшего элемента — системы стратегического планирования. Современные цифровые интеллектуальные технологии и работа органов государственного управления на основе передовых достижений управленческой науки и единства методологических подходов позволяют поднять систему стратегического планирования на качественно новый уровень. Ключом к успеху является согласованное развитие как собственно системы государственного управления, так и общегосударственных информационно-управляющих систем. Авторами на основании анализа содержания деятельности по стратегическому управлению и используемой для этой деятельности информации сформулированы общие подходы к выбору информационных технологий для обеспечения выполнения этапов стратегического управления.

Источники:

1. Путин В.В. Заседание Совета Безопасности 27 сентября 2021 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66777.

2. Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402915816/

3. Кудряшова Е.В. Информационные технологии для стратегического планирования в России: этапы развития и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 36–40.

4. Андреева З.К., Барышников П.Ю., Журенков Д.А. и др. Стратегическое целеполагание в ситуационных центрах развития / Под ред. В.Е. Лепского, А.Н. Райкова. М.: КогитоЦентр, 2018. 320 с.

5. Купряшин Г.Л., Шрамм А.Е. О принципах датацентризма, сетецентризма и командноцентризма в контексте информатизации государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. 76. 2019. Октябрь.

Цифровизация: социология и право, концепция и практика социализации

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.6-19

Статья детально освещает недолгую историю российской и мировой цифровизации, сосредотачиваясь на выявленных проблемах и первоочередных задачах, без решения которых невозможно успешное построение и дальнейшее эффективное функционирование цифрового общества во всех его аспектах. В теоретическом разделе статьи сформулированы важные  тентенции и положения относительно исследуемой темы, показано, что распространение цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности человека свидетельствует о наступлении активной фазы перехода человеческой цивилизации от индустриальной к электронно-цифровой стадии развития с соответствующей ей социальной реальностью. Выявление посредством анализа процесса цифровизации вектора линейного развития человеческой цивилизации на основе создания системы индикативного планирования позволило автору сделать когнитивный вывод о приближении долгожданного перехода к целенаправленному научному управлению обществом и государством человеческой историей. Как явствует из названия статьи, доминирующим направлением в обеспечении успешного решения многочисленных задач и проблем цифровизации является правовое обеспечение и всемерная социализация этого процесса. Российский истеблишмент в полной мере осознает необходимость разработки правовых норм, которые способны успешно предотвращать и купировать возможные угрозы для цифрового государства. В первую очередь это касается утечки данных — как связанных с функционированием государства, так и корпоративных и персональных данных отдельных граждан. Но предлагаемые проекты разного рода правовых актов не дают достаточного понимания того, каким образом будут обеспечиваться эти защитные, желательно превентивные, меры — как на глобальном, мировом, так и на региональном, национальном уровне. Цифровизация открывает перед обществом колоссальные возможности быстрого экономического и социального подъема. Развитие информационно-коммуникационных технологий запускает беспрецедентный рост производительности, создает новые формы организации труда, обеспечивает условия для интенсивной торговли товарами и услугами, открывает практически неограниченные возможности для образования, общения представителей различных обществ и культур, социальной активности и сетевой организации. При этом проблемы цифровизации столь сложны, что решить их сугубо правоприменительной практикой без усиления морально-нравственного воспитания населения не представляется возможным. Эффективно противостоять новой глобальной коммуникационной среде, в которой появились возможности действовать предельно аморально и в то же время практически анонимно и безнаказанно, возможно лишь усилиями по-настоящему ответственных граждан, пользователей новых цифровых технологий, прежде всего — Интернета. Во внутригосударственном и международном правовом оформлении «цифрового пространства» придется действовать постепенно, но максимально жестко, обращая особое внимание на его морально-нравственный аспект и создание особых барьеров именно для моральных нарушений.

Цифровизация как драйвер развития нефтегазовых компаний в современных условиях

DOI: 10.33917/mic-5.100.2021.74-79

В статье приведено обоснование целесообразности внедрения цифровых технологий в нефтегазовую отрасль в современных условиях деятельности, переживающей в данный момент период ужесточения конкуренции в следствии падения цен на нефть, усложнения условий производства геологоразведочных работ и добычи нефти, развития «зеленой» энергетики. Наблюдается тенденция снижения спроса на нефть и нефтепродукты, что заставляет нефтегазовые предприятия снижать издержки и повышать эффективность добычи нефти, чтобы выдержать давление конкурентов. Для этих целей многие нефтегазовые предприятия проводят цифровизацию бизнес-процессов. В качестве ее преимуществ рассматриваются снижение затрат на разведку и добычу нефти, а в качестве барьеров – неразвитая инфраструктура, нехватка высококвалифицированных кадров и киберугрозы.

Источники:

1. Балашова А. Д., Большакова О.И. Влияние цифровизации бизнеса на коэффициент извлечения нефти и повышения эффективности деятельности нефтегазовых компаний // Вестник университета. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovizatsii-biznesa-na-koeffitsient-izvlecheniya-nefti-i-povyshenie-effektivnosti-deyatelnosti-neftegazovyh-kompaniy

2. Салимьянова И.Г., Зинчик Н.С., Погорельцев А.С., Степаненко Д.А., Трейман М.Г., Цыганков И.С. Инновационное развитие предприятий в условиях цифровой трансформации экономики: монография под общей редакцией д-ра экон. наук, проф. А.Г. Бездудной. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. 166 с.

3. Юриков А. С. International agricultural journal 1/2021 перспективы и тенденции развития нефтегазового бизнеса в условиях современного кризиса. 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-i-tendentsii-razvitiya-neftegazovogo-biznesa-v-usloviyah-sovremennogo-krizisa

4. Цифровая революция: как будет меняться нефтегазовая промышленность? URL: https://oilcapital.ru/article/general/05-12-2017/tsif

Характеристика деятельности корейских ТНК в современных условиях развития

DOI: 10.33917/mic-2.97.2021.47-54

В статье анализируются особенности развития ключевых игроков экономики Южной Кореи – чеболей, которые стали лидерами по производству наукоемкой продукции и превратились в транснациональные корпорации, которым принадлежит существенная доля мирового рынка. Исследованы и определены ключевые стратегические линии современного этапа функционирования Samsung, Hyundai, LG и POSCO, а также влияние пандемии на их ключевые показатели. 

Источники:

 

1.        Беляева И.Ю., Харчилава Х.П., Никишова М.И. Тенденции развития корпоративного управления в цифровой эпохе //В книге: Управление бизнесом в цифровой экономике. Сборник тезисов выступлений. Под общей редакцией И.А. Аренкова, М.К. Ценжарик. 2019. С. 375-377.

2.        Genesis и Kia выпустят в 2021 году по электрокроссоверу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://auto.rambler.ru/navigator/45573264/?utm_content=auto_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylinkhttps://auto.rambler.ru/navigator/45573264-genesis-i-kia-vypustyat-v-2021-godu-po-elektrokrossoveru/ (дата обращения: 15.01.2021).

3.        Истомин В.А., Климова И.И., Братарчук Т.В. О современном значении государственного сектора экономики // Экономика сельского хозяйства России. 2020. № 8. С. 16-20.

4.        Мировой рынок смартфонов вернулся к росту. Состав лидеров сменился [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.cnews.ru/news/top/2021-01-05_globalnyj_rynok_smartfonov (дата обращения: 15.01.2021).

5.        Металлургический бюллетень [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.metalbulletin.ru (дата обращения: 18.01.2021).

6.        Подоба З., Титова А. Чеболь как основа экспортно ориентированной экономики Республики Корея [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32606227_73234231.pdf (дата обращения: 15.01.2021).

7.        POSCO увеличит производство водорода до 5 млн тонн к 2050 году. Данные Металлургического бюллетеня от 16.12.2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.metalbulletin.ru/news/black/10155203/ (дата обращения: 15.01.2021).