Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «бизнес»


Имидж–консалтинг в различных отраслях экономики и сферах деятельности

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.15-28

Рассмотрен имидж-консалтинг в различных отраслях экономики и сферах деятельности в современных социально-экономических условиях.  Показано, что объем российского рынка управленческого консалтинга, по разным экспертным оценкам, в 2021 г. составлял порядка 50–60 млрд руб., к концу 2022 г. он сократился практически вдвое. Одна из главных проблем российского рынка управленческого консалтинга на конец 2023 г. – потеря квалифицированных кадров и практически полное разрушение системы их воспроизводства. Российский рынок управленческого консалтинга на конец 2023 г. претерпел значительные структурные трансформации: изменились имена и количество ключевых игроков, ценовая политика и приоритеты клиентов.

Проанализированы состояние и перспективы развития разных субъектов консалтинговых услуг в России на примере трех успешных отраслевых кейсов имидж-консалтинга из различных отраслей и сфер деятельности: ПАО «Сбербанк», сотового оператора связи «Билайн» и предприятия из сферы общепита – кофейни «Зернышко». Показано что, главной проблемой для рассмотренных организаций является выбор имидж-консультанта, даны рекомендации по решению этой проблемы.

Источники:

1. Абрамова П.В., Ищенко И.Г. Консалтинг как инструмент повышения инвестиционной привлекательности франчайзинговых проектов. В сборнике: Актуальные вопросы управления. Под редакцией С.В. Тактаровой, Г.Н. Тугускиной, 2020. С. 26-30.

2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. Прогресс, 2018.

3. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов. ИНФРА-М, 2020.

4. Алешникова В.И. Новые реалии международного и российского рынка управленческого консалтинга. В книге: Маркетинг и инфраструктурные проекты. Монография. Москва, 2023. С. 190-199.

Принципы корпоративной этики менеджеров промышленных и сервисных предприятий

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.64-71

В статье рассмотрены принципы (кодекса) корпоративной этики менеджеров промышленных и сервисных предприятий в современных социально-экономических условиях. В значительной части современных компаний применяются так называемые корпоративные кодексы, то есть правила и убеждения, которых придерживаются все члены фирмы. Правила, разработанные в таких кодексах, повышают эффективность организации, способствуют первичному формированию репутации фирмы, обозначают базовые правила в отношениях с конкурентами и потребителями, а также формируют корпоративный дух работников компании. Рассмотрены отраслевые примеры из российской экономики, на примере ПАО «Сбербанк» или ПАО «МТС», а также из европейских и американских секторов экономики на примере крупнейшего итальянского молочного концерна «Parmalat» и американского энергогиганта «Enron». Среди особых принципов менеджмента на промышленных и сервисных предприятиях, было выделено пять следующих принципов: опора на факты, принцип обязательного упоминания цены, недопустимость использования образов, порочащих конкурентов, принцип полного информирования о товаре, а также отсутствие серьезных отличий между рекламируемым образом товара и его реальной сущностью, доступной потребителям.

Источники:

1. Алябьева Е.М. Теоретико-методические аспекты корпоративной культуры организации // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2016. № 10. С. 49-52.

2. Алябьева Е. М. Типология корпоративных культур организации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2015. № 3 (41). С. 145-149.

3. Атанасова А.А. Формирование корпоративной социальной ответственности в ивенткомпании // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 6-1 (51). С. 57-60.

Социальная ответственность бизнеса и создание ценности

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.57-62

Внимание академического сообщества, правительств и корпораций привлечено к необходимости уменьшения вредного воздействия бизнеса на окружающую среду, решению социальных вопросов, совершенствованию корпоративного руководства. Концепция и диапазон социальной ответственности бизнеса расширились из-за влияния коронавирусной инфекции (COVID-19).  В статье рассматриваются вопросы социальной ответственности бизнеса и создания ценности в долгосрочной перспективе.

Источники:

1. Porter M. E., Kramer M.R. Creating Shared Value,Harvard Business Review, January-February 2011.  pp. 62-77.

2. Porter M. E., Kramer M.R. Strategy & Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility, Harvard Business Review, December 2006. pp. 78-92.

3. Pyatanova V.I., Pyatanov I.A. Responsible finance: application and challenges for society, governments and corporations. Upravlenie. 2020. № 8 (1). pp. 57-62.

4. Зачем российские компании вкладывают миллионы в корпоративную социальную ответственность. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/416541-zachem-rossiyskie-kompanii-vkladyvayut-milliony-v-korporativnuyu-socialnuyu

5. Кто стал самой «зеленой» компанией России – июньский рейтинг RAEX. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/5fe4a0e89a79477bdd9c79c1

6. International <IR>framework. January 2021. URL: https://integratedreporting.org/wp-content/uploads/2021/01/InternationalIntegratedReportingFramework.pdf

Социальная ответственность, конкурентоспособность компании и создание ценности

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.63-70

Многие компании продолжают рассматривать создание ценности слишком односторонне, стремясь максимизировать краткосрочные финансовые результаты, и игнорируя влияние более широкого набора факторов, которые определяют долгосрочную конкурентоспособность. Признание потребности в новой парадигме конкурентоспособности, опирающейся на комплексный подход, с учетом финансовых и нефинансовых целей, уже есть среди стратегических мыслителей и успешных бизнес-лидеров, на практике появляются многообещающие элементы новой модели. Пока для многих компаний вопросы социальной ответственности остаются факультативными, не обязательными к включению в стратегическую повестку дня. Усилия в этом направлении остаются на периферии, а не в центре внимания менеджеров. В статье рассматривается взаимосвязь между социальной ответственностью, конкурентоспособностью компании и созданием ценности.

Источники:

1. Пятанова В.И. Стратегия и конкурентное преимущество компании. Монография. Москва: Хлебпродинформ, 2011. 140 с.

2. Porter M. E., Kramer M.R. Creating Shared Value //Harvard Business Review, January-February 2011.  pp. 62-77.

3. Porter M. E., Kramer M.R. Strategy & Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility //Harvard Business Review, December 2006.  pp. 78-92.

4. Pyatanova V.I., Pyatanov I.A. Responsible finance: application and challenges for society, governments and corporations (2020) //Upravlenie, 8 (1), pp. 57-62.

5. How millennials are driving the rise of conscious capitalism. Bank Australia: Coming clean.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.theguardian.com/bank-australia-clean-money/2019/feb/20/how-millennials-are-driving-the-rise-of-conscious-capitalism (дата обращения: 15.06.2021).

6. 2018 Deloitte Millennial Survey. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www2.deloitte.com/tr/en/pages/about-deloitte/articles/millennialsurvey-2018.html (дата обращения: 15.06.2021).

7. The Global Competitiveness Report. How Countries Are Performing on the Road to Recovery. Special Edition 2020. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2020.pdf  (дата обращения: 15.06.2021).

О начале формирования системной экономики

Номер 7. Бум форсайтов
О начале формирования системной экономики

Авторы предлагают новую идею построения экономической теории как более системной и обоснованной. Экономику авторы делят на пять уровней: наноэкономика, микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика и мегаэкономика. Наноэкономика рассматривается как экономика интеллектуального капитала, интеллектуальной собственности и инноваций. Наноэкономика является системообразующим началом для всех остальных экономик, вытекающих по смыслу и содержанию из нее. Отмечается растущая роль правового фактора в современной экономической теории и практике, в частности роль интеллектуального права.

Трансфер успеха

Номер 6. Обаяние недосягаемых вершин
Трансфер успеха

У каждого человека есть свои планы, задумки, мечты. Чтобы достигнуть желаемых результатов, необходимо системно, шаг за шагом, идти к решению поставленных задач. Владение технологиями преобразования задумок в четко сформулированные цели и их реализация помогут на непростом пути повышения личной эффективности. Книга Т.М. Кудешовой и С.Г. Кудешовой «Эффективные будни. „Низкий старт“ к высоким достижениям» позволит постепенно изучить весь набор секретов, необходимых для реализации личных планов независимо от того, к какой сфере жизни они относятся: семья, карьера, спорт, путешествия, творчество, образование — книга подойдет для каждой из них.

Экология и рыночная экономика

Номер 8. Охота на учёных
Экология и рыночная экономика

В настоящее время человечество озабочено двумя важнейшими проблемами: национальной безопасностью и экономическим развитием. Экологическая угроза при этом представляется более отдаленной и поэтому менее опасной. В решении проблемы экономического развития приоритетная роль отводится рыночной экономике. В статье отмечается существование принципиального различия в целевых задачах бизнеса и экологии: развитие рыночной экономики и бизнеса не отвечает требованиям рационального природопользования и экологии и приводит к дальнейшей деградации природной среды. В связи с этим существует опасение — если общество будет развиваться только на принципах рыночной экономики, то само ускорит приход глобальной экологической катастрофы.

Из истории взаимодействия государства и бизнеса. Меркантилизм и его разновидности в Западной Европе и России

Номер 2. Ноева каста
Из истории взаимодействия государства и бизнеса. Меркантилизм и его разновидности в Западной Европе и России

В связи с усилением влияния государства в экономике во всем мире, особенно в 2010-х годах, мы начинаем публикацию серии лекций, посвященных взаимодействию государства и бизнеса. Рассматривается участие государства в хозяйственной жизни отдельных стран и за пределами национальных границ, взаимоотношения государства с частным капиталом в условиях становления и последующей интернационализации рыночной экономики. В мире вновь получает распространение термин «государственный капитализм». Это во многом связано с увеличением числа компаний с государственным участием среди ведущих транснациональных корпораций, особенно из развивающихся экономик. Курс лекций касается истории взаимодействия государства и бизнеса и предназначен для студентов и аспирантов, изучающих историю экономической мысли и экономической политики. Он может быть также полезен для всех интересующихся эволюцией роли государства в одной из ключевых сфер его влияния — хозяйственной.

Элита

Номер 9. Сохраняя человечность
Элита

Власть элиты и ее интересы затрагивают каждого человека. В эпоху глобализации это незаметно. Влияние незаметно, но существует, и хорошо работает косвенная методика. Тогда надо поставить вопрос о возможностях. Когда ситуация спутана, многосубъектна и зашумлена информационным фоном, говорить об интересах и выгоде — обрекать себя на распутывание гордиева узла. Понять возможности куда легче. Отбросим сомнения — любые возможности будут использованы элитой обязательно. Так что такое элита?

Бизнес в согласии с православным мировоззрением – недостижимая иллюзия или реальная перспектива?

Номер 1. Смена гегемона
Бизнес в согласии с православным мировоззрением – недостижимая иллюзия или реальная перспектива?

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей систем управления и корпоративных культур в компаниях, стремящихся строить свой бизнес в согласии с православными ценностями. Предложен анализ ключевых положений православного вероучения в контексте задач построения системы управления компанией. Продемонстрировано решающее значение личной позиции руководителя в формировании корпоративной культуры, способной удерживать бизнес-структуру в рамках нравственных установок Русской православной церкви.