Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Академия наук»


Экспертиза решений в системе государственного управления

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.80-91

Целью исследования выступает анализ экспертной деятельности в Российской Федерации и формулирование основных рекомендаций по развертыванию системы государственной экспертизы. Методологию исследования составляет сопоставительный, ретроспективный анализ, метод таксономии проблем управления и решения слабо структурированных задач. Применение обозначенной методологии позволило прийти к основному результату, сводимому к тому, что в России экспертная деятельность на государственном уровне имеет значительные ограничения по многим причинам, что снижает эффективность аналитического управления. Это составляет условие провала многих программ и доктрин, а именно стратегических документов по развитию до 2024 г., а также блокирует формирование новой модели экономического роста на уровне проводимой государственной политики вот уже с десяток лет. Кроме того, непродуманные реформы образования, науки, административной сферы также подтверждают наличие значительных пробелов в области аналитического государственного управления. Преодоление перечисленных проблем видится в развертывании системы государственной экспертизы на базе соответствующего федерального закона при лидирующей роли Российской академии наук, поскольку экспертиза предполагает поисковую, научную деятельность, проведение многофакторного анализа и осуществление прогнозных оценок. По результатам анализа, в том числе проектов разработанного в Академии наук Положения о сопровождении экспертной деятельности в органах исполнительной власти России, предлагается отказаться от общественного статуса экспертных советов, а также изменить подходы в области рекомендаций и рассмотрения самих экспертиз. Также предлагается скорректировать некоторые правила голосования по экспертизе и уровень ответственности экспертов за их заключения, включая и ответственность органов власти относительно рассмотрения экспертных заключений. Тем самым предлагается развернуть масштабную работу по формированию системы государственной экспертизы, функционирующей во всех звеньях управления, и выделить на это бюджетные ресурсы.

Стратегия Несмеянова. К 300-летию Российской академии наук

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.176.2021.52-61

Александр Николаевич Несмеянов, один из самых недооцененных президентов Академии наук, был крупным оригинально мыслящим ученым, открывшим миру элементоорганическую химию как самостоятельную науку, а позже и искусственную пищу, к которой мир обращается вновь спустя несколько десятилетий. Эти вехи его биографии хорошо известны научной общественности, так же как и руководство МГУ в период строительства нового комплекса на Ленинских горах, создание ИНЭОС и ВИНИТИ. Меньше известен такой этап его биографии, как 10 лет президентства в АН СССР. Именно на этом посту проявился его огромный талант организатора современной системы управления наукой страны, важнейшую роль в которой играла Академия наук. Многие мысли и деяния А.Н. Несмеянова особенно актуальны сегодня.

 

Источники:

1. Несмеянов А.Н. На качелях ХХ века. 2-е изд., доп. М.: Москвоведение, 2018. 480 с.

2. АРАН. Ф. 1647. Оп. 1. Д. 98. Л. 1–4 [Электронный ресурс] // Архивы Российской академии наук. URL: http://www.ras.ru/presidents/bf77fab0-c0bf-435f-ae54-afaad6a560d4.aspx?hidetoc=0.

3. Арцимович Л.А. Физик нашего времени: заметки о науке и ее месте в обществе // Новый мир. 1967. № 1. С. 190.

4. Несмеянов А.Н. Некоторые проблемы советской науки // Техника — молодежи. 1955. № 1. С. 5–9.

5. АРАН. Р. IX. Оп. 4. Д. 8. Л. 1, 2, 4, 5, 16 [Электронный ресурс] // Архивы Российской академии наук. URL: http://www.arran.ru/?q=ru/exposition6_4.

6. Хрущев С.Н. Никита Хрущев: реформатор. М.: Вече, 2016. С. 282–288.