Архив журнала «Экономические стратегии».
Все статьи, находящиеся в свободном доступе
DOI: 10.33917/es-2.168.2020.142-151
Спустя несколько месяцев после нападения фашистской Германии на СССР, в тяжелейших условиях военного времени, в конце 1941 г. военная промышленность Советского Союза начала выпускать такое количество военной техники, которое в дальнейшем обеспечивало не только восполнение потерь, но и улучшение технического оснащения Вооруженных сил Красной армии. Успешное производство военной техники во время Второй мировой войны было одним из главных факторов в победе над фашизмом. Одной из неосвещенных страниц деятельности Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) является перемещение и эвакуация огромного количества предприятий и людей на восток, за Урал, которые попали в зону оккупации немецкими войсками в начале войны летом 1941 г. Все это делалось по планам, разработанным при непосредственном участии НКВД, объединявшем до начала и во время войны ведомства, которые сегодня называются МВД, ФСБ, СВР, Росгвардия, МЧС, ФАПСИ и несколько более мелких. И все эти структуры НКВД во время войны возглавлял Лаврентий Павлович Берия
Источники:
1. Куманев Г.А. Беспрецедентная в мировой истории эвакуация. Глава 12: В кн.: Рассекреченные страницы истории Второй мировой войны. М.: Вече, 2012. 2. Чадаев Я.Е. Транспорт на службе фронта и тыла. Глава VIII: В кн.: Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). М.: Мысль, 1985. 3. Шишкин И.С. Безупречный пакт // Завтра. 2019. № 31 (1338). 4. Тарасов В.П. Пакт о ненападении почти на два года помог отсрочить войну против СССР // РИА Новости. 2019. 27 августа. 5. Гланц Д. Советское военное чудо 1941–1943. Возрождение Красной Армии. М.: Яуза, ЭСКМО, 2008. 6. Малевич И.С. Пакт о срыве блицкрига // Военно-промышленный курьер. 2019. 13–19 августа. 7. Попов А.Ю. Диверсанты Сталина. Спецназ НКВД в тылу врага. М.: ЭКСМО, 2013. |
DOI: 10.33917/es-1.167.2020.5
Слово главного редактора
DOI: 10.33917/es-1.167.2020.6-17
Во второй части статьи на примере региональных стратегий Владимирской, Костромской, Иркутской областей России, Забайкальского края и Санкт-Петербурга, а также региональных стратегий для Кызылординской и Акмолинской областей Казахстана автором рассматривается уровень социального развития региона и оценивается его целевая направленность на повышение благосостояния своего населения. Делается вывод, что сохранение здоровья населения, особенно детей и трудоспособных граждан, является высшей целью в области повышения благосостояния
DOI: 10.33917/es-1.167.2020.18-23
22–24 февраля 2019 г. в пос. Куликовка Пермского края на базе Пермской научно-производственной приборостроительной компании была проведена стратегическая сессия по формированию кластера «Фотоника». В качестве базового концепта для сессии был выбран концепт полного технологического пакета. В качестве формата проведения — формат «Стратегическое экспертное сообщество Усть-Качка (УК)», позиционируемое рядом экспертов как фабрика мысли нового поколения. Экспертный пул включал ведущих специалистов ПНППК, обеспечивающих работу территориального инновационного и промышленного кластера «Фотоника», представителей головных российских научных учреждений по направлению «Фотоника», представителей федеральных органов власти, ответственных за формирование отраслевой и кластерной политики в РФ, корпоративного и банковского сообщества (ВЭБ), а также экспертов-синтетиков (системщиков УК).
Источники:
1. Стратегическое экспертное сообщество Усть-Качка – 2018 // Экономические стратегии. 2018. № 7. С. 46–73.
|
Белорусская атомная электростанция у города Островец Гродненской области возводится с учетом новых стандартов, продиктованных как глобальными мировыми изменениями в требованиях к безопасности, так и развитием технологий. О завершающем этапе масштабного российско-белорусского строительства в интервью журналу «ЭС» рассказал Виталий Олегович Полянин, вице президент — директор проекта по сооружению Белорусской АЭС АО ИК «АСЭ» (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»)
DOI: 10.33917/es-1.167.2020.28-35
Глобальные вызовы как ядро процессов глобализации и формирования нового миропорядка задают направление и ритм трансформационных процессов во всех странах. В статье рассматривается комплекс взаимосвязанных глобальных вызовов, их ретроспективная динамика и траектории будущего. Особое внимание уделяется месту России в глобальных трансформациях. Выявлено, что благодаря мерам, принятым на всех уровнях управления, в отношении многих вызовов сформировалась положительная динамика, но прогресс развертывается за счет экологии и безопасности. Критическим для России является фундаментальное отставание по затратам на науку; при таком разрыве мы не сможем обеспечить оборонную, экономическую и технологическую безопасность и сформируем для себя будущее на далекой периферии мирового прогресса
Источники:
1. State of the future. Washington DC: Millennium project, 2018. 2. Гапоненко Н.В. Глобальные вызовы в исследованиях будущего и стратегических решениях в условиях глобализации 3.0 // Системы и управление. 2019. № 3. 3. Brown O. Migration and climate change. IOM Migration research series. Рaper N 31, 2008. 4. World Urbanization Prospects. UN Department of Economic and Social Affairs, 2018. 5. Гапоненко Н.В. Форсайт экономики, основанной на знаниях: в поисках траектории // Экономические стратегии. 2018. № 4. С. 6–11. 6. Гапоненко Н.В. Форсайт: теория, методология, опыт. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 238 с.
|
DOI: 10.33917/es-1.167.2020.36-41
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. В данной статье анализируется динамика и структура внешней торговли России со странами ЕС в период с 2011 по 2018 г. Следует подчеркнуть, что внешние вызовы не экономического, а политического характера привели к срыву интеграционного взаимодействия между Российской Федерацией и ЕС, в том числе в сфере торговли, что обусловливает актуальность данного исследования
Источники:
1. Артемова Е. И., Петрова А.Ю. Развитие торговых отношений России и стран ЕС в условиях геополитической нестабильности // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 112. 2. Trade map [Сайт]. URL: https://www.trademap.org/ 3. UN Comtrade Database [Сайт]. URL: https://comtrade.un.org/data/ 4. TOP-5 Partners in International Trade in Goods [Электронный ресурс] // Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-goods/visualisations. 5. Литвинова М. Вопреки санкциям: в ЕС сообщили о восстановлении торговли с Россией [Электронный ресурс] // Russia Today. 2017. 16 декабря. URL: https://russian.rt.com/world/article/461023-torgovlya-mezhdu-rossiei-i-es-vopreki-sankciyam. 6. Даниэль Г., Федерика М. Влияние санкций и контрсанкций на торговые потоки ЕС — Россия [Электронный ресурс] // CEPS Commentary. 2016. 5 июля. URL: https://www.ceps.eu/ceps-publications/effects-sanctions-and-countersanctions-eu-russian-trade-flows/
|
DOI: 10.33917/es-1.167.2020.42-47
В настоящей статье мы рассмотрим сущность торговых представительств за рубежом и их роль в участии российских экспортеров в цепочках создания стоимости. Для этого предлагаем ролевую модель функционирования российских торговых представительств, а также проведем анализ функционирования российских торговых представительств в отдельных странах ЕС в парадигме цепочек создания стоимости и предложим меры по повышению эффективности торговых представительств в отдельных странах ЕС. В рамках анализа мы использовали аналитические справки состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности, подготовленные торгпредствами, а также аналитические материалы, полученные от торговых представительств Российской Федерации за рубежом
Источники:
1. Шохин А.Н. Взаимодействие российского бизнеса и дипломатии в интересах модернизации страны // Международная жизнь. 2010. № 8. С. 31–35. 2. Ершов Д.С. О концепции формирования нового облика торговых представительств Российской Федерации // Государственный аудит. Право. Экономика. 2015. № 1. С. 74–80. 3. Петросян А.Д. Реорганизация торговых представительств России в условиях либерализации внешнеэкономических отношений // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: экономические науки. 2012. № 3. С. 17–23. 4. Шлямин В.А. Торгпредство — эффективный инструмент экономической дипломатии // Дипломатическая служба. 2014. № 1. С. 18–29. 5. Турланов Д.А. Торговые представительства за рубежом: российский и иностранный опыт // Московский журнал международного права. 2016. № 2. С. 122–137. 6. Приходько С.В. Стимулирование экспортной деятельности в зарубежных странах и практика поддержки экспорта в России. М.: Институт экономики переходного периода, 2007. 7. Аналитическая справка торгпредства России в ФРГ «Обзор экономики ФРГ за 2017 год» [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/de/ 8. Аналитическая справка торгпредства России в Испании «Обзор экономики Испании за 2017 год» [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/es/ 9. Аналитическая справка торгпредства России в Финляндии «Обзор экономики Финляндии за 2017 год» [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/fi/ 10. Аналитическая справка торгпредства России в Словакии «Обзор экономики Словакии за 2017 год» [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/fi/
|
DOI: 10.33917/es-1.167.2020.48-52
В статье анализируются последствия повышения ставок ФРС для экономик развивающихся стран. Показано, что даже незначительные изменения данного показателя существенно влияют не только на направление мировых финансовых потоков, но и на перспективы роста развивающихся стран. Поэтому необходимо учитывать влияние рыночных ожиданий относительно направления движения процентной ставки ФРС США при формулировании монетарной политики, использовании средств валютного контроля и разработке предложений для принятия макроэкономических решений
Источники:
1. World Development Report’2018. International Bank for Reconstruction and Development. New York: The World Bank, 2018. P. 4. 2. Federal Funds and Interest on Reserves [Электронный ресурс] // New York: Federal Reserve Bank of New York. 2015. URL: https://www.newyorkfed.org/aboutthefed/fedpoint/fed15.html. 3. Bowman D., Londono J., Sapriza H. U.S. Unconventional Monetary Policy and Transmission to Emerging Market Economies // Board of Governors of the Federal Reserve System International Finance Discussion Papers. 2014. June. N 1109. P. 1. 4. Emerging Economies and the Monetary Tightening Path in the United States // Department of Economic and Social Affairs. 2017. July. P. 2. 5. Institute of international finance [Сайт]. URL: https://www.iif.com/Home/Sign-In?returnUrl=/research/data. 6. World Bank Open Data [Электронный ресурс] // Всемирный банк. URL: https://data.worldbank.org/ 7. Chui M., Kuruc E., Turner Ph. A new dimension to currency mismatches in the emerging markets: nonfinancial companies // BIS Working Papers. 2016. March. N 550. P. 5. 8. World Economic Situation and Prospects 2018 // United Nations Department of Economic and Social Affairs. 2018. July. P. 79. 9. Eichengreen B., Poonam G. Managing Sudden Stops: Policy Research Working Paper 7639 // World Bank. 2016. April. P. 7. 10. Brandão-Marques L., Gelos G., Ichiue H., Hiroko O. Changes in the Global Investor Base and the Stability of Portfolio Flows to Emerging Markets // IMF Working Paper. 2015. April. WP/15/277. P. 3. 11. Rey H. Dilemma not Trilemma: The Global Financial Cycle and the Monetary Policy Independence // NBER Working Paper 21162. 2017. May. P. 3.
|
DOI: 10.33917/es-1.167.2020.53-63
В данной статье представлены теоретические основы государственного финансового контроля и аудита. Определены понятие и сущность государственного финансового контроля и аудита, выявлены виды и формы финансового контроля, рассмотрено нормативно-правовое регулирование стратегического аудита
Источники:
1. Ендовицкая Е.В., Колесникова Е.Ю., Тулинова Е.И. Финансовый контроль и аудит: Учеб. пособие. Воронеж: ВГУИТ, 2013. 132 с. 2. Лагутин И.Б. Региональный финансовый контроль как форма финансового контроля (финансово-правовые основы) // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 2. С. 122–129. 3. Саунин А.Н. О понятийном аппарате государственного финансового контроля // Финансы и кредит. 2014. № 13. С. 78–86. 4. Ялбуганов А.А. Государственный финансовый контроль: современное правовое регулирование. М., 2014. 126 с. 5. Павлов П.В. Финансовое право: Учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2013. 302 с. 6. Трубников В.М. Становление финансового контроля в России // Финансовое право. 2013. № 7. С. 42–45. 7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/12182695/ 8. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ (ред. от 29 мая 2019 г.) «О Счетной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/70353474/ 9. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г.) «О парламентском контроле» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/70372950/ 10. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 8 января 2020 г.) [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/70353464/ 11. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019 г.) [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/12112604/ 12. Беляев В.П. Контрольная и надзорная юридическая деятельность: к вопросу о разграничении понятий // Право и политика. 2014. № 2. С. 248–255. 13. Беляев В.П. Контроль как форма юридической ответственности и гарантия законности // Закон. 2012. № 6. С. 17–26. 14. Козырин А.Н. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Реформы и право. 2014. № 1. С. 75–81. 15. Лапина М.А. Понятие и виды финансового контроля // Юридический мир. 2012. № 4. С. 28–31. 16. Колесников Ю.А. Государственный аудит эффективности бюджетных расходов: правовое регулирование и способы совершенствования // Административное и муниципальное право. 2015. № 6. С. 548–553. 17. Ильин А.Ю., Котов В.В., Моисеенко М.А. Механизм правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля: Монография. М.: Проспект, 2015. 96 с. 18. Каратонов М.Е. «Насущные» проблемы развития и повышения эффективности государственного финансового контроля // Финансовое право. 2006. № 11. С. 101–109. 19. Козырин А.Н. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Реформы и право. 2014. № 1. С. 75–81. 20. Шишов А.В. К вопросу о региональном и муниципальном финансовом контроле в РФ // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 12. С. 169–172. 21. Налоговое право: Учеб. / Под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой. М.: Проспект, 2015. 376 с. 22. Рябова Е.В. Государственный аудит: возможность закрепления данного понятия в российском законодательстве // Юридический мир. 2013. № 2. С. 13–16.
|