Желая лучшего

Номер 3. Эпицентр тяжести

Начальник Управления имущественных отношений компании «Лукойл» Михаил Голубев весьма критически оценивает качество оценочных услуг в России. Он считает, что такая оценка не может использоваться для управления стоимостью и быть эффективным инструментом развития экономики. Если ситуация не улучшится, то крупным компаниям придется создавать собственные оценочные подразделения.

Михаил ГОЛУБЕВ
Желая лучшего

"Экономические стратегии", №3-2004, стр. 86-87

Михаил Павлович Голубев, начальник Управления имущественных отношений компании "Лукойл", член Академии международного бизнеса, член правления Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков, более десяти лет работал в области консалтинга. Он руководил проектами по разработке концепции развития бизнеса, совершенствованию таких холдингов, как "КОМИТЭК", "АГД", отдельных функциональных и региональных блоков компаний "СУАЛ", "ОНАКО", "ТНК", а также машиностроительного холдинга "МК ЛУЧ" (включая заводы "ВМЗ", "Смычка") и других. В спектр его компетенции входит широкий круг вопросов по реструктуризации, разработке инвестиционных стратегий, бизнес-диагностике, оценке бизнеса.
О развитии оценочной деятельности в России с Михаилом Павловичем беседует менеджер по рекламе и PR журнала "Экономические стратегии" Олеся Ткаченко.

Каково, на Ваш взгляд, современное состояние рынка оценочных услуг в России?

Что имеется в виду: спрос или предложение на услуги оценки? Если речь идет о спросе, то можно выделить два главных аспекта: либо оценка нужна для прикрытия сделки, либо ее используют в качестве критерия уровня менеджмента или эффективности финансовых вложений. И то и другое имеет место. Однако разные оценочные компании удовлетворяют эти потребности на разном уровне. В большинстве случаев проводится формальная оценка стоимости в упрощенном варианте. При этом оценщики практически не вникают в бизнес-схемы, не оценивают влияние изменения бизнес-среды и многое другое. Такие результаты не годятся для оценки стоимости бизнеса. Да и качество отчетов по оценке в большинстве своем оставляет желать лучшего. Не секрет, что оценщики, как правило, делают то, о чем их просят клиенты, которым оценка нужна, например, для того, чтобы прикрыться от налоговой инспекции, легализовать сделки и при этом уменьшить или увеличить стоимость.

Вы нарисовали безрадостную картину …

Пожалуй. Но еще печальнее то, что оценщики "разучились" правильно оценивать. Стремясь снизить цены на свои услуги, они упрощают методы и привлекают недостаточно квалифицированный персонал. Анализ сотен отчетов показывает: зачастую они допускают серьезные ошибки из-за того, что не понимают сути оцениваемого бизнеса. Приводит к неверным результатам неадекватная оценка бизнес-модели и стратегического потенциала, неправильный подбор методик (например, выбор статических методов для развивающихся компаний). Часто оценивается текущая, а не будущая загрузка предприятия; восстановительная стоимость оценивается по имеющимся "основным фондам", несмотря на то, что их загрузка никогда не будет обеспечена даже на 30%; неправильно выбираются показатели дисконтирования, скидки на неликвидность и так далее. Еще хуже дело обстоит с мультипликаторами. Мало кто использует и модель эластичности рынка при рассмотрении строительства регионального бизнеса. Этот перечень можно продолжать.

К оформлению отчета оценщики часто подходят формально, используют данные, скачанные в Интернете и не отражающие реальной ситуации. Их задача – сдать отчет, а не провести полноценный анализ. В результате отчеты, как будто соответствующие международным стандартам, на самом деле никуда не годятся. А ведь формат отчета известен: описание предприятия должно включать в себя бизнес-модель, которая впоследствии моделируется, роль дочерних обществ в бизнесе, тенденции развития, региональный анализ. Здесь же описывается проектная история, опыт менеджеров и тому подобное. Именно эта информация используется для определения показателей "бета". Отраслевой анализ должен содержать анализ сегмента бизнеса в регионе, где работает "объект" оценки. Из этих данных и формируется расчетная модель, соответствующие корректировки дисконтов, мультипликаторов и так далее. Чем больше различных методов используется в процессе оценки, тем меньше вероятность получить смещенную оценку. Оценщики уже забыли, что требование использования нескольких методов вытекает из теории статоценок, а не является прихотью разработчиков стандартов!

Неправильно оценивают и малые пакеты акций. Если речь идет о небольшом пакете, привлекательном для какого-нибудь регионального собственника, уже владеющего значительным пакетом, его можно оценить по обычным методикам. В противном случае пакет должен оцениваться не "через скидки от базовой цены", а, например, с использованием дивидендного метода.
Оценку реальной стоимости бизнеса следует проводить с учетом "подсистем и надсистем", жизненного цикла оборудования, морального старения продукции, сроков амортизации и необходимого обновления. Японцы, например, очень четко прослеживают тенденции стоимости отдельных видов оборудования. Должна учитываться также ликвидационная стоимость, возможные затраты на ликвидацию последствий разработок и прочее. Огромное количество ошибок связано с выбором бизнес-линий и их прогноза. Как определить, какие бизнес-объекты оценивать и как? Ведь есть объекты, которые формально входят в данное юридическое лицо, а на самом деле заняты в другом бизнесе, например, сдаются в аренду. Поэтому надо учитывать несколько бизнес-линий, моделировать их, определять тенденции развития каждой из них, а не просто брать все основные фонды.

Знаете, на чем зарабатывает MacDonald’s? По данным Всемирного банка, в одном из регионов за пять лет прирост рыночной стоимости их офисов принес примерно такую же прибыль, как продажа фаст фуда. В оценке важно учитывать ликвидационную стоимость, которая, как правило, никем не оценивается. У компании MacDonald’s ликвидационная стоимость очень высока, но высока и ее ликвидность. Другой пример: в свое время некоторые компьютерные фирмы, практически не имеющие основных фондов, были проданы за 5-15 миллионов долларов. Фактически это стоимость бизнеса, в том числе устойчивых рыночных связей. Закрыть такой бизнес или поменять его дислокацию несложно, ликвидационная стоимость у них практически нулевая.

Приобретая бизнес, покупатель задумывается, насколько легко он сможет в случае чего из него выйти. И этот фактор также сказывается на стоимости. Конечно, чтобы учесть все, о чем я здесь говорил, требуется квалификация высокого уровня.

Поскольку в большинстве отчетов оценка не отражает реальной ситуации, она не может использоваться для управления стоимостью и быть эффективным инструментом развития экономики. В этой связи либо в самое ближайшее время появятся высокопрофессиональные оценщики, либо крупным компаниям придется создавать собственные оценочные подразделения.

Тем не менее "Лукойл" пользуется услугами отечественных оценочных компаний. Как же вы выходите из ситуации?
Наша компания заинтересована в объективной оценке стоимости приобретаемых или продаваемых активов. Поэтому мы решили предпринять определенные действия, которые позволили бы снизить риск получения "плохих" отчетов – их тотальная проверка крайне трудоемка и не гарантирует выявления всех ошибок. С этой целью мы на конкурсной основе отобрали оценочные компании, а затем провели семинары с их руководителями, где разобрали типовые ошибки и свои требования к качеству оценки. Эти меры позволили уменьшить количество проблем, но не исключить их. В настоящее время мы планируем с помощью "Ассоциации российских магистров оценки" ("АРМО") организовать еще один семинар и на нем разобрать типичные ошибки. В ближайшее время будем привлекать независимых экспертов, таких как "АРМО", может быть, "Российское общество оценщиков". Однако боюсь, что и у них не так много специалистов, которые бы соответствовали нашим требованиям и умели неформально подходить к работе.
Мы предполагаем также лишать аккредитации компании, не выполняющие требований по качеству. Что же касается использования процедур оценки для управления стоимостью, то мои обращения к РОО и РКО не нашли отклика. Видимо, нам придется делать это самим.

 

Следить за новостями ИНЭС: