Зарубежные школы MBA и традиции российского образования
Статья представляет собой обзор зарубежных бизнес-школ с элементами их рейтинга
Владимир Правоторов
Зарубежные школы МВА и традиции российского образования
"Экономические стратегии", №04-2008, стр. 118-121
Правоторов Владимир Владимирович — шеф-редактор компании Begin Group. |
Исследования, проведенные GMAC, говорят о том, что количество образовательных бизнес-программ в мире довольно быстро растет. В 2007 г. появилась 641 новая программа, в то время как в 1997 г. – только 74. Всего же за последние 10 лет было введено почти 4 тыс. новых бизнес-программ.
Трудно поверить, что в конце 1990-х гг. даже самые оптимистичные прогнозы развития мирового рынка МВА не сулили ничего хорошего. Вместе со стагнацией экономик развитых стран падал набор в ведущих бизнес-школах мира, а их профессора не могли договориться относительно того, куда должно двигаться бизнес-образование.
Однако сегодня рынок МВА снова на подъеме – как в развитых странах, так и в развивающихся.
Бизнес-образование на Западе
Классическим бизнес-образованием считается степень МВА, полученная в американском университете. Обычно это программа full-time, рассчитанная на два года. Пожалуй, это наиболее дорогой вариант, однако широко распространена точка зрения, что только такой курс может называться настоящим MBA. Кроме того, двухлетнее обучение на американских программах предусматривает летнюю стажировку, что помогает приобрести опыт профессиональной деятельности и найти постоянную работу в дальнейшем. Бизнес-школы довольно активно помогают студентам в организации стажировок и в целом в процессе поиска работы, но стоит сразу оговориться – все это ориентировано именно на работу в США. Из иностранных компаний в кампусах можно найти лишь крупные транснациональные корпорации. Кстати, все чаще российским слушателям американских программ удается найти стажировку на лето в российских подразделениях крупных западных компаний.
В последнее время в американских школах имеет место некоторое уменьшение интереса со стороны абитуриентов – в основном из других стран. Причина этого – как растущая привлекательность европейского бизнес-образования, так и сложности в получении студенческой визы в США. В этой связи некоторые американские школы сократили количество мест.
Плюсы европейского бизнес-образования становятся все более явными, особенно на фоне проблем, переживаемых заокеанскими учебными заведениями. Одно из неоспоримых преимуществ европейских бизнес-школ – гибкие образовательные программы. Обучение в большинстве из них длится год. Хоть оно и более насыщенно, чем двухгодичное, но, несомненно, намного привлекательнее для тех, кто не хочет терять два года карьеры. Процедура поступления в европейские школы также более гибкая, в то время как основная масса американских школ жестко ограничивают сроки подачи заявлений. Документы подаются не позднее начала весны, а иногда и января текущего года. Большинство европейских бизнес-школ, включая самые престижные, используют систему "непрерывных сроков" приема (rolling deadline). Приемные комиссии готовы рассматривать заявки студентов вплоть до середины лета.
Кроме того, обучение в Европе примерно в два раза дешевле американского. Общие затраты в европейских школах обычно не превышают 60 тыс. долл. (за исключением программ Executive MBA). Это меньше расходов слушателей многих американских школ за год.
Но, пожалуй, главное, на что сегодня обращают внимание потенциальные студенты бизнес-школ, – это разнообразный состав слушателей, а также широкие возможности для знакомства с культурой разных стран мира. Этим, в отличие от ведущих европейских бизнес-школ, таких как, например, INSEAD, IMD, London Business School, IESE и др., не могут похвастаться американские программы MBA. Примерно половина студентов европейских школ – иностранцы.
Кроме того, в последнее время между европейскими школами обострилась конкуренция, что заставило их проявлять максимальную гибкость в построении учебных программ. Они открывают, к примеру, кампусы в азиатских и восточноевропейских странах и заключают партнерские соглашения с американскими бизнес-школами. Европейский союз продолжает расширяться, его влияние на континенте растет, а школы, где на одном курсе учатся представители 50 и более национальностей, становятся все более популярными среди работодателей.
В 2004 г. впервые за все время существования международных рейтингов программ MBA 15 школ из Азиатско-Тихоокеанского региона оказались среди 100 лучших программ, потеснив западные учебные заведения. Сегодня же сразу три школы из Китая и Индии попали в топ-20 лучших школ (по версии Financial Times, см. табл. 1).
Азия нынче переживает бум популярности бизнес-образования (особенно программ Executive MBA). Например, в Тайване, где численность населения составляет 23 млн человек, действуют целых 36 бизнес-школ! Среди них как совместные с европейскими и американскими образовательными учреждениями программы, так и собственно национальные бизнес-школы Тайваня, Сингапура, Южной Кореи, Китая, Индии, Филиппин и Японии. Одна из самых главных проблем китайских и корейских бизнес-школ – языковой барьер и квалификация преподавателей. Пока далеко не все школы могут предложить обучение на английском языке, а преподаватели знакомы в основном только с местным рынком.
Значительно выше языковой уровень профессуры в австралийских, индийских, филиппинских, таиландских и сингапурских бизнес-школах. До недавнего времени основным препятствием для иностранных студентов было отсутствие обучения на английском языке на японских программах МВА. Сегодня же в этой стране есть девять университетов, в которых преподавание ведется на английском языке. Содержание японских программ МВА во многом повторяет содержание традиционных американских, но акцент делается на вычислительном анализе, статистике, финансах, бухгалтерском учете, маркетинге, лидерстве, организационном поведении, а также стратегическом управлении.
Еще одно преимущество азиатских учебных программ – это, конечно, невысокая цена по сравнению с американскими. Средняя стоимость года обучения здесь составляет примерно 25 тыс. долл.
Сегодня бизнес-образованием в Азии активно интересуются и россияне. Согласно опросу, проведенному компанией Begin Group, 10% потенциальных российских студентов западных MBA рассматривают программу МВА в азиатском регионе как один из вариантов обучения. В последние годы представители большинства бизнес-школ мира убеждаются в том, что кандидаты особо ценят программы, на которых учатся слушатели со всего мира, а занятия проводятся на разных континентах. Все это говорит о глобализации бизнес-образования. Сегодня этот фактор имеет большое значение – такое же, как качество учебного процесса и квалификация преподавателей, местоположение и сотрудничество с крупнейшими работодателями.
Учебные заведения открывают филиалы в других странах или создают альянсы с коллегами за рубежом.
Один из недавних примеров – стратегическое партнерство французской бизнес-школы HEC и бизнес-школы Esade в Испании. Это соглашение даст студентам обеих школ возможность учиться попеременно во Франции и Испании, а также участвовать в совместных международных программах школ-партнеров в других странах. Выпускники обеих школ получат двойной диплом. Кроме того, соглашение предусматривает сотрудничество на уровне преподавательской и исследовательской деятельности, а также в вопросах трудоустройства выпускников.
Как уже было сказано, в американских бизнес-школах учится меньше студентов из других стран мира. По данным EMBA Council, лишь 14% слушателей программ Executive MBA в США являются гражданами других государств. В то же время за пределами США среди слушателей программ EMBA доля иностранцев составляет почти половину – 47%. Вместе с тем 35% программ EMBA проводится исключительно вне США. Например, декан французской школы INSEAD Габриэль Хававини считает, что его школа "уникальна в смысле культурного разнообразия слушателей и преподавательского состава". Эти слова не пустой звук: около 900 слушателей приехали из 67 стран на программу MBA и из 22 стран – на Executive MBA.
В европейских и особенно американских школах все чаще начинают задумываться об изменении образовательных программ с целью усиления международной составляющей обучения. Эта задача подчас решается благодаря партнерским отношениям между бизнес-школами. Все чаще можно слышать об открытии совместных программ европейских и американских или европейских и азиатских учебных заведений.
Ежегодно в Северной Америке и Европе появляется в среднем пять новых программ ЕМВА. Как правило, все современные программы EMBA изначально предусматривают международный компонент.
В новой программе бизнес-школы Said при Oxford University, например, участвуют представители Японии, Америки и Узбекистана.
Одной из первых совместных инициатив стало открытие в Барселоне филиала американской бизнес-школы Chicago Graduate School of Business в 1994 г. За последние двенадцать лет эксперты Chicago GSB подготовили здесь более 800 лидеров современного бизнеса из Европы, Африки и Центральной Азии.
В 2005 г. школа перенесла кампус из Барселоны в Лондон, программа стартовала 1 августа. Лондон становится бизнес-столицей мира, о чем говорят представители многих программ МВА. Тем временем сама London Business School успешно сотрудничает с американской Columbia University (Нью-Йорк). Пожалуй, наиболее масштабной и известной европейско-азиатской совместной инициативой является программа INSEAD в Сингапуре. Сейчас кампус школы в этой стране рассчитан на 500 студентов, а примерно через год планируется увеличить его размер вдвое. Некоторые совместные программы действуют также в Китае, Южной Корее, Японии и на Тайване.
По данным исследования Financial Times, высшие оценки кандидаты присуждают тем программам, в которых сочетается разнообразие мест проведения занятий и многонациональный состав слушателей. Как заметил один из выпускников совместной программы школ Purdue, Tias, CEU и Gisma, "одно из главных преимуществ программы заключается в том, что ее слушатели – руководители со всего мира, которые привносят в обучение определенный колорит. Именно благодаря ему Вы понимаете культурные различия разных стран мира". Кстати, программа Gisma Business School уникальна в своем роде. Она длится всего 11 месяцев, три из которых отводятся на выполнение консалтингового проекта. Обучение проводится совместно с Purdue University (Krannert Business School), все преподаватели представляют именно это учебное заведение. Выпускники программы получают диплом американской бизнес-школы.
Европейские и американские бизнес-школы все чаще обращают внимание и на Восточную Европу, особенно в свете присоединения к Европейскому союзу новых стран. Например, чешская бизнес-школа СМС и американская Thunderbird Graduate School of International Management открыли совместную программу Executive MBA. Ее первые слушатели – 20 руководителей высшего звена из восьми стран: Чехии, Швейцарии, США, России, Франции, Словении, Македонии и Греции. Программа длится 14 месяцев и состоит из 10 модулей (по шесть дней каждый). Слушатели программы встречаются каждые пять-шесть недель. Сессии проходят в Чехии, во Франции или в США.
Бизнес-образование в России
В России бизнес-образование развивается достаточно быстрыми темпами, и прежде всего в количественном отношении. Новые школы и программы открываются постоянно, и, по разным оценкам, в год в России получают степень МВА около 5 тыс. человек. Это, конечно, несопоставимо с количеством выпускников в Европе и Северной Америке, но для России показатель приличный. Самым известным и давно действующим российским программам пока не больше 10-15 лет. Для бизнес-школы это совсем немного (некоторым зарубежным программам больше 100), однако качество российских программ постоянно растет.
В 2007 г. группа ведущих российских школ бизнеса прошла международную аккредитацию Ассоциации АМВА International. Это означает, что уровень ряда российских МВА признан мировым образовательным сообществом и получил своеобразный международный знак качества.
Как и на Западе, в России можно найти как программы МВА по общему менеджменту (традиционное и наиболее распространенное бизнес-обучение), так и по различным специализациям управления. Среди российских слушателей наиболее популярны МВА в области финансов, маркетинга, HR, производства, IT, инноваций и др.
Достаточно популярны сегодня в России совместные программы МВА. Отечественная бизнес-школа совместно с западной открывает в России программу МВА. Степень участия иностранного партнера определяется типом курса обучения. Преподавание ведется как на русском, так и на иностранном языках. Российские бизнес-школы предлагают программы продолжительностью в один, полтора, два, а иногда и три года. Обучение full-time (т.е. в течение всего дня) в России практически не распространено – немногие готовы оставлять работу и карьеру на два года. Куда более популярно вечернее и модульное обучение. Вечернее обучение представлено почти во всех российских бизнес-школах. По данным исследования Begin Group, 43% студентов выбирают вечернее обучение, 48% – модульное. Также все популярнее в России становятся программы Executive MBA, рассчитанные на руководителей со стажем или на владельцев бизнеса.
Для слушателей очень важен преподавательский состав, поэтому на российских программах МВА сегодня преподает довольно много успешных менеджеров, которые параллельно работают в крупных компаниях. Кроме того, школы стараются приглашать преподавателей из ведущих западных бизнес-школ.
ПЭС 8162/21.07.2008