Заключение по итогам общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России
Сергей Глазьев, Дмитрий Львов, Сергей Батчиков, Алексей Мелентьев.
Сергей Глазьев, Дмитрий Львов, Сергей Батчиков, Алексей Мелентьев
ЗАКЛЮЧЕНИЕ по итогам общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России
"Экономические стратегии", 2000, №5, стр. 43-47
Заслушав и обсудив итоги общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России*, в том числе доклад Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа "Об основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", доклады директора Института международных экономических и политических исследований РАН академика А.Д. Некипелова, председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству С.Ю. Глазьева, заместителя председателя Координационного совета отечественных товаропроизводителей В.К. Гусева, участники дискуссии констатируют:
1. Наличие объективных возможностей устойчивого и быстрого развития российской экономики в среднесрочной перспективе с темпами 5-7% прироста ВВП в год до 10% прироста промышленного производства на основе активизации имеющегося научно-производственного потенциала. Реализация этих возможностей предполагает создание необходимых макроэкономических условий для роста производства и вовлечения в хозяйственный оборот имеющихся ресурсов.
Поддержание быстрого и устойчивого роста российской экономики в долгосрочной перспективе требует многократного повышения инвестиционной и инновационной активности, структурной перестройки экономики на основе опережающего развития производств нового технологического уклада, обладающих высоким потенциалом роста на мировом рынке.
2. Согласие ведущих российских ученых и представителей деловых кругов, принявших участие в дискуссии, в отношении основных направлений экономической политики государства, которые должны проводиться для реализации имеющегося потенциала российской экономики.
1). Обеспечение благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций, включая:
- снижение процентных ставок и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, приведение денежного предложения в соответствие со спросом на деньги со стороны производственной сферы;
- снижение налогов на производственную деятельность и заработную плату, освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, проведение НИОКР и освоение новых технологий;
- поддержание обменного курса рубля и таможенных тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность российских товаропроизводителей;
- регулирование цен на услуги естественных монополий и продукцию высокомонополизированных отраслей экономики в целях пресечения злоупотреблений монопольным положением на рынке и обеспечения благоприятных ценовых пропорций для обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства, предотвращения инфляции издержек.
2). Создание условий для развертывания механизмов добросовестной конкуренции, активизации предпринимательской деятельности, эффективной работы рыночных механизмов:
- декриминализация хозяйственных отношений;
- активизация антимонопольного регулирования;
- упорядочение процессов ценообразования и устранение всех форм ценовой дискриминации покупателей, пресечение сговоров в целях завышения цен;
- устранение излишних бюрократических барьеров для развития предпринимательской деятельности;
- обеспечение полноценной защиты законно приобретенных прав собственности.
3). Многократное повышение инвестиционной и инновационной активности, структурная перестройка российской экономики на основе широкого распространения современных технологий:
- создание институтов развития, включая Банк развития, способных обеспечить привлечение инвестиций в производственную сферу при помощи государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка;
- принятие действенных мер по пресечению нелегального вывоза капитала;
- формирование процедур выбора и механизмов реализации приоритетов структурной перестройки экономики на основе опережающего развития нового технологического уклада, создания современных производственно-технологических структур с высоким потенциалом роста на мировом рынке;
- всемерное стимулирование научно-технического прогресса, включая обеспечение законодательно установленных нормативов бюджетного финансирования научных исследований, освобождение расходов предприятий на НИОКР от налогообложения, использование целевых научно-технических программ, предусматривающих государственную поддержку инновационной активности на перспективных направлениях развития экономики;
- создание современной информационной инфраструктуры научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;
- обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, поддержка импорта новых технологий и защита российской интеллектуальной собственности за рубежом.
4). Опережающее повышение оплаты труда, ее относительного и абсолютного уровня, преодоление вынужденной безработицы:
- установление нового порядка индексации минимального размера оплаты труда, постепенное приближение его к прожиточному минимуму;
- повышение ставок и окладов работников бюджетной сферы одновременно с повышением минимального размера оплаты труда;
- усиление государственного регулирования рынка труда, пресечение попыток его монополизации со стороны предпринимательских структур;
- принятие мер по переводу теневой занятости в легальное русло;
- совершенствование отраслевой и профессионально-квалификационной структуры работающих в увязке с реализацией комплексной программы создания и сохранения рабочих мест;
- налоговое стимулирование создания рабочих мест на предприятиях всех форм собственности;
- осуществление региональных программ создания и сохранения рабочих мест;
- формирование эффективных механизмов содействия в трудоустройстве высвобождаемым работникам и безработным, непосредственного и активного взаимодействия служб занятости с руководителями предприятий и организаций;
- развитие конкурентной среды, поддержка малого и среднего предпринимательства, традиционных промыслов, народных предприятий и кооперативов;
- становление муниципальной собственности, расширение занятости в коммунальном обслуживании;
- поддержка самозанятости социально уязвимых групп населения, а также трудоустройство молодежи, впервые выходящей на рынок труда;
- развитие институтов социального партнерства, усиление роли трехсторонних комиссий, расширение прав трудящихся в управлении предприятиями.
5). Преодоление бюджетного кризиса на основе повышения доходов федерального бюджета за счет:
- пресечения нелегального вывоза капитала;
- природной ренты с добываемых и экспортируемых сырьевых товаров;
- прибыли государственных монополий, включая принадлежащие государству естественные монополии, Центральный банк Российской Федерации;
- резкого повышения эффективности использования государственного имущества при кардинальном усилении ответственности и прозрачности деятельности назначаемых от имени государства управляющих;
- усиления государственного контроля над рынком алкогольной продукции, введения госмонополии на оборот этилового спирта;
- отмены необоснованных льгот в таможенном законодательстве, введения налогообложения импорта услуг.
Одновременно с рационализацией системы налогообложения и расширением доходной базы государственного бюджета должны быть приняты меры по кардинальному повышению эффективности государственных расходов. Бюджетная политика должна строиться на основе программно-целевого подхода при соблюдении законодательно установленных нормативов финансирования социальной сферы, образования, науки и культуры. Конкурсную систему осуществления государственных закупок следует надежно защищать от коррупции и злоупотреблений. Использование бюджетных средств на цели импорта в ущерб отечественным товаропроизводителям должно быть прекращено.
3. Наличие серьезных изъянов и недостатков в проекте "Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу":
- отсутствие необходимых мер по формированию благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций;
- сохранение дискредитировавших себя методов планирования денежного предложения и денежно-кредитной политики, повлекших за собой демонетаризацию производственной сферы, расстройство системы денежного обращения, отток капитала из производственной сферы и финансовый кризис;
- недостаточность мер по повышению инвестиционной и инновационной активности, игнорирование необходимости формирования институтов развития, проведения активной научно-технической и промышленной политики, стимулирования научно-технического прогресса;
- ошибочная стратегия структурной политики, игнорирующая закономерности современного экономического роста и недооценивающая возможности имеющегося в России научно-технического потенциала;
- непонимание роли государства в обеспечении развития современной экономики и недооценка его роли в организации и стимулировании научно-технического прогресса, создании условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики;
- недооценка возможностей повышения доходов государственного бюджета, ориентация на дальнейшее сокращение государственных расходов на цели развития и обеспечения условий для роста производства и инвестиций при необоснованном повышении расходов на обслуживание государственного долга.
Без устранения этих изъянов невозможно рассчитывать на достижение целей, декларируемых в "Основных направлениях".
Согласно сценарным расчетам различных вариантов долгосрочного развития российской экономики, прогноз реализации "Основных направлений" характеризуется следующей динамикой макроэкономических показателей:
- среднегодовой прирост ВВП за период с 2000 по 2010 годы составит около 1,5% (вместо как минимум 5%, заявленных в "Основных направлениях"). Конъюнктурное оживление производства со среднегодовым приростом ВВП 3-3,5% в первые годы прогнозируемого периода сменится во второй половине десятилетия депрессией со среднегодовым приростом ВВП не более 0,5% вследствие массового выбытия устаревающих производственных мощностей. Всего же прирост ВВП за период с 2000 по 2010 годы не превысит 20% (в отличие от 70% по "Основным направлениям");
- прирост потребления домашних хозяйств за весь период до 2010 года – 12% (вместо 82% по "Основным направлениям");
- прирост инвестиций в основной капитал – 70% (вместо 171% по "Основным направлениям").
Содержащиеся в "Основных направлениях" меры не позволяют нейтрализовать наиболее опасные угрозы будущему развитию страны:
- ожидаемое выбытие основных производственных фондов вследствие их физического и морального износа;
- деградация научно-технического и интеллектуального потенциала страны вследствие многократного недоинвестирования в НИОКР и образование;
- дестабилизация и кризис финансовой системы под влиянием возникновения и разрушения новых финансовых "пирамид" вследствие необеспеченной эмиссии государственных обязательств Центрального банка и Правительства Российской Федерации в условиях крупномасштабных флуктуаций международного спекулятивного капитала.
В случае формирования экономической политики государства в соответствии с "Основными направлениями" ожидаемые результаты социально-экономического развития страны к 2010 году будут характеризоваться:
- сокращением совокупного производственного потенциала на 25-30%;
- необратимым разрушением большей части научно-технического потенциала и, соответственно, исчерпанием важнейшего источника современного экономического роста – способности генерировать и осваивать новые технологии, определяющие глобальное экономическое развитие;
- стагнацией уровня жизни, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума стабилизируется на уровне 23-27%;
- переходом прав собственности на прибыльные российские предприятия с ликвидными акциями к иностранцам;
- углублением дифференциации регионов по уровню бюджетной обеспеченности населения и фактической ликвидацией социальных гарантий в большинстве из них, включая весь Дальний Восток, Крайний Север, Восточную Сибирь, Северный Кавказ и большинство областей европейского Нечерноземья.
Окончательно закрепится зависимое положение России на периферии мировой экономики в качестве источника дешевого сырья и рабочей силы без достаточных внутренних резервов для самостоятельного развития. Объективно существующие сегодня возможности вывода российской экономики на траекторию устойчивого и быстрого экономического роста с темпом 5-7% в год будут безвозвратно упущены.
Исходя из изложенного выше, участники общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России считают необходимым:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации переработать "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", включив в нее необходимые меры по обеспечению благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций, многократному повышению инвестиционной и инновационной активности, структурной перестройке российской экономики на основе широкого распространения современных технологий.
2. При доработке "Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу" учесть предложения и рекомендации, содержащиеся в "Программе развития реального сектора экономики", принятой Вторым Всероссийским съездом товаропроизводителей 25 апреля 2000 года, Предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по выводу страны из экономического кризиса и переходу к устойчивому экономическому росту (Приложение к Постановлению Совета Федерации "О программе стабилизации экономики и финансов Правительства Российской Федерации" от 10 июля 1998 года № 313-СФ), докладах Отделения экономики Российской академии наук, рекомендациях парламентских слушаний Государственной Думы "О перспективах социально-экономического развития Российской Федерации в 2000 году и на период до 2002 года", "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год" (проект рекомендаций Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству), "Экономическая политика в области государственного антимонопольного регулирования: практический опыт и задачи совершенствования законодательства", рекомендациях слушаний Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству на тему "О Федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2001-2015 годы", замечания и предложения к проекту "Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года" (письмо Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Министру экономического развития и торговли Российской Федерации от 08.06.2000 г. № 3.8-568), других предложениях по формированию политики экономического роста, заявленных в ходе общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России, проводившейся Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству совместно с Отделением экономики РАН, Российским торгово-финансовым союзом и "Российским экономическим журналом".
_________________
Глазьев Сергей Юрьевич – председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ,
Львов Дмитрий Семенович – академик-секретарь Отделения экономики РАН,
Батчиков Сергей Анатольевич – председатель правления Российского торгово-финансового союза,
Мелентьев Алексей Юрьевич – главный редактор "Российского экономического журнала".