Хроники «Апостола Андрея»
Продолжение публикации дневников шкипера Николая Литау.
Красный день календаря. – Этот «австралийский» руль. – Капитанская ночка. – Прибытие, или сальные контрабандисты.
Николай Литау
Хроники "Апостола Андрея"
"Экономические стратегии", №4-2005, стр. 130-131
В предыдущих номерах "ЭС" рассказывали о кругосветном плавании российской яхты "Апостол Андрей" вокруг Антарктиды. В марте, когда половина ледовой окружности уже осталась позади, случилось непредвиденное – "Апостол Андрей" потерял руль и стал неуправляемым. Сделав временный руль из двери кубрика, экипаж направил яхту к ближайшей земле – Новой Зеландии. На ремонт потребовался месяц, в это время в Южном полушарии наступила зима. Сейчас "Апостол Андрей" идет во Владивосток, чтобы следующей антарктической весной (когда в Северном полушарии наступит осень) завершить свой рекордной проект. |
Красный день календаря
29 февраля "Апостол Андрей" пересек 180-й меридиан. Половину земного шара мы прошли в антарктических водах. 180-й градус долготы – пограничный. Это рубеж между Восточным и Западным полушариями, граница между вчерашним и сегодняшним – или сегодняшним и завтрашним днем, в зависимости от того, с какой стороны к нему подойти.
Моряки Магеллана, возвращаясь в 1522 г. из кругосветного плавания с востока, обнаружили расхождение в один день между своим счетом дней и счетом, который велся на их родине. Они вынуждены были принести церковное покаяние за нарушение дат религиозных праздников. Другой казус обнаружили русские землепроходцы, заселявшие западное побережье Америки. Воскресенье у них было в тот день, когда у местных жителей, заселявших страну с востока, была суббота. Чтобы избежать путаницы, по международному соглашению была установлена линия перемены дат. При пересечении этой линии судно, идущее, как и корабль Магеллана, с востока на запад, должно после наступления полуночи выбросить одну дату из календаря. Судно, идущее с запада на восток – как "Апостол Андрей" – проживает одни и те же сутки дважды. Мы пересекли линию перемены дат в ночь с 28 февраля на 1 марта и двое суток должны были жить в 28 февраля. Чтобы не путаться в будущих мемуарах, вспоминая: какого 28-го это было, I или II, – приняли решение: лишний день на борту считать 29 февраля. "Да будет год високосный!" – изрек капитан. И свершилось!
Этот "австралийский" руль
Руль, который мы потеряли 3 марта, был изготовлен в Австралии, во время первой кругосветки. Тогда, в 1997 г., "Апостол Андрей" лишился своего родного правила в Индийском океане у острова Кергелен. Новая поломка стала для нас полной неожиданностью. Произошло все на чистой воде, при ветре силой 7 баллов. Правда, мы несли почти все паруса, выжимая скорость, и нагрузки на руль были максимальные. Никому в голову не могло прийти, что балер руля – железяка толщиной 100 мм – может обломиться в обычной ситуации. Вывод из этого пока один: руль не должен служить больше одной кругосветки.
Вчера закончили изготовление нового руля. На перо пошла дверь кубрика, сильно раздражавшая Андрея Балымова. Он же, будучи профессиональным судостроителем (технологом "Северной верфи"), осуществлял техническое руководство. Веревки и канаты опутали корму яхты. Одни крепят балер, другие удерживают его от смещения, третьи фиксируют перо. Две веревки идут к штурвалу. Рулевой, на манер кучера, тянет их как поводья. Лучше других в этой роли смотрится художник Семенов.
"Апостол Андрей" повернул на север, к Новой Зеландии. Но, не давая нам вырваться из Антарктики, ветер задул именно оттуда, с севера, навстречу. Как мы ждали такого ветра, когда все было в порядке! Через шесть часов лавировки мы оказались в том самом месте, откуда начали движение. Роман Смирных вспомнил школьный курс физики: "Работа при движении по замкнутому кругу равна нулю". И сам тут же опроверг этот постулат: "Почему же тогда ноют все мышцы?"
К полуночи ветер усилился до штормового. При очередном непроизвольном повороте яхты мы решили оставить стаксель вынесенным на ветер. Лодка сбалансировалась, управлять ею стало гораздо легче, руль не перегружался. Ночь прошла в нервном ожидании очередной поломки. Прошел циклон, отошел к западу и ветер. Это позволило идти на северо-восток, а к вечеру 5 марта почти на север. К сожалению, выбранный курс выведет "Апостола Андрея" из антарктических ледовых вод.
Капитанская ночка
Ночь на 12 марта оказалось бурной и полной событий. Подозрительные симптомы появились еще два дня назад, когда атмосферное давление полезло в гору и достигло 1006 ГПа. Таких больших гектопаскалей мы не видели практически с тропиков. И если там они – норма, то здесь давление забралось повыше для того, чтобы затем рухнуть вниз. За следующие сутки падение составило 43 единицы. Наверху дул ровный несильный ветер, было пасмурно, и ничего не менялось.
Закончив сеанс радиосвязи и обмен почтой с землей, я было собрался отойти ко сну, но не успел осуществить своего намерения, как ветер резко усилился. Замер Андрея Балымова показал 18 м/с. Значит, барометры падали не зря, а та площадь парусов, которую мы несли, позволяла, не очень беспокоясь, встретить 9-балльный шторм.
Но следующая весть была хуже – лопнул грот. Пока убирали парус, ветер стих и пошел дождь. Встал вопрос: что ставить вместо грота? Проще всего было бы поставить трисель – небольшой треугольный парус для бурной погоды, что мы и сделали. Передав бразды правления старпому, мы с боцманом удалились на отдых. На небе выглянули звезды, давление резво полезло вверх. На этот раз я успел добраться до спальника. Но только вытянулся в блаженном тепле, как яхта легла на борт. В снастях завыл, засвистел ветер, корпус стал содрогаться от порывов. С очередным шквалом в мою каюту что-то влетело. Оказалось – сапоги боцмана, перелетевшие с противоположного борта. Вслед за сапогами прилетел мольберт художника вместе с какими-то мешками и пакетами.
Пришлось снова идти наверх убирать лишние паруса. Пройти на бак оказалось совсем не просто: сила ветра была такова, что, когда я шагал ему навстречу, мне казалось, что я упираюсь в стену. Вода вокруг кипела, яхта шла, лежа на боку. Оставшись под одним триселем, "Апостол" выровнялся. Больше мы ничем не могли помочь ему, яхта хорошо лежала на курсе, сопротивляясь ветру и волнам. Сняв рулевого, я отправил всех вниз. Прибор показал скорость ветра 31 м/с – 12 баллов по шкале Бофорта. Это уже ураган.
Прибытие, или сальные контрабандисты
В ночь на 31 марта "Апостол Андрей" вошел в пролив Кука, отделяющий Северный остров Новой Зеландии от Южного, или, если перейти на язык коренных обитателей этих мест маори, Те-Ахи-а-Мауи от Те-Уаи-Поунаму. За кормой остались 2250 миль – ровно столько мы прошли без руля. Мили и сами по себе не простые, а нам вдобавок пришлось выгребать против преобладающего направления ветров и течений.
Катер морской полиции должен был провести нас к стоянке и страховать на случай осложнений. С деревянной дверью вместо руля, маневрируя в тесноте порта, мы могли натворить бед. Но и последние 12 миль "Апостол Андрей" прошел без посторонней помощи, и в 11 часов 1 апреля ошвартовался у причала Chaffers-марины. Лучшей даты, чтобы завершить подзатянувшуюся шутку, не придумать.
На берегу экипаж встретили сотрудники посольства РФ Виктор Аврамов и Александр Ким, а также иммиграционные и карантинные власти. Чиновники, заполнив массу бумаг, проштамповали наши паспорта, что означало выдачу гостевых виз сроком на месяц. Карантинщики обследовали "Апостол" на предмет какой-либо заразы. Ознакомившись с продуктами и сувенирами, закупленными в разных странах, нас признали незаразными, но часть продуктов изъяли для уничтожения. Среди них оказались: молоко, колбаса, мед и САЛО! О последнем спросили у доктора: "Для чего? Жарить на нем?" Узнав, что русские его просто едят, проверяющие в ужасе воззрились на нас, подтвердив мудрость: как бы ни была тиха ночь, украинская, новозеландская ли, а сало надо прятать всегда.