Хроники «Апостола Андрея»

Номер 8. Энергия будущего

Продолжение публикации выдержек из судового журнала Николая Литау – шкипера парусной яхты, отправившейся в плавание вокруг Антарктиды.

Николай Литау
Хроники «Апостола Андрея»

"Экономические стратегии", №8-2004, стр. 90-91

О кругосветном плавании яхты «Апостол Андрей» под командованием шкипера Николая Литау мы рассказали в предыдущем номере. В начале ноября яхтсмены покинули острова Зеленого Мыса и направились к берегам Бразилии. Напоминаем, что в качестве «почетного гостя» на борту яхты присутствует книга «Россия в пространстве и времени», написанная специалистами Института экономических стратегий и переданная капитану президентом ИНЭС Б.Н. Кузыком.
Когда этот журнал увидит свет, «Апостол Андрей» будет держать курс на Южные Сандвичевы острова, которые станут отправной точкой плавания вокруг Антарктиды.

Атакуют кальмары!

Идем при ровных слабых ветрах. Прошедшую ночь прямо по курсу полыхали зарницы. Утром догнали черную тучу — тропический ливень смыл соль с парусов и палубы, а экипаж помылся и принял пресный душ. Ночью с 4 на 5 ноября на Диму
Стадниченко, стоявшего на руле, прыгнул 15-сантиметровый кальмар. Агрессор закончил жизнь на камбузе. Днем Семенов обнаружил на баке узкую рыбешку с нижней челюстью, переходящей в тонкую длинную иглу. Оказалось — океанический длиннорылый полурыл из отряда сарганообразных.

Экватор

С первыми лучами солнца 10 ноября «Апостол Андрей» в пятый раз пересек экватор. Нептун приветствовал старых знакомых — капитана и старпома, а остальные члены экипажа выдержали обряд посвящения с обязательным купанием за кормой. Это
оказалось вовсе не просто: дул свежий юго-восточный пассат, яхта шла со скоростью более семи узлов. Но традиция… Анатолия Семенова, Сергея Жукова и Дмитрия Стадниченко обвязали страховочными линями и прополоскали в кильватерной струе.
Старпом по поручению Нептуна поставил каждому божественную печать на соответствующее место, и новообращенные продефилировали по палубе, гордо демонстрируя символы причастности к Ордену моряков, пересекавших экватор под парусом.
Покинув Северное полушарие, «Апостол Андрей» оставил за кормой северную осень, сразу попав в южную весну. Приборы бесстрастно показывали все те же +28°C в воздухе и за бортом, но небо стало иным. Череду темных туч сменили веселые кучевые облака.

Салвадор — бывшая столица Бразилии

В ночь с 16 на 17 ноября завершился переход «Апостола Андрея» через Атлантический океан, протяженность которого составила 1950 миль. В 2:20 по судовому времени яхта ошвартовалась у гостевого причала марины. Через пять минут к нам подлетела надувная лодка со служителем. Выяснив кое-как название яхты и страну регистрации, завтра договорились продолжить общение. Вторым нашим знакомым стал владелец стоящей неподалеку яхты Mantra. Услышав, откуда мы, сеньор был страшно
удивлен — он никогда не видел русских яхт в Салвадоре. Утром к нам вновь подъехал на тузике служитель марины и пригласил оформить договор на стоянку. В назначенное время в офисе харбор-мастера никого не
оказалось. Прослонявшись полчаса вокруг, мы наткнулись на Эрнани, капитана «Мантры». Тот посоветовал расслабиться и начинать получать удовольствие, пояснив, что время на этом берегу течет по-особому. Узнав, что мы собираемся посетить полицию и таможню, Эрнани загадочно произнес: «It’s long way…» Процедура оформления заняла одиннадцать часов! Когда мы с Димой Стадниченко, собираясь промочить пересохшие глотки, добрели до бара яхт-клуба, на часах было семь вечера…

Следующие два дня знакомились с городом и его достопримечательностями, одна из которых — местный ресторан-шурашкария. Мне кажется, нет на свете лучше места для любителя поесть. Стоимость «входного билета» — около 10–15 долларов, и
можно находиться внутри столько, сколько хочешь и поедать все, что видишь, и в любых количествах. После того как съедена часть закусок, мимо вашего стола вереницей проходят официанты с шампурами, напоминающими шпагу д’Артаньяна, в одной руке и с ножом, похожим на мачете, в другой. На шампуры нанизаны куски сочного, источающего аромат мяса — коровьи бока и бараньи ноги, свиные ребрышки и рулеты, а также куриные окорочка и сердечки, рыбное филе. Чтобы сориентировать
клиента в этом великолепии, перед ним кладут «карту», где изображена туша, как ее некогда рисовали в мясных отделах, с нумерованными съедобными частями.

Наутро, 20 ноября, посиделки в ресторане отозвались симптомами, напоминающими морскую болезнь. Наступало время подвига — подняться, отвязать яхту и вывести ее из гавани. Это было сделано в 8 часов утра по бразильскому времени.

Приходим в Рио-де-Жанейро

25 ноября завершился переход Салвадор — Рио-де-Жанейро. В 22:00 «Апостол Андрей» встал на рейде яхт-клуба Рио-де-Жанейро в бухте Ботафогу. За пять с половиной суток пройдено 750 миль, среднесуточный пробег составил 135 миль.
Свежий попутный ветер, с которым мы вышли из Салвадора, через сутки сменился полным штилем. К вечеру второго дня ветер зашел навстречу и разогнался до 7 баллов, порывы достигали 19 м/с. Началась изрядная качка, волны ударяли о днище, по палубе покатились потоки воды. Приятно, когда температура накрывающей тебя волны +26°C, а не +7°C, как, например, на Балтике.

Следить за новостями ИНЭС: