Взаимодействие с Россией

Номер 3 - ЦА. Великая бильярдная доска

У России есть реальная возможность занять место ведущей мировой экономической державы, но только в том случае, если ее руководство будет последовательно и грамотно проводить модернизацию экономики

Родерик Лайн, Строуб Тэлботт, Коджи Ватанабэ
Взаимодействие с Россией

Экономические стратегии – Центральная Азия“, №3-2006, стр. 20-33

Родерик Лайн, бывший посол Великобритании в РФ. Строуб Тэлботт, бывший заместитель госсекретаря США. Коджи Ватанабэ, бывший посол Японии в РФ. Статья подготовлена на основе доклада авторов Трехсторонней комиссии. Перевод с английского. В «ЭС» печатается с согласия авторов, подтвержденного лично
сэром Родериком Лайном.

Часть I

Россия переживает исторические изменения: из супердержавы с населением почти в 300 млн человек она трансформировалась в региональную державу с населением в 140 млн; автаркическая командная экономика трансформируется в рыночную с интеграцией в мировую систему хозяйствования; происходит переход от коммунистического диктата, идеологии и контроля над обществом к новому политическому порядку, который еще должен сформироваться и окончательно утвердиться.
Одновременность этих трех глобальных процессов является центральной причиной существующих в России противоречий. Страна находится во власти разных тенденций. Для ее населения описываемые изменения были непредсказуемы. Обостренное чувство национальной гордости повлияло на достаточно трагическое восприятие гражданами России происходящих процессов.

Россия к середине 2006 г.

“Деньги, деньги, деньги” – так коротко можно охарактеризовать Россию сегодня.

Политика и Правительство

Главный вопрос перед президентскими выборами 2008 г. в стране, которая, как ни одна другая, всегда зависела от человека, стоявшего во главе ее, – кто станет следующим Президентом.

Преобладание чинов КГБ, в основном из Санкт-Петербурга, сосредоточение больших финансовых и коммерческих структур вокруг них одинаково ярко выражено как в государственном, так и в частном секторе.

Практически ничего не может помешать находящимся у власти привести к очередной крупной победе партию власти на думских выборах 2007 г. и своего кандидата на президентских выборах 2008 г. Пока еще нет ясности и не достигнуто согласия относительно кандидатуры на пост Президента, выставляемой нынешним руководством. Вполне вероятно, что могут последовать изменения, в результате которых В.В. Путин будет вновь избран Президентом. Ситуация более-менее прояснится к середине 2007 г.

Наиболее важные политические изменения происходят за кремлевскими стенами: “суверенная демократия” сменила “управляемую демократию”. Нет условий для развития независимых политических институтов. Дума бедна авторитетными политиками. По новому закону депутаты будут избираться только по спискам партий, выборы по одномандатным округам отменены. Для того чтобы пройти в Думу, партия должна набрать минимум 7% голосов избирателей (ранее – 5%). Это не оставляет шансов на избрание в Думу независимым депутатам и малым партиям, которым сейчас в Думе принадлежит 100 мест.

В стране практически невозможно существование политической оппозиции. Примером тому может служить судьба М.Б. Ходорковского, решившего стать политическим деятелем и критиковавшего теперешнее руководство, и М.М. Касьянова, попытки которого начать избирательную кампанию завершились проверкой его частной собственности и выдвижением соответствующих обвинений. Кремль контролирует и молодежное движения правонационалистического толка “Наши”. В рядах партии “Единая Россия” состоит 30 млн (в КПСС было 22 млн, при том что население СССР вдвое превышало население России).

Инструменты власти

“Вертикаль” власти опирается на (1) аппарат государственных чиновников федерального и регионального уровней и на (2) органы безопасности, в основном ФСБ и МВД. Вооруженные силы остались важной составляющей рычагов власти, но не имеют столь большого значения как во времена Советского Союза.

Чиновники. Чиновничий аппарат, доставшийся в наследство от СССР, выжил в процессе реформирования государственного аппарата. Зарплаты чиновников растут; их число и власть не уменьшаются. Бюрократия поражена коррупцией. По данным неправительственной организации INDEM, в 2005 г. только от представителей деловых кругов чиновниками в качестве взяток получено 300 млрд долл. Коррупция за пять лет возросла на 70%. В списке из 159 стран мира Россия находится на 126-м месте по уровню коррумпированности.

В ежегодном обращении к нации Путин признал, что коррупция среди чиновников приняла беспрецедентный размах. За этим последовало несколько громких дел и снятие с занимаемых постов чиновников и генералов ФСБ. Но никаких последовательных шагов по борьбе с коррупцией за последние шесть лет не было предпринято.

Органы государственной безопасности. ФСБ напрямую подчиняется Президенту и никому больше, а подразделения в регионах – руководству ФСБ. Нет определенных данных о размерах этой структуры, ее бюджете, но можно предположить, что ее численность не претерпела значительных изменений. Несмотря на могущество ФСБ, ей не удалось победить терроризм, организованную преступность и коррупцию. Присутствие ФСБ в бизнесе, политике, обществе значительно. Эта организация гордится своей историей: КГБ, НКВД, ОГПУ, основоположником – “железным Феликсом”, Ф.Э. Дзержинским. ФСБ, не освободившаяся от своего советского прошлого, продолжает препятствовать развитию свободного общества и рыночной экономики.

Вооруженные силы. В Советском Союзе Вооруженные силы были важным рычагом власти, предметом национальной гордости и стержнем общества. На современном этапе они нуждаются в серьезном реформировании. Российскому государству нужна профессиональная, хорошо оснащенная, способная выполнять различные задачи – поддержание мира, спасение в чрезвычайных ситуациях – армия. То, что происходит сейчас, это в лучшем случае половинчатые реформы. Армия продолжает строить свою деятельность на обязательной службе в ее рядах юношей призывного возраста; она страдает от дедовщины, использования солдат в строительстве невоенных объектов, в том числе дач для высшего командования, плохо оснащается. По официальным данным, за период с 2000 по 2004 г. в ряды Вооруженных сил было поставлено только 15 новых танков и 17 в 2005 г. Неохотно идут на службу в армию контрактники. Большие финансовые средства, выделяемые армии, используются неэффективно, попросту разворовываются.

В послании к нации В.В. Путин уделил особое внимание реформированию армии, пообещал значительно увеличить поставки, принять все необходимые меры для преобразования армии в профессиональную, улучшить жилищное и материальное положение военных. Вслед за этим министр обороны С.Б. Иванов выступил с заявлением, что через три года армия будет на 70% состоять из контрактников, т.е. являться профессиональной. Время покажет, насколько выполнимы последние обещания Иванова: предыдущие выполнены не были.

Северный Кавказ. Нельзя с уверенностью сказать, что в решении проблемы достигнуты положительные результаты. По сравнению с 2002 г. снизилось число конфликтов, в Чечне есть действующее правительство, избранный президент. Северный Кавказ – очаг этнической и клановой вражды. Правительство коррумпировано, высок уровень безработицы, не прекращается поток беженцев из региона. В октябре на закрытых слушаниях в Думе вице-премьер А.Д. Жуков заявил, что у России нет экономической или социальной политики в отношении Северного Кавказа, равно как и идеологии, противостоящей религиозному экстремизму.

Обеспечение правопорядка и преступность

Обеспечение правопорядка – слабое место государства, в котором огромное количество людей работает в органах обеспечения правопорядка – ФСБ, Министерство внутренних дел, таможня, пограничные службы, охрана на железных дорогах, милиция, ГИБДД. Одна из причин – высокий уровень взяточничества, другая состоит в том, что за многими, нарушающими закон, стоят люди из власти различных уровней.

Сами руководители подают пример, не соблюдая и нарушая законы. Порой они ставят себя выше закона или используют его избирательно, как в случае с М.Б. Ходорковским, М.М. Касьяновым и В.А. Гусинским.

Информация и медиа. Нельзя не отметить разительные перемены в этой сфере. Населению доступно большое количество печатных источников информации, в особенно выгодном положении те, кто знает иностранные языки. Если в Китае запрещен доступ в Интернет, то Россия от него выгодно отличается: населению открыт доступ в Интернет, им пользуется 20% граждан. И все же были сделаны попытки поставить на обсуждение вопрос о возможных ограничениях. Вещание иностранных радиостанций и телеканалов стало доступным по каналам кабельного телевидения и антеннам спутниковой связи. Многообразие газетных, журнальных и книжных изданий впечатляет. Освещаются различные точки зрения, от крайне левых до крайне правых.

Нет проблем с количеством изданий, вещательных каналов и объемом предоставляемой информации. Проблема в том, что наиболее важным источникам информации, в особенности для телеканалов, является Кремль: он диктует, какие новости желательно освещать, а какие – нет. Резко сократилось количество политических теледебатов, их тематика должна быть в русле проводимой политики. Распространено такое явление, как самоцензура. Это качественно отличает ситуацию 2006 г. от ситуации пятилетней давности.

Гражданское общество. Два последних шага, предпринятых руководством, говорят о его желании “опекать” организации гражданского общества. Кремль выступил с инициативой формирования Общественной палаты, состоящей из 126 членов, 42 из которых назначаются Президентом, а те, в свою очередь, приглашают оставшихся членов в палату по своему усмотрению. Палата должна собираться на сессии два раза в год, при этом она может только рекомендовать Президенту и Думе те или иные действия. Общественная палата, таким образом, не является ни представительной, ни независимой: она лишь декорация, а не демократический институт.
Второй шаг связан с ужесточением закона, принятого еще при Ельцине, о неправительственных организациях. Интересны не детали закона, а мотивировка необходимости его принятия. Как заявил руководитель ФСБ, генерал Н.П. Патрушев, военные секретные службы используют неправительственные организации для сбора информации. Новый закон может быть использован для отказа в регистрации тем организациям, которым не доверяет Правительство.

Экономическая политика

Цифры экономического роста впечатляющие. Рост ВВП в 2003 г. составил 7,3%, в 2004 г. – 7,2%, в 2005 г. – 6,4%, в 2006 г. ожидается рост на 6,2%, в 2007 г. – на 5,7%. На душу населения ВВП составляет 10 000 долл. в год, и к 2008 г. может достигнуть цифры 12 000 долл. Расчеты по текущим операциям в 2005 г. увеличились с 57 млрд долл. до 84 млрд долл.; в апреле 2006 г. резервный фонд составил 225 млрд долл. (в 1999 г. он составлял 8,5 млрд долл.), государственный долг уменьшился с 106 млрд долл. до 82 млрд долл. Министр финансов А.Л. Кудрин поставил на обсуждение вопрос о возможности полностью рассчитаться по долгам к концу 2006 г.
Таким успехом Россия по большей части обязана взлету цен на нефть и газ.

В деловых кругах – российских и международных – настроения более чем оптимистичны. В России отмечается рост всех развивающихся рынков. На рынке ценных бумаг в 2005 г. он составил 83%. Рынки каптала стимулируются стабильным улучшением управления крупными компаниями. Получив хороший импульс развития в России, компании выходят на мировой рынок, покупая активы компаний США, стран Евросоюза, Австралии, Африки, а также стран Содружества Независимых Государств.
Укрепившиеся позиции российской экономики способствовали приостановке утечки капитала из страны, которая в 2005 г. равнялась нулю. В 2004 г. она составляла 8 млрд долл., а в предыдущем десятилетии – более 20 млрд долл. По сравнению с 2004 г. прямые иностранные инвестиции в 2005 г. увеличились на 34%. По уровню прямых иностранных инвестиций Россия отстает лишь от Китая, Гонконга и Мексики.

Среди самых богатых людей мира 33 российских миллиардера и 100 000 миллионеров. Но не только это стало результатом экономического бума. Несмотря на растущую диспропорцию доходов богатых и бедных слоев населения, в России не только появился средний класс, но и были предприняты шаги по преодолению бедности. Если в 1990-х гг. половина населения жила за чертой бедности, то в настоящее время эта цифра составляет 15%.

Если говорить языком цифр, то перед нами замечательная картина. Но аналитики и представители деловых кругов все чаще выражают озабоченность стратегическим курсом России, ролью государства в нем, ростом риска стагнации и упущенными возможностями в течение сравнительно длительного периода. В апреле 2005 г. министр экономики и торговли предостерег: “Нет кризиса идей, есть кризис управления. Нет простых и популярных реформ. Все реформы болезненны”. Спустя год президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин высказался по поводу ожидающего Россию длительного кризиса деиндустриализации в случае продолжения Правительством курса замораживания реформ. Правление Международного валютного фонда и Организация экономического сотрудничества и развития высказались единодушно о приостановке в России ключевых структурных реформ. Европейский “круглый стол” промышленников, представляющий руководителей 45 крупнейших компаний Евросоюза, обсуждал вопрос безопасности (ее отсутствия) для российских и иностранных предпринимателей.

Речь не идет о развитии событий по типу 1998 г. Озабоченность вызывают возможные долгосрочные последствия нынешнего отказа от продолжения реформирования и модернизации экономики. Не предпринимаются активные действия по преодолению структурной несостоятельности и социально-экономических проблем, скрывающихся за видимым богатством. На Европейском “круглом столе” предпринимателей было заявлено, что сегодня у России есть беспрецедентный шанс укрепить свои позиции мировой экономической державы. Россия должна решить три главные политические проблемы, если хочет использовать предоставленную историей возможность: создать условия для современной экономики, максимально увеличить сравнительное преимущество в сфере энергетических и природных ресурсов; решить многолетние социально-экономические проблемы.

Среда для многообразной экономики, основанной на конкуренции. Если поставлена задача развития экономики, то необходимо стимулировать предпринимателей и привлекать больше инвестиций. Недостаточность инвестиций (в инфраструктуру, оборудование, обучение) проявляется в нехватке имеющихся производственных мощностей. По данным Всемирного банка в 2005 г инвестиции составили 18% ВВП, в то время как для быстрого роста необходимо 25% и выше. Европейский “круглый стол” предпринимателей предложил мероприятия, которые могли бы способствовать созданию необходимого климата (эти же мероприятия называются российскими экономистами):

  • модернизация инфраструктуры транспорта;
  • реформы систем здравоохранения и социальной защищенности;
  • модернизация общеобразовательной и высшей школы;
  • развитие государственных административных органов;
  • изменение структуры в целях повышения эффективности уже существующих российских компаний;
  • результативное антимонопольное регулирование;
  • упрощенная, прозрачная и прогнозируемая система налогообложения, последовательно управляемая, подкрепленная правами частной собственности, независимой судебной системой и соблюдением законов;
  • рост экономической интеграции с субъектами мировой экономики, включая и членство в ВТО;
  • оздоровление климата для развития малых и средних компаний и предприятий;
  • недопущение коррупции на всех уровнях.

Досадно, что, начав претворять в жизнь некоторые из перечисленных выше мероприятий, Россия приостановила их или вовсе свернула с намеченного пути. Государственный аппарат в силу его коррумпированности, неэффективности, проволочек и непрозрачности препятствует развитию бизнеса и сдерживает поступление иностранных инвестиций. Административная реформа снята с повестки дня. Были предприняты некоторые шаги по законодательному регулированию системы налогообложения и судопроизводства. Но момент опять упущен, системы не прозрачны и не лишены дискриминационного характера. Все это не способствует развитию малого бизнеса и вливанию иностранных инвестиций. Постоянно откладывается рассмотрение вопроса о вступлении России в ВТО.

Регрессивность развития выразилась и в прямом вмешательстве государства в предпринимательство и бизнес, что ослабило частный сектор экономики, конкурентоспособность. Вмешательство государства имело различные формы: на одних оказывалось давление, другим отдавалось предпочтение, а третьи поглощались более крупными. Государство оказывает давление, действует с помощью угроз в целях принуждения к слиянию или контроля имущества компаний. Начавшись в энергетике, эти тенденции распространились и в таких сферах экономики, как финансовая, автомобильная, авиаперевозки, машиностроение, металлургия, добыча природных ископаемых. С 2003 г. доля государства в экономике увеличилась с 30 до 40%. Андерс Аслунд (Институт международной экономики) называет этот процесс ренационализацией. Вряд ли это корректное название: нельзя в данной ситуации говорить и ренационализации по причине идеологической и экономической политики.

Российские экономисты и политики прекрасно понимают, что конкуренция на рынке природного газа и реструктуризация, приватизация “Газпрома” принесут больше выгоды, чем государственная монополия, которая, в сущности, представляет собой аккумулирование контрольного пакета в руках небольшой группы людей, стоящих у власти. В России эту тенденцию называют еще и перераспределением собственности, проводимым под лозунгом усиления государственного контроля. Как бы ни назывался этот процесс, в результате него большая доля российской индустрии находится под прямым контролем Кремля и членов Правительства, зачастую совмещающих пребывание на официальных государственных постах с членством в совете директоров или управлениях компаний. Имеет место подрыв условий развития свободного рынка.

Социально-экономические проблемы, демографический спад.

С 2000 г. число людей, проживающих за чертой бедности, уменьшилось вдвое, значительно повысился жизненный уровень населения. Но социальная система не подверглась радикальному реформированию, в котором так нуждается. Она основывается на изживших себя моделях. Все это негативно сказывается на общем экономическом состоянии государства. Бедная социальная инфраструктура приводит к резкому снижению численности населения, что, в свою очередь, уже в ближайшем будущем спровоцирует проблему обеспечения экономического сектора рабочей силой.

Российская система образования готовит прекрасных филологов, математиков, научно-техническую элиту. Но она не готовит высококвалифицированных экономистов, специализирующихся в области менеджмента, информационных технологий и финансов. Система образования и научно-исследовательские институты финансируются в недостаточной степени, плохо оснащены, работают в условиях, не соответствующих современным требованиям.

На большое сопротивление со стороны населения натолкнулась реформа, нацеленная на монетизацию льгот в сфере социального обеспечения. В ответ на многочисленные демонстрации пенсионеров и представителей малообеспеченных слоев населения правительство увеличило пенсии. Существующая на сегодняшний день в России система социальных выплат и пособий достаточно запутанна и не реформирована до конца. Пенсионный фонд постоянно испытывает дефицит. По мнению Всемирного банка, Стабилизационному фонду надлежит капитализировать Пенсионный фонд и создать резерв на социальные нужды.

Неутешительна и демографическая ситуация в России, которую можно охарактеризовать как демографический кризис. Причины – плохое здоровье граждан и низкий уровень здравоохранения. На сегодняшний день численность населения в России составляет 143 млн человек, что на 5 млн меньше численности 1993 г. Ежегодно численность населения сокращается на 700 000 человек и, по предположениям, к 2010 г. эта цифра достигнет 1 млн. В докладе Всемирного банка 2005 г. Dying Too Young прогнозируется снижение численности населения на 30% в течение следующих 50 лет.

Особенно тяжелыми уже в ближайшие несколько лет последствия демографического кризиса окажутся для работающего населения. Работоспособное население России составляет 87 млн человек, из них 67 млн, по официальным данным, работают. Если современные тенденции сохранятся, то через 20 лет эта цифра уменьшится на 18 млн. При этом средний ежегодный экономический рост на 6-7% к 2015 г. приведет к увеличению количества рабочих мест на 7 млн

Главной причиной снижения численности населения является не столько низкая рождаемость, сколько высокая смертность. Уровень воспроизводства населения в России в среднем такой же, как и в странах Европы. Средняя продолжительность жизни в России составляет 65 лет, в то время как в Европе – 78 лет. Смертность среди мужского населения – одна из самых больших проблем. Средний возраст, до которого доживают мужчины, в 1980 г. составлял 59 лет (в 1960-х гг. – 65 лет),

В докладе Dying Too Young приводятся следующие причины преждевременной смертности:

  • кардиоваскулярные заболевания (в три раза больше, чем в США);
  • рак (наравне с европейскими показателями);
  • в результате дорожно-транспортных происшествий (в 2004 г. – более 34 000 смертных случаев, в основном это мужчины; самый высокий в Европе уровень смертности в результате аварий);
  • суицид (более 59 000 случаев);
  • отравления (67 000 случаев, в основном в результате употребления алкоголя);
  • убийства (47 000, в основном в состоянии алкогольного опьянения; один из самых высоких показателей в мире);
  • цирроз печени (37 000).

Среди причин смертей не указан туберкулез, СПИД (около 1 миллиона смертей) и употребление наркотиков.

В ежегодном обращении к нации Президент Путин, говоря о демографическом кризисе, выделил три остро стоящие проблемы: снижение уровня смертности (среди прочих мер были названы улучшение положения на дорогах в целях обеспечения безопасности дорожного движения, борьба с незаконным производством и продажей алкогольных напитков), эффективная миграционная политика и поддержка развития семьи в целях повышения рождаемости. Здравоохранение также является одной из четырех приоритетных государственных задач. По мнению Всемирного банка, увеличение финансирования системы здравоохранения будет иметь положительные последствия, но не решит назревшую необходимость реформирования всей системы. Нужны фундаментальные изменения в деле улучшения здоровья населения и борьбы со СПИДом и туберкулезом.

***

Подводя итоги, скажем, что Россия в середине 2006 г. – процветающая страна. Ее население достаточно свободно. Вклад России в мировую экономику весомый и важный. Причинами экономического роста являются высокие цены на нефть, а также начатые экономические реформы. У России есть реальная возможность занять место ведущей мировой экономической державы, но только в том случае, если ее руководство будет последовательно и грамотно проводить модернизацию экономики. Если оно откажется от тенденции последних трех лет, приводящей к государственному контролю, увеличению доли государства в экономическом секторе и сосредоточению ресурсов и мощностей в руках малой группы чиновников, для которых на первом месте стоят личные интересы. В противном случае возможна очередная стагнация экономики.

Развитие России: по магистральному пути развития человечества?

В 1975 г. наши предшественники в докладе Трехсторонней комиссии писали, что в предстоящие десять, двадцать или пятьдесят лет Россию скорее всего ожидают беспорядки различного масштаба. Они утверждали, что «экономика будет стабилизирована, если страну не постигнет экономический крах в пучине гиперинфляции. Социальная и политическая стабилизация возможна лишь в том случае, если недовольство населения не примет огромных масштабов». По их мнению, в случае экономической стабилизации перед Россией открылись бы перспективы построения жизнеспособных и прочных демократических институтов. Наиболее вероятной альтернативой представлялось движение к «мягкому авторитаризму» – некой версии политики Аугусто Пиночета.

Согласно менее оптимистичным сценариям, стране грозила несогласованность действий центральной и местных властей, разросшаяся коррумпированность государственных и коммерческих структур. Не исключались и крайне негативные варианты – хаос и жесткий авторитаризм.

Эти варианты развития событий не потеряли своей актуальности и сегодня. Но именно сегодня, по прошествии 10 лет, страна и ее экономика стабильны и самые пессимистические прогнозы пока не оправдались, хотя и остаются вполне возможными. В этой главе мы попытаемся сделать некоторые выводы о возможных направлениях развития России. В первую очередь проанализируем внутреннее развитие страны и препятствия, которые мешают ей следовать по магистральному пути развития человечества. Встанет ли Россия на этот путь?

Каковы будут действия мирового сообщества, если Россия вступит в длительный период стабильности и устойчивого экономического развития? Далее будет рассмотрена внешняя политика России.

Возможные направления внутреннего развития. Слова Георга Кенана актуальны и сейчас: «Дайте им время; дайте им быть русскими; дайте им самим решать свои внутренние проблемы по их усмотрению». Или, как недавно написал заместитель директора Московского центра Карнеги Д.В. Тренин, Россия, как и Западная Европа, должна двигаться вперед в экономическом, социальном и политическом направлениях самостоятельно и поэтапно. Прозападный, либерально настроенный российский
бизнесмен выразился прямо: «Самое лучшее, что может сейчас предпринять Запад в отношении России, – это дать нам самим решать наши проблемы».

Для Запада стало привычным заявлять, что Россия идет «неверным» путем. Но русские не обязаны идти тем путем, который удобен Западу, они устали от постоянных
наставлений, как и в каком направлении им развиваться. 30 мая 2006 г. М.С. Горбачев заявил, что, являясь ярым сторонником развития отношений с Западом, он
считает неверным то, что Запад рассматривает избранный Россией путь развития как «неправильный». Россия не обязана заимствовать западную модель управления
государством, или «ограничивать Китай в его разногласиях с США», или строить энергетическую политику с учетом «энергетической безопасности США». Русские, как
и другие народы, желают действовать в собственных интересах.

Начнем с ответа на вопрос: совпадает ли выбранное правительством России направление развития с интересами населения и государства в целом? Основываясь на проведенных исследованиях, мы можем констатировать, что население России желает стабильности, процветания, хочет жить в «нормальной, цивилизованной стране», пользоваться уважением в мире, и особенно уважением своих соседей.

Под нормальной и цивилизованной страной люди понимают современные условия существования европейских стран, имея в виду законность, социальную справедливость, демократические институты, уважение прав человека. Но при этом для них важно сохранение российских традиций и свободы действий.

Население России не отрицает, что эти цели уже в какой-то мере достигнуты и что процесс модернизации требует длительного времени с учетом ошибок и бремени прошлых лет. Для русских также важен вопрос направления развития страны. Будучи избранным Президентом РФ, В.В. Путин действовал в соответствии с интересами избравших его граждан. Он избавил страну от страха быть разрушенной и предпринял необходимые шаги к строительству управляемого государства. Быстрые темпы развития российской экономики, в том числе и приток иностранных инвестиций, говорят сами за себя. Необычайно вырос уровень жизни. По многим позициям для рядовых граждан жизнь в стране стала лучше, чем на рубеже тысячелетий. Россияне уверены в завтрашнем дне, вместе с ними эту уверенность разделяют работающие в стране представители иностранных деловых кругов. Любой анализ состояния дел в России следует начинать с признания реальных достижений последних шести лет.

Однако как в России, так и за ее пределами растет беспокойство по поводу путей ее дальнейшего развития. Мы имеем в виду не только мнение интеллигенции и образованной элиты общества. Проводимые опросы показывают преобладание мнения граждан о том, что управление страной становится неэффективным; надежды, возлагаемые на руководство страны и связанные с улучшением и упрочением ситуации в различных сферах жизни, сменились разочарованием; доверие правительству в связи с решением чеченской проблемы резко упало (менее 20% населения). Можно утверждать, что поддержка нынешнего президента основана на том, что население не видит ему лучшей альтернативы. Возникающее недовольство можно сконцентрировать вокруг трех проблем: люди, находящиеся у власти, преследуют личные интересы; власть «зашла слишком далеко» в деле усиления контроля; события разного уровня значимости показывают некомпетентность и неэффективность процесса руководства страной.

Оппортунизм и жесткий контроль в четырех основополагающих сферах: свобода, институциональное строительство, реструктуризация и экономические и социальные реформы, ситуация на Северном Кавказе – мешают продвижению России по пути, который президент В.В. Путин назвал магистральным для развития человечества, и усиливают обеспокоенность в отношении среднесрочных и долгосрочных перспектив России.

Граждане России – и никто иной извне – должны определить, каковы же долгосрочные задачи в обозначенных четырех ключевых внутриполитических сферах.

Свобода

Свобода – термин, который должен употребляться очень аккуратно. Свобода может принимать различные формы. Свобода должна существовать в рамках закона; абсолютная свобода приводит к социальным потрясениям. Часто свобода и демократия ставятся в один ряд, но это не одно и то же. Свобода есть необходимое, но не достаточное условие демократии.

О личной свободе заговорили во времена правления М.С. Горбачева, рамки ее были значительно расширены при Б.Н. Ельцине. Прекращение деятельности Коммунистической партии Совет ского Союза и дискредитация КГБ, по следовавшие за путчем 1991 г., придали сильный импульс развитию личных свобод в стране. В период, когда ею руководил Б.Н. Ельцин, всплеск различных форм свободы при слабости закона повлек за собой множество нежелательных проявлений, например криминальных.

Мы считаем, что по большому счету личные свободы не были урезаны во времена президентского правления В.В. Путина. Было бы неправильным называть Россию «несвободной» страной. Большинство населения России живет очень свободно, пользуясь свободой слова, информации, вероисповедания, права собственности, свободой перемещения. Но наша обеспокоенность вызвана двумя фактами, о которых упоминали многие россияне. Во-первых, ограничение политических свобод граждан. Неприглядны действия администрации, направленные против потенциальных претендентов на места во власти. Препятствия, которые нынешняя власть чинит не вызывающим одобрения Кремля политикам и партиям обоих толков, как левого, так и правого, лишают граждан возможности услышать все существующие в политике точки зрения и сделать свой выбор. Во-вторых, растет активность ФСБ и других агентств – преемников КГБ, иногда действующих за рамками закона и отчетности. Из разных источников известно, что во многих случаях, которые не могут быть квалифицированы как терроризм или преступление, представители органов безопасности внедряются на рабочие места, места обучения, преследуя свои цели. Те, кто стал объектом пристального внимания органов безопасности, говорят о возращении «фактора страха». Немалое число российских граждан выражает согласие с этим мнением.

Реструктуризация, экономические и социальные реформы

Одной из причин падения Советского Союза является развал его экономики. Основа могущества США – их экономика, одна из самых развитых в мире. Рост могущества Китая также основывается на быстром подъеме экономики.

С первых дней пребывания у власти президент В.В. Путин подчеркивал, что место России в мировом содружестве, а также ее способность к решению внутренних проблем развития общества зависят в основном от модернизации экономики и ее позиций на мировом рынке. Путь модернизации – не единственный возможный, но альтернатива оставаться державой – поставщиком сырья с постоянным сокращением численности населения, импортом научно-исследовательских достижений и утечкой мозгов не прельщает думающую, передовую часть общества. Этот путь развития приведет к дальнейшему ослаблению позиций России на мировой арене, потере влияния на соседние государства, а со временем – и способности обеспечивать территориальную безопасность.

Модернизация экономики – центральная задача России. Анализ состояния российской экономики и стоящих перед ней проблем позволил сделать следующие заключения.
Национальное богатство явилось причиной чрезмерной уверенности, злоупотреблений и самоуспокоенности. Провал структурного реформирования 2003 г. отрицательно повлиял на ВВП, снизив темпы его роста. Ограничение производственных мощностей становится все более актуальной проблемой. За сегодняшним экономическим бумом
кроются глубокие структурные недостатки, которые дадут о себе знать в будущем.

Опасен отход от макроэкономической политики. Проводимая администрацией макроэкономическая политика имела большое значение для роста экономики. Недостаточное внимание к ней в настоящий период, обусловленное притоком денег от продажи нефти и укреплением рубля, может привести к новому инфляционному всплеску.

Растущая роль государства снижает экономическую эффективность. Рост численности бюрократического аппарата не приводит к повышению качества его работы и не делает его неподкупным в деле регулирования и администрирования, что становится еще одним препятствием для экономического развития. Значительно выросла доля государственной собственности в ВВП.

О развитии российской экономики можно будет судить по будущему положению «Газпрома». Сегодня отмечается отрицательная корреляция между увеличением доли государственной собственности и процессом экономической модернизации.

Необходимы эффективные меры для борьбы с коррупцией. Коррупция существует в каждой стране. Это глобальная проблема. Особенно высок ее уровень в условиях переходной или стагнирующей экономики, хотя и не только. Коррупцией была охвачена вся советская система. Коррупция держалась на привилегиях и дефиците товаров. Своего пика она достигла в 1990-е годы. Как показали наши исследования, в настоящее время уровень коррупции сравним с пиковыми 1990-ми. Коррупция разрушительно дей ствует абсолютно на все слои общества. Развернута новая кампания по борьбе с коррупцией. Ее результаты находятся в прямой зависимости от того, насколько последовательно будут применяться меры ко всем лицам, вне зависимости от их положения, а также от полноты соблюдения закона. Одним из важнейших шагов должно стать запрещение чиновникам всех уровней заниматься бизнесом, что должно предотвратить конфликты, возникающие в силу прямого или опосредованного (через родственников или друзей) участия в частном бизнесе. Недопустимо участие министров и других высших чиновников в работе советов и управлений корпораций. Существование коррупции обусловлено слабостью таких институтов, как система судопроизводства, милиция, парламент, аудит, регулирующие органы, средства массовой
информации.

Для реализации возможностей российской экономики необходимо дальнейшее структурное реформирование. Таково мнение как российских, так и зарубежных экономистов. По всей вероятности, именно это имел в виду президент, отмечая в своем послании к нации 2006 г., что невозможно достичь намеченных целей в области экономики без активных действий по структурному реформированию. Продолжается реформирование в некоторых сферах, например банковской и таможенной. Обещают дать положительные результаты и объявленные первоочередными программы в области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального и сельского хозяйства. Но этого недостаточно, необходимы фундаментальные изменения. Затягивание решительных шагов (таких, например, как реформа административной системы, демонополизация, создание нормальных условий для развития бизнеса, реформа образования и здравоохранения, социальной безопасности) может дорого обойтись России. Пессимисты полагают, что возобновление реформ начнется лишь тогда, когда спад экономики достигнет критического уровня. Было бы оптимальным возобновить проведение реформ структур экономики прямо сейчас. В предшествующие парламентским выборам год-полтора вряд ли можно ожидать существенных изменений.

Остается надеяться, что новая администрация продолжит взятый ранее курс на реформирование экономической структуры. В 2008 г. перед вновь избранным президентом России встанет необходимость принятия жизненно важного стратегического решения по вопросу о возобновлении реформ
экономической системы страны.

Перспективы, которые откроются после 2008 г.

Россия переживает сложные и глубокие перемены. Нынешнее положение страны, как и во времена ельцинской администрации 1990-х годов, является лишь одним из этапов этих преобразований, а не их результатом. Нельзя сказать, как долго будет сохраняться эта ситуация. До тех пор, пока не изменится проводимый властью курс, положение будет усугубляться. Отсутствие организаций и прочных институтов для выражения различных взглядов и мнений будет препятствовать процессу стабилизации. Без утверждения многообразия форм предпринимательства и честной конкуренции не может быть и речи о высокоразвитой экономике, являющейся основой развития государства. Отсрочка проведения структурных реформ в социальной сфере в сочетании с растущей дифференциацией доходов не приведет общество к социальной гармонии. Состояние эйфории небольшой части населения от несметного богатства должно смениться отрезвлением. В силу абсолютно других условий Россия не может развивать экономику по китайскому или индийскому варианту. Большие запасы природных ресурсов и малонаселенность – то, что отличает Россию от ее соседей. Китай и Индия переживают сегодня подъем экономики, развиваются новые отрасли, вкладываются средства в исследования (в Китае – 25% ежегодно), предпринимательство развивается на основе конкуренции, растет участие населения в государственном управлении. Совершенно другая ситуация в России, нуждающейся в оживлении значимых в прошлом (но ориентированных на военные нужды) научных и технологических разработок, которые в данный момент не финансируются; в модернизации экономики, базирующейся на добыче природных ресурсов; в утверждении в ней принципов честной конкуренции.

В этих условиях Россия пытается вернуть себе утраченные позиции великой державы. Если Россия хочет быть не только экспортером природных ресурсов, если со временем она захочет стать полноправным чле-ном Евросоюза, то все это будет напрямую зависеть от ее способ-ности и возможности возродить былые силу и славу в образовании, научных исследованиях и направить результаты достижений в этих областях на развитие наукоемких отраслей в условиях рыночной экономки.Россия рискует потерять свое место в быстро развивающемся мире, если срочно и всерьез не займется модернизацией экономической системы. Грядущему поколению придется столкнуться с конфликтом культур (ментальностей). Пути сотрудничестваУкреплять взаимовыгодное сотрудничество. Попытки изоли-ровать или наказывать Россию, а также свернуть сотрудничество с ней не станут полезными с точки зрения интересов стран Трехсторонней комиссии. Они сыграют на руку консервативно настроенным изоляционистским элементам внутри самой России.

Нам нужно снять с рассмотрения этот непродуктивный путь развития отношений с Россией и, насколько возможно, укреплять и развивать те пути и средства, которые будут способствовать взаимовыгодному сотрудничеству. Особенно важны следующие шесть аспектов:

Бизнес. В условиях инертности политического развития, о чем мы говорили в предыдущей главе, бизнес стал наиболее динамич-ной силой российских перемен. Он привлекает молодую элиту и взаимодействует с внешним миром. Растет число компаний, им необходимо соответствовать международным юридическим, бухгалтерским и управленческим стандартам. Расширение взаимодействия – деловые партнерские отношения, вхождение России в иностранные рынки – будет выгодно всем вовлеченным в него сторонам. Правительства и деловые круги стран Трехсторонней комиссии должны активно содействовать этому процессу на условиях соблюдения всеми участниками правил честной конкуренции. Правительствам стран Трехсторонней комиссии следует предпринять все усилия для содействия открытым рынкам, обучению молодых российских бизнесменов и обмену между членами деловых кругов на всех уровнях. Все это послужит расширению взаимовыгодного сотрудничества на деловой основе. Свобода торговли станет движущей силой изменений.

Средства информации. Эта сфера должна в основном регулироваться на рыночной основе с участием частных владельцев. При этом небольшая доля участия принадлежит правительству, например в форме финансирования вещания. В экономике мирового хозяйства чрезвычайно важна роль быстро распространяющейся информации, поэтому любые попытки российского правительства ограничить доступ к ней и ее распространение будут не только непопулярны, но и разрушительны для экономики государства. И тем не менее правительствам стран Трехсторонней комиссии надлежит внимательно отслеживать информацию, поступающую в Россию и из нее, а также очень серьезно относиться к случаям искажения информации.

Туризм. Начнем с того, что Россия стала одной из главных стран – экспортеров туризма в мире. Российские граждане также совершают множество деловых поездок за рубеж. Их выезд за границу беспрепятствен, но процедура получения въездных виз в страны Запада не всегда прозрачна и честна, особенно для простых граждан. Консульства одних стран дают отказ в получении визы на половину поданных заявлений, других – в 5% случаев, а для посещения третьих российским гражданам вообще не нужна въездная виза. Постоянный пересмотр процедуры выдачи виз усугубляет положение. Облегчение российским гражданам оформления выезда за рубеж – один из самых простых путей к осознанию преимуществ современного демократического общества.

Образование. Сотрудничество в образовательной сфере, как и сотрудничество в сфере предпринимательства, является одним из значимых способов достижения согласия между будущими поколениями граждан разных стран. Наиболее эффективным представляется оказание поддержки и дальнейшее расширение обменов в рамках образовательных программ между Россией и странами Трехсторонней комиссии. Обмены могут осуществляться на разных уровнях – для школьников, аспирантов и молодых специалистов – и различными способами, включая обучение в международных организациях, расположенных в России. Некоторые страны, и не только США, вкладывают огромные средства в организацию обменов в рамках образовательных программ. Правительство России также вносит свой вклад, предоставляя гранты
и осуществляя специально разработанную президентскую программу. Результатом можно считать профессиональный успех российской молодежи, прошедшей обучение за рубежом. Если мы заинтересованы в будущем России, усилия в этой сфере должны быть удвоены.

Лица, формирующие мнение, и политики. Интерес к России на международной арене значительно упал. Вследствие этого уменьшилось число контактов, сократился обмен мнениями между людьми, их инициирующими, – членами парламентов, журналистами и работниками средств массовой информации, учеными и работниками высшей
школы. Поэтому и уровень взаимопонимания снизился. При подготовке этого доклада в процессе консультаций члены Трехсторонней комиссии пришли к выводу о значительном сужении круга экспертов, принимавших участие в международных встречах и обмене мнениями по вопросам современности. Специалисты из США сегодня наиболее компетентны в вопросах, связанных с со временным развитием России и ее положением на международной арене.

В Азии уровень такой компетентности слаб, на удивление низок он и в большинстве европейских мости отношений между Россией и странами Евросоюза, можно утверждать, что Европа заинтересована в улучшении системы обмена мнениями, в том числе в связях с Соединенными Штатами и любыми другими странами, а также в расширении контактов с различными группами и представителями России.

Неправительственные организации. Предположительно, в России более 300 тыс. неправительственных организаций. Большинство из них малые, преимущественно местного значения, но есть и крупные, достаточно известные и влиятельные, имеющие широкие связи с похожими организациями в других странах. Это результат приобретения Россией демократического опыта. Международные контакты не менее важны для социальной сферы, например в решении таких проблем, как инвалидность,
бездомность, алкоголизм, насилие и большого круга медицинских проблем. Новым для России стало решение названных социальных проблем силами независимых групп и ассоциаций: во времена Советского Союза все находилось под исключительным контролем Коммунистической партии. Как было отмечено ранее, в руководстве России
вновь появилось стремление поставить под контроль институты гражданского общества и неправительственные организации.

Приходится говорить о вновь появившейся подозрительности к международным контактам. Мы должны приложить все усилия для предотвращения необоснованно возникающих подозрений по отношению к людям, работающим на благо своей страны.

* * *
Возможно, даже мыслящим рациональными категориями людям Запада необходимо осознать, что судить о России надо с позиции не только разума, но и доверия.

Доверие, толика надежды, понимание доброжелателей – то, чего зачастую лишены отношения представителей внешнего мира с русскими. Родрик Брейтуейт, «По Москве-реке», 2002 г.

Год 2006-й стал непростым с точки зрения развития сотрудничества с Россией, хотя оно, сотрудничество, было основано на взаимовыгодных интересах, на четком соблюдении принципов и стандартов, понимании дальнейшего направления российского развития, отличалось минимумом не относящейся к делу риторики и нереализуемых амбиций. В конце 2007 г. и начале 2008 г. Россия вступает в напряженный и трудный период парламентских и президентских выборов.

В 2008 г. состоятся и выборы Президента США, что налагает особый отпечаток на современные события. Смена лидеров произойдет также в Японии, Великобритании и Франции. Пристальное внимание международной общественности приковано к конфликтам в Ираке и Афганистане, а также к стремлению Ирана стать обладателем ядерного оружия. Высокая цена на нефть налагает отпечаток на состояние международных отношений. Все это значительно осложняет процесс выстраивания отношений с Россией.

Вопреки перечисленным обстоятельствам и тому негативному тону, который в последнее время появился в связи с проблемой взаимоотношений с Россией, соавторы данной работы, представляющие три континента, придерживаются общего мнения, что наилучшим образом интересы представляемых ими стран и регионов будут учтены в том случае, если отношения с Россией станут строиться на основе терпеливой, долгосрочной, всеобъемлющей, конструктивной политики сотрудничества. Как уже отмечалось в докладе, это задача не одного поколения, и отклоняться от ее решения нельзя. Более того, сотрудничество с Россией не следует ограничивать рамками взаимодействия с членами правительства и руководителями страны. Самый эффективный вклад в позитивное развитие России, который могут внести иностранные государства, заключен в максимальном использовании возможных форм сотрудничества с широким кругом людей, групп и организаций.

Следить за новостями ИНЭС: