Вторая грань пирамиды Маслоу
Именно через потребность команды во взаимодействии ее членов реализуется естественный механизм самоорганизации людей, да и не только людей, но и всего живого, включая одноклеточных, а иначе как появились бы многоклеточные организмы?
Аревшад Вартанян, Юрий Сидельников
Вторая грань пирамиды Маслоу
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №1-2006, стр. 116-120
Вартанян Аревшад Апетович — к.ф-м.н., проф. МАИ, заместитель генерального директора ОАО «ЦентрТелеком». |
В статье рассматривается понятие «потребность команды», исследуется соответствие между возможностями членов команды и потребностью всей команды и возможностью команды и потребностями ее членов. Рассмотрена гипотеза о взаимозависимости индивидуальных и коллективных потребностей.
Абрахам Маслоу, описывая потребности людей, представил их в виде пирамиды (12). Возможно, он слишком вольно интерпретировал этот геометрический образ (по форме – плоский треугольник). Расположив все варианты потребностей индивидуума лишь на одной грани пирамиды, он будто подсказывал нам необходимость заполнения других граней информацией о потребностях не только отдельных людей, но и групп, члены которых имеют общую цель, то есть команд. Итак, рассмотрим вторую грань пирамиды Маслоу.
Известно, что потребности имеются у многих кооперативных сообществ, обладающих субъектными свойствами. Необходимое условие возникновения таких свойств у кооперативных сообществ – взаимодействие людей внутри них. Наиболее известные кооперативные сообщества, обладающие субъектными свойствами и имеющие специальные формы, – семья, команда, толпа (4), народ, государство и даже человечество в целом (10). В обыденной практике часто используются устойчивые словосочетания двух терминов: потребность и одно из вышеупомянутых кооперативных сообществ, имеющее субъектные свойства. Например, потребность государства (более строго необходимо рассматривать потребности социума как единого целого, объединенного в рамках государства). Все вышеупомянутые кооперативные сообщества имеют свои потребности.В данной статье мы остановимся на потребностях команд, причем только тех из них, которые занимаются бизнесом.
Стало общим местом указывать на излишнюю жесткость модели Маслоу. Мы придерживаемся концепции, в рамках которой потребность или существует как активное отношение, или не существует вовсе. Хотя известна и другая точка зрения, согласно которой потребность может носить и активный, и пассивный характер (9). Среди российских ученых, изучающих типологизацию потребностей и их изменения во времени, а также потребности различных социальных групп и общностей, необходимо отметить исследования
А.Г. Здравомыслова, Н.Н. Михайлова, Л.Н. Жилиной, А.В. Маргулиса, Д.А. Кикнадзе. Понятие потребности давно и успешно используется в лексиконе многих экономистов-практиков и экономистов-теоретиков. Так, еще Карл Маркс в одной из своих работ указывал на то, что "потребление создает потребность как внутренний предмет, как цель для производства" (7).
Взаимодействия каждого конкретного индивидуума с командой и команд друг с другом имеют большое значение не только для теории, но и для практики. Об этом много и достаточно квалифицированно говорят, но ведь потребители – это не только индивидуумы, но и компании со своим персоналом. В ряде случаев этот персонал образует команду, имеющую системно-образующую цель. Значит, необходимо пояснить, что такое потребности команды. В рамках данной статьи мы по возможности строго введем и критически проанализируем это понятие.
В экономике, социологии и психологии встречается ряд определений понятия "потребность человека". Обзор этих определений приведен в Энциклопедическом социологическом словаре (11). Причем потребности человека условно разбиты на три группы: нужды, требования организма и отношения. Согласно последнему варианту, потребности-отношения – это "не просто нужда и не просто требования, побуждения организма, а определенные отношения организма к объективной реальности" (11; 573). В работе Филипа Котлера и Гари Армстронга введено понятие "потребность компании" как совокупность результатов ее существования (6). Отметим, что в этой и других работах не рассматривается понятие "потребность" как таковое. По умолчанию подразумевается, что потребности могут быть лишь у субъекта, будь то отдельный человек или команда как часть персонала компании. И это первое из дополнительных условий для его корректного введения.
Кроме того, и на это надо обратить внимание, в обыденной речи используется словосочетание "уровень потребности". Поэтому, как бы мы ни вводили понятие "потребность команды", необходимо, чтобы оно допускало введение понятия "уровень потребности". Необходимо также, чтобы и словосочетание "противоречия потребностей разных субъектов" имело конкретный смысл в рамках введенного понятия "потребность команды".
Исходя из второго общего основания к определениям, рассмотренного в нашей статье "Цели группы" (2), опишем предварительный перечень потребностей команды, как их интуитивно понимают практики, на обыденном уровне и проведем стратификацию этих потребностей. Чтобы выявить максимально широкую совокупность потребностей команды, сформулируем наводящие вопросы, а затем дадим на них ответы:
- Какие ресурсы нужны команде?
- Чего хочет команда и каковы ее цели (2)?
- Что требуется команде для деятельности?
- Зачем нужна команда?
- Кому нужна команда?
- Как обеспечить достижение целей команды?
- Что обеспечивает ее существование?
- Зачем организации нужна миссия?
- Чего ждут от команды внешние и внутренние потребители?
- Какие задачи решает команда?
- В качестве ответов перечислим некоторые из потребностей команд:
- информационные (ресурсные);
- материальные (ресурсные);
- кадровые (ресурсные);
- финансовые (ресурсные);
- в безопасности для команды в целом, в том числе в случае резкого сокращения штатов организации;
- в благоприятной внешней среде для компании, включая стабильность правовой системы;
- в совместимости членов команды;
- в корректировке как основной, так и вспомогательных целей;
- во взаимодействии членов команды, включая кооперацию внутри нее;
- во взаимодействии (в том числе имеется в виду конкуренция и кооперация) с внешними потребителями;
- в выявлении общей цели и ее достижении;
- в выявлении стратегии, миссии и видения и их реализации;
- в выявлении стратегического видения и его реализации;
- признания со стороны конкурентов и внешних потребителей продукта или услуги;
- быть нужным людям и другим группам;
- в реализации тех потребностей каждого из членов команды, которые непосредственно связаны с бизнесом этой команды;
- в общем совершенствовании, которое включало бы изменения в технологиях, инструкциях, системе взглядов, вплоть до изменения парадигмы;
- сохранения традиций, корпоративного духа;
- в развитии возможностей своей команды;
- сопричастности ее членов к общему делу внутри команды;
- в мониторинге различных ви-дов состояния команды и уровня взаимодействия внутри команды;
- в осознании уникальности команды (иметь свой неповторимый образ).
- информационные (ресурсные);
Таким образом, мы получили определение потребностей команды через их перечисление. По-видимому, этот список не полон, но он содержит основные, на наш взгляд, потребности команд. Первые три вопроса помогли сформировать список основных потребностей команд, остальные дают материал для пополнения этого списка.
Поясним одну из потребностей команд. А именно – потребность во взаимодействии ее членов. Именно через нее реализуется естественный механизм самоорганизации людей, да и не только людей, но и всего живого, включая одноклеточных, а иначе как появились бы многоклеточные организмы? Стадная организация популяций живых существ – еще один пример кооперативной деятельности, реализующей потребность во взаимодействии (8; с. 278).
Суммируя вышесказанное, предлагаем следующее определение понятия "потребность команды": это такие ее нужды, которые порождают ценностные отношения команды как единого целого к объектам внутри команды и к окружающей среде. Поясним при этом, что нужда – это испытываемый командой как единым целым недостаток в чем-то необходимом.
Фиксация потребностей команды в форме ценностной ориентации (осознание реальных возможностей ее реализации) и определение путей и способов ее достижения означают переход от стадии побуждения деятельности этой команды к стадии более или менее адекватного отражения потребностей в общественном сознании. Команда, испытывая ту или иную потребность (потребности), как бы зависит от "предмета", способного удовлетворять ее. Таким образом, наличие потребностей для команды оказывается источником ее активности. Потребности функциональных и творческих команд отличаются друг от друга. В функциональных командах на первый план выходят их социальные аспекты. В творческой команде социальные вопросы не утрачивают своей значимости, но более важными становятся вопросы, связанные с заданием.
Потребности человека предопределяют цели его деятельности. То же самое, по-видимому, можно сказать и о потребностях команд. Но прямая связь между потребностями и целями как человека, так и команды отсутствует. Одна и та же потребность может быть удовлетворена посредством реализации различных целей. В свою очередь, определение приоритета цели зависит от системы ценностей и понимания командой своих потребностей. Каждый индивидуум имеет такую важную потребность, как развитие своих возможностей. Если говорить о людях, то обычно рассматривают возможности следующих типов: приобретенные и (или) достигнутые человеком, а также предоставленные человеку кем-то на определенных условиях. Для практики бизнеса важным является изучение, развитие и использование возможностей не только отдельного члена команды, но и команды в целом. Мы полагаем, что, как правило, имеется ряд потребностей команды, уровень которых превышает ее возможности, что становится стимулом к развитию данной команды. Представляет интерес выявление соотношения потребностей одних субъектов (члены команды / команда) с возможностями других субъектов (команда / член команды).
Рассмотрим схему взаимодействия между субъектами А и В (рис. 1). Мы исходим из необходимости:
- соответствия между возможностями членов команды и потребностью всей команды и, наоборот, возможностями команды и потребностями членов команды (понятие соответствия подразумевает в первую очередь наличие закономерности);
- учета индивидуумом и (или) командой норм социума при реализации своих потребностей.
При этом необходимо учитывать, что нормы, обычно выражаемые в законах (явные нормы), и этические нормы как частный случай неявной нормы существенно эволюционируют. Так, например, если древний франк хватал чужую женщину за кисть руки или насиловал, то тогдашний закон расценивал эти преступления как практически равнозначные: жертве полагалась компенсация в размере 15 и 20 солидов соответственно (5; с. 15).
Не менее интересно и важно изучение возможностей команды в разных сферах, а также изучение общепринятых, усредненных потребностей в данном социуме в настоящее время. Необходимо обратить внимание на существование таких потребностей отдельного человека и команды, которые присущи им лишь в том случае, если эти субъекты являются элементами соответствующих однотипных множеств (при этом число элементов более одного). Например, потребность во взаимодействии. Желательно обратить внимание на возможность возникновения внутренних противоречий у лидера в связи с тем, что его потребности как индивидуума и как руководителя команды (а точнее, его представления о них) могут быть противоречивы.
Как со временем меняется уровень потребностей команды? От чего это зависит? Как происходит замещение потребностей команды? Эти и другие вопросы необходимо грамотно поставить и решить. В работе Маслоу указано: "Как только потребности человека удовлетворяются на более низком уровне, они теряют значимость (важность) для него, а потребности следующего уровня, наоборот, становятся более значимыми" (12). Для большинства людей в определенный период их жизни это свойство, выявленное Маслоу, по-видимому, верно.
В первую очередь важен сам факт того, что уровень потребностей со временем меняется. Одним из факторов, влияющих на снижение уровня потребностей, является возраст человека. Изменения уровня потребностей у индивидуума происходят по разным причинам. Существует некая динамика развития, которую упрощенно можно представить кривой уровня значения потребности. В зависимости от Вашего потенциала, исходных данных, положения в обществе, места рождения, наличия времени на внутреннее развитие и других факторов уровень Ваших потребностей может изменяться до определенного значения.
По-видимому, аналогичным образом меняется уровень потребностей у команды. Но в этом случае имеется ряд особенностей. По теории Маслоу, потребности более высокого порядка (например, в уважении и самореализации) обладают тем уникальным свойством, что их уровень повышается, когда их удовлетворяют, в то время как потребности более низких уровней по мере их удовлетворения становятся менее интенсивными (12).
Попробуем идти от обратного, то есть не проверять эмпирически аналогичные свойства потребностей команды высшего порядка, а использовать сам факт этого различения потребностей людей, с тем чтобы разделить потребности команд на две группы. Таким образом, введем понятия потребностей высшего и низшего порядка для команды, используя разбиение множества этих потребностей в виде сортировки (сортировка – частный случай именованной классификации, в которой сорта пронумерованы последовательными целыми числами, т.е. обладает свойствами группировки и ранжировки одновременно):
- если уровень потребности команды растет после ее удовлетворения, то это потребность высшего порядка;
- если уровень потребности команды после ее удовлетворения понижается, то это потребность низшего порядка.
К потребностям команды низшего порядка относятся все ее ресурсные потребности. Эти первые четыре из 22 потребностей, указанных в начале статьи. Они формируют нижний слой, но уже другой грани пирамиды Маслоу, относящейся к команде. Эти потребности необходимы, так как обеспечивают существование команды, но недостаточны для ее эффективной работы.
К потребностям команды высшего порядка относится ряд потребностей, указанных в конце упомянутого списка. Сформулируем задачи, актуальные для хозяина и (или) руководителя команды:
- стратифицировать все потребности команды;
- указать различный уровень развития потребностей;
- выявить характер угасания тех или иных потребностей (со временем);
- исследовать механизм замещения потребностей у команды.
Необходимо рассмотреть совокупность потребностей команды как систему, а также возможности удовлетворения их командой с учетом нетранзитивности этих потребностей для разных членов команды в рамках их упорядоченной совокупности. Необходимость сочетания личных интересов членов команды и интересов самой команды не станет оспаривать ни один руководитель. Но реализовать эти теоретические установки не на словах, а на деле, и к тому же эффективно, не просто. Одним из пионеров концепции "общего видения" был Питер Сенге. Да и сам Абрахам Маслоу немало писал о необходимости сочетания личных интересов с корпоративными (12, 13).
Экстраполируя точку зрения Маслоу, можно говорить о слиянии специализированных наборов потребностей ключевых членов команд и превращении их в цельный набор потребностей команды В этом случае понятия "твое" и "мое" могут переходить в "мы" и "наше" не на словах, а на деле. К сожалению, эта концепция часто вступала в противоречие с практикой российских руководителей.
Удовлетворение потребностей конкретного человека означает не только и не столько удовлетворение его физиологических потребностей, сколько удовлетворение всего спектра социальных потребностей. Потребности членов команды и ее самой во многом определяются социальными и культурными традициями. Причем, и это необходимо отметить особо, влияние этих традиций на формирование и функционирование команд весьма существенно. В рамках наших исследований мы акцентировали внимание на изучении удовлетворения потребностей команды в целом и человека как члена команды.
Продавец и покупатель, взаимодействуя на рынке посредством продукта или услуги, нуждаются в удовлетворении своих личных потребностей с учетом потребностей тех групп людей, к которым они себя относят. Даже в том случае, когда продукта или услуги не существует, индивидуум, как правило, выбирает другой, замещающий продукт для удовлетворения конкретной потребности, но так, чтобы этот продукт тоже был "правильно" воспринят соответствующей социальной группой. Рассмотрим, например, такой продукт, как костюм для работы или отдыха. Естественно, представители разных социальных групп имеют разные костюмы, но при этом наши личные потребности должны удовлетворяться. Даже в том случае, когда Вы выступаете как частное лицо (покупатель) и приобретаете товар (услугу) для личного пользования, Вы все равно осуществляете это с учетом потребностей той социальной группы, к которой относитесь. Более того, вполне естественной нам представляется следующая гипотеза о взаимозависимости индивидуальных и коллективных потребностей.
Продукт или услуга, выбранная для удовлетворения одной или нескольких потребностей индивидуума, должна быть приемлема не только для той социальной группы, к которой он себя относит, но и для тех групп, члены которых независимо от его собственного мнения полагают, что он входит в их состав. Это утверждение справедливо для потребностей как низшего, так и высшего уровня (любовь к человеку из враждебного круга). Индивидуумы, находящиеся с Вами в одной группе, могут страдать от Ваших предпочтений.
Мы полагаем, что противоречие между командой и ее членом может возникнуть, если уровень потребности одной из сторон существенно отличается от уровня потребностей другой (в ту или другую сторону), т.е. эти потребности находятся в дисгармонии.Дальнейшее развитие положений, изложенных в наших статьях (1, 2, 3), позволит сформулировать практические рекомендации для руководителей сфере управления бизнесом.
Список литературы
1. Вартанян А.А., Сидельников Ю.В. Бизнес-команда и ее потребности. // Материалы XXXII Международной конференции "Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе IT+S&E’05". Украина, Гурзуф, май 2005 г., с. 390-391.
2. Вартанян А.А., Сидельников Ю.В. Цели группы // Экономические стратегии. 2005. № 07 (41), с. 114-119.
3. Вартанян А.А., Сидельников Ю.В. Бизнес-команда // Экономические стратегии 2005. № 08 (42), с. 76-79.
4. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.
5. Корсунский А.Р. Проблема измерения социальных явлений в исторических источниках и литературе // Математические методы в исследованиях по социально-экономический истории. М., 1975. – 320 с.
6. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. М., 2003. – 1200 с.
7. Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857-1858 годов) // Маркс К., Энгельс Ф.: Соч. 2-е изд. Т. 12.
8. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. – 328 с.
10. Сидельников Ю.В. Человечество как космический субъект // Гагаринский сборник. Материалы ХХХ общественно-научных чтений. Ч. 2. Гагарин, 2003, с. 159-170.
11. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
12. Maslow A. Higher and lower needs. Journal of Psychology, 1948, 25, 433-436.
13. Maslow А. Motivation and Personality. New York: McGraw-Hill, 1954.