Вся наша жизнь – игра
Итоги стратегической игры финалистов международного молодежного конкурса “Пути России в XXI веке”
Вся наша жизнь – игра
"Экономические стратегии", 2000, №5, стр. 49-53
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО МОЛОДЕЖНОГО КОНКУРСА "ПУТИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ"
Финальный этап конкурса "Пути России в XXI веке" состоялся в Москве 10-16 сентября 2000 года. В столицу приехало 50 из более 200 представивших конкурсные работы молодых экономистов от 17 до 30 лет из Архангельска, Брянска, Владивостока, Волгограда, Кемерова, Комсомольска-на-Амуре, Краснодара, Красноярска, Майкопа, Москвы и Московской области, Нижнего Новгорода, Печоры, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Томска, а также из Белоруссии, Украины, Эстонии, Германии. Его организаторами стали Отделение экономики РАН, Российский торгово-финансовый союз (РТФС), Национальный общественно-научный фонд, Институт экономических стратегий (ИНЭС). Информационную поддержку обеспечивала газета "Известия". Главный итог семи дней работы – формирование виртуального пространства "Большой Страны", о становлении которой можно узнать, посетив официальный сайт конкурса – www.russia21.ru.
Для финалистов путь к победе лежал через участие в стратегической игре и работе в тематических секциях: "Внутренняя и внешняя политика", "Самосознание, духовность, идеология", "Экономика: трансформация и рост". Итоги конкурса были подведены на заключительном заседании в Президиуме Российской академии наук. Победителями стали: Сергей Бирюков, Роман Вишневский, Татьяна Шклярова, Марина Курячая, Тихон Олейников и Алексей Дубинский. Лучшим из пресс-группы был признан Дмитрий Сотников. В число лауреатов вошли также две команды участников стратегической игры.
Стратегическая игра "Сценарии 2001"
Официальное пространство игры – 11 и 12 сентября 2000 года, пансионат УД РАН "Звенигородский". Условная ситуация – положение в государстве после введения в действие Указа Президента "Большой Страны" об отставке Правительства в декабре 2000 года.
Игра включала четыре задания:
1) разработку Программы развития "Большой Страны" на 2001-2010 годы;
2) подготовку концепции бюджета на 2001 год;
3) формирование нового Правительства "Большой страны";
4) партийное строительство.
Под руководством Президентского совета, представленного в основном сотрудниками ИНЭС, финалисты разделились на четыре команды: "синие", "розовые", "золотые" и "зеленые". Освещением текущих событий занималась пресс-группа в составе шести человек.
Процесс партийного строительства и предварительная работа над документами должны были завершиться 11 сентября, а к вечеру 12 сентября планировалось закончить оформление пакета документов, представить программы партий на открытом заседании Президентского совета и подвести итоги.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПЕРВОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА "БОЛЬШОЙ СТРАНЫ" АЛЕКСЕЯ ДУБИНСКОГО
Представьте себе, что вы оказались в команде, состоящей из десятка совершенно незнакомых и достаточно амбициозных молодых людей, у каждого из которых – свое мировоззрение, цели в жизни, привычки и стиль общения. Нужно работать вместе. И не просто работать, а победить. Победа – это власть в "Большой Стране".
За два дня и ночь требуется представить Программу развития страны на ближайшие десять лет и бюджет-2001, увеличив в два раза его доходную часть. Нужно оперативно реагировать на события, происходящие внутри страны и на ее границах, – катастрофы, войны, забастовки. И еще одна задача "попроще" – сформировать новое Правительство.
Каждой команде предстояло сделать выбор: приступить к разработке Программы или окунуться в интриги и заговоры. Что приведет к успеху – конструктивная деятельность или демагогия?
Две партии: "Возрождение" ("розовые") и "Альтернатива" ("зеленые") энергично занялись делом. Две другие – "Золотой век" ("золотые") и "Партия экономического роста" ("синие") – основные усилия направили на организацию государственного переворота (только двое "золотых" упорно сидели над Программой, забаррикадировавшись в своем номере). Неудавшаяся попытка смещения Президента мирным путем вечером первого дня игры сменилась дерзким заговором на второй.
Переворот провалился. Это стало окончательно ясно, когда в зале появился бородатый командир условной танковой дивизии, вызванной согласно "Плану анти-ГКЧП" – командиры воинских частей быстрого реагирования действовали по секретной инструкции – в случае обращения к ним гэкачепистов "взять под козырек", но выступить по тревоге в поддержку Президента.
Партии представили свои разработки. Оказалось, что уровень участников игры настолько высок, что даже два человека, не участвовавшие в перевороте, спасают свою команду! Они действительно написали Программу, хотя и более фрагментарную, чем те, кто делал это сообща.
Президентский совет и оргкомитет (жюри) отдали предпочтение тем командам, которые хорошо потрудились. Победителями стали партии "Альтернатива" и "Возрождение". В жюри говорили потом: удивительно, в игре все получилось так же, как в реальности. А председатель жюри А. Агеев добавил: "Это была настоящая жизнь, а ИГРА вас ждет впереди. Вернувшись в реальную жизнь, вы снова наденете маски студентов и преподавателей, родителей и детей, начальников и подчиненных".
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА "БОЛЬШОЙ СТРАНЫ" ВИТАЛИЯ ОСОКИНА
Времени было крайне мало. Сначала мы обсудили положение дел, оценили возможные решения с тем, чтобы разработать детальный план действий. В рамках партий создали рабочие группы, каждая из которых отвечала за конкретный блок программы развития страны. Но политика прочно овладела умами, и две команды чисто экономические проблемы принесли в жертву политическому экстремизму.
С самого начала игры-работы разразилась информационная война. Журналисты "неоднозначно" освещали ход событий, позволяя себе в газете и информационных бюллетенях публиковать неподтвержденные, непроверенные сведения и даже ложные сообщения от имени Президентского совета и шифротелеграммы. Группам пришлось срочно отвлечь часть драгоценных сил и бросить их на проведение собственных PR-кампаний. Параллельно руководители игры – представители ИНЭС – начали запутывать ситуацию: на брифингах и пресс-конференциях сообщали о все более странных событиях. "Золотые" поняли, что участников игры сознательно дезинформируют.
В ночь с понедельника на вторник "золотые" и "синие" образовали коалицию с тем, чтобы общими усилиями отстранить Президента от власти и арестовать его ближайшее окружение. Созданный заговорщиками Комитет национального спасения (КНС) обратился к народу и армии с просьбой о поддержке. Всю ночь кипела работа по выработке плана захвата власти на ближайшем заседании Президентского совета. Была арестована часть членов оргкомитета. Через локальную телевизионную сеть удалось огласить соответствующие политические заявления. Но переворот все же не удался. Он был быстро и жестко подавлен Президентом. Его роль исполнял директор ИНЭС А.И. Агеев, справедливо заметивший: "Вы совершенно не умеете делать перевороты". В результате лидер партии "Золотой век" подал в отставку. Коалиция "розовых" и "зеленых" победила. Президент назначил Премьер-министром лидера "розовых" Дубинского, поручив ему в двухдневный срок сформировать Правительство, и ушел в отставку, распустив Президентский совет и, как в последствии выяснилось, создав Сенат "Большой Страны".
Стоило большого труда снять нервное напряжение, накопившееся за двое суток. Даже насыщенная культурно-развлекательная программа не смогла успокоить ребят. Многие вошли в роль, и выйти из нее уже не было сил. Игра продолжалась. Как меланхолично заметил один из ее разработчиков, заместитель директора ИНЭС А.И. Неклесса, это была уже "neverending game". Недаром говорят, что власть – это наркотик. Началась кампания по выборам нового Президента.
Позже в конференц-зале Академии труда и социальных отношений (АТиСО) прошли заседания трех тематических секций, на которых финалисты конкурса сделали ряд докладов. Несмотря на молодость участников, было представлено довольно много интересных работ, заслуживших высокую оценку экспертов.
Между тем в игровом пространстве "Большой Страны" продолжали бурлить политические страсти. Полным ходом шли выборы нового Президента, дебаты и консультации политических партий. Выборный процесс был омрачен скандалами, сменой главы Центризбиркома и многочисленными нарушениями правил. Тут же сформированный Конституционный суд признал первые выборы недействительными, поэтому пришлось проводить их во второй раз. Выстраивалась нормативная база: "Большая Страна" обретала собственную законность и одновременно – собственную преступность. Групповая солидарность входила в конфликт с личными амбициями. Заключались закулисные сделки, строились многоходовые комбинации. В итоге Президентом был избран экс-лидер партии "Золотой век". Между тем игра продолжалась. Формировались структуры "Большой Страны", и шло всенародное обсуждение ее Конституции.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ КОАЛИЦИОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА "БОЛЬШОЙ СТРАНЫ"
В процессе проведения игры была выработана Программа действий. Ее стратегической целью является превращение "Большой Страны" в мирового инновационного лидера в течение первой трети XXI века. В ближайшие десять лет Правительство планирует сделать ставку на укрепление экономики "Большой Страны", рассматривая ее в качестве основы возрождения мощи государства.
Программа декларирует защиту интересов общества в целом, а не тех или иных его слоев: "Наше государство ставит своей целью благоденствие не отдельных, привилегированных граждан, а всего населения страны".
Авторы Программы исходят из того, что экономика не должна строиться на экспорте невозобновляемых ресурсов. Правительству следует поддержать развитие наукоемких отраслей промышленности, биотехнологий, генной инженерии, разработку композитных материалов, коммуникационных, информационных и нанотехнологий – через размещение государственных заказов и льготное налогообложение в течение ближайших 10 лет.
Особо подчеркивается роль военно-промышленного комплекса в развитии "Большой Страны". Приоритетным здесь является "расширение сети научно-исследовательских центров и создание передовых видов вооружений".
В области организации бизнеса Программа отдает предпочтение "континентальной модели как обладающей большей устойчивостью и способной вывести экономику на качественно новый технологический уровень". Во главу угла поставлено "формирование крупных российских, широко диверсифицированных финансово-промышленных групп… Государство в течение 15-20 лет будет регулировать использование прибыли ТНК… Доходы от сырьевого экспорта должны стать основным источником модернизации экономики в ближайшие 5 лет".
Программа выдвигает задачу становления инновационного общества. Для этого предлагается "развивать инновационные "бизнес-инкубаторы", поддерживать нововведения, в первую очередь защищая права отечественных изобретателей на внутреннем и внешнем рынках". В системе образования предлагается ввести новый курс – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
К 2007-2008 годам предполагается выход на внешний рынок с высокотехнологичными товарами промышленного, военного и бытового назначения.
В рамках решения задачи развития малого бизнеса рассматривается возможность реформирования научно-исследовательских институтов, создания "интеллектуальных бригад", обеспечивающих научные разработки в интересах коммерческих организаций. "Интелбригада – маленькая коллективная фирма в сфере высоких технологий, работающая самостоятельно или по тендеру. Ее преимущества – корпоративный дух, мобильность, отсутствие балласта".
Амортизационная политика должна привлечь в промышленность инвестиции из внутренних источников. Здесь "рекомендовано применение ускоренных методов амортизации, позволяющих обновлять основные производственные фонды за 4-5 лет".
В сфере внешнеэкономических связей Программа провозглашает "стратегию ограниченной открытости": имеется в виду открытость только в национальных интересах. Предполагается, что "Большая Страна" вступит в ВТО только после 2007-2008 года.
В сельском хозяйстве предусмотрено введение "налогообложения сельхозпредприятий обратно пропорционально средней урожайности земель данного вида. Вопрос о введении института частной собственности на землю (с запретом изъятия земли из сельскохозяйственного оборота) подлежит тщательному изучению". Необходимо разработать и принять стратегию продовольственной безопасности "Большой Страны".
Предполагается организовать общенациональную кампанию: "Покупайте отечественное!".
В целях завоевания коммуникативного лидерства "Большая страна" должна создать Транс-Евразийский мост как альтернативу морской связи между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Во внешнеполитической сфере авторы Программы исходили из "ко-эволюции разных цивилизаций в рамках процесса глобализации, …модели мира, состоящей из равноправных суперрегионов, формирующихся на основе консолидации региональных общностей с общей историей, культурой и религией, а также с устоявшейся системой региональных экономических связей. Возможность реализации подобной альтернативы во многом зависит от способности "Большой Страны" консолидировать свои внутренние ресурсы и верно выбирать партнеров в условиях многополярного мира".
Фундаментальным ориентиром внешней политики "Большой Страны" должно стать "построение наднационального государства со статусом великой державы", превращение ее по мере наращивания геополитического потенциала в один из ведущих субъектов и балансиров мирового сообщества.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ
Итак, в условиях предельно жесткого формата игры ее участники в сжатые сроки должны были: сформировать антикризисное Правительство; бюджет-2001; разработать Программу действий на 2001-2010 годы. При таком сложном регламенте, нарастании управляемой хаотизации, спровоцированной информационным шумом и спланированными диверсиями, у участников игры произошло практически мгновенное исчерпание ресурсов для маневра. Фаза партийного строительства резко перешла в открытую борьбу за власть, то есть – в несистемное поле. В нем оказались "синие" и "золотые". Они сделали выбор в пользу "русского бунта", который завершился двумя неудавшимися попытками ГКЧП, пресеченными руководителями игры в рамках игрового же пространства. При этом "синие" заняли либеральные позиции, а "золотые" – патриотические.
В результате "либерально-патриотического ГКЧП" пространство игры было реструктурировано – осталось две "консервативные" партии ("зеленые" и "розовые") и воинственно настроенная оппозиция. При этом энергия последней в основном была рассеяна, а консерваторы, наоборот, консолидировались.
Когда Президентскому совету удалось подавить "бунт на корабле", выяснилось, что "розовые" и "зеленые" не смогли заполнить все игровое пространство и представленные ими программы в качестве частных документов жюри объединило в единое целое.
В ситуации возникшего хаоса не только уцелела, но и заметно усилила свои позиции партия "зеленых" (самая маленькая по численности), безнадежно проигрывавшая всем на исходе фазы партийного строительства. Здесь можно говорить об удаче и настойчивости, но следует отметить и умелое использование "стратегического информационного ресурса", в данном случае сыгравшего роль тех самых "теневых сил", которые "делают правительства". Более того, именно идеология "зеленых" стала основой Программы действий. В целом же, "воронка управляемого хаоса" парадоксальным, на первый взгляд, образом породила новую стабильность игрового поля, давшую неожиданные возможности: выход на новый уровень и создание в Интернет-пространстве "Большой Страны" в качестве модели для будущих социально-экономических экспериментов.
Крупные российские корпорации, принимавшие участие в организации конкурса и спонсировавшие его, объявили о готовности принять финалистов на стажировку или практику в свои региональные структуры. Помимо этого, перед ребятами, заканчивающими институты, открывается прекрасная возможность продолжить обучение в аспирантуре некоторых московских вузов и научно-исследовательских организаций. Говоря словами организаторов: "Диплом финалиста является входным билетом в жизнь".
Из экспертного заключения по итогам игры: «Стратегическая игра показала огромный потенциал эмпирической (игровой) политологии. Возможность развернуть интеллектуальный процесс в любом направлении позволяла увидеть проблемное поле в самых широких ракурсах. Поскольку идеологические штампы не довлели участникам (в соответствии с принципами проведения игры), ее стратегический контекст имел динамические границы. Приобретенный опыт позволяет утверждать, что методика стратегической игры может эффективно использоваться в интересах как государственных структур, так и промышленных корпораций, а также политических партий и общественных движений».