Вступление России во Всемирную торговую организацию: «за», «против», «надо тщательно подготовиться»
Целесообразность вступления России в ВТО почти никем не оспаривается. Однако для нашей страны присоединение к этой организации не должно быть самоцелью. Основной смысл такого подхода состоит в создании лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки.
Юрий Годин
Вступление России во Всемирную торговую организацию: "за", "против", "надо тщательно подготовиться"
"Экономические стратегии", 2002, №3, стр. 32-39
ВТО в современной глобальной экономике
В настоящее время в ВТО входят 145 государств мира. На их долю приходится 9/10 международной торговли, причем лидирующие позиции занимают США и страны ЕС. Система соглашений ВТО определяет допустимый набор инструментов внешнеэкономической политики, условия и формы их применения, механизм разрешения споров. Соглашения регулируют практически весь внешнеэкономический оборот – торговлю товарами и услугами, включая научно-технический обмен и права на интеллектуальную собственность, движение рабочей силы и капиталов, внешние расчеты.
Главными задачами ВТО являются:
- последовательная либерализация международной торговли, обеспечение свободного движения товаров и услуг за счет применения транспарентных и предсказуемых границ
- регулирования и устранения различных тарифных и нетарифных барьеров;
- организация и проведение многосторонних торговых переговоров;
- урегулирование торговых споров между государствами-членами ВТО на основе согласованной посреднической процедуры в рамках специального органа по торговым сделкам.
Деятельность ВТО базируется на пакете соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, который включает почти 60 соглашений, решений, договоренностей и других документов. Его основу составляют три взаимосвязанные части:
1) Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ);
2) Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
3) Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИМС).
ВТО призвана обеспечить эффективное применение указанных многосторонних торговых соглашений, которые составляют правовой фундамент международной торговли и содержат обязательства подписавших их стран проводить торговую политику в пределах согласованных рамок, создавая тем самым справедливые и предсказуемые условия для непосредственных участников международной торговли – производителей, экспортеров и импортеров товаров и услуг.
С чем Россия намерена вступать в ВТО
В конце 80-х – начале 90-х годов в России была ликвидирована монополия государства на внешнюю торговлю и валютные операции, демонтирована система жесткого директивного управления внешнеэкономическими связями, сняты многочисленные административные ограничения на участие во внешнеэкономической деятельности. Наша страна начала взаимодействовать с международными экономическими институтами, играющими важную роль в многостороннем регулировании транснациональных потоков товаров, услуг и капиталов – Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития, ВТО и др.
Либерализация товарных и финансовых рынков и усиление взаимозависимости национальных хозяйств неодинаково эффективны для отдельных стран в силу различий их экономических потенциалов и относительной конкурентоспособности. Основные преимущества глобализации получают наиболее развитые страны мира: для них расширяется экономическое пространство с едиными стандартами ведения хозяйственной деятельности. В процессе интегрирования в глобальную экономику с проблемой адаптации сталкиваются прежде всего страны с недостаточно высоким уровнем развития. В условиях снижения роли национальных государств в регулировании мирохозяйственных связей уменьшаются их возможности защищать себя от деструктивных сил рыночной стихии, экспансионистских поползновений более могущественных конкурентов, массированных отливов иностранного капитала, разрушительных финансовых и экономических кризисов.
По оценке российских и зарубежных ученых и специалистов, стартовые условия для интегрирования России в глобальную экономику крайне неблагоприятны. Ход интеграции национальной экономики в мировое хозяйство выявил ограниченность возможностей приспособления к мировым тенденциям еще не вышедшего из кризиса народного хозяйства страны. И дело не только в том, что за 90-е годы вдвое сократился объем производства, упал жизненный уровень населения, снизилась эффективность экономики и относительная конкурентоспособность продукции. Сегодня Россия после семи десятилетий самоизоляции и противостояния "мировому капитализму" вынуждена врастать не просто в рыночное пространство, а в сложную геоэкономическую систему, где она все еще остается в значительной мере аутсайдером. Сложившаяся структура внешнеэкономических связей не создает основы для долговременной экономической кооперации. Крайне низок объем западных инвестиций в российскую экономику, и, следовательно, у иностранных инвесторов нет долгосрочной заинтересованности в экономической и политической стабильности в России. Отечественные олигархи не вписываются (за немногим исключением) в высшую экономическую элиту мира, у которой нет доверия ни к ним, ни к российскому правительству.
Сопоставление динамики и структуры отечественной внешней торговли товарами и услугами с данными по мировой торговле и экспорту отдельных стран, в том числе развивающихся, наглядно показывает, что она кардинально отличается от международного экономического обмена. В мировой торговле значительный удельный вес приходится на готовую продукцию и услуги, в которых воплощены достижения научно-технического прогресса. В структуре российского экспорта преобладают базовые товары и простейшие виды услуг, а в импорте – товары и услуги, связанные с удовлетворением потребительского спроса. Отягощенная значительным внешним долгом, Россия умудряется финансировать другие страны через утечку капитала, составляющую 10% годового ВВП.
Преобладание в экспорте топливно-сырьевых товаров не есть результат того, что у нас имеются какие-то конкурентные преимущества по сравнению с производителями сырья в других странах. Издержки добычи, а главное – транспортная составляющая в издержках, зачастую выше среднемировых. Тем не менее экспорт сырья пока еще остается более эффективным, чем экспорт обработанной продукции. Изменить такую ситуацию без громадных вложений в перерабатывающие отрасли невозможно. Поэтому Россия еще долго будет зависеть от экспорта сырья. Но если экономический рост в стране продолжится, возможности для продажи сырья за рубеж сократятся, а потребности в импорте, в частности технологий, увеличатся. Тупиковый характер ныне существующей структуры российского экспорта заставляет форсировать диверсификацию экспорта, искать новые, в том числе технологические, ниши на мировом рынке.
Задача нашей страны в новом веке – преодолеть деформации, сложившиеся в ее внешнеэкономических связях. России предстоит найти свое место в глобальной экономике, используя для этого сильные стороны своего экономического, научно-технического и интеллектуального потенциала. Ключевую роль в решении этой долговременной задачи призвано сыграть отечественное предпринимательство: на мировых рынках, как известно, конкурируют не столько страны, сколько конкретные фирмы и корпорации. Именно от деятельности отечественного бизнеса в первую очередь будет зависеть успех или неудача технического перевооружения промышленности, освоения прогрессивных технологий, внедрения современного опыта управления. Точно так же и обновление внешнеэкономической специализации, и укрепление позиций России на внешних рынках в конечном счете будут связаны со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесное взаимодействие с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и др.
Российский бизнес заинтересован в том, чтобы в ходе дальнейшей интеграции страны в мировое хозяйство были должным образом защищены его интересы. Решить данную задачу можно лишь при наличии устойчивой и эффективной политической власти в РФ. Это подтверждается и мировым опытом: за последние полвека продолжительные успешные периоды развития имели место в странах с сильными правительствами (Германия, Япония и др.).
"Плюсы" и "минусы" вступления
а) "Плюсы"
В стратегическом плане целесообразность вступления РФ в ВТО не вызывает сомнений. Это явилось бы для нее крупным шагом на пути дальнейшего интегрирования в мирохозяйственную систему и международную торговлю. Очевидно, что наша страна не может игнорировать происходящие в мире процессы и развивать торгово-экономические связи с зарубежными странами по правилам, отличным от общепринятых. Это крайне сложно и зачастую неэффективно.
Вступая в ВТО, Россия рассчитывает:
- добиться лучших и недискриминационных условий реализации на внешних рынках российских товаров и услуг, в частности, изделий обрабатывающей промышленности, что должно
- способствовать совершенствованию структуры российского экспорта;
- обеспечить необходимую защиту отечественных производителей в условиях открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО;
- получить доступ к механизму разрешения торговых споров в рамках ВТО;
- привести российское законодательство и практику внешнеэкономической деятельности в соответствие с международными методами регулирования торговли;
- принять непосредственное участие в дальнейшей разработке норм, регулирующих международную торговлю.
Вместе с тем важнейшее значение для России имеет выработка приемлемых условий присоединения к ВТО. Переговоры по данному вопросу ведутся с 1994 года. Пока Россия участвует в ВТО в качестве наблюдателя. С вступлением России в ВТО должны быть во многом изменены применяемые ею "правила игры" в торговле товарами и услугами, а также внесены существенные коррективы в торговые аспекты прав на интеллектуальную собственность. Причем это затронет не только правила нашего участия в международной торговле, но и внесет значительные изменения в характер работы предпринимательских структур на внутреннем рынке.
Во-первых, Россия должна будет предоставить странам-членам ВТО, равно как и они ей, безусловный режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Принцип РНБ предусматривает право каждого договаривающегося государства на основе взаимности пользоваться всеми преимуществами, которые другое договаривающееся государство предоставляет любым третьим странам по согласованному кругу отношений. В торговле РНБ применяется на основе взаимности и предусматривает, что договаривающиеся стороны предоставляют его друг другу немедленно, безусловно и безвозмездно. РНБ действует в отношении таможенных пошлин и других сборов, взимаемых с экспортных и импортных товаров, и при переводе платежей по экспорту и импорту; всех правил и формальностей при осуществлении экспортных и импортных операций; внутренних налогов и других сборов на импортные товары; законов, правил и требований, касающихся продажи, транспортировки, распределения и использования импортных товаров на внутренних рынках. Исключения из РНБ допускаются только в отношении преимуществ, которые предоставляются соседним странам для облегчения приграничной торговли либо создания зоны свободной торговли или таможенного союза. Россией это положение применяется в отношении стран СНГ в рамках соглашений о свободной торговле.
Во-вторых, присоединившись к ВТО, Россия должна будет предоставлять национальный режим в отношении товаров, услуг, продуктов интеллектуальной собственности, поступающих из стран-членов ВТО, то есть взимать с них такие же налоги и сборы и применять те же законы и правила, что и к соответствующим национальным продуктам.
б) "Минусы"
России предстоит принять на себя обязательства по снижению и "связыванию" (то есть неповышению) импортных тарифов на товары в целом и по применению согласованной комбинации тарифов и квот на отдельные сельскохозяйственные товары. В части торговли услугами ее обязательства будут состоять в установлении согласованных пределов доступа на национальные рынки иностранных производителей услуг.
Соглашения ВТО содержат требование к правительствам стран-членов обеспечить открытость торговой политики путем нотификации в ВТО сведений о действующем законодательстве в сфере торговли, а также регулярно представлять в секретариат ВТО доклады о торговой политике. Кроме того, Россия должна будет придерживаться установленной в ВТО процедуры разрешения торговых споров.
В связи с присоединением к ВТО России неизбежно придется пойти на снижение ставок таможенного тарифа и тем самым – на дальнейшее открытие внутреннего товарного рынка. В этой ситуации акценты в защите отечественных производителей придется смещать на использование мер нетарифного регулирования внешнеэкономических связей, принятых в мировой практике, в том числе так называемых технических барьеров и различных видов пошлин (специальных, компенсационных и антидемпинговых).
Характер действующих в ВТО многосторонних договоренностей в принципе позволяет рассчитывать на то, что, став полноправным участником этой организации, Россия получит определенные выгоды. В частности, появится возможность расширять доступ отечественной продукции на внешние рынки, улучшатся условия реализации товаров на этих рынках. Россия включится в общепринятые процедуры разрешения торговых споров, а также примет непосредственное участие в разработке новых норм, регулирующих международный обмен ресурсами. Защита российского рынка и отечественных производителей будет осуществляться цивилизованными мерами, принятыми в международном сообществе. Вместе с тем многие российские и зарубежные специалисты обоснованно обращают внимание на то, что при нынешнем кризисном состоянии народного хозяйства, низкой конкурентоспособности отечественных обрабатывающих отраслей и сферы услуг, сырьевом характере российского экспорта воспользоваться преимуществами, которые дает членство в ВТО, страна в ближайшей перспективе не сможет. Они исходят из того, что подавляющая часть товаров российского экспорта (сырье и полупродукты) не наталкивается в настоящее время на непреодолимые торгово-политические барьеры за рубежом, и поэтому вряд ли можно ожидать в результате присоединения к ВТО существенного расширения присутствия России на мировых рынках. При этом экспансия зарубежных товаров и услуг (в частности, страхование, банковское дело, туризм) может, если не принять соответствующих смягчающих мер, ухудшить положение ряда отраслей и предприятий, вызвать рост безработицы и обострение социальных проблем. Вследствие этого, по их мнению, форсировать вступление в ВТО нецелесообразно.
Едва ли вступление в ВТО позволит России полностью избавиться от дискриминации на внешних рынках. В отношениях РФ с большинством ее торговых партнеров предусмотрено применение РНБ на основе двусторонних соглашений, а вступившее в силу с 1 декабря 1997 года соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС прямо предусматривает распространение на взаимную торговлю большинства основополагающих норм ВТО.
Торговля отечественными услугами
Из всего круга проблем, с которыми может столкнуться страна в результате присоединения к ВТО, наиболее сложными являются те из них, которые затрагивают сферу торговли услугами. Отечественный рынок услуг слабо развит, зачастую не имеет соответствующей законодательной базы, где были бы зафиксированы режимы для российских и иностранных поставщиков. Продуценты услуг не всегда объединены в союзы и ассоциации, как это имеет место за рубежом. Характерной чертой российского рынка услуг является также то, что многие его секторы (в отличие от товарных рынков) никогда не сталкивались с иностранной конкуренцией. В некоторых из них отечественные производители традиционно пользуются преимуществами монопольного положения.
По подсчетам Центра внешнеэкономических исследований РАН в середине 90-х годов на долю России приходилось примерно 0,8% коммерческих услуг, предоставляемых странами друг другу. Отношение стоимостного объема российского экспорта услуг к экспорту товаров, регистрируемому Госкомстатом и ГТК РФ, в последние годы находилось в интервале 15-18%, что ниже среднемирового показателя на 7-10 процентных пунктов. В 1999 году экспорт услуг составил всего 12,5% от экспорта товаров. Импорт услуг в последние годы превышал их экспорт в 1,2-1,4 раза. В российском экспорте основная доля (75-80%) приходится на туристические и транспортные услуги, а удельный вес других услуг, особенно тех, в которых воплощены научно-технические достижения, незначителен.
Потенциально присоединение России к ВТО создает объективные предпосылки для расширения экспорта услуг и может содействовать совершенствованию его структуры, в частности, за счет активизации инвестиционного сотрудничества с зарубежными партнерами. Однако рассчитывать на положительный эффект в данной области страна может лишь в перспективе.
Предварительные результаты переговоров
Ситуация на переговорах складывается таким образом, что рассчитывать на их скорое завершение не приходится. Представителей ЕС, США и некоторых других стран не устраивают представленные Россией предложения по тарифам на промышленные товары, и от нее требуют "срезки пиков" ставок и замораживания режима импорта на срок переговоров. Негативно относится ВТО и к практикуемым Россией экспортным пошлинам. Переговоры по сельскохозяйственной продукции продвигаются с большим трудом, а по услугам только начинаются, причем их сдерживает неразвитость отечественного законодательства, регулирующего эту сферу деятельности, в том числе и применительно к иностранным поставщикам.
В этих условиях Россия, видимо, будет вынуждена в течение ближайших лет продолжать переговоры о вступлении в ВТО и одновременно участвовать в качестве наблюдателя в новом раунде переговоров в рамках этой организации – "Раунде тысячелетия". Усилия в переговорном процессе с ВТО придется концентрировать не столько на сроке вступления, сколько на наиболее благоприятных условиях присоединения к ней. Если России не удастся добиться приемлемых условий, то ее вхождение в число членов ВТО можно было бы отодвинуть на более поздний срок с тем, чтобы в течение высвобождающегося периода времени стабилизировать и укрепить экономику, разработать и внедрить соответствующее законодательство. Опыт других стран, в частности Китая, показывает, что время, требующееся для завершения переговоров, можно использовать достаточно продуктивно.
По мнению специалистов, самого пристального внимания требуют проработка вопросов и осуществление подготовительных мер для присоединения России к действующему под эгидой ВТО Генеральному соглашению по торговле услугами. Как показывает практика, безоговорочное присоединение к ГАТС хотя и повысит объем и качество предоставляемых услуг, может привести к полному вытеснению российских компаний иностранными из отдельных сегментов этого бизнеса. Следует особо отметить, что в национальных законодательствах некоторых стран по-прежнему остаются положения, рассматривающие Россию как страну с нерыночной экономикой. К примеру, со времен "холодной войны" в торговом законодательстве США сохраняются дискриминирующие нашу страну оговорки (поправки Джексона-Вэника), которые могут привести к неприменению норм ВТО к России даже после присоединения ее к этой организации.
В обмен на принятие в ВТО партнеры по переговорам требуют от России дальнейшего открытия внутреннего рынка в ущерб экономической безопасности страны. Между тем, последний и без того характеризуется высокой степенью открытости: удельный вес импортной продукции на нем по ряду позиций (например, по продовольствию) превышает порог безопасности. Дальнейшее его открытие может подорвать возможность восстановления российской экономики, осложнить структурные преобразования. Кроме того, дальнейшее снижение импортных пошлин способно еще более сузить доходную базу государственного бюджета России.
В ходе переговоров с ВТО проявилось также стремление ряда ее влиятельных членов добиться от России шагов, которые не обязательны для присоединяющихся стран, в том числе: неповышение уровня таможенных тарифов на время переговоров; полная отмена пошлин на широкую гамму товаров (многие виды оборудования, сталь, целлюлоза, мебель и др.); допуск иностранных поставщиков на рынки правительственных закупок; либерализация торговли авиатехникой (отмена пошлин, сокращение субсидирования). Применяется и другой вариант давления: от России требуют выполнения условий, которые, хотя и соответствуют в принципе нормам ВТО, но игнорируются большинством ее членов. Имеются в виду такие спорные и сложные вопросы, как государственная поддержка сельского хозяйства и экспортные субсидии для сельхозтоваров. В сущности, каждое из предъявляемых РФ условий затрагивает "болевые точки" российской экономики, от которых во многом зависят перспективы ее развития.
Консультации с партнерами
Согласно информации Интеграционного комитета ЕврАзЭСа, проблема присоединения к ВТО стран-партнеров Евразийского экономического сообщества является одной из ключевых в экономической жизни данного регионального экономического объединения. Государства "пятерки" еще 3 июня 1997 года подписали протокол о международных торговых переговорах государств-участников Соглашения о Таможенном союзе при вступлении в ВТО. Совет глав правительств "пятерки" принял решение о выработке единой позиции государств-участников Таможенного союза на переговорах по присоединению к ВТО в апреле 1998 года и в сентябре 1999 года. В настоящее время Россия, Белоруссия и Казахстан очень активно контактируют по этому вопросу между собой, и их делегации "выступают в достаточно тесном координационном действии". Однако вступление в ВТО Киргизии потребовало дополнительных договоренностей в рамках Таможенного союза и усложнило ход переговоров непосредственно с ВТО.
Определенное беспокойство вызывает у специалистов состояние дел с присоединением к ВТО России и Беларуси в рамках их Союзного государства. В настоящее время обе эти страны, договорившись о координации позиций по условиям вступления в ВТО, тем не менее, ведут сепаратные переговоры с этой международной организацией. Если каждая из них вступит в ВТО по отдельности, вряд ли удастся сформировать полноценный таможенный союз России и Беларуси как основу экономической интеграции наших стран, то есть окажется под угрозой создание Союзного государства.
Позиция Правительства Российской Федерации
По мнению Министра экономического развития и торговли РФ Г. Грефа, России необходимо в течение предстоящих трех лет стать членом ВТО и принять участие в переговорах по дальнейшей либерализации экономики. Как уточняет министр, даже в случае, если Россию в ближайшее время примут в ВТО, ей будет предоставлен специальный переходный срок – от 4 до 7 лет, в течение которого страна сможет полностью привести свое законодательство в соответствие с требованиями ВТО. Это прежде всего коснется процесса унификации импортных пошлин для ввоза товаров в Россию. По оценке Г. Грефа, в результате вступления в ВТО Россия получит до 17 млрд долл. дополнительной прибыли. Сейчас прямые потери России от недостаточного присутствия на международных рынках составляют около 2 млрд долл. в год. Говоря о минусах вступления РФ в ВТО, министр отметил, что к ним можно отнести "условия, на которых Россию примут в организацию".
Заместитель Председателя Правительства, Министр финансов А. Кудрин считает, что необходимо "в кратчайшие сроки вступить во Всемирную торговую организацию", но при этом условия нашего членства должны в первую очередь учитывать потребности развития отечественной экономики, устранять дискриминацию российского экспорта, облегчать доступ российских товаров и услуг на мировые рынки.
Точка зрения ученых, специалистов и отечественных товаропроизводителей
Целесообразность вступления России в ВТО почти никем не оспаривается, однако, это не должно быть самоцелью. Основной смысл такого подхода состоит в создании лучших и недискриминационных условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки. С точки зрения ученых и деловых кругов, при вступлении в ВТО должны быть обеспечены:
- надежный уровень защиты прогрессивных и стратегических отраслей и сфер национальной экономики, что предполагает поддержание в начальный период структурной перестройки, по
- возможности, более высокого, чем в развитых странах, уровня таможенных тарифов, а также применение комплекса других защитных мер, не противоречащих нормам ВТО; максимально
- возможное сохранение системы государственной поддержки сельского хозяйства и др.;
- реальные сроки дальнейшей либерализации внешнеэкономического режима и упорядочения законодательства с учетом необходимости постепенной адаптации отечественной экономики к нормам ВТО;
- увязывание российских обязательств по открытию внутреннего рынка с обязательствами членов ВТО по устранению дискриминирующих положений в их законодательствах.
Если в ходе переговоров России не удастся добиться приемлемых для нее условий, присоединение к ВТО, по мнению исследователей РАН, следует отложить. Необходимо укрепить позиции российской экономики на основе структурных преобразований и выйти на устойчивую траекторию роста. Осуществляется также большой объем мероприятий по приведению российского законодательства в соответствие с нормами ВТО, который предстоит выполнить. Начало этой работе положено принятием Федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (апрель 1998 года).