Время Balanced Scorecard
Внедрение системы Balanced Scorecard требует от компании, где она будет применяться, создания определенных, оптимальных для ее применения условий. По просьбам читателей «ЭС» один из разработчиков системы BSC Роберт Каплан определяет эти условия, а кроме того, кратко формулирует суть метода «двойной петли».
Роберт Каплан
Время Balanced Scorecard
"Экономические стратегии", №5-6-2005, стр. 190-191
Внедрение системы Balanced Scorecard требует от компании, где она будет применяться, создания определенных, оптимальных для ее применения условий. По просьбам читателей "ЭС" один из разработчиков системы BSC Роберт Каплан определяет эти условия, а кроме того, кратко формулирует суть метода "двойной петли". |
Каковы наилучшие условия, при которых компания может начать использовать Balanced Scorecard?
Необходимость преобразовать предприятие согласно новой стратегии: например, когда компании, работающей в условиях монополии или сильно регламентированной промышленности, нужно приобрести конкурентоспособность по сравнению с другими предприятиями; необходимость переключиться с производства больших объемов стандартной продукции на производство более специализированной и приспособленной к потребностям потребителя продукции малыми объемами. Многим финансовым предприятиям приходится переходить от стратегий проталкивания продукции (текущих счетов, кредитных карт, займов) к стратегии налаживания доверительных отношений с клиентом (в случае, если они хотят наладить долговременные связи с целевыми клиентами).
Все это – конкурентные ситуации, в которых требуется новая система оценки и управления, помогающая преобразовать компанию и внедрить совершенно новую стратегию. Кроме того, внедрение BSC требует от команды исполнителей сильного лидерства, стремления вовлечь всех сотрудников в дело реализации стратегии и готовности открыто обсуждать с ними стратегические цели и просить работников участвовать в достижении предприятием успеха. Это ключевые предпосылки успеха.
Как бы Вы могли кратко сформулировать сущность метода "двойной петли", часто Вами упоминаемого?
В первой "петле" обучения студенты принимают текущую стратегию как должное и пытаются научиться ее как можно лучше реализовывать. Вы определяете, где недостает инициативы или менеджеры не обеспечивают ожидаемой эффективности работы, и пытаетесь решить эти проблемы для достижения стратегических целей.
В процессе реализации второй, более утонченной "петли" обучения решается вопрос о правильности стратегии, которую вы пытаетесь внедрить. Действительно ли цена, предлагаемая клиентам, соответствует их ожиданиям? Положительно ли клиенты реагируют на Ваши товары и услуги? Улучшают ли курсы обучения и развития навыков, которые Вы предоставляете своим сотрудникам, ход внутренних процессов и взаимодействие с покупателями?
Кроме того, возможно, произошли серьезные изменения в конкуренции, технологии, ситуации на рынке, нормативах, макроэкономике. Не отменяют ли они допущений, учитывавшихся при разработке предыдущей стратегии? Компаниям необходимо проверять, не потеряли ли силу допущения, лежащие в основе существующей стратегии; если нет, то их нужно пересмотреть и адаптировать стратегию к текущей ситуации. Это "двойная петля" обучения – вопрос достоверности допущений, на которых основана Ваша стратегия.