Впереди – нелегкий процесс выздоровления
Борис Кузык
Впереди – нелегкий процесс выздоровления
"Экономические стратегии", №6, стр. 17
Недавно мы с коллегами взялись изучать цикличность изменений в экономике, политике, социальной жизни и пришли к некоторым выводам. В настоящее время идет процесс глобализации и в экономике, и в социальной сфере, и в области межгосударственных отношений. Мы сейчас завершаем деятельное изучение мировых рынков. Условно их можно поделить на интеллектуальноемкие и минерально-сырьевые, хотя обе группы тесно взаимосвязаны. Мы также определяем место и роль России на упомянутых рынках. Выяснив, каковы приоритеты на мировых рынках (а нам уже многое известно), сможем определить и приоритеты позиционирования России в мире. Затем последует создание механизма реализации этих приоритетов.
Кто бы что ни говорил, но стратегию необходимо разрабатывать именно в такой последовательности. Эксперименты с постановкой телеги впереди лошади, как известно, дают отрицательные результаты.
От руководства страны мы, бизнесмены, прежде всего, ждем поддержки высокотехнологического комплекса. Надеемся, что оно не даст совсем уж уронить российскую науку, создаст систему "выращивания" новых высоких технологий. Ведь в этой области от формулирования идеи до полной ее реализации проходит от 7 до 15 лет. Путь немалый и непростой.
Кроме того, нужна поддержка венчурного бизнеса. Все знают о Силиконовой долине в США. Так вот, там в венчурные технологии частный капитал инвестировал порядка 46-48 млрд долл. в год, а государство – 48-52 млрд долл. На Западе понимают: то, что закладывается в венчурную сферу сегодня, завтра даст мировые технологии прорыва в новое качество. Если в России начнется приоритетное финансирование фундаментальных исследований, будут продвигаться проекты прикладной науки, у нас появится надежда на то самое светлое технологическое будущее. Но госудаству придется активнее включаться в формирование идеологии экономического развития, которая представляет собой некую связку технологических эстафет между экономическими укладами. Каждому укладу, как известно, соответствует определенный уровень научно-технического развития.
В экономической жизни сейчас присутствует три уклада – так называемые третий, четвертый и пятый. Третий уклад соответствует 30-м годам прошлого века, четвертый – 60-м, начало пятого уклада датируют 1990-ми годами, когда повсеместное распространение получили электроника, вычислительная техника, телекоммуникации, оптоволоконное производство, биотехнологии. Он будет доминировать в течение первых двух-трех десятилетий нынешнего века. А после начнется шестой уклад – с широким применением микроэлектроники и вслед за ней наноэлектроники, генной инженерии, нетрадиционной энергетики, информатизации второго уровня: информационных сетей следующего после Интернета поколения.
Сегодня много говорят о том, что, освоив компьютерные технологии, человечество вступает в шестой экономический уклад. Его основой становится общение человека с гигантской информационной средой, управляющей всем живым миром Земли – ноосферой. А что же Россия? Увы, мы все еще живем в третьем, в лучшем случае в четвертом, укладе.
Сегодня мы уже просто не в состоянии реанимировать многие приоритетные направления науки и техники: основные производственные фонды страны изношены на 72-76%. Нам требуется 47-52 млрд долл., чтобы хоть как-то их модернизировать. И нужно еще подумать: а стоит ли совершенствовать технологии старых укладов? Может, перспективнее совершить переход сразу на новейшие уровни высокотехнологичного производства? Идеи по поводу того, как это делать, есть.