Вместе с Россией — к могуществу и процветанию
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации считает, что если даже Европа объединяется, создана общая валюта — евро, то нашим народам-братьям сам Бог велел жить вместе.
Владимир Григорьев
Вместе с Россией – к могуществу и процветанию
"Экономические стратегии", 2001, №5-6, стр. 154-156.
"Союзные отношения с братской Россией – основной приоритет внешнеполитической деятельности руководства Беларуси". Этот тезис содержится в предвыборной программе Александра Лукашенко. Скажите, что стоит за этими словами ?
Александр Лукашенко, убежденный интегратор, став главой государства, сразу же инициировал объединительные процессы. В 1996 году в Москве был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а через год – Договор о Союзе Беларуси и России; 25 декабря 1998 года -Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Наконец, 8 декабря 1999 года был заключен Договор о создании Союзного государства Беларуси и России и одобрена Программа действий по его реализации. В рамках, очерченных этими документами, сегодня и происходят все интеграционные процессы в двух государствах. Удалось достичь существенных сдвигов в области обеспечения равных прав граждан двух стран в социальной сфере.
Но самые важные изменения произошли в экономике. Если до начала интеграционных процессов товарооборот между двумя странами был менее 5 млрд долл., то в 2000 году он составил уже более 9 млрд долл., а за восемь месяцев 2001 года – 6 млрд долл., что превышает уровень прошлого года на 2,4%. С каждым годом торговое партнерство расширяется. На долю России сейчас приходится почти 60% общего внешнеторгового оборота Беларуси. В свою очередь, наша республика является первым торговым партнером России в рамках СНГ и в минувшем году поднялась на второе место в ее внешней торговле после Германии. Доля России в белорусском экспорте составляет более 50%, в импорте – 66,5%. В последнее время увеличены объемы поставок в Россию такой традиционно экспортной белорусской продукции, как грузовые автомобили и другие транспортные средства, запасные части к ним, текстиль и текстильные изделия, пластмассы.
Мы рады, что и в российской политической элите все больше тех, кто осознает очевидную истину: всесторонняя, глубокая интеграция двух государств нужна России не меньше, чем Беларуси. Это понимание отражается в мудрой прагматичной политике Владимира Путина. Судите, Европа объединяется, создана общая валюта – евро. А нашим народам-братьям сам Бог велел жить вместе.
Для нашей республики экономическое сближение с Россией означает значительное расширение рынка сбыта белорусских товаров, которые, благодаря приемлемым ценам и высокому качеству, вполне конкурентоспособны на внутреннем рынке союзника. Свободный доступ российских товаров на белорусский рынок позволяет России улучшить финансово-экономическое положение сотен своих предприятий и целых отраслей, поддерживающих тесные многолетние связи с белорусскими партнерами. К тому же некоторые виды продукции, производимые в Беларуси, жизненно важны для российской экономики. Например, до сих пор 80% тракторного парка в России составляют машины Минского тракторного завода. В горнодобывающей промышленности более 40% грузов вывозится БелАЗами.
Беларусь является крупным потребителем продукции топливно-энергетического комплекса России. Развитие экономического взаимодействия двух стран не только позволяет обеспечить устойчивый сбыт в Беларуси продукции российского ТЭК, но и облегчает формирование в этой отрасли крупных совместных транснациональных структур. Одной из стратегических задач мы сегодня считаем прокладку российских газопроводов в Европу по территории республики. Ведь реализация этого проекта позволит не только инвестировать капитал и обеспечить хорошо оплачиваемой работой тысячи граждан Беларуси, но и в перспективе получать валютные доходы за транзит газа в Европу. Другое стратегическое направление – разведка и добыча в России нефти для нужд республики.
За счет чего это будет достигаться?
Белорусские производители, прежде всего, выпускающие товары народного потребления и продовольствие, стали уделять больше внимания качеству продукции. Пересматривается порядок формирования экспортных цен. Российские партнеры в один голос заявляют, что при сегодняшнем их уровне с белорусами можно торговать только по бартеру. Вообще, удельный вес бартерных операций при расчетах с российской стороной недопустимо высок. И если объем российской продукции, оплачиваемой белорусской стороной по бартеру, составляет 27%, то белорусская продукция путем бартерных операций оплачивается почти на 44%. Диспаритет цен ослабляет финансовое положение белорусских предприятий при проведении таких расчетов. Эту проблему помогло бы решить создание совместных производств, межгосударственных холдинговых систем и финансово-промышленных групп типа "БелРусАвто".
Основной формой эффективной организации продаж белорусской продукции на российском рынке должна стать дилерская сеть. Проводниками товаров по территории России могут быть уже устоявшиеся российские структуры. Актуален вопрос о создании в России белорусско-российских оптовых рынков. Но здесь существуют определенные трудности. Например, оперативному созданию совместных акционерных обществ не способствует ряд организационно-правовых проблем.
Несмотря на то, что Беларусь весьма привлекательна для иностранных инвесторов, российский капитал идет в страну неохотно. Каков же выход?
Надо отметить, что проблема привлечения иностранных инвестиций одинаково остро стоит как перед Беларусью, так и перед Россией. Несмотря на законодательные инициативы наших стран, расчет на иностранную помощь и капиталовложения себя не оправдал, и поэтому нам надо изыскивать внутренние резервы. В частности, наша республика приняла Инвестиционный Кодекс, предоставляющий инвесторам большие возможности и гарантии для развития бизнеса в нашей стране, составлен список инвестиционных проектов, активизируется фондовый рынок. В этой связи мы предложили провести под эгидой Постоянного Комитета форум деловых людей России, имеющих стратегические интересы в Беларуси, с участием партнеров по бизнесу из республики, а также представителей органов государственного управления, банков и бирж.
Развитие интеграционных процессов способствует проникновению в Беларусь российского капитала, который в Беларуси нередко упрекают в чрезмерной активности. Но пример сотрудничества наших пивоваров из "Криницы" и их российских коллег из "Балтики" или совместной работы со "Славнефтью" и "ИТЕРОЙ" показывает, что упреки эти беспочвенны. Надо находить выгодные источники инвестирования, эффективные финансовые схемы, совершенствовать законодательную базу, особенно в вопросах налогообложения, валютного регулирования, контроля и бухгалтерского учета.
Известно, что успех интеграции во многом зависит от уровня развития торгово-экономического сотрудничества Беларуси с российскими регионами. Какова здесь ситуация?
На рынках республики сегодня представлены 60 субъектов РФ, а во взаимных поставках продукции участвуют предприятия 79 российских регионов. Основные торговые партнеры Беларуси – Москва и Московская область (39% товарооборота между Беларусью и Россией и 50% белорусского экспорта в РФ), Тюменская область, Санкт-Петербург. В первую десятку (а это 72% товарооборота) по объемам торговли с республикой входят также Ярославская, Калининградская, Смоленская и Нижегородская области, Республика Татарстан.
Налажено четкое взаимодействие органов государственного управления республики с Правительством Москвы, успешно устанавливаются прямые связи между областями Республики Беларусь и административными округами столицы России. Визит белорусской делегации в Уфу в июле 1999 года явился толчком в развитии сотрудничества нашей республики с Башкирией. В итоге, в Уральском регионе мы создали крупное оптовое звено по реализации белорусских потребительских товаров на базе торговой компании "Башконтракт". Весной 2000 года создан совместный белорусско-башкирский центр "БашБелпромтехавто" по реализации белорусской техники в Урало-Сибирском регионе.
Регулярными, а главное, нацеленными на конкретный результат стали поездки в Беларусь руководителей российских регионов. А в ноябре 2000 года, за три дня до приезда официальной делегации Челябинской области во главе с губернатором Петром Суминым прибыли руководители 28 предприятий и фирм для обсуждения с белорусскими партнерами вопросов взаимного сотрудничества. Результатом явилось заключение 22 контрактов, подписание 61 протокола о намерениях.
Такая форма работы с регионами России позволила увеличить объемы белорусского экспорта в 2000 году в Алтайский край – в 1,9 раза, Брянскую область – 1,5 раза, Москву и Санкт-Петербург – 1,3 раза, Калининградскую – 1,2 раза, Липецкую, Челябинскую, Ярославскую и Московскую области – 1,5 раза.
Финансовой основой Союзного государства, как известно, является его бюджет. Каково его нынешнее состояние и перспективы?
Доходная часть союзного бюджета пока формируется за счет отчислений государств-участников. Несмотря на сравнительно небольшой объем расходов – 2,3 млрд российских рублей, его средства позволили реализовать ряд крупных проектов. Формирование и исполнение бюджета Союзного государства должно быть четко регламентировано, а расходы строго оптимизированы с учетом требований бюджетного и финансового законодательства. В ближайшее время нам необходимо завершить переход на казначейскую систему исполнения бюджета в соответствии с решениями Союзного правительства и рекомендациями национальных финансовых органов. С 2002 года начинается второй этап формирования союзного бюджета, который должен строиться на соответствующей нормативно-правовой базе.
В прессе нередки суждения о том, что, дескать, наша торгово-экономическая интеграция требует большего динамизма…
Процесс интеграции идет, он необратим. Но здесь по разным причинам накопилось немало сдерживающих факторов. Вот почему именно сейчас нужен новый мощный интеграционный импульс. Настало время разработать и принять полноценный Конституционный акт Союзного государства, сформировать Союзный парламент и отладить работу всех союзных органов. Наша задача – убедить российских партнеров в необходимости реализовать в полном объеме межгосударственное Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования двух стран.
Разве у россиян есть какие-то сомнения по поводу интеграционных документов?
Дело не в сомнениях. Стратегической целью образования Союзного государства является объединение усилий в интересах социального и экономического прогресса России и Беларуси, формирование единого экономического пространства, предполагающего свободное перемещение рабочей силы, капитала и товара. Поэтому и было подписано Соглашение о создании равных условий для всех субъектов хозяйствования двух стран. Но на этом пути встают некоторые препятствия. Очень важно, чтобы в России поняли, что иметь равные условия хозяйствования в наших странах – взаимовыгодно. Почему? Вот только один из факторов. В России третий год активно проводится политика импортозамещения, наращиваются объемы собственного производства. Вместе с тем ее потребность в импорте продукции производственно-технического назначения чрезвычайно велика. Фонды большинства российских предприятий нуждаются в модернизации. Так, 45% предприятий РФ имеют свыше половины оборудования со сверхнормативными сроками службы.
Беларусь готова участвовать в этом процессе, увеличивая свой экспорт в Россию. И абсолютно понятно: чем ниже будут наши издержки на сырье и энергоносители, получаемые из России, тем больше мы сможем продать продукции за счет снижения ее цены.
Как проводится синхронизация экономик России и Беларуси?
Для создания единого экономического пространства сначала осуществляется унификация, а затем вводится единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность. Идет процесс разработки и внедрения единой налоговой, бюджетной, денежной и таможенной политики в соответствии с Программой действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Для профессионального решения этой задачи образованы и функционируют смешанные постоянно действующие рабочие группы, периодически проводятся совместные коллегии финансовых, налоговых и таможенных органов. Результатом их деятельности явилась подготовка важных межправительственных соглашений, детализировавших движение в этом направлении и создавших финансовую основу достижения цели.
Из актуальных проблем можно выделить урегулирование порядка взимания косвенных налогов во взаимной торговле двух государств, сокращение числа несогласованных позиций по вопросам тарифной политики, формирование единого эмиссионного центра. Следует отметить, что и России, и Беларуси приходится при решении вопросов двустороннего сотрудничества учитывать интересы своих торговых партнеров в странах СНГ, Европейского Союза и других государствах, а также индивидуальные обязательства перед международными организациями. Только путем переговоров, встреч и компромиссов можно достичь баланса интересов и построить надежную экономическую основу Союзного государства.