Вехи на пути спасения
Аналитический обзор РИА «РосБизнесКонсалтинг»
Аналитический обзор РИА РБК
Вехи на пути спасения
"Экономические стратегии", №07-2008, стр. 52-55
|
В середине сентября российская финансовая система оказалась в полной мере втянутой в воронку мирового экономического кризиса. Резкое падение цен на нефть, банкротство старейших и крупнейших мировых инвестиционных банков, обвальное падение фондовых индексов и резкий рост курса доллара привели к тому, что российский фондовый рынок, проявив в полной мере свою фундаментальную слабость, оказался на грани коллапса, а на денежном рынке стоимость заимствований резко возросла, что привело к возникновению напряженности в банковском сегменте. Вслед за кризисом ликвидности на российском рынке возникла вполне реальная угроза развития кризиса доверия, что в сложившихся условиях могло оказаться куда большим злом, чем серьезно поднявшиеся ставки на межбанковском рынке и неисполнение обязательств по операциям РЕПО. Можно говорить о том, что длившийся без малого 10 лет период дешевых денег и безграничного роста для российских рынков завершился, причем завершился весьма резко и болезненно. В этих условиях российское Правительство пошло на ряд мер, с тем чтобы в первую очередь стабилизировать ситуацию в финансовом сегменте экономики страны. Эти меры касаются не только локальных вливаний ликвидности на рынок, но также и изменений в налоговой сфере. Аналитики отметили основные вехи на пути спасения российской финансовой системы от кризиса.
15 сентября ЦБ увеличил лимиты по РЕПО с 170-350 млрд руб. до 430 млрд. Минфин поднял лимит размещения остатков бюджета на банковских депозитах почти в два раза – с 625 млрд руб. до 1,232 трлн.
16 сентября ЦБ смягчил условия РЕПО и предоставления денег под залог: отменен дисконт в 1,25 % по операциям прямого РЕПО с ОФЗ и ОБР (10 млрд руб. дополнительной ликвидности), повышен на 0,2 коэффициент залога для кредитных требований и векселей ("миллиарды рублей").
17 сентября начинается "точечная помощь" крупнейшим банкам, которые должны распределять полученную ликвидность дальше по системе: Минфин увеличил лимиты размещения бюджетных остатков для Сбербанка до 754,2 млрд руб., для ВТБ – до 268,5 млрд руб., для Газпромбанка – до 103,9 млрд руб. Предлагается продлить сроки размещения таких депозитов до более чем трех месяцев. За счет поддержки трех банков общий лимит размещения вырастет примерно на 300 млрд руб. – до 1,514 млрд.
17 сентября ЦБ:
- снижает все отчисления в ФОР на 4,0% на ближайшие 4,5 месяца, повышает с 1 октября коэффициент усреднения с 0,55 до 0,6. Отмена льгот будет идти в два этапа:
с 1 февраля 2009 г. нормативы должны вырасти на 2,0%, и еще на 2,0% – 1 марта. Эффект – 300 млрд руб.;
- снижает ставки, в частности, однодневного рефинансирования по ломбардным кредитам, операциям прямого РЕПО по фиксированной ставке и рублевым валютным свопам с 9,0% до 8,0%, а также ставку по кредитам на месяц с 10,0% до 9,5% годовых. Повышены размеры поправочных коэффициентов ЦБ по "нерыночным" активам.
18 сентября Президент Д.А. Медведев объявляет о том, что государство предусмотрит возможность использования для "поддержки стабильности фондового рынка" 500 млрд руб. Позднее чиновники уточнят, что речь пойдет о скупке на рынке акций, в первую очередь госкомпаний – "Газпрома", "Роснефти", ВТБ и "Алросы". На эти цели из бюджета будет выделено 250 млрд руб. в этом году и при необходимости такая же сумма в следующем.
18 сентября чиновники определяют контуры налоговой реформы: пошлина на нефть снижается до 372 долл. за 1 т с 1 октября (эффект – около 5,5 млрд долл.), другие налоговые меры оцениваются в 0,2 п.п. ВВП в 2009 г. и 0,15-0,30 п.п. ВВП в 2010 г., т.е. более 1 трлн руб. и 890-1780 млрд руб. соответственно.
18 сентября уточняются меры "точечной поддержки": АИЖК должно получить от государства 60 млрд руб. для расчетов по ипотечным кредитам банков, а Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк, по замыслу властей, должны выдать рынку в виде кредитов еще 60 млрд руб.
21 сентября Минфин РФ увеличил максимальный объем предложения на аукционе бюджетных средств 22 сентября в полтора раза – с 400 млрд руб. до 600 млрд руб., допустив к аукциону 28 банков вместо трех планировавшихся.
22 сентября Правительство РФ объявило о намерении ввести с 1 октября 2008 г. трехмесячную рассрочку квартальных платежей НДС, которые в октябре могли отвлечь у банков более 500 млрд руб.
23 сентября Агентство по страхованию вкладов решило снизить с 1 октября взносы банков в фонд страхования вкладов в сумме более чем на 23%, повысить максимальный размер возмещения по вкладам с 400 тыс. до 700 тыс. руб., а размер, в рамках которого возмещается 100% вклада, – до 200 тыс. руб., т.е. в два раза.
29 сентября Премьер В.В. Путин объявил, что разрешит ЦБ выдавать кредиты банкам без залога, а также компенсировать некоторым из них риск убытков от операций на межбанке. Позднее власти пояснили, что ВЭБ будет платить за риски трем "опорным" банкам: Сбербанку, ВТБ и Газпром-банку, а точную методику подготовят позднее. ВЭБу на эти цели будет выделено дополнительно 75 млрд руб. в дополнение к 250 млрд руб., предназначавшихся изначально на скупку акций. Беззалоговые кредиты будут рассчитаны на срок до полугода.
29 сентября ВЭБ получил право рефинансировать внешние долги компаний и банков РФ, которые образовались до 25 сентября, в сумме до 50 млрд долл. ЦБ уточнил, что деньги будут выделены из золотовалютных резервов и отправлены на депозит в ВЭБе. Долги будут гаситься в течение 2008-2009 гг., и не все, а лишь взятые на рыночных условиях.
30 сентября ФСФР решила приостанавливать торги при падении техиндексов до 5%, а не до 8%, как раньше, и разрешила биржам продлевать торговые сессии на час до 19:00 МСК. Этим предложением с 1 октября воспользовалась ММВБ, продлившая сессии до 18:45 МСК.
1 октября власти заявили, что могут допустить к операциям РЕПО с ЦБ инвесткомпании – брокеров, дилеров и доверительных управляющих, которым для этого, возможно, придется согласиться с дополнительным регулированием со стороны ЦБ.
К чему все это привело? На момент написания данного материала – ни к чему. 6 октября российский фондовый рынок вновь показал рекордное падение на 20% и стал самым дешевым по показателю P/Е в мире, а ЦБ для поддержки курса национальной валюты вынужден был продать в сентябре и августе 17,23 млрд долл. При этом апокалиптических прогнозов относительно будущего российский экономики сейчас предостаточно, однако мы их не разделяем. Правительство показало, что оно способно быстро и адекватно реагировать на кризисные явления, и теперь вопрос в том, насколько в дальнейшем будут эффективны шаги кабинета, как изменится монетарная политика, ну и, конечно, что будет с мировыми рынками.
Пока что российская экономика выглядит вполне устойчиво, об этом свидетельствует и статистика. Так, по оценкам Министерства экономического развития РФ, положительное сальдо торгового баланса РФ в январе – августе 2008 г. составило 138,1 млрд долл., т.е. выросло по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. в 1,7 раза. В августе торговое сальдо снизилось и составило 16 млрд долл. против 19 млрд долл. в июле.
Экспорт товаров в январе – августе 2008 г., по оценке Минэкономразвития России, составил 329,8 млрд долл. (в том числе в августе – 44 млрд долл.), т.е. увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,5 раза (в августе – на 41,6%). Рост экспорта в основном связан с ростом цен на экспортируемые товары. Импорт товаров в январе – августе 2008 г., по оценке Минэкономразвития России, составил 191,6 млрд долл. (в августе – 28 млрд долл.), увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,4 раза (в августе – на 39,2%). Рост импорта стимулировался ростом инвестиционной активности, расширением внутреннего спроса населения; он также связан с ростом цен на импортируемые товары.
Реальное эффективное укрепление курса российской национальной валюты в январе – августе 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г., по расчетам ЦБ РФ, составило 3,3%. Такие данные содержатся в мониторинге текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе – июне 2008 г., подготовленном Министерством экономического развития РФ. Номинальный эффективный курс рубля к иностранным валютам снизился за август на 0,3%.
По данным ЦБ РФ, укрепление реального эффективного курса рубля к иностранным валютам за январь – июль 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г. составило 3,2%. Номинальный эффективный курс рубля к иностранным валютам за январь – июль 2008 г. снизился на 1,6%.
Слабым местом российской экономики остается финансовый сектор. Все последние шаги Правительства направлены в основном на стабилизацию ситуации в банковском сегменте. Впрочем, жертв избежать не удалось Так, в сентябре Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" согласовала с Банком России приобретение 98% акций ОАО "АКБ "Связь-банк"" и программу оказания ему финансовой помощи. Как сообщалось, с целью стабилизации работы Связь-банка Внешэкономбанком выделены значительные финансовые ресурсы для обеспечения бесперебойного проведения текущих платежей и выполнения всех обязательств Связь-банка перед клиентами и контрагентами.
На финансовом рынке ранее появилась неофициальная информация, что переговоры о возможной покупке Связь-банка ведет ВТБ. Однако позднее сообщалось, что из-за возникших юридических проблем при приобретении Связь-банка банком ВТБ покупателем 100% акций кредитной организации станет Внешэкономбанк. Причиной продажи Связь-банка стали проблемы с погашением долгов банка. Проблемы с погашением кредитов по межбанковскому кредитованию начались 16 сентября. На следующий день был зафиксирован первый просроченный платеж. Общая задолженность Связь-банка по межбанковским кредитам составляет от 8 до 10 млрд руб. Также банк имеет неисполненные обязательства по операциям РЕПО, но их объем пока выяснить не удалось.
23 сентября с.г. международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service понизило долгосрочный глобальный депозитарный рейтинг Связь-банка в иностранной и местной валютах с В2 до Саа2, а рейтинг финансовой устойчивости банка – с Е+ до Е. В то же время краткосрочный депозитарный рейтинг был оставлен на уровне Not Prime. Вместе с тем аналитики агентства отмечали, что рейтинги банка могут быть пересмотрены, если руководство обратится за дополнительной помощью либо к регулирующим органам, либо к финансово устойчивым стратегическим партнерам.
Напомним, ОАО "АКБ "Связь-банк"" основано в 1991 г. Связь-банк располагает сетью из 49 филиалов в регионах РФ. Уставный капитал банка составляет 5 млрд руб. Основными акционерами банка являются ОАО "РТК-Лизинг" (45,11%), ЗАО "Бородино" (19,67%), ООО "СК "Бородино-Строй"" (19,67%), ООО "Химтэк" (8,0%).
На фоне общего похолодания отношений России с западным миром российские компании ищут и находят экзотических союзников.
Так, глава "Газпрома" А.Б. Миллер в сентябре заявил, что нефтяной консорциум в составе Petroleos de Venezuela SA, а также НК "Лукойл", ТНК-BP, НК "Роснефть", ОАО "Газпром" и "Сургутнефтегаз", по-видимому, возглавит "Газпром".
Миллер отметил, что "Газпром" "работает уже в течение нескольких лет в Венесуэле и имеет положительный опыт". Он сказал: ""Газпром" для Венесуэлы разработал генеральную схему развития газовой промышленности, поэтому мы работаем в этой стране на научной основе". Миллер сообщил, что в самом российско-венесуэльском консорциуме "Газпром" не будет осуществлять контроль, а станет "оператором", и добавил, что штаб данного консорциума будет располагаться в Каракасе.
Ранее президент Венесуэлы Уго Чавес заявлял, что Россия и Венесуэла планируют создать крупный нефтяной консорциум, который будет инвестировать средства в разработку новых месторождений. В консорциум войдут Petroleos de Venezuela SA, а также НК "Лукойл", ТНК-BP, НК "Роснефть", ОАО "Газпром" и "Сургутнефтегаз". Первоначально новое объединение будет работать в Венесуэле, однако затем планируется его участие в проектах по освоению месторождений и в других странах Латинской Америки.
26 сентября 2008 г. в Оренбурге министерства энергетики РФ и Венесуэлы подписали меморандум, который предполагает создание такого российско-венесуэльского консорциума. Как сообщил министр энергетики РФ С.И. Шматко, в ближайшее время стороны намерены разработать особое межправительственное соглашение, регулирующее взаимоотношения двух стран в нефтегазовой отрасли и оговаривающее создание консорциума.
Проект соглашения планируется подготовить до конца октября 2008 г. – на это время назначено заседание российско-венесуэльской межправительственной комиссии, после которого соглашение будет внесено на рассмотрение правительств обеих стран. Шматко также выразил мнение, что контроль в нефтегазовом консорциуме с Россией получит венесуэльская PDVSA.
"Газпром" работает в Венесуэле в рамках меморандума о взаимопонимании, подписанного с PDVSA в январе 2005 г. Данный документ предполагает возможность участия "Газпрома" в проекте по сертификации запасов блока "Аякучо-3", расположенного в поясе Ориноко в центральной части Венесуэлы. По оценке PDVSA, запасы нефти данного блока составляют 5 млрд т. В июле 2008 г. "Газпром" и PDVSA подписали соглашение об оценке и сертификации запасов блока "Аякучо-3" нефтяного пояса Ориноко. Дочерняя компания "Газпрома" – Gazprom Latin America B.V. – совместно с PDVSA до конца 2008 г. завершат геологическое моделирование, оценку и подсчет запасов блока "Аякучо-3" нефтяного пояса Ориноко, которые впоследствии будут сертифицированы независимым аудитором. В сентябре 2005 г. "Газпром" был признан победителем тендера на разведку и разработку месторождений природного газа в рамках проекта "Рафаэль Урданета" (блоки "Урумако-1" и "Урумако-2"). В мае 2007 г. в рамках исполнения условий выданных лицензий был завершен первый этап геолого-разведочных работ и принято решение о бурении поисковых скважин.
Не меньшая активность на газовом фронте наблюдается и в Европе. Так, в первых числах октября премьеры России и Украины подписали меморандум о сотрудничестве в газовой сфере. Как пояснила премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, в данном меморандуме стороны приветствовали установление с 1 января 2009 г. прямых долгосрочных отношений между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" по поставкам газа в объемах, обеспечивающих баланс газа для потребителей Украины.
Кроме того, меморандумом установлен трехгодичный переходный период на рыночные цены по поставкам и транзиту газа.
"В ситуации компромисса мы пришли к тому, что шоковая терапия нам не нужна", – отметила Тимошенко. Кроме того, стороны рассматривают "Нафтогаз Украины" как единого импортера всего газа для потребителей Украины.
Также премьеры поддержали намерение "Газпрома" и "Нафтогаза" осуществлять совместные экспортные поставки природного газа, в том числе того газа, который может находиться в подземных хранилищах. Стороны также обязались осуществлять бесперебойный транзит газа в Европу.
В настоящее время РФ и Украина продолжают переговоры о заключении контрактов на поставки и транзит газа на 2009 г. и последующие годы в связи с ростом цен на среднеазиатский газ, закупаемый "Газпромом" и направляемый украинской стороне. В апреле 2008 г. премьеры РФ и Украины рекомендовали "Нафтогазу Украины" и "Газпрому" заключить долгосрочные контракты на поставку природного газа на Украину и его транзит по украинской территории. Ожидается, что в октябре – ноябре 2008 г. будут подписаны эти договоры. Цена на газ для Украины на последующие годы зависит от цены закупаемого "Газпромом" среднеазиатского газа, который с 2009 г. подорожает – его цена достигнет среднеевропейского уровня. По оценкам главы "Газпрома" А.Б. Миллера, цена газа на границе с Украиной в 2009 г. может вырасти до более чем 400 долл. за 1 тыс. м3.
Киев настаивает на том, что цена газа для Украины должна определяться формулой и не должна расти резко, а увеличиваться до рыночной на протяжении нескольких лет. Кроме того, там отмечают необходимость перехода на прямые договоры по снабжению газом между ОАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины" с 1 января 2009 г. Украинский премьер заявляла, что долгосрочное соглашение с РФ о поставках газа будет подписано до конца октября с.г., причем она намерена добиваться цены ниже 400 долл.
В июле 2008 г. по итогам встречи с главой "Газпрома" Тимошенко уже объявляла, что Украина и РФ согласовали подходы к формированию цен на газ для украинских потребителей в 2009 г. Украинский премьер также считает, что цена на газ и ставка за транзит должны быть увязаны – если растет первая, поднимается и вторая. Сейчас тариф на транзит составляет 1,7 долл. за 1 тыс. м3 на 100 км.
ПЭС 8233/07.10.2008