В ожидании великого скачка
Генеральный директор ОАО «ВымпелКом» Александр Вадимович Изосимов, отвечая на вопросы «Экономических стратегий», делится планами на будущее в свете новых возможностей, открывающихся сегодня перед компанией.
Александр Изосимов
В ожидании великого скачка
"Экономические стратегии", №05-06-2007, стр. 96-99
Генеральный директор ОАО "ВымпелКом" Александр Вадимович Изосимов, отвечая на вопросы "Экономических стратегий", делится планами на будущее в свете новых возможностей, открывающихся сегодня перед компанией. |
Как Вы оцениваете темпы развития телекоммуникационной отрасли в России?
Телекоммуникационная отрасль не только в России, но и во всем мире развивается стремительно, значительно быстрее, чем большинство отраслей национальной экономики. Думаю, потенциал этого роста в России отнюдь не исчерпан. Благодаря тому что российский рынок телекоммуникаций в течение достаточно длительного времени был недоинвестирован, мы можем наблюдать отставание от развитых рынков как по уровню проникновения услуг и их использования, так и по их сложности. России, естественно, придется догонять. Полагаю, в ближайшие 2-3 года последует значительный рост: абоненты будут дольше говорить, больше пользоваться дополнительными услугами, в том числе передачей данных. Скорее всего, в ближайшие несколько лет за счет основного фаворита роста – широкополосного Интернета, как в проводном, так и в беспроводном варианте, – российский телекоммуникационный рынок сможет получить дополнительный стимул к развитию.
Какие основные изменения произошли за текущий год в ОАО "ВымпелКом"?
За последние 12 месяцев компания смогла сделать гигантский скачок в своем развитии. Мы стали гораздо более зрелыми как с точки зрения бренда, так и с организационной точки зрения, запустили операции под собственным брендом "Билайн" в Грузии, Узбекистане и Таджикистане, вышли в Армению. Это уже шестая страна СНГ. Наша консолидированная выручка выросла в 1,5 раза, а чистая прибыль – на 84%, и все это на фоне значительного роста эффективности наших операций на всех рынках и последовательного роста основных операционных показателей. Котировки акций "ВымпелКома", торгующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже, увеличились в 2 раза, а капитализация превысила капитализацию таких мировых гигантов, как Ford и General Motors. Мы впервые в прошедшем году стали зарабатывать больше, чем тратить, и вышли на позитивный денежный поток. Также впервые мы выплатили дивиденды нашим акционерам. В 2007 г. "ВымпелКом" получил-таки статус федерального общероссийского оператора, получив одну из трех лицензий на оказание услуг связи "третьего поколения".
В общем, в этом году очень многое для нас было "впервые", и, если перефразировать высказывание главы Apple Стива Джоббса, "наши результаты не перестают удивлять нас".
Сейчас, когда сотовая связь становится все более и более популярной и на рынке появляется море разных предложений, приходится бороться за каждого клиента. Как в Вашей компании решается эта проблема?
Действительно, на сегодняшнем российском рынке с его более чем стопроцентным уровнем насыщения уже можно говорить о новом типе конкуренции – о конкуренции не по ценовому фактору, а прежде всего по качеству услуг, по креативности предложений. Мы сейчас меньше боремся за новых абонентов, хотя и эта задача, разумеется, решается. Основной приоритет – это, несомненно, удержать, "разговорить", заинтересовать, поразить тех абонентов, которые уже с нами. И здесь вопрос выходит за пределы плоскости технологий (она у всех одна) или качества связи (оно тоже примерно одинаковое) и переходит в значительно более эфемерную плоскость тех эмоциональных впечатлений и ощущений, которые испытывает наш абонент во всех точках пересечения с нами. Если ему удобно, интересно и он чувствует, что интересен нам, то вряд ли чуть более низкое ценовое предложение заставит его поменять оператора. Если говорить о рациональных аргументах, то мы стараемся, чтобы наши абоненты получали от нас максимально подходящий набор услуг, чтобы каждый мог найти что-то удовлетворяющее его конкретные нужды, соответствующее его профилю пользования. Отсюда уникальные услуги, тарифы, сегментированные по большому количеству критериев – от географического до социального, таргетированные акции и т.д. Плюс сила нашего бренда, в которую я очень верю как в одно из наших основных конкурентных преимуществ. Но это скорее из области эмоций…
Насколько сейчас Россия нуждается в связи третьего поколения? Какие дополнительные возможности по услугам дает 3G?
Я бы не сказал, что Россия нуждается в связи третьего поколения. Как можно нуждаться в том, о чем тебе практически ничего не известно, чего ты никогда не пробовал? А в отношении 3G это верно для абсолютного большинства россиян. Я бы сказал, что это естественный ход развития мировой телекоммуникационной отрасли, логичный этап развития технологии. Если Россия не хочет остаться в стороне от прогресса, то, как это ни банально, надо находиться в русле тенденций. 3G – это как раз тенденция, и думаю, что для российского рынка возможность иметь 3G именно на данном этапе очень важна. И прежде всего потому, что связь третьего поколения позволит российским потребителям удовлетворить резко растущую в настоящий момент потребность в удобном, быстром и качественном доступе в Интернет. Российские потребители уже успели понять, что Интернет – это незаменимый источник информации, общения, развлечений, торговая и сервисная площадка, бизнес-инструмент, медийный канал. Интернет – это именно то, в чем нуждается Россия, а 3G – та технология, которая позволит его получить.
Компания "ВымпелКом" официально получила лицензию на предоставление услуг связи третьего поколения. Какого рода надежды Вы возлагаете на это нововведение? Какой объем средств намерены инвестировать в 3G?
Мы рассчитываем сразу после завершения процесса сертификации оборудования и подведения итогов тендера среди его поставщиков приступить к строительству сети, с тем чтобы в начале следующего года запустить сети в ряде российских регионов в тестовую эксплуатацию, а к концу 2008 г. начать коммерческие операции. Мы уже заявляли, что планируем потратить до конца следующего года до 350 млн долл. в виде капитальных вложений в строительство сетей 3G, но не исключаем, что эта сумма может вырасти, если рынок проявит серьезную заинтересованность в новых услугах.
У Ваших зарубежных коллег не самый успешный опыт развития 3G. Как Вы оцениваете перспективы внедрения технологии в России?
Думаю, что некоторое отставание от западноевропейских рынков в данном случае сыграло крайне позитивную роль для России, и у нее есть шанс не повторять чужих ошибок.
Спустя 5 лет мы вряд ли столкнемся с теми же проблемами, которые испытывали европейские операторы и пользователи с запуском сетей третьего поколения. Появились новые устройства с поддержкой 3G: качественные, в большом ассортименте и относительно доступные. А главное, существенно улучшилась сама технология, на основе которой предоставляются 3G-услуги. Сейчас это полноценный широкополосный доступ в Интернет, действительно высокие скорости передачи данных, выводящие основные 3G-услуги, связанные прежде всего с передачей видеоизображения или загрузкой большого объема информации, на абсолютно новый качественный уровень, комфортный для конечного пользователя. И с этим связан тот акцент, который мы, скорее всего, будем делать при продвижении услуг "третьего поколения" – не на голосовые услуги, а на широкополосный Интернет, поскольку именно на него есть реальный спрос.
В прессе не раз звучали комментарии "Большой тройки", что сети 3G будут развиваться "лоскутно". Хотелось бы узнать, какие регионы вслед за Москвой и Петербургом смогут воспользоваться 3G?
У меня нет уверенности в том, что именно Москва и Санкт-Петербург станут первыми городами, где появится 3G. К сожалению, не все здесь зависит от нас. География, порядок и сама концепция запуска сетей будет во многом определяться тем, как пойдет процесс расчистки частот в Москве и других крупных городах. Радиомагнитная обстановка там наиболее сложная, и расчистка частотного диапазона может потребовать дополнительных ресурсов – как временных, так и финансовых. Не исключаю, что в случае возникновения сложностей мы пойдем по принципиально иному пути продвижения 3G-сетей, чем тот, что использовался в случае традиционных GSM-сетей второго поколения. Мы можем начать движение не из крупных городов в регионы, а наоборот – с окраин к крупным краевым и областным центрам и из российских регионов к столицам. В этом случае логично сделать упор именно на продвижении такой услуги, как широкополосный доступ в Интернет – и в проводном, и в беспроводном варианте. В том, что эта услуга будет востребована и мы сможем на равных конкурировать с традиционными игроками этого рынка – фиксированными операторами, – я уверен.
Что касается "лоскутности", то очевидно, что сначала покрытие 3G у любого оператора будет если не точечное, то "островное". Такого полного покрытия, какое имеют существующие GSM-сети, вряд ли можно ожидать в ближайшей перспективе. Но на самом деле это не должно стать источником каких-то ощутимых неудобств. Ведь 3G-сеть фактически накладывается на практически непрерывное покрытие второго поколения, и прерываний сервиса абоненту опасаться не стоит. Он будет просто периодически мигрировать с 3G на 2G в зависимости от наличия 3G в данной конкретной точке.
Каковы для Вас критерии успеха и поражения?
Если отвечать предельно лаконично, то успех есть ощущение завершенности начатого дела и достижения цели. Это придает столь необходимый в работе (и в жизни!) драйв, позволяет почувствовать вкус победы. Что касается поражения, то такого слова в моем лексиконе нет, я даже не мыслю такими категориями. Понимаю, что в определенный момент необходимо сделать шаг назад, подумать, перегруппироваться и снова идти вперед – возможно, подкорректировав направление движения или тактические шаги.
Каким для "ВымпелКома" и лично для Вас был прошедший 2006 г.? Все ли поставленные задачи были решены? Каковы Ваши основные планы на текущий год и что из задуманного уже выполнено?
Год был хороший. Мы действительно сильно продвинулись вперед, и мне очень нравится, как развивается "ВымпелКом". Нам удалось добиться всего, что мы намечали, и даже много из того, что не закладывалось в бизнес-планы. Прошедший год был знаковым еще и потому, что позволил заложить основу для нашего столь же успешного движения в будущем, открыл для нас новые возможности роста. Я имею в виду, что совет директоров компании утвердил новое видение стратегии "ВымпелКома", которое предусматривает значительно более широкую свободу в выборе направлений движения и тактических шагов. Мы теперь будем рассматривать многие из тех возможностей, которые раньше не учитывали как потенциальные факторы роста. Это и консолидирующие сделки в России, т.е. приобретение компаний там, где мы уже присутствуем, и географическая экспансия в дальнее зарубежье, и расширение в сопредельные виды бизнеса – это, например, упоминавшийся мною широкополосный Интернет или продажа избыточных мощностей наших магистральных каналов, мобильное телевидение… У нас действительно много возможностей, и не сомневаюсь, что следующий год будет для "ВымпелКома" не менее успешным, чем прошедший, а возможно, он станет годом качественного скачка в развитии компании.
ПЭС 159/04.09.2007