Узлы морские и транспортные

Номер 8. Вихри форс-мажора

Ванинский транспортный узел привлекателен для инвесторов, так как имеет выгодное географическое положение и значительные резервы, в частности территорию, пригодную для освоения.

Аполлон ШЕНГЕЛИЯ
Узлы морские и транспортные

"Экономические стратегии", №8-2005, стр. 102-103

Шенгелия Аполлон Михайлович — генеральный директор ОАО «Порт Ванино».

На протяжении последнего десятилетия руководство ОАО "Порт Ванино" проводило консервативную политику в отношении управления финансами, материальными и трудовыми ресурсами, что было экономически целесообразно в обстановке сначала резкого снижения грузооборота в первой половине 1990-х гг. (вызванного деградацией экономики Сахалинской и Магаданской областей и практически прекращением каботажных перевозок в эти регионы), а затем его стабилизации на уровне 4,5-4,8 млн т в год.

В этот период, по времени совпавший с реорганизацией государственного предприятия в акционерное, происходило изменение структуры грузопотоков, избавление от непрофильных активов (жилье, объекты социальной сферы) и постепенное сокращение персонала, главным образом за счет лиц, достигших пенсионного возраста. Перемены должны были быть постепенными, поскольку порт был и в значительной степени остается градообразующим предприятием Ванинского района и шоковый путь мог вызвать негативные социальные последствия. В конце 1990-х гг. они в целом были завершены, и порт, даже в условиях низкого уровня грузооборота, смог за счет собственных средств приступить к реализации инвестиционных программ. В 1998-2004 гг. были приобретены 4 современных мобильных крана, буксир, обновлен парк погрузчиков и другой техники.

Предпринятые меры, несмотря на полное отсутствие государственной поддержки, позволили наладить бесперебойную работу порта без уменьшения его пропускной способности, поддерживать в рабочем состоянии основные фонды, обеспечить сотрудникам невысокий, но приемлемый для района уровень заработной платы и сохранить костяк квалифицированных кадров. Оправданность такой формы хозяйствования была подтверждена ростом показателей производительности труда. Кроме того, в 2003 г. порт нарастил грузооборот на 1 млн т.

Сегодня ситуация во многом изменилась. Несмотря на отсутствие качественных сдвигов в экономике России, создавшаяся макроэкономическая ситуация, шаги, предпринимаемые на уровне федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, положительно влияют на развитие отечественного рынка транспортных услуг, включая услуги портового хозяйства. Начиная с 2003 г. рост мировой экономики, в том числе экономики стран АТР, вызвал заметный спрос на продукцию сырьевых отраслей, составляющую основу российского экспорта.

Тем не менее существует ряд проблем, тормозящих рост грузооборота порта. Одной из них является недостаточность портовых мощностей, которая свойственна сегодня многим российским портам. Ограниченная пропускная способность не позволяет в полной мере обеспечить потребности грузовладельцев. В итоге непринятые грузы уходят в другие порты. Объем новых заявок за 2005 г., главным образом по навалочным грузам (уголь, кокс, железорудные окатыши и др.), превзошел текущий грузооборот порта более чем в 2 раза. Только на перегрузку углей было подано заявок на 5 млн т.

В целях увеличения пропускной способности на предприятии проводится модернизация и обновление производственно-технических мощностей, капитальный ремонт складов, а также рационализация существующей схемы размещения грузов. Внедряются новые технологии грузовых работ, совершенствуется схема управления портовым комплексом. Программа обновления материально-технической базы предприятия предполагает постепенную замену физически изношенных и морально устаревших кранов и погрузчиков, объектов инфраструктуры, энерго-, тепло- и водоснабжения.

Большое внимание также уделяется переоснащению вспомогательных подразделений, от работы которых зависит эффективность основного производства. Для обеспечения текущих швартовых операций в акватории порта и с учетом перспектив развития транспортного узла вместо выбывающих буксиров-кантовщиков будет построено одно судно большей мощности и маневренности. Однако запланированные мероприятия позволят увеличить грузооборот порта только на 10-15%. Таким образом, в настоящее время порт практически исчерпал экстенсивные возможности роста грузооборота и вплотную приблизился к уровню пропускной способности, составляющему по универсальным причалам (без учета терминала для обработки паромов) 5 млн т в год.

Сегодня порт Ванино является единственным крупным российским портом, в котором не решена проблема приватизации. Отсутствие твердой позиции государства по этому вопросу препятствует реализации каких бы то ни было планов, касающихся Ванинского транспортного узла. Как известно, приватизация ОАО "Порт Ванино" была остановлена Указом Президента РФ № 1009 от 4 августа 2004 г. Порт вновь был включен в Перечень стратегических предприятий и организаций.
Предприятию жизненно необходима генеральная схема развития. Ванинский транспортный узел привлекателен для инвесторов, т.к. имеет выгодное географическое положение и значительные резервы, в частности территорию, пригодную для освоения.

В связи со значительными изменениями в мировой внешней торговле на первое место среди сухих грузов вышел уголь. С точки зрения экспорта уголь – весьма перспективный груз, поскольку внутренний спрос на него ограничен. Сегодня мировая торговля углем составляет около 500 млн т в год, а Россия экспортирует лишь около 40 млн т (хотя обладает половиной мировых геологических запасов этого сырья). При сегодняшней пропускной способности перевалочных терминалов увеличить экспорт угля практически невозможно. Ограниченный потенциал и старение производственных мощностей порта Ванино, отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры не позволяют наращивать экспортный грузопоток угля. На сегодняшний день порт может перерабатывать не более 1,5 млн т этого сырья. Поэтому встал вопрос о строительстве терминала по перегрузке угля.

В 2002 г. началось строительство терминала, ориентированного на перевалку сырья с Эльгинского месторождения в Якутии. В процессе проведения работ была обустроена производственная база с подъездными путями и бетонно-растворным узлом, расширена станция Токи, построен мост через реку Мучке и путепровод на станции Токи, водопропускные сооружения, подъездные железнодорожные пути к будущему комплексу.

К сожалению, в связи с дефицитом финансовых средств в начале 2003 г. строительство пришлось приостановить. В 2003-2004 гг. шли поиски нового инвестора, и в конце 2004 г. он был найден. Новый инвестор произвел переработку и переоформление проекта, и в июле 2005 г. работы возобновились.

В планах компании предусмотрено возведение терминала мощностью 12 млн т. Данный проект по развитию узла – не единственный.

Планируется построить в Ванино комплекс по перевалке углей и железной руды. Также имеются планы по строительству причалов непосредственно в бухте Ванино. В случае реализации проектов пропускная способность портового узла в 2010 г. возрастет до 35 млн т.

Однопутный участок железной дороги Комсомольск – Ванино имеет пропускную способность 12,5 млн т грузов. Поэтому одновременно с наращиванием мощностей порта необходимо реконструировать и этот участок железной дороги. Предполагается построить еще один железнодорожный тоннель на Кузнецовском перевале, на подходе к узловой станции Высокогорная.

Следить за новостями ИНЭС: