Успех — это компетенции, воображение и лидерство
Ключевые факторы успеха – это, в первую очередь, руководители, обладающие экстраординарными способностями, стратегическим воображением и ярко выраженными лидерскими качествами.
Виталий Балабанов
Успех-это компетенции, воображение и лидерство, или то, что абсолютно необходимо компаниям, но трудно приобрести даже за "большие деньги"
"Экономические стратегии", 2003, №2, стр. 102-104.
Написать статью меня заставило знакомство с рядом публикаций о существующих стратегиях и их возможном применении на российском рынке. Бесспорно, многие из них представляют собой заманчивый пример развития бизнеса, так как в их основе лежат модели процветающих компаний. Но возможно ли добиться успеха только посредством разработки верной стратегии?..
Успех – это, в первую очередь, усилия профессионалов, направленные на достижение поставленных задач. Действия менеджеров будут эффективными, если помимо стремлений и желаний они обладают выдающимися способностями и ярко выраженными индивидуальными качествами. Необходимо знать, что только собственный менеджмент может определить стратегические возможности, правильно проанализировать риски и провести компанию через трудности, сохраняя при этом высокий моральный дух. Следует понимать, что на это способен лишь менеджмент, овладевший ключевыми факторами успеха: компетенциями, стратегическим мышлением и лидерскими качествами.
Далее мы подробно поговорим об этих факторах, так как их понимание и отношение к ним в российском бизнес-сообществе неоднозначно. Трудно сказать, почему до сих пор в большинстве компаний им не придают серьезного значения и не пытаются создать управленческие команды, соответствующие заданным критериям.
Компетенции (опыт, навыки, знания)
На российском рынке компании постоянно сталкиваются с неопределенностью, которая может являться следствием быстрых изменений как макроэкономических (а именно – бизнес-среды), так и микроэкономических факторов, в том числе – ужесточения конкуренции и обострения на этом фоне внутренних проблем компании.
В этих условиях как никогда важны способности руководства оценить угрозы и возможности на пути достижения стратегических целей. Акционеры компании полагаются только на рекомендации, представленные руководящей командой. А всегда ли такой анализ отражает существующие тенденции и реальное положение вещей? От чего зависит профессионализм руководителей и их возможности ориентироваться в выборе правильных стратегических решений?
Во-первых, это – опыт, зачастую приравниваемый к количеству лет, проработанных в компаниях на разных должностях. Но так ли это? Опыт профессионального руководителя – это, прежде всего, практическая деятельность по разработке и внедрению в жизнь стратегии компании. Очень важным поэтому оказывается опыт работы в западных компаниях, где такой деятельности придается первостепенное значение и где используются как современные научные подходы, так и успешная стратегия конкурентов. К сожалению, слово "стратегия" еще не очень хорошо знакомо многим российским компаниям.
Опыт менее ценен (даже в случае длительной работы в западной компании), если основные обязанности состояли в контроле за выполнением каждодневных функций или краткосрочных задач без участия в разработке и претворении в жизнь общей стратегии организации. Насколько ценен опыт руководителя, показывает только время. К сожалению, это невозможно определить даже при проведении профессионального интервью.
Другими ключевыми компетенциями наряду с опытом являются навыки и умения, такие как владение иностранным языком, использование информационных технологий, управление проектами, умение использовать инструментарий для проведения анализа и так далее, а также экстраординарные способности, которые позволяют руководителю объединить все это в единое синергетическое целое, дающее возможность увидеть суть происходящих процессов.
До сих пор компьютерная грамотность многих руководителей оставляет желать лучшего, что влияет не только на способы коммуникации, но и замедляет внедрение современных информационных, финансовых и других систем, способных значительно увеличить как производительность, так и эффективность работы компании в целом.
Также имеет место явная нехватка навыков в проведении анализа. Несмотря на наличие большого объема данных, многие руководители не способны ими правильно распорядиться, чтобы оценить истинное положение вещей. А ведь аудит деятельности компании или анализ проектной рентабельности просто жизненно важны для оценки не только состояния дел компании, но и ее перспектив. Создано очень много профессиональных инструментов, используемых для оценки финансового состояния, анализа рисков, стратегического развития и т.п. Нужна всего лишь малость: чтобы руководители в определенной мере владели этими навыками.
Наряду с другими компетенциями не менее важны знания. В результате бурных изменений в кадровых предпочтениях в 1990-е годы и неспособности высших учебных заведений быстро перестроиться, появилось множество молодых, энергичных, амбициозных руководителей, большинство из которых имеет, как правило, непрофильное первое высшее образование. Второе образование – это в лучшем случае российский MBA, а в худшем – специализированные курсы или "ускоренное" высшее. Важно помнить, что только хорошее образование может обеспечить основы знаний одновременно во всех областях бизнеса, от маркетинга до финансов. Оно позволяет руководителю иметь собственное квалифицированное мнение по большинству важных вопросов деятельности компании и проводить нужную политику по развитию бизнеса. Без соответствующих фундаментальных знаний невозможно четкое понимание фундаментальных изменений. "Век живи – век учись" может стать для многих прекрасным девизом, если они согласятся с тем, что обучение человека никогда не заканчивается и очень важно в достижении успеха в работе.
Воображение (стратегическое мышление)
Древнекитайский философ Лао-Цзы, живший в V веке до н.э., сказал: "Будьте внимательны к своим мыслям: они – начало поступков". Это важно помнить всегда. Бизнесмены, которые добились невероятного успеха, имели великие идеи. Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов их экстраординарные лидерские способности, но в первую очередь была все-таки мысль.
Мысль – это сильнейшая энергия, а работа мысли несоизмерима по сложности ни с одним из видов работы, выполняемой человеком. К сожалению, руководителей, которые способны подняться над существующей реальностью и не просто увидеть положение вещей, а предвидеть будущее, не так уж много.
Наполеон I сказал: "Воображение правит миром". Именно воображение лежит в основе стратегического мышления успешного руководителя и порождает плодотворную деятельность. К сожалению, в большинстве своем российские акционеры настолько приземлены, что не стремятся вникнуть в интересные идеи менеджера, поскольку смотрят на эти идеи через существующий отчет о прибылях и убытках компании. Многие идеи им вообще кажутся абсурдными.
Проблема также состоит в том, что часто руководители компаний не обладают таким воображением, которое помогло бы им избежать провала и вывести компанию на новые высоты. Мы все вышли из советского времени, где руководствовались "воображением великих вождей". Руководителям не требовалось много думать, тем более мечтать; необходимо было исполнять – жестко в срок. К сожалению, история не проходит бесследно, и смена эпох происходит только при полной смене поколений. Помните всегда, что воображение – это сила, способная привести к невероятным достижениям. В бизнесе воображение – это основа стратегического мышления, которая дает возможность увидеть, что находится "за горизонтом", а это есть одно из конкурентных преимуществ компании.
Старая пословица гласит: "Что можно себе представить, того можно достичь". Если компетенции можно приобрести в течение жизни (здесь необходимо только сильное стремление и упорство в овладении знаниями, навыками и умениями), если ценный опыт также является результатом практической деятельности, осуществляемой на протяжении многих лет, то воображение и лидерские качества – это сугубо индивидуальные характеристики яркой личности, проявляющиеся в раскрытии экстраординарных способностей руководителя.
Лидерство (личностные качества)
Что значит роль лидера для успеха компании и чем лидер отличается от менеджера, управленца? Английские слова leading и leadership происходят от староанглийского lithan – "идти". Согласно толковому словарю английского языка Merriam-Webster’s Dictionary , "лидировать" означает "указывать кому-то путь", "идти первым".
Есть замечательное определение лидерства и у Роберта Дилтса (Robert Dilts), крупнейшего специалиста в области НЛП (в частности, навыков эффективного лидерства): "Лидерство нередко связано с тем, чтобы идти первым и влиять на окружающих не только словом, но и делом. Лидерство определяется как способность направлять чьи-либо поступки, активность и деятельность и приводить к определенному заключению или состоянию.
В самом широком смысле лидерство можно определить как способность вовлекать других людей в процесс достижения цели в рамках более крупной системы или окружения. Так, руководитель управляет или оказывает влияние на сотрудника или группу сотрудников с целью достижения конкретного результата в комплексе организации".
К сожалению, в компаниях не придают большого значения важности того, что руководитель должен быть не только хорошим управляющим, но и лидером.
Менеджмент – это умение выполнить задачу посредством организации работы других, тогда как лидерство можно определить как умение сделать так, чтобы другие захотели выполнить задачу. Таким образом, лидерство тесно связано с мотивированием и влиянием на окружающих. Обычно энергия лидера передается с такой мощью, что сотрудники чувствуют необычайную готовность делать все необходимое для достижения успеха, и воодушевление, которое владеет ими в этот момент, является силой, способной преодолеть любые преграды.
Наоборот, есть много примеров того, как руководители, не обладающие лидерскими качествами, не только не воодушевляют, но еще и деморализуют сотрудников, что в результате приводит к потере интереса к достижению целей компании со стороны сотрудников и, как результат, к значительному ухудшению работы всей компании.
"Быть лидером – это большая ответственность, высокий моральный дух, самоотдача, покровительство, справедливость, решительность, достоинство, мужество". Мы идем за лидерами, потому что чувствуем необычайный прилив сил и уверенность в собственных способностях. Лидером невозможно быть по должности, потому что лидер – это тот, кто влияет на души людей и создает условия для решения даже невыполнимых задач.
Наличие в компании лидеров, которые обладают ключевыми компетенциями и яркими индивидуальными качествами, – это не только залог успеха в реализации амбициозных планов, но еще и сильное конкурентное преимущество. Наряду с собственным современным производством, известными торговыми марками и другими факторами, оно создает мощный потенциал для достижения ведущих позиций на рынке, где работает компания.
Осознание факторов успеха, анализируемых в статье, приходит через мучительные поиски решений и серьезные ошибки, через осмысление неудач в реализации многообещающих стратегий и внедрение передовых форм управления. Компании могут терять незыблемые, казалось бы, позиции на рынке вследствие неспособности понять происходящие процессы и успешно адаптироваться в быстроизменяющейся конкурентной среде.
Поэтому важно всегда помнить, что ключевые факторы успеха – это в первую очередь руководители, которые обладают одновременно и экстраординарными способностями, и стратегическим мышлением, и ярко выраженными лидерскими качествами.