Условие номер один – создание надежных тылов
Есть два основных фактора, которые могут изменить ситуацию в нашей стране в ближайшие 10 лет: программа «Электронная Россия» и проект информатизации школ.
Борис АНТОНЮК
Условие номер один – создание надежных тылов
"Экономические стратегии", 2002, №2, стр. 48-52.
Проблемы высокотехнологичного комплекса, развития оборонной промышленности и телекоммуникаций являются доминирующими темами практически в каждом выпуске "Экономических стратегий". И тем более интересен в этой связи опыт работы Федерального государственного унитарного предприятия "Космическая связь", деятельность которого тесно коррелируется с указанными направлениями. Порой доли секунд решают все. И уровень связи, ее скорость и качество – необходимые составляющие как успешного бизнеса, так и обеспечения обороноспособности страны и нашей с вами безопасности. |
Если бы был совершен террористический акт в отношении Центрального банка России, который, как я понимаю, пользуется услугами вашего предприятия или кого-то еще из ваших клиентов, какой ущерб это нанесло бы системе связи? Какую роль в обеспечении экономической безопасности России играет ФГУП "Космическая связь"?
В ведении ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) находится космическая группировка гражданского назначения. Наша основная задача – обеспечение подвижной президентской связи, а также предоставление каналов и услуг связи для федеральных органов управления, телерадиокомпаний и коммерческих структур. Это, например, региональные операторы "Электросвязь", входящие в "Связьинвест", или отдельные нетрадиционные операторы, компании, создающие свои корпоративные сети. У нас сегодня более 200 клиентов, и у большинства из них есть собственные средства подъема и приема сигнала. Если террористический акт, о котором Вы говорите, выведет из строя центральную станцию одной из упомянутых компаний, она лишится связи со всеми периферийными станциями. Однако, если у нее есть договор о резервировании с ГПКС, то перерыв в связи может составить всего несколько часов.
Что касается Центрального банка (ЦБ), то сейчас он имеет сеть из 1000 наземных станций, расположенных по всей территории России, которая работает на американском спутнике фирмы "Интелсат". Сегодня мы обсуждаем с ЦБ программу перевода системы "Банкир" на российские спутники с обеспечением 100% резервирования в космосе и на земле. Поэтому теракт, осуществленный в отношении одной из периферийных станций, может лишить связи только этот конкретный филиал банка. Центральный узел связи имеет достаточную степень резервирования как в техническом, так и в географическом плане.
Вероятность того, что теракт будет совершен в отношении космических аппаратов, находящихся на высоте 38000 км, очень мала. ФГУП "Космическая связь" защищено от террористов в большей степени, чем другие компании, потому что имеет 4 центра космической связи: в Москве, Владимире, Медвежьих озерах и Дубне. Перевод связи из одного центра в другой сегодня может быть осуществлен в течение нескольких часов, а значит, будет сохранена система работы периферийных станций клиентов. Один конкретный пример. В результате пожара на телебашне Останкино в 2000 году сгорела радиорелейная линия, с помощью которой осуществлялась связь между Останкино и нашим центром во Владимире. За счет использования резервных оптико-волоконных кабелей мы смогли восстановить телерадиовещание федеральных программ на всю Россию (за исключением Москвы) в течение двух часов.
Вы не боитесь хакеров? Они, например, могут вывести из строя систему управления космическим аппаратом.
Каналы управления спутников защищены специальными программами, а поскольку наземная система управления является обособленной и не имеет выхода в корпоративную сеть ГПКС или в международные сети, то вмешательство в ее работу извне невозможно.
Вы, очевидно, имеете свою философию управления. Сформулируйте три урока управления Бориса Антонюка.
Первое – создание надежных тылов. Я имею в виду переподготовку и привлечение новых кадров, обеспечение двойного и тройного запаса прочности сети, который в нештатной ситуации позволит сохранить в рабочем состоянии как минимум 90% системы. Второе – стимулирование работников, отвечающих за наиболее важные участки. Третье – правильная организация информационных потоков предприятия, позволяющая принимать верные решения, в том числе в критических ситуациях.
В чем особенности менеджмента зарубежных коллег?
Я думаю, что системы управления за рубежом и в России не слишком отличаются. Для западных компаний характерно движение в сторону увеличения количества услуг при незначительном росте емкости на новых спутниках, поскольку рынок услуг космической связи в основном сформирован. Отсюда – главный упор на службы маркетинга и продаж, составляющие порядка 15-20% от численного состава. Второй отличительной чертой является активное привлечение других компаний для решения своих производственных задач.
Для российского рынка услуг космической связи характерно сегодня экстенсивное развитие, особенно с учетом становления региональных рынков телерадио- вещания. За последние два года ГПКС удалось создать структуру управления, обеспечивающую, с одной стороны, полную прозрачность финансовых потоков, а с другой – четкое распределение функциональных обязанностей между различными подразделениями. Это позволяет правильно оценить как реальную ситуацию на предприятии, так и возможности его дальнейшего развития, а также решить вопросы выхода на новые рынки сбыта, которые раньше были закрыты для нас. В мире сегодня 47 операторов космических аппаратов. Единственное, чем мы отличаемся от них – это наличие у нас разветвленной системы подъемных средств. Они арендуют эти средства у других телекоммуникационных компаний.
Основное, чем ныне озабочены зарубежные операторы – продвижение своего продукта на новые рынки. Численность сотрудников отдела маркетинга у них составляет примерно 15-20% от общего числа работников предприятия. У нас же – около 1%. Это объясняется тем, что в России всегда существовал дефицит в сфере оказания услуг связи. Предприятия, их предоставлявшие, являлись монополистами. Такая ситуация в известном смысле сохраняется до сих пор. "Космической связи" на данный момент принадлежит около 60% рынка. 10% владеют другие российские компании ("Газком", "Бонум"), а остальными 30% – зарубежные. Сейчас перед нами поставлена стратегическая задача – выйти на международный рынок, где доля "Космической связи" пока составляет 1,5%. К 2005 году мы должны достичь уровня 3,4% и по объему продаж с 16 места передвинуться на четвертое.
На что Вы рассчитываете?
Ключевым фактором является программа по модернизации группировки, над которой два года кропотливо работали все подразделения нашего предприятия. Одни занимались вопросами ее экономического обеспечения, другие налаживали сотрудничество с российскими и зарубежными банками, согласовывали технические параметры. В 2001 году вышло постановление Правительства о государственной поддержке этой программы: бюджетное финансирование составит приблизительно 30% от более чем 800 млн долл. На мой взгляд, это естественно, так как сегодня более 36% емкости нашей группировки задействовано для решения задач либо федеральных органов управления, либо федеральных телерадиоканалов. В то же время тариф для телерадиокомпании федерального значения составляет порядка 25-30% от рыночной стоимости этой услуги.
Капитал у нас государственный, но ГПКС – это коммерческое предприятие, и его главная цель – получение прибыли. А при таком регулировании тарифов очень сложно осуществлять нормальную коммерческую деятельность. Разработанный нами бизнес-план недвусмысленно свидетельствует о том, что если мы сохраним действующие тарифы МАП для федеральных структур, то проект окупится не раньше, чем через 11 лет, а срок жизни спутника – 12 лет. Вот такой получался "брежневский" бизнес. Нам удалось убедить Правительство в том, что для сокращения срока окупаемости проекта до 6-7 лет "Космической связи" необходима государственная поддержка. Если под давлением обстоятельств мы будем вынуждены отменить тарифы МАП, то из бюджета придется ежегодно платить гораздо большие суммы, чем сегодня. Государству выгоднее профинансировать отдельные работы и, в итоге, сократить бюджетные затраты.
Кто стоял у истоков создания системы космической связи?
ФГУП "Космическая связь" существует с 1967 года. Это старейшее космическое предприятие в мире. Но до недавнего времени все российские спутники находились в ведении Минобороны (серия "Горизонт"), и лишь в 1992 году их передали нам. Речь идет о старых спутниках, запущенных достаточно давно и обладающих очень ограниченным ресурсом, низкими потребительскими свойствами. Они изначально были рассчитаны на довольно сильные колебания на орбите, то есть, хоть они и назывались геостационарными, в момент запуска колебания составляли примерно 3,5 градуса, к середине срока жизни спутника (он не превышал 3-х лет) они угасали до нуля, а в следующие полтора года опять возрастали до 3,5 градусов. Для телевидения это не имело большого значения, чего нельзя сказать о развитии корпоративных сетей. В этом случае малые станции должны были комплектоваться системами автосопровождения, что резко увеличивает их стоимость, а следовательно, и цену услуги. И только с появлением аппаратов нового поколения "Экспресс-А", которые действительно стабильны, в России стало возможным развитие корпоративных сетей. Можно сказать, что "Космическая связь" заново родилась лет 10-12 назад, когда спутники начали использовать в гражданских целях.
В начале XXI века у вас практически та же роль, какую играли ведущие физики в конце 1930-х годов. Мне кажется, системы связи – наиболее быстро развивающийся сектор в настоящее время.
Если говорить об отрасли в целом, то в 2001 году прирост в ней составил 38%, примерно такой же прирост наблюдался и у нас. В течение ближайших 3-х лет мы планируем увеличить нашу группировку в три с половиной раза.
Если спутники первого поколения имели всего 8 стволов, или транспондеров, то спутники третьего поколения, которые мы заказываем сегодня, имеют порядка 30 транспондеров. Это позволяет увеличить емкость и количество диапазонов. В России используется только один диапазон – С-, хотя корпоративным сетям необходим Ku- диапазон, поэтому в новой группировке будут представлены оба диапазона. За рубежом более популярен Ku- диапазон. Естественно, на внешнем рынке мы стремимся предоставить услуги, по качеству не уступающие западным аналогам. Поэтому для спутников, которые мы сегодня делаем, приходится закупать электронику, или, как мы ее называем, полезную нагрузку, за границей. В России не выпускают такую аппаратуру.
Что стало основой успеха ФГУП "Космическая связь" на рынке? Приходилось ли Вам сталкиваться с нечестными методами конкурентной борьбы?
Мы не ставим перед собой задачу вытеснить зарубежных операторов с российского рынка, но, поскольку этот рынок бурно развивается (темпы его развития составляют приблизительно 35-40% в год), наш коллектив нацелен на завоевание новых ниш.
К сожалению, сегодня некоторые из западных компаний позволяют себе применять недозволенные методы, например, демпинг. Российский рынок рассматривается на Западе как зона повышенного риска, поэтому иностранные конкуренты снизили цены, чтобы расширить свое присутствие на нем. Но это тут же аукнулось, так как старые клиенты потребовали снижения цен и для себя.
Наметилась мощная тенденция к консолидации компаний, предоставляющих услуги космической связи. Наверное, года через три из 47 операторов останется половина. Уже сейчас пять из них – "Интелсат", "Панамсат", "Евтелсат", "ИСС", "Азиясат" – практически контролируют около 75% мирового рынка и диктуют цены на нем. Надеюсь, и мы получим свою долю.
Есть ли у Вас любимая притча, анекдот, который помогает в жизни, в управлении компанией?
Вот, например, одна мысль, очень близкая мне: когда хочешь решить проблему – решаешь ее, когда не хочешь – находишь причину. Или еще, с советских времен есть хорошая поговорка, иногда заменяющая недостающие аргументы: "В отдельных магазинах нет отдельной колбасы".
Какой Вы представляете себе Россию в 2010 году?
Что касается экономики, я думаю, Россия до 2010 года не слишком сильно изменится. Максимум, на что можно рассчитывать, это то, что к 2010 году покупательная способность населения возрастет в два раза.
Есть два основных фактора, которые могут изменить ситуацию: программа "Электронная Россия" и проект информатизации школ. ФЦП "Электронная Россия" нацелена на развитие инфраструктуры и оптимизацию информационных потоков. Вторая составляющая – это компьютерная грамотность. Если школьник, который сегодня в 3 классе познакомился с компьютером, войдет в Интернет, то к 2010 году он уже многому научится. А если вспомнить, что программа предусматривает компьютеризацию 31000 сельских школ, появляется надежда на то, что к 2010 году ситуация, если не кардинально, то значительно изменится к лучшему. Но эти 9 лет еще нужно прожить, они будут непростыми. Мой прогноз: в течение этих лет будет стабильный рост, но никаких скачков типа китайского "Большого скачка" не будет.