Управление «не от мира сего»

Номер 4. Ход конем

Автор статьи анализирует земную жизнь и деятельность Иисуса Христа с позиций теории управления. На первый взгляд, такая постановка проблемы кажется надуманной и даже граничащей с профанацией. Но это только на первый взгляд, поскольку в действительности в этом нет ничего противоречащего догматическому учению Церкви, которая почитает Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих». В Церкви Христовой, главою которой является Господь Иисус Христос, существуют и власть, и управление. Высшим прообразом церковной власти служит Христос как Мессианский Царь.

Борис Литвак
Управление "не от мира сего"

"Экономические стратегии", №4-2004, стр. 94-97

Посвящается светлой памяти Нелин Александровны Борцовой

Судьба Иисуса Христа, Сына Человеческого, – это одна из самых великих тайн, одна из наиболее знаковых трагедий, оказавших исключительное влияние на судьбы человечества. Когда мы обращаемся к происходившему на земле Палестины две тысячи лет назад, многое представляется нам наивным, чудеса кажутся не столь уж значительными. Однако неизменными остаются проблемы силы и слабости человека, добра и зла, истинного и показного, социального неравенства и справедливости. Все так же неизбежна роковая черта, за которой либо небытие, либо нечто недоступное познанию. Вера начинается там, где кончается знание.

Жизнь идей не менее важна, чем жизнь людей. Идеи Иисуса Христа на тысячелетия пережили Того, кто нес их людям. Его мыслями и верой живут сегодня многие. Мы не ставим перед собой задачу проанализировать, а тем более оценить Его учение, но хотим попытаться понять методы, или, говоря современным языком, управленческие технологии и принципы, которыми руководствовался Иисус Христос как реальная личность для достижения Своей великой цели. Руководствовался ли Он – подчеркиваем, что рассматриваем Иисуса как человека, жившего и действовавшего среди людей, – определенной стратегией? На этот вопрос с полным основанием можно ответить утвердительно.

Человек издревле пытался проникнуть за те пределы, где принимаемые им решения, какой бы властью он ни обладал, не могли повлиять на ход событий. Там начиналась власть богов. Нам хорошо известны древнегреческий и древнеримский пантеон, боги Египта и Персии, других стран тогдашнего мира. На этом фоне особо выделяется Израиль, твердо ставший на путь монотеизма. Верность единому Богу отличает народ Израиля от других народов. Во все времена, начиная с Моисея, Израиль имел своих пророков, обладавших ясновидением настоящего и полнотой веры в конечное торжество божественной истины. Их мысль становилась видением, а пророчества появлялись как вспышки молнии, внезапно освещающие истину. Непоколебимо верили пророки и в Спасителя рода человеческого, или Мессию. Образ Мессии витал над Израилем, переживавшим многие бедствия и напасти и ждавшим Его прихода, как избавления.

Управленческая ситуация № 1

Великие подвиги лучших сынов рода человеческого совершаются не во имя властителей, а во имя малых мира сего, во имя их спасения.

Сердце Иисуса было полно глубокой боли при виде трудной, полной лишений жизни народа, беззащитного перед лицом внешних врагов и собственных книжников и фарисеев. Это действительно удел избранных – принять вызов судьбы, почувствовать ответственность за свой народ, изнемогающий под властью римских цезарей, осознать, что если ты не облегчишь его страдания, то больше это сделать некому.

Когда Иисус Христос наравне со всеми принимает крещение от Иоанна Крестителя, тот сразу узнает в Нем Мессию. Но Иисусу еще необходимо определить Свой путь в земной жизни, или, выражаясь языком науки об управлении, определить стратегическую линию жизни.

Проблема №1. Насколько актуальной для Иисуса Христа как человека была проблема определения своей миссии в земной жизни? Был ли у Него выбор? Как можно определить стратегическую линию Его земной жизни?

Развитие управленческой ситуации №1. Иисус Христос все яснее осознает Свое великое призвание, но следовать или не следовать ему – принятие этого самого главного в Его жизни решения остается за Ним! Удалившись в пустыню, Он предается размышлениям о Своем земном пути. Он должен совершить окончательный выбор не только разумом, а всем Своим существом. Во время уединения дьявол искушает Его. Вопросы дьявола лукавы, обещания заманчивы. Однако Иисус Христос все больше укрепляется в решении следовать Своему призванию. Дьявол отступает.
Иисус предчувствует Свой тернистый путь, знает о грядущих муках. Но в Его душе боль и беды малых мира сего, и Он готов принять муки во имя спасения их.
Таким образом, самое главное стратегическое решение Иисусом принято окончательно и бесповоротно. После длительных размышлений Он осознанно избирает путь спасения рода человеческого ценой собственных мук и страданий. Пожалуй, более возвышенной и великой цели человечество не знало.

Управленческий ресурс, с помощью которого эта великая цель была достигнута, – Его слово, проникающее в души, Его пророческий дар, та великая божественная истина, которая открылась Ему в Его видениях и которую Он несет людям. Управленческим ресурсом Иисуса Христа является также Его дар творить чудеса, что не под силу простому смертному, Его умение исцелять людей. Если врач пытается исцелить человека, воздействуя на тело, то Иисус Христос воздействует на душу, очищая ее от греха. И Его способ лечения оказывается более действенным, результат достигается мгновенно. Он исцеляет многих. Путь исцеления – это вера человека в божественное начало, осознание своей греховности и покаяние.

Управленческая ситуация № 2

Иисус Христос должен сделать выбор: какой путь избрать, куда повести Свой народ, так долго ждавший появления Мессии и избавления? Ведь люди внемлют Его речам, проникаются верой в ту божественную истину, которую Он им открывает. За Ним идут тысячи, слушая Его проповеди и называя своим Учителем.

Издревле известны два пути избавления от угнетения и унижения. Первый – путь Селевкидов и Маккавеев, поднявших народ Израиля на борьбу за независимость. Второй – путь Соломона, царствовавшего в мире, построившего Храм Божий. Но тогда Израиль не был под пятой врага. Каким должен быть путь Иисуса Христа?

Проблема №2. Какие способы (управленческие технологии) достижения великой подвижнической цели следовало избрать Иисусу Христу? Насколько трудным и значимым был Его выбор?

Развитие управленческой ситуации №2. Избрание пути Селевкидов и Маккавеев – а именно этого ожидали от Иисуса Христа Иоанн Креститель и народ Израиля – означало бы новую кровь, страдания тысяч людей. Таков ли путь Божий? Путь Соломона прекрасен, но нереален, ведь Израиль находится во власти римлян. А самое главное – он не дает очищения от греха, не ведет к совершенствованию человеческой души, не позволяет заглянуть за черту земной жизни. Поэтому Иисус Христос избирает иной, жертвенный путь – путь искупления вины рода человеческого, спасения его ценой мук, унижений, страданий и, наконец, собственной земной жизни.

Он создает и соответствующую систему управления, способную обеспечить достижение стоящей перед Ним цели. Во главе – Он, Сын Божий, вокруг Него – ученики-апостолы, далее – все остальные, внемлющие Ему, и, наконец, те, кто пока отделен от Него огромными расстояниями и сотнями лет, но до кого дойдет Его слово. Иерархия в этой системе управления перевернута с ног на голову – выше не тот, кто обладает властью, а тот, кто более готов пострадать за грехи человеческие. Ближайшие ученики Иисуса Христа – это, пользуясь современной терминологией науки об управлении, Его команда, которая разделяет Его убеждения и веру и которой Он делегирует часть Своих полномочий. Ведь они получают великое право нести людям слово Божье, исцелять больных, облегчать страдания.

Управленческая ситуация № 3

Иисусу Христу предстояло решить непростую задачу: донести до сотен, тысяч, миллионов людей Божье откровение, благую весть о спасении рода человеческого. В те времена не существовало иных способов коммуникации, кроме непосредственного общения. Поэтому нужны были ученики, способные нести людям слово Учителя, слово Мессии. Прозревшие божественную истину должны были передавать свою веру ближним. Только так благая весть могла дойти до душ человеческих, для которых она предназначалась. Непростой, а порой мучительный процесс распространения идей христианства требовал определенной организации.

Проблема №3. Как должен быть организован процесс распространения идей Иисуса Христа, чтобы христианство стало одной из господствующих религий мира? Какие принципы лежат в основе организации этого процесса?

Развитие управленческой ситуации №3. Как известно, управление осуществляется посредством передачи информации от субъекта управления, то есть от того, кто управляет, к объекту управления – тому, кем управляют. Законы получения и передачи информации известны достаточно хорошо. Сегодня человек располагает вполне развитыми средствами ее получения и передачи, знает, какое она оказывает воздействие и как с ее помощью достичь тех или иных целей. Рассматривая осуществление миссии Иисусом Христом, мы сталкиваемся с принципиально иной ситуацией. Перед Ним великая задача – нести людям слово Божье, Божье откровение. Его слово должно проникать в души, а не просто быть услышано тысячами.

Распространение учения Иисуса Христа, за которым пошли целые народы и поколения, во имя которого тысячи принимали мученическую смерть, строилось не столько на законах разума, сколько на пророческом озарении Сына Человеческого. Как уже говорилось выше, в его основе лежали не властные полномочия, поскольку отдавать распоряжения душе человеческой невозможно, а жертвенное стремление принять на себя страдания человеческие. Поэтому на вершине незримой пирамиды стоял Тот, кто принял муки и смерть ради спасения рода человеческого.

Мать сыновей Зеведеевых обратилась к Иисусу с просьбой: "Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем". Иисус сказал в ответ: "Не знаете, чего просите" (Мф. 20. 21-21). Ведь Сын Человеческий один ведает, какая участь Его ждет, Он пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы Он сам служил и "…отдал душу свою для искупления многих" (Мф. 20.28).

Иисус Христос говорит Своим ученикам: "Вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто между вами хочет быть большим, да будет вам слугою… " (Мф. 20. 25-26). Организация, в основе которой не власть над людьми, а служение им, причем прежде всего самым страждущим и униженным, пережила века.

Управленческая ситуация № 4

Деяния Иисуса Христа тем значимей, чем больше страждущих услышат откровение Божье, чем больше нуждающихся в спасении получат Его помощь. Да, Он умеет донести до человека Свое слово, Свою веру. Но как сделать, чтобы сказанное Им пало на благодатную почву? И как уберечь души людские от лжепророков?

Проблема №4. Почему слово Иисуса Христа проникает в души людские? Какие технологии Он использует для достижения намеченной цели?

Развитие управленческой ситуации №4. Иисус Христос действует по велению души, по озарению, данному свыше Господом Его и Отцом. Птица поет, не задумываясь, почему именно так звучит ее голос, и Он не задумывается, почему говорит те или иные слова. Ведь божественная истина внутри Него. Но к каждому надо обратиться на доступном ему языке. Обращаясь к народу Израиля, Иисус четко очерчивает Свою линию: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф. 5. 17). Заповеди, провозглашенные еще Моисеем, должны исполняться неукоснительно: "Ибо кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф. 5. 19).

Иисус Христос говорит о том, что информация, поступающая от человека, должна быть достоверной и важной. За праздные слова придется отвечать в день Суда: "…ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мф. 12. 37). Но ведь о Боге в тогдашнем Израиле говорят многие. Как, выражаясь современным языком, отличить достоверную информацию от недостоверной, истину от лжи, пророка от лжепророка?

Предвидя многие грядущие беды человечества, Он предсказывает и появление лжепророков, которые речами своими "прельстят многих", что приведет к самой страшной потере – потере любви в душе человека. Фарисеи, видя чудеса, творимые Иисусом Христом и доступные только Ему, пытаются посеять в народе сомнения, говоря, что Он изгоняет бесов не иначе, как "силою веельзевула, князя бесовского" (Мф. 12. 24). Но Иисус Христос доказывает несостоятельность их слов. Фарисеи и книжники, а книжниками он называет тех, которые, чтя букву закона, забыли о его сути, дивятся Его мудрости, спрашивают, откуда все это у Него, но они полны неверия. И Иисус по их неверию не совершает многих чудес, говоря: "…не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, в доме своем" (Мф. 13. 57). Понимание истины, которую несут пророки, приходит потом. Неверующие в слова пророков избивают их, убивают, распинают. А дети их строят "гробницы пророкам" и украшают "памятники праведников" (Мф. 23. 29). И… так же не верят новым пророкам.

Он сознает, что важно не только произнести необходимые людям слова, но сделать это так, чтобы люди поверили им. Чтобы быть понятым и теми, кто еще далек от истинной веры, кому неизвестны тайны Царствия Небесного, Иисус Христос нередко прибегает к притчам. Их язык доступен всем. Притча о сеятеле посвящена тому, как донести информацию не только до ушей, но и до душ. Плоды, причем тридцати-, шестидесяти-, стократные, приносит только то, что упало в подготовленную почву. Остальное, попавшее на каменистую почву, проникшее неглубоко и потому не пустившее корня, пропадет впустую. Истинно сеет тот, кто сеет в "добрую землю".

А Тот, кто несет божественную истину в души человеческие, сеет вечное и навечно: "небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут!" (Мф. 24. 35).

Иисус Христос подчеркивает, что вера в Царство Небесное и законы Божьи превыше всего: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня…" (Мф. 10. 37). Но это не только поучение для других. Сам Он живет по тем же законам, которые проповедует. Когда к Нему приходят Мать Его и братья, желая поговорить с Ним, Он, указывая на учеников Своих, произносит: "…вот Матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мф. 12. 49-50).

Продолжение следует.


Данная статья посвящена рассмотрению земного служения Господа Иисуса Христа с точки зрения теории управления. На первый взгляд, такая постановка вопроса представляется надуманной и даже граничащей с профанацией. Но это только на первый взгляд, поскольку в действительности в ней нет ничего противоречащего догматическому учению Церкви, которая почитает Христа как "Царя царствующих и Господа господствующих". В Церкви Христовой, главою которой является Господь Иисус Христос, существуют и власть, и управление.

Высшим прообразом церковной власти служит Христос как Мессианский Царь, правда, Царь "не от мира сего", но послуживший спасению человечества здесь, на земле, две тысячи лет назад своей жизнью и своей смертью на кресте. Кроме того, православные императоры Нового Рима-Константинополя, – в соответствии с религиозным и государственно-правовым сознанием византийской эпохи, несли на себе отблеск Божественного света Царя Небесного Христа и в своей деятельности призваны были подражать Ему. Этими идеями пронизано и правосознание средневековой Руси. До известной степени оно сохранялось в России и в послепетровскую эпоху.

Главное достоинство рецензируемой работы заключается в том, что ее автор, прилагая к земному служению Христа критерии теории управления, обнаруживает главную причину успеха Его дела в жертвенном характере этого служения, двигателем которого была любовь Христа к человеку.

Профессор Московской Духовной Академии, протоиерей Владислав Цыпин

Следить за новостями ИНЭС: