Трудно быть (или не быть?) богом: за пять минут до полуночи

Номер 8. Культурный слой

Рейтинг президентских проектов – 2008 по состоянию на декабрь 2006 года

Иванова Татьяна
Трудно быть (или не быть?) богом: за пять минут до полуночи

"Экономические стратегии", №08-2006, стр. 62-65

Иванова Татьяна Александровна – заместитель генерального директора ИНЭС, директор центра корпоративных коммуникаций и развития ИНЭС.

Когда ничто не произносится напрямую, невольно возникает желание населить реальность символами и намеками – в целях прогнозирования читать по губам, улыбкам, жестам, косым взглядам и невольным оговоркам. Фраза "не так сели" способна обеспечить работой на месяц сотню аналитиков. В смысле прогнозирования хорошо было при застое, когда все тенденции и расстановку сил власть демонстрировала в прямом смысле с трибуны Мавзолея. Смотри и записывай: кто где стоит, с кем разговаривает, перемигивается, кто кому кивает головой и делает ручкой. Сбои в прогнозах были практически исключены.
Сегодня жизнь заставляет искать иные подходы, иные знаки. Кто-то высчитывает тенденции и преемников по приставному столику в кабинете Президента: к кому из гостей Президент по-дружески пересаживается из-за "большого" стола? Более простым натурам импонируют прямые заявления Президента о солидарном отношении к той или иной партии, в чьих названиях непременно фигурирует Россия – "справедливая", "единая", "другая" (не дай бог, конечно). Котируются также совместные фотографии Президента с лидером партии, тем более если они используются в ходе избирательной кампании. Некоторые методологии прогнозирования ориентируются на частоту появления того или иного кандидата в преемники или лидера партии в эфире, приоритетность показа и длительность соответствующих сюжетов. Вот стали демонстрировать в эфире сюжеты с С.Б. Ивановым в главной роли, используя стилистику президентского протокола (приставной столик, совместные фотографии с футболистами ЦСКА), и бывалые люди насторожились. "Весь этот джаз…"
Но все равно кажется, что над этим методологическим разнобоем царит неизбежно что-то пока неясное, но настойчивое, печальное и загадочное, что способно сломать все прогнозы и догадки – улыбка Президента, который, как кажется, что-то решает. Или уже решил.
И правда, его тайная дума выше этой суеты: быть или не быть богом в нашей богоспасаемой стране – вот в чем вопрос? К подобного уровня размышлениям подталкивает его вся политическая реальность, все электоральные ожидания. Главное в такой ситуации не проговориться до поры о принятом решении, чтобы не разрушить магию. Прислушайтесь: понятный бог перестает быть богом. А магию важно не разрушить, потому что на ней держится призрачная, но от этого еще более ценная стабильность в стране, которую теснее окружает НАТО, в ближних пределах которой бунтует СНГ, которую не перестают поминутно делить, словно возможно, чтобы Россия принадлежала кому-то персонально. Так заканчивается год, и многие лихорадочно стремятся поймать в последних намеках готовое решение. Забыли тезис из учебников по диалектическому материализму: жизнь всегда богаче. А в этих учебниках не только ерунду писали. Например, с такой ли непреложной необходимостью статус бога связан со статусом Президента?
В любом случае переживать не стоит. Если не удается догадаться или понять что-то определенное в оставшееся до конца года время, в арсенале способов коммуникации с народом в России новейшего времени предусмотрен один – беспроигрышный – момент истины: за пять минут до полуночи, 31 декабря, год – любой. Вот и станет ясно "быть или не быть" на ближайший президентский срок. Шампанское, елка, мандарины.
Быть?
А что? Тоже вариант решения практически тупиковой ныне "проблемы-2008". Ведь заявил в свое время склонный к покровительственным шуткам Рамзан Кадыров: "Хочет он или не хочет, если народ скажет "надо", придется с этим мнением считаться. Будет Президентом и никуда не денется". Региональные законодательные собрания сермяжную правоту этой шутки неплохо почувствовали.
Два с лишним месяца инициатива чеченских парламентариев о третьем сроке В.В. Путина пылилась в нижней палате. В ноябре стали поступать предложения и замечания из регионов. Положительных едва меньше, чем отрицательных. Парламентарии больше не уверены, что соответствующую поправку к Конституции следует отклонять. В случае если чеченскую инициативу поддержат не менее двух третей регионов, настроения в Думе по поводу незыблемости Конституции могут здорово пошатнуться – до того, что две трети Думы и три четверти Совета Федерации согласятся на поправку. Если затем две трети законодательных собраний идею одобрят в течение года, президент обязан будет поправку подписать и опубликовать. Таков порядок. Идеи решения "проблемы-2008" Чечней прирастать будут.
Как ни странно, в данном случае региональные законодательные собрания отражают волю народа. Согласно одному из последних опросов "Левада-центра", рейтинг Президента упорно не падает ниже 60%. Отрицательных черт в Президенте не находят 48% респондентов. При этом утвердилась тенденция восприятия Президента РФ отдельно от политики руководства страны, а также в целом от ситуации в стране, которая большинством населения оценивается негативно. Так, 44% уверены, что "страна движется по неверному пути". Парадокс? Нисколько. Скорее Путина вполне в старой российской традиции воспринимают как "доброго царя", которому мешают "дурные бояре". Около двух третей респондентов считают, что от Путина "скрывают правду" или "он получает неполную и искаженную информацию". Другими словами, население де-факто давно присвоило Путину над-лидерский статус, который делает смешной борьбу между ведущими партиями за лидерство, а также за умы и голоса избирателей. Что останется от любой из существующих "партий власти", как только Путин определенно отвернется от нее? Быть может, Президенту приходится периодически нахваливать то одну то другую "ногу" шаткой двухпартийной системы, просто чтобы обеспечить им хоть какое-то политическое пространство, какое-то будущее? Путин силой своего рейтинга "держит" чужие рейтинги – пока не научатся плавать. Ведь сегодня стоит руку отпустить – и все уйдут на дно политического небытия.
Но, между прочим, возникает вопрос: ситуация, когда руку придется "отпустить", все-таки рассматривается?

Или не быть?
Возможно, руку планируется "отпустить" намного раньше, чем кажется сейчас. Иначе зачем столько попыток обессмыслить выборы? Госдума РФ приняла решение отменить порог минимальной явки на парламентские выборы. До сих пор нижняя планка явки избирателей на выборы составляла 20%. Кстати, в Греции и Турции за неявку на выборы сажают в тюрьму, в Аргентине лишают на три года права занимать государственные посты, в Бельгии штрафуют, а в Италии подвергают моральным санкциям. Впрочем, в США и Великобритании минимального порога вовсе не существует – здесь не уважают неожиданности, перестали их любить и в России. Это ужесточение контроля условий проявления электоральной воли, по мнению многих аналитиков, означает также, что выборы в Госдуму будут досрочными.
Если действительно реализуется этот сценарий, то неожиданности власти точно не нужны. Возможны два варианта: "контролируемый преемник" (при сохранении над-лидерства Путина) и "сильный преемник".
Контролируемый преемник может рекрутироваться либо из рядов "Справедливой России", определенно решившей раствориться в Президенте, либо из двух существующих "почти официальных" преемников. Здесь имеет смысл заметить: возможность стопроцентного контроля бывшего лидера над официальным лидером – одна из наиболее пагубных иллюзий. В.В. Путин занял свой пост при поддержке Б.Н. Ельцина. Но долго ли он идентифицировал свои интересы с интересами Ельцина? Познай себя – и ты познаешь всех людей. Отдай себе отчет в собственных резонах – и у тебя не будет проблем с прогнозом поведения рода человеческого. Кто может контролировать преемника? Глава пресловутого Союзного государства? Нервное поведение А.Г.Лукашенко – лишнее доказательство, что не будет такого государства, не в этой жизни. Может быть, контроль возможен со стороны духовного или стратегического лидера страны? Попытка такого позиционирования предпринята. Но в России стратегическому лидеру все равно необходим официальный статус: наше население – жертва гипноза "начальника". Аналитики долго придерживались версии, согласно которой "реальный Премьер" будет контролировать "технического Президента". А если игрок масштаба, скажем, А.Б. Чубайса (мы только изучаем вопрос!) инвестирует весь свой креативный капитал в одного из "почти официальных преемников"? Сценарий "контролируемый преемник" – путь, чреватый многими неожиданностями.
С этой точки зрения сценарий "сильный преемник" более предсказуем в случае его реализации. При этом "сильного преемника", судя по всему, может предоставить пока только "Единая Россия". Имидж "партии чиновников" словно прирос к "Единой России". С другой стороны, "класс чиновников" сегодня – хорошо организованная сила в России, почти так же хорошо, как "класс силовиков". Спешное пополнение рядов "Единой России" такими персонами как гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов и президент ОАО "РЖД" В.И. Якунин наводит на известные размышления. Скажем, Якунин – вполне серьезная и перспективная фигура, с потенциалом, как говорят в наше время.
Оживление правого фланга также свидетельствует о том, что в политических элитах появилось ощущение грядущей общедоступности власти. Правые стремятся достроить пустующие в политическом спектре ниши и урвать свою долю практически бесполезного с учетом нового ужесточения избирательных условий электората. Часть правых при этом не скрывает своей ориентации на "оранжевые" технологии. Стратегия М.М. Касьянова ясна, как честный взгляд Г.А. Зюганова, – это расчет на воспроизведение киевского "майдана", то есть уличного давления на власть.
В отличие от правых традиционные отечественные левые политический спектр не достраивают, а пытаются поделить свою нишу. В результате левый спектр сбит с "настройки" и дезориентирован множеством предложений, ни одно из которых не способно вызвать совершенного доверия. КПРФ пытается потеснить "Справедливая Россия". Недавно сформировавшееся объединение пяти левоцентристских партий – партия Возрождения России во главе с Г.Н. Селезневым, Народная партия Г.В. Гудкова, "Патриоты России" Г.Ю. Семигина, Партия социальной справедливости А.И. Подберезкина, Социал-демократическая партия В.Н. Кишенина – пытается "уесть" и "простой, как правда", образ КПРФ, и чистую, как слеза младенца, амбицию "Справедливой России" всех защитить, а потом использовать. Определенности в головы левого электората эта толчея не вносит, зато увеличивает шансы "майдана" на улицах российских мегаполисов, особенно если за процессом заинтересованно возьмутся наблюдать с ближних наших границ наиболее рьяные члены НАТО.
В сравнении со стихией правого и левого фланга, центр, в котором разместилась "Единая Россия", демонстрирует спокойную поступательность политических движений. Но шанс (как иллюзорный, так и реальный) "Единой России" только в идентификации с президентом – действующим или новым. О новом пока никто не слышал.
В этой ситуации возможен только один ответ на вопрос "быть или не быть": Путину сегодня трудно не быть богом, практически нереально "отпустить руку" с пульса лидерства, хочет он этого или нет. Таков итог 2006 г., который некоторое время назад многие аналитики называли определяющим в судьбе "проблемы-2008". Не оставляет мысль: если 2006 г. считали "определяющим", кто-то в России уже сегодня, за пять минут до полуночи, точно знает, что будет после Путина. Причем это не только сам Путин. Но полночь – забавное время, и многие взрослые люди всю жизнь таят в душе детское убеждение, что с первым же ударом часов тыква может обратиться в роскошную карету, а Золушка стать королевой бала. Впрочем, как и наоборот. Ведь, как правило, наоборот?
P.S. В итоговом рейтинге существенных изменений не произошло. 2006 г. научил, что в российской политической жизни все может бурлить и выплескиваться, но рейтинг устоит.

Таблица 1. Рейтинг политических проектов

Примечание: В скобках — показатели предыдущего рейтинга (октябрь 2006 г).
Оценка проводилась экспертами Интеллектуального клуба «Стратегическая
матрица» по модели энниаграммы стратегического управления. По состоянию
на 15 декабря 2006 г. Шкала оценок — см. табл. 2.

Таблица 2. Шкала оценок

Баллы
Цели
Возможности
Результаты
10–8
Цели проекта в основном соответствуют стратегическим целям развития России в направлении стабильности, экономического роста, высокотехнологичного лидерства Проект располагает развернутой сетью административных, политических, финансовых, медийных ресурсов, позволяющих достигать поставленных целей Максимальный
уровень реализации поставленной политической цели
5–7
Цели проекта частично соответствуют стратегическимцелям России Проект располагает лишь частью указанных ресурсов Частичное достижение поставленной политической цели
2–4
Цели проекта фрагментарно соответствуют стратегическим целям России, а часть целей даже противоречит Слабые ресурсы для достижения поставленных целей Достижение поставленной политической цели лишь по отдельным направлениям
0–1
Несоответствие целей проекта стратегическим целям России Привлечение ресурсов к реализации проекта носит случайный характер Цели практически не достигнуты

Рисунок 1. Динамика политических проектов

 

Следить за новостями ИНЭС: