Три крупнейших течения общественной мысли, имеющих влияние в современном Китае

Номер 2 - ЦА. Закон гармонии

Либералы говорят, что Мао Цзэдун возвысился до святого и тянет всех за собой

Фан Нин
Три крупнейших течения общественной мысли, имеющих влияние в современном Китае

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №2-2006, стр. 32-41

25 лет реформ стали годами небывалого оживления общественной мысли в Китае. С конца 1978 г., после третьего пленума ЦК компартии Китая одиннадцатого созыва, послужившего точкой отсчета, в стране начала проводиться политика реформ и открытости внешнему миру. С этого момента китайское общество вступило в новую историческую эпоху. Перемены, произошедшие в стране за 25 лет, можно назвать грандиозными. Они затронули структуру экономики и общества и даже политическую систему Китая. Огромные социальные изменения, естественно, отразились в духовной сфере китайского общества, оказали глубокое влияние на сознание китайцев, особенно молодого поколения.

В общественной мысли современного Китая, как в калейдоскопе, можно обнаружить следы практически любых распространенных в мире общественных теорий и идеологических течений. Однако течений, действительно ставших в КНР влиятельными, представляющих собой отдельное направление общественной мысли, за период реформ сформировалось не так уж много. Среди них наиболее распространенными и заслуживающими внимания являются три крупнейших: либерализм, национализм и так называемые "новые левые". Эти течения стали культурно-идеологическим отражением китайских общественных реалий, духовным проявлением процесса общественного развития Китая. Они выпукло и концентрированно отображают противоречия, имеющиеся в общественном развитии Китая, показывают переживания, опыт и устремления различных социальных слоев и групп в стремительно меняющемся обществе. Проникнув в современное китайское общественное сознание, можно глубже узнать и понять прошлое и настоящее китайского общества. Это также может помочь прогнозировать его будущее.

Либерализм: пришедшее с Запада "идеальное государство"

С начала политики реформ и открытости в Китае либерализм стал самым ранним и наиболее широко распространившимся общественным течением. Так называемый китайский либерализм, по сути дела, является идеологией, пытающейся коренным образом перестроить китайское общество по экономическим, политическим и культурным современным западным образцам, ввести Китай в так называемое основное русло мирового развития.

Зарождение либерализма приходится на 1980-е гг. XX в. Осень 1976 г. стала в КНР "осенью многих событий": в сентябре умер Мао Цзэдун, менее чем через месяц после его смерти была арестована "банда четырех", включая жену Мао – Цзян Цин. В китайской политике произошли стремительные перемены – инициированная Мао Цзэдуном "великая культурная революция" потерпела полное поражение. Политические перемены и последовавшая за ними социальная перестройка оказали мощное и глубокое воздействие на китайское общество, на умы и сердца людей. Особенно сильный психологический излом наблюдался в среде молодежи, молодой интеллигенции, которая в тот период пребывала в идеологической растерянности. В такой социальной атмосфере в общественных настроениях Китая также произошел своеобразный переворот, имевший огромное значение. После разрушения прекрасных социалистических идеалов, олицетворявшихся "великой культурной революцией", людям для заполнения идеологического вакуума потребовались другие идеалы. Западная идеология и культура быстро распространились на обширных девственных китайских просторах. Они стали своего рода дополнением к экономическому обмену, начавшемуся в результате китайской политики реформ и открытости.

Первым идеологическим движением, развернутым китайскими либеральными интеллигентами в 1980-е гг., стало движение "за просвещение". Ли Цзэхоу (1) и другие представители интеллигенции, довольно известные в 1980-е гг., считали, что начиная с XIX в. вызванное национальным кризисом движение "за спасение Родины" (включавшее в себя в том числе и коммунистическую революцию) подавило движение "за просвещение", которое ставило целью создать новую концепцию мировой истории и новое гражданское сознание на основе западной идеологии и системы ценностей. Поэтому современное китайское общество должно дополнительно усвоить данный урок "просвещения". Представители этого течения хотели просветить китайские народные массы с помощью базовых постулатов западного либерализма. Они призывали к освобождению сознания интеллигенции, к повышению уровня ее самосознания и правового сознания. Китайские либералы горячо ратовали за возрождение и утверждение ценности личности, развитие гуманизма. С середины 1980-х гг. ими была развернута так называемая "культурная кампания", имевшая целью распространение западного либерального взгляда на историю, западной системы ценностей и критику с либеральных позиций китайской истории, культуры и китайских реалий. Известный публицистический телефильм "Жертва реки", который в 1988 г. несколько раз транслировался Центральным телевидением Китая, в концентрированном виде отразил отношение воспринявшей западное влияние интеллигенции к Китаю и к миру. Его основная идея такова: олицетворяемая желтым цветом китайская традиционная "континентальная цивилизация" уже умерла, спасение Китая – в погружении в олицетворяемую голубым цветом "океанскую цивилизацию" западного капитализма.

В 1980-е гг. либерализм был доминирующим общественным течением среди китайской интеллигенции, он считался правдивой и справедливой теорией. Профессор Шанхайского педагогического университета Сяо Гунцинь в свое время использовал термин "консенсус 1980-х", чтобы описать господствующее положение либерализма в китайской общественной мысли.

После умиротворения политических волнений 1989 г. либерализм какое-то время переживал спад. Многие некогда активные представители либеральной элиты один за другим уезжали в западные страны. Однако после некоторого затишья китайское либеральное течение вновь активизировалось. 25 декабря 1998 г. профессор Шанхайского университета Чжу Сюэцинь опубликовал в издающейся очень большим тиражом газете "Наньфан чжоумо" статью "1998, постулаты либерализма". В статье говорилось, что в 1990-е гг. либерализм снова появился в сфере общественного внимания в форме научной концепции интеллектуальных кругов: "В 1998 г. одним из заслуживающих внимания явлений стало новое появление либерализма в виде научной доктрины. Что же, в конце концов, представляет собой либерализм? Он является прежде всего научной теорией и только потом – неким актуальным требованием, – пишет Чжу Сюэцинь и подробно разъясняет "научную доктрину" либерализма: – Его философская концепция – это эмпиризм, противостоящий априоризму; его историческая концепция – это продвижение вперед методом проб и ошибок, продвижение, противостоящее различным формам исторического детерминизма; его концепция перемен – это развитие градуализма, противостоящего искусственным конструкциям радикализма. Либерализм в экономической сфере требует построения рыночного механизма, противоположного плановой системе; в политической области он требует создания представительной парламентской демократии и управления государством на основе конституции, что противоположно диктатуре одного человека или небольшой группы лиц, а также диктатуре масс, которая устанавливается большинством во имя "общественных интересов"; в области теории он требует гарантирования ценности личности, считает, что ценность личности нельзя приносить в жертву во имя достижения каких-то абстрактных целей" (2).

Чжу Сюэцинь рассмотрел процесс возвращения либерализма в китайский общественный лексикон в 1990-х гг. Он пишет: "В Китае за эти сто лет либерализм не часто имел возможность высказаться. После 1957 г. это учение в основном безмолвствовало. С наступлением 1980-х гг. оно снова начало развиваться, однако с самого начала могло лишь заимствовать теоретические символы у других учений. И только в конце 1990-х гг., после явной дифференциации взглядов интеллигенции, либеральное учение смогло постепенно выйти на поверхность. В середине ноября 1997 г. газета "Наньфан Чжоумо" отвела целую полосу научной статье, посвященной кончине английского либерального идеолога Исайи Берлина, что, возможно, стало первой попыткой выхода либерализма из научных кругов к широкой общественности. Через три месяца, в феврале 1998 г., были официально изданы "Дневники Гу Чжуня" (3). Г-н Ли Шэньчжи написал предисловие к этой книге, прямо называя идейные поиски г-на Гу Чжуня "либерализмом": в действительности Гу Чжунь был колеблющимся и ищущим, хотя и самозабвенным идеалистом, "поэтому он отвергал диктатуру и стремился к либерализму, который лучше соответствовал его идейным представлениям". Г-н Ли Шэньчжи здесь впервые затрагивает эту тему, озвучивая первую ноту либеральных высказываний 1998 г. В мае 1998 г. первый университет Китая – Пекинский университет – отмечал столетие своего образования. В рамках юбилейных торжеств была издана книга "Традиция Пекинского университета и Китай нового времени" под редакцией Лю Цзюньнина, в которой делался акцент на либеральных традициях Пекинского университета. Предисловие к этому изданию также написал Ли Шэньчжи. Он, в частности, отметил, что "и мир, который после промышленной революции прошел через два-три столетия сравнений и выбора, и тем более Китай, который прошел через сто с лишним лет самых масштабных в истории человечества экспериментов, уже получили достаточно аргументов и доказательств того, что либерализм является наилучшей, всеобщей ценностью".
Профессор Чжу Сюэцинь – наиболее яркий представитель либеральных ученых, и его обзор процесса выхода либерализма из небытия является достаточно авторитетным. Как считает Чжу Сюэцинь, либерализм представляет собой идеологическую теорию, для которой характерен широкий социально-экономический и политический охват. После того как китайская либеральная интеллигенция в 1997-1998 гг. открыто заявила о своей идейно-теоретической платформе, либерализм превратился в легальное направление общественной мысли, общественного мнения. Распространение либерализма тесно связано с изменениями в экономической и социальной структуре, а также с политическим развитием Китая.

В 1990-е гг. в Китае значительно ускорилось развитие рыночных отношений, быстро креп частный сектор экономики. Либеральная интеллигенция свела причины поражения "демократического движения" в 1980-е гг. к недостаточному развитию в Китае частного сектора экономики. Ускоренное развитие рыночных отношений и частного сектора в 1990-е гг. и вызванные этими процессами изменения в экономической и социальной структуре Китая вновь возродили их надежды на распространение в стране либерализации и новой волны "демократического движения".

Широко растиражированная в Интернете статья бывшего научного сотрудника Института политологии Академии общественных наук Китая Лю Цзюньнина под названием "Право частной собственности: жизненная дорога к конституционному правлению" в общих чертах передает ожидания либеральной части интеллигенции в отношении политических изменений, которые должны последовать за переменами последних лет в экономической и социальной структуре Китая. Его позиция сводится к следующему: "Право собственности является предварительным условием демократии… Ключевая особенность взаимозависимости права собственности и демократии заключается в том, что право собственности меняет отношения между гражданином и государством, а также понимание гражданином сущности этих отношений… Право собственности создает принадлежащую гражданину сферу самоуправления частного лица, в этой сфере гражданин может пользоваться свободой, на которую государство не должно ни под каким предлогом посягать… Если в процессе перехода к рыночной экономике необходимо провести приватизацию государственных предприятий, то следует изменить старую конституцию и принять новые статьи, гарантирующие целостность и неприкосновенность частной собственности" (4).

Либерализм отнюдь не является исконно китайской идеологией, его теоретический источник – западный либерализм периода новой истории, в особенности классический либерализм и современный новый либерализм. Он имеет общие корни с так называемой кампанией "за просвещение" 1980-х гг. или с идеологией, официально классифицированной как буржуазная либерализация. "Либерализм 1990-х гг. в основном поддерживал принципы гуманизма и движения "за просвещение", проповедовавшиеся в ходе культурной кампании 1980-х гг., и являлся их наследием и развитием" (5).

Главными проявлениями китайского либерализма 1990-х гг. стали: в политической сфере – представления о необходимости восстановления "прерванной" либеральной традиции, движения по пути Англии и США; в экономической сфере, как и раньше, – заявления о правильности приватизации; в культурной сфере – акцент на развитие духовной культуры западного типа.

Концепция либерализма в политической сфере в целом отрицает политические и моральные устои китайской государственной идеологии. Либералы говорят, что Мао Цзэдун "возвысился до святого и тянет всех за собой", что он "не только погубил философию, но погубил и общество", "все инициативы Мао Цзэдуна являются идеалистическими, романтическими инициативами, а реализация его инициатив и логические последствия этого все время приводят к ужасным результатам" (6). Они критикуют идейные позиции марксизма в Китае, говоря, что "сколько раз ни читай марксистские произведения, невозможно избавиться от впечатления многословности и деспотичности" (7), "марксизм не отличается от религии, его сущностью является стремление к добру, а не к правде; во всех марксистских концепциях об уничтожении капиталистического строя, о будущем коммунистическом обществе доля пустых мечтаний, пафоса больше доли правды" (8).

Что касается развития Китая по пути западного капитализма, либеральная часть интеллигенции считает, что только с окончанием "культурной революции" и началом реформ материковая часть Китая сошла со второстепенной дороги, по которой шла Россия, и вернулась на старый путь, проторенный Англией и США, на главную дорогу цивилизации нового времени. Известное высказывание о том, что Китай в ходе реформ "переходит реку, нащупывая камни", говорит лишь о том, что это возвращение является субъективно совершенно не осознанным, а идейное очищение пока совсем не полно. Движение вперед происходит за счет выдавливания, выталкивания, на ощупь и даже против воли, поэтому за последние 20 лет случались всевозможные откаты назад, водовороты и трагедии. Можно сказать, что, делая каждый шаг, приходилось трижды оглядываться. "С 1919 по 1978 г. прошли извилистые, сенсационные 60 лет, целый шестидесятилетний цикл, в ходе которого мы по меньшей мере впустую растратили кровь и слезы трех поколений людей" (9).

Либерализм в сфере экономической науки концентрируется на предложениях реформировать систему собственности и провести приватизацию в государственном и коллективном секторах экономики. В некоторых трудах утверждается, что после волнений 1989 г. в Китай пришло еще одно "идейное освобождение", что ограничение развития частной собственности является "мистическими бесплотными путами, надетыми на голову китайского народа". Это "заклинание необходимо снять с помощью другого заклинания еще большей силы: "Да здравствует частная собственность!" …Китай в своем развитии сделал круг и неожиданно вспомнил, что выход заключается в частной собственности. Мы должны позитивно воспринимать частную собственность" (10). Представители либерального течения также открыто, без утайки хвалят новую китайскую буржуазию: "Социалистическая рыночная экономика в настоящее время как раз призывает в социалистический рынок этих "предприимчивых и способных, солидных и надежных людей, умеющих управлять предприятиями", превращая их в "новых прекрасных рыцарей". Они еще более откровенно заявляют: новые прекрасные рыцари осознанно или неосознанно выступают выразителями их идеологии" (11). "Утверждение курса на рыночную экономику дало возможность ярко засверкать экономическому либерализму" (12).

Нет смысла скрывать, что современный китайский либерализм неразрывно связан с формирующимся в настоящее время в Китае классом новых капиталистов. С одной стороны, либерализм осознанно или неосознанно выступает выразителем их интересов и одновременно играет роль кормилицы, вскармливающей идеологию нового класса. С другой стороны, бурно растущий новый класс создает для либерализма все более плодородную почву и богатые ресурсы, стимулирует его рост в духовном плане.

Национализм: встречая вызов глобализации

В 1980-е гг. было очень трудно представить, что через 10 лет "консенсус" в среде китайских интеллектуалов может смениться резкой дифференциацией взглядов и в конце концов плюрализмом позиций. В первую очередь объединению всей страны на основе идей либерализма бросило вызов новое идейное течение, впоследствии названное национализмом.

Подъем национализма и то, что он смог покончить с господством либерализма в среде китайской интеллигенции и даже в китайском обществе, что он все более и более заменяет либерализм в качестве самого влиятельного в Китае идеологического направления, имеет глубокие общественные корни и исторические причины. Чтобы лучше понять это явление, его следует рассмотреть в более широком международном контексте. Учитывая в целом изменения во внутри- и внешнеполитическом положении Китая, можно выделить две главные причины подъема националистических настроений.

Во-первых, это потрясение, вызванное последствиями "волнений 1989 года". Те как будто внезапно возникшие политические столкновения сбили политический ритм Китая и смешали общественные настроения. Вне зависимости от того, на каких позициях стоят разные люди сегодня или будут стоять завтра, на основе каких собственных ощущений они будут осознавать политические волнения, произошедшие десять лет назад, и судить о них, одно можно сказать с определенностью: практически все глубоко потрясены теми событиями. Политические перемены могут изменить властные отношения, но эти изменения вряд ли поменяют идейное сознание людей. Однако если политические перемены действительно потрясают сердца людей, вызывают у них глубокие переживания, то они способны оказать серьезное влияние на ход истории. "Волнения 1989 года" как раз относятся к таким политическим событиям. Какими бы непростыми и порой туманными ни были либеральные высказывания 1980-х гг., их подрывная направленность против существующего в Китае политического порядка совершенно очевидна и не вызывает сомнений. Политические столкновения 1989 г. полностью раскрыли действительное политическое содержание либеральных речей. Столкнувшись с проявлениями этой идеологии на практике, часть китайской интеллигенции и широкая общественность стали более осмотрительными. Люди начали заново осмысливать действительность, задумываться, действительно ли Китаю нужна социальная революция, поворачивающая страну на путь Запада, – ведь это именно тот выбор будущего направления развития, который либерализм рекомендовал Китаю. С этого момента произошла перемена в общественных настроениях в Китае.

Большая статья "Только социализм может обеспечить развитие Китая", написанная известным зарубежным автором Вэнь Ди в начале 1990-х гг., поставила под сомнение идейные позиции политической элиты 1980-х гг. Практически одновременно с этим молодой китайский ученый Хэ Синь опубликовал серию статей, где подверг всесторонней критике проявившиеся в 1980-х гг. тенденции вестернизации и национального нигилизма. Вэнь Ди и Хэ Синь положили начало переосмыслению периода 1980-х гг., что затем, в 1990-е гг., постепенно привело к формированию нового направления в политическом сознании молодого поколения китайцев.

Вторая причина подъема национализма в 1990-е гг. заключается в том, что после "волнений 1989 года" в развитии Китая и в международной обстановке произошли изменения. Их сущность, как поясняют некоторые идеологи национализма, состоит в том, что разворачивающаяся экономическая глобализация бросила Китаю вызов. Перед лицом глобализации в 1990-х гг. в Китае сформировалась новая идеология национализма, которая начала борьбу с либерализмом, направленную прежде всего против истоков китайского варианта этого течения – западных корпораций и мирового экономического и политического порядка, где ведущую роль играет Запад. Критика глобализации и современного мирового экономического и политического порядка является основой современного китайского национализма.

Глобализация стала глубинной причиной возникновения современного китайского национализма. Несмотря на распространенное за рубежом мнение, что Китай больше всего выиграл от экономической глобализации, в самом Китае больше почувствовали давление и вызов, которые несет с собой этот процесс. Некоторые китайские ученые отмечают, что, "как и на Западе, национализм в Китае – это продукт современности, точнее говоря, модернизированный продукт. Однако в отличие от Запада, где национализм естественным образом появился и развился в ходе модернизации западных наций, китайский национализм вынужденно формировался в ходе взаимоотношений и столкновений Китая и Запада" (13).

Суть взгляда националистического течения на мировые события состоит в том, что оно рассматривает глобализацию как империалистический, диктаторский процесс, направленный против демократии и свободы. Экономический закон глобализации – "капитал распространяется по всему миру, а прибыль течет на Запад". Глобализация – это лишь расширение сферы западных интересов, а не повсеместное распространение экономических благ. Поэтому Китай, являясь "периферийным" государством и не имея возможности избежать участия в процессе глобализации, должен осознанно и избирательно сопротивляться глобализации. В глазах националистов глобализация для развивающихся стран – не торная дорога, а крутая и извилистая тропа.

Отношение к США – своеобразный индикатор, по которому можно проверять национальное сознание современных китайцев. В мае – августе 1995 г. "Китайская молодежная газета" и некоторые организации провели первое в истории нового Китая социальное исследование на тему: "Взгляд на мир китайской молодежи". Оно имело целью изучение политических взглядов и отношения к международным событиям молодых людей в Китае и вызвало широкий резонанс. Исследование впервые очень четко отразило восприятие рядовыми молодыми людьми Китая западных стран, США. В частности, особый интерес вызвало проявление молодым поколением отчетливых антиамериканских и патриотических настроений. По итогам опроса, 87,1% молодых людей считали США наиболее "недружественным по отношению к КНР государством", 57% респондентов заявили, что США вызывают у них наибольшую антипатию (первое место в списке; 14). Подобные ошеломляющие результаты не имели ничего общего с представлениями о политических взглядах китайской молодежи, которые сформировались после 1980-х гг. Они стали неожиданностью для многих, в том числе и для самих организаторов опроса. Американская сторона обратила самое серьезное внимание на результаты опроса. Являвшийся в то время президентом США Билл Клинтон приводил эти данные на слушаниях в конгрессе в качестве главного аргумента в пользу своего требования изменить американскую политику в отношении КНР. Значение этого исследования заключается в том, что оно выявило изменения, незаметно произошедшие в политических настроениях молодых людей в Китае: в 1990-е гг. молодежь отказалась от нигилизма 1980-х гг. и в целом позитивно относится к нынешней китайской действительности, достаточно высоко оценивает государство и общество, в общем позитивно воспринимает китайскую традиционную культуру, национальные обычаи и своеобразие китайской нации, китайскую историю. У молодых людей сформировалось позитивное представление о международных позициях и международном имидже Китая, реалистичное восприятие международных отношений. Одним словом, возродилось национальное сознание китайской молодежи, чего уже давно не было.

Исследование на тему "Взгляд на мир китайской молодежи" отразило изменения в политических взглядах обычных молодых людей. В последующие несколько лет произошло быстрое теоретическое оформление националистических настроений в обществе. Приблизительно за три года – с 1996 по 1999 г. – вышли в свет три весьма популярные книги, где излагались основные положения теории современного китайского национализма: "Китай может сказать "нет"" (Сун Цян, Чжан Цзанцзан и др.; 15), "Нечистая сила за спиной у Китая" (Ли Сигуан, Лю Кан и др.; 16), "Путь Китая в тени глобализации" (Фан Нин, Ван Сяодун и др.; 17). "Китай может сказать "нет"" стала наиболее продаваемой публицистической книгой со времени создания КНР. Ее основное достоинство заключается в концентрированном отражении исторического процесса возрождения независимого национального сознания китайского общества. В книге "Нечистая сила за спиной у Китая" сформулирована новая, отличная от 1980-х гг. оценка США китайской интеллигенцией, в особенности той частью молодых интеллигентов, которые долгое время испытывали американское влияние. Ее авторы предприняли попытку через позицию, занимаемую США по отношению к Китаю, раскрыть истинный характер китайско-американских отношений. "Дорога Китая в тени глобализации" имела целью дать теоретическое обобщение современного китайского национализма. Это три наиболее характерные для современного китайского национализма работы (18). В настоящее время националистическая идеология уже глубоко проникла в современную китайскую общественную мысль.

Обобщая, можно сказать, что современный китайский национализм включает пять главных постулатов:

  • Он выступает против полной открытости внешнему миру и за умеренную открытость. Националисты в большинстве своем считают, что Китай, являясь развивающейся страной, тем не менее занимает несколько отличное от других развивающихся стран место в процессе глобализации. Китай – великая держава, он обладает относительно независимой экономической системой, экономическим суверенитетом. Китайцы имеют собственное национальное сознание и культурную память. Все это создает благоприятные условия для того, чтобы в процессе глобализации успешно противостоять экономической экспроприации и подрывной политике со стороны западных стран. Однако Китай все-таки находится на периферии глобальных процессов, для него риски от глобализации превышают открывающиеся возможности – вреда больше, чем пользы. Поэтому китайцы должны задуматься, каким образом защитить экономический суверенитет своей страны.

С учетом особенностей природы общества и масштабов экономики в Китае большинство националистов считают, что главное в развитии страны – опора на внутренние возможности, а использование внешних факторов рассматривают как нечто вспомогательное. То есть необходимо расширять внутренний спрос и одновременно увеличивать поддержку и защиту сельского хозяйства и высокотехнологичных отраслей экономики; ограничивать импорт зерна, стимулировать его производство внутри страны; сконцентрировать усилия на высокотехнологичной сфере и развивать импортозамещение; отказаться от сиюминутных соблазнов и поддерживать самостоятельный рост национального зернового производства и высокотехнологичных отраслей.

  • Развитие регионализации, создание азиатского экономического кольца. По причине двойного бремени – влияния возглавляемой Западом глобализации и достаточно позднего вступления Китая как великой державы в процесс модернизации – экономические и политические отношения КНР с западными странами находятся в центре внимания китайского национализма. Расширение жизненного пространства Китая в условиях глобализации, существующие ограничения в сфере ресурсов, рынков, капиталов, технологий стали наиболее актуальными темами для патриотически настроенных китайских граждан. Некоторые даже полагают, что китайские националисты выдвинули своеобразную "теорию жизненного пространства".
    В плане стратегии приверженцы националистических взглядов в Китае единодушно рассматривают регионализацию как эффективный инструмент сдерживания негативных последствий глобализации. Они считают, что развитие регионализации усилит способность национальной и региональной экономики противостоять напору глобализации, а значит – имеет чрезвычайно большое значение для стран "третьего мира".

С началом политики открытости Китай распахнул свои двери перед западными странами, что ускорило процесс индустриализации прибрежных восточных районов, но одновременно привело к неравномерному экономическому развитию восточных и западных регионов страны, вызвало новые противоречия. Если и дальше наращивать экспорт продукции первичной переработки и товаров с низкой добавленной стоимостью в страны Запада, то не только не будет найдено решение проблемы нехватки природных ресурсов и сырья, но и сама эта проблема может в известной степени усугубиться. Поэтому Китаю следует уделять больше внимания экономическому сотрудничеству с государствами Юго-Восточной Азии, а также Центральной Азии и Ближнего Востока, создавая тем самым противовес экономической зависимости от развитых западных стран, включая Японию. Конечная цель – создание общего рынка, объединяющего ЮВА, Центральную и Западную Азию, Россию. Его центром должен стать Китай. Это уравновесит зависимость от Японии, США и Западной Европы и расширит внешнеэкономическое пространство для КНР.

  • Стремление к достижению равновесия между "эффективностью" и "справедливостью". Глобализация приводит к сильной дифференциации общества в странах "третьего" мира, и Китай в этом отношении не является исключением. Представители националистического течения полагают, что реализация в ходе реформ принципа "приоритета эффективности" не способствует расширению внутреннего спроса и росту потребления. Под влиянием глобализации разрыв между приморскими и внутренними регионами Китая непрерывно увеличивается, и это ведет к неравномерному распределению иностранного капитала. А усиление разрыва между богатством и бедностью может создать еще и социальные проблемы, подорвать стабильность общества. В связи с этим необходимо отказаться от принципа "приоритета эффективности" в пользу принципа "учета как эффективности, так и справедливости", который призван предотвратить экономическую и социальную дифференциацию в Китае.
  • Противодействовать доминированию западных идеологических постулатов, прекратить преклонение перед иностранщиной и создать новую национальную культуру. По мнению националистов, глобализация представляет собой комплексный процесс экономического, политического и культурного проникновения Запада во все регионы мира. Представители националистического течения часто предупреждают соотечественников: "Мы не только должны трезво смотреть на экономическую и политическую глобализацию и осуществлять правильную политику противодействия, но и быть особенно бдительными в отношении глобального распространения западной культуры, всесторонне противодействовать и очищаться от западного культурного и терминологического доминирования. Периферийная нация, стоящая перед лицом наступающей постколониальной эпохи, должна тщательно переосмыслить культурно-цивилизационные проблемы. Только тогда она сможет обеспечить необходимую нишу для развития национального сознания, сохранит право на национальное жизненное пространство". Националисты также надеются найти духовные источники в сфере традиционной китайской культуры и создать соответствующую духу эпохи новую культуру с китайской спецификой. Это должно ограничить западное культурное доминирование, чреватое иностранным господством в духовной сфере. Современный китайский национализм уделяет пристальное внимание проблеме воспитания у молодого поколения национального духа и здоровой нравственности. Его представители крайне озабочены разлагающим и парализующим влиянием, которое оказывает на молодежь идеология пацифизма и так называемого "космополитизма". Они громко призывают воспитывать боевой дух китайской нации, духовно и нравственно готовиться к борьбе за национальное возрождение.
  • Развивать стратегические отрасли китайской экономики. Как и националисты других стран, китайские националисты выступают за развитие в Китае собственной тяжелой промышленности и других стратегических отраслей. Они полагают, что существующая в стране модель открытой экономики, ведущую роль в которой играет иностранный капитал, не способствует освоению передовых зарубежных технологий, повышению технологического уровня отраслей национальной экономики. Это открытая экономика, характерная для развивающихся стран, где лидирующие позиции занимают транс-национальные корпорации, стремящиеся использовать местную дешевую рабочую силу. При этом передовые технологии не передаются или передаются в незначительной степени. Если так будет продолжаться, то возможность технологического развития предприятий "периферийных" стран, в особенности их способность к самостоятельному развитию, значительно снизится. В этой связи в последние годы китайские экономисты националистического толка направляют свои усилия на исследование путей развития национальных технологий и национальных отраслей.

С 1990-х гг. китайская экономика и общество развиваются стремительными темпами. Это способствует быстрому росту государственной мощи КНР, постепенному исчезновению распространившихся в 1980-е гг. в китайском обществе (особенно среди молодежи) пораженческих настроений, усилению у людей чувства национальной гордости и уверенности в себе. С другой стороны, такие изменения в общественных настроениях подтолкнули развитие национализма. Вызовы глобализации и возрождение Китая, как два крыла птицы, как два колеса повозки, поддерживают подъем современного китайского национализма.

Продолжение следует.


Примечания
1. Бывший научный сотрудник китайской Академии общественных наук, известный специалист по эстетике. В 1990-х гг. покинул Китай.
2. Чжу Сюецинь. Постулаты либерализма // Наньфан чжоумо. 25 декабря 1998 г.
3. Гу Чжунь – известный китайский либеральный деятель.
4. Лю Цзюньнин. Право частной собственности: конституционное законодательство и правительственные указы. Источник в сети Интернет.
5. Сюй Юоуюй. Либерализм и современный Китай // Кайфан шидай. 1999. № 3.
6. Цянь Лицюнь. Недостатки языкового обучения и концепция образования / Шэньши юйвэнь цзяоюй (предисловие). Издательство Шаньтоуского университета, 1999.
7. Сюй Юоуюй. Свободное слово. Издательство г. Чанчунь, 1999, с. 62-63.
8. Хэ Цзядун. Кто неправильно понимает Маркса / Бейцзин вэньсюе. 1999. № 2.
9. Чжу Сюецинь. Два источника морального заражения после 4 мая / Чжаньлюе юй гуаньли. 1999. № 4.
10. Цао Сыюань. Водораздел веков – степные племена, конспекты лекции. Источник в сети Интернет.
11. Чжан Сяньлян. Заметки о Китае. Цзинцзи жибао (туристическое издательство провинции Шааньси), 1997, с. 32, 45.
12. Сюй Юоуюй. Свободное слово. Издательство г. Чанчунь, 1999, с. 259.

13. Чжан Жулунь. Анализ современной китайской мысли". Народное издательство г. Шанхая, декабрь 2001 г., № 1, с. 111.
14. Статистический отчет по итогам опроса "Взгляд на мир китайской молодежи" // Чжунго цинняньбао. 14 июля 1995 г.
15. Сун Цян, Чжан Цзанцзан, Цяо Бянь. Китай может сказать "нет". Издательство Торгово-промышленной палаты КНР, 1996.
16. Ли Бугуан, Лю Канн. Нечистая сила за спиной у Китая. Издательство Академии общественных наук КНР, 1996.
17. Фан Нин, Ван Сяодун, Сун Цян. Путь Китая в тени глобализации. Издательство Академии общественных наук КНР, 1999.
18. Пекин в третий раз захлестывает волна "Китай может сказать "нет"" // Ляньхэ цзаобао. Сингапур. 12 августа 1999 г.

Следить за новостями ИНЭС: