Три крупнейших течения общественной мысли, имеющих влияние в современном Китае
С 1990-х годов китайская экономика и общество развиваются стремительными темпами. Это способствует быстрому росту государственной мощи КНР, постепенному исчезновению распространившихся в 1980-е годы в китайском обществе (особенно среди молодежи) пораженческих настроений, усилению у людей чувства национальной гордости и уверенности в себе. С другой стороны, такие изменения в общественных настроениях подтолкнули развитие национализма. Вызовы глобализации и возрождение Китая, как два крыла птицы, как два колеса повозки, поддерживают подъем современного китайского национализма.
Фан Нин
Три крупнейших течения общественной мысли, имеющих влияние в современном Китае
"Экономические стратегии", №7-2005, стр. 08-12
Фан Нин — заместитель директора Института политологии Академии общественных наук КНР, профессор. |
Продолжение. Начало см. в № 5–6/2005.
Национализм: встречая вызов глобализации
В 1980-е гг. было очень трудно представить, что через 10 лет "консенсус" в среде китайских интеллектуалов может смениться резкой дифференциацией взглядов и в конце концов плюрализмом позиций. В первую очередь объединению всей страны на основе идей либерализма бросило вызов новое идейное течение, впоследствии названное национализмом.
Подъем национализма и то, что он смог покончить с господством либерализма в среде китайской интеллигенции и даже в китайском обществе, что он все более и более заменяет либерализм в качестве самого влиятельного в Китае идеологического направления, имеет глубокие общественные корни и исторические причины. Чтобы лучше понять это явление, его следует рассмотреть в более широком международном контексте. Учитывая в целом изменения во внутри- и внешнеполитическом положении Китая, можно выделить две главные причины подъема националистических настроений.
Во-первых, это потрясение, вызванное последствиями "волнений 1989 года". Те как будто внезапно возникшие политические столкновения сбили политический ритм Китая и смешали общественные настроения. Вне зависимости от того, на каких позициях стоят разные люди сегодня или будут стоять завтра, на основе каких собственных ощущений они будут осознавать политические волнения, произошедшие десять лет назад, и судить о них, одно можно сказать с определенностью: практически все глубоко потрясены теми событиями. Политические перемены могут изменить властные отношения, но эти изменения вряд ли поменяют идейное сознание людей. Однако если политические перемены действительно потрясают сердца людей, вызывают у них глубокие переживания, то они способны оказать серьезное влияние на ход истории. "Волнения 1989 года" как раз относятся к таким политическим событиям. Какими бы непростыми и порой туманными ни были либеральные высказывания 1980-х гг., их подрывная направленность против существующего в Китае политического порядка совершенно очевидна и не вызывает сомнений. Политические столкновения 1989 г. полностью раскрыли действительное политическое содержание либеральных речей. Столкнувшись с проявлениями этой идеологии на практике, часть китайской интеллигенции и широкая общественность стали более осмотрительными. Люди начали заново осмысливать действительность, задумываться, действительно ли Китаю нужна социальная революция, поворачивающая страну на путь Запада, – ведь это именно тот выбор будущего направления развития, который либерализм рекомендовал Китаю. С этого момента произошла перемена в общественных настроениях в Китае.
Большая статья "Только социализм может обеспечить развитие Китая", написанная известным зарубежным автором Вэнь Ди в начале 1990-х гг., поставила под сомнение идейные позиции политической элиты 1980-х гг. Практически одновременно с этим молодой китайский ученый Хэ Синь опубликовал серию статей, где подверг всесторонней критике проявившиеся в 1980-х гг. тенденции вестернизации и национального нигилизма. Вэнь Ди и Хэ Синь положили начало переосмыслению периода 1980-х гг., что затем, в 1990-е гг., постепенно привело к формированию нового направления в политическом сознании молодого поколения китайцев.
Вторая причина подъема национализма в 1990-е гг. заключается в том, что после "волнений 1989 года" в развитии Китая и в международной обстановке произошли изменения. Их сущность, как поясняют некоторые идеологи национализма, состоит в том, что разворачивающаяся экономическая глобализация бросила Китаю вызов. Перед лицом глобализации в 1990-х гг. в Китае сформировалась новая идеология национализма, которая начала борьбу с либерализмом, направленную прежде всего против истоков китайского варианта этого течения – западных корпораций и мирового экономического и политического порядка, где ведущую роль играет Запад. Критика глобализации и современного мирового экономического и политического порядка является основой современного китайского национализма.
Глобализация стала глубинной причиной возникновения современного китайского национализма. Несмотря на распространенное за рубежом мнение, что Китай больше всего выиграл от экономической глобализации, в самом Китае больше почувствовали давление и вызов, которые несет с собой этот процесс. Некоторые китайские ученые отмечают, что, "как и на Западе, национализм в Китае – это продукт современности, точнее говоря, модернизированный продукт. Однако в отличие от Запада, где национализм естественным образом появился и развился в ходе модернизации западных наций, китайский национализм вынужденно формировался в ходе взаимоотношений и столкновений Китая и Запада" (1).
Суть взгляда националистического течения на мировые события состоит в том, что оно рассматривает глобализацию как империалистический, диктаторский процесс, направленный против демократии и свободы. Экономический закон глобализации – "капитал распространяется по всему миру, а прибыль течет на Запад". Глобализация – это лишь расширение сферы западных интересов, а не повсеместное распространение экономических благ. Поэтому Китай, являясь "периферийным" государством и не имея возможности избежать участия в процессе глобализации, должен осознанно и избирательно сопротивляться глобализации. В глазах националистов глобализация для развивающихся стран – не торная дорога, а крутая и извилистая тропа.
Отношение к США – своеобразный индикатор, по которому можно проверять национальное сознание современных китайцев. В мае – августе 1995 г. "Китайская молодежная газета" и некоторые организации провели первое в истории нового Китая социальное исследование на тему: "Взгляд на мир китайской молодежи". Оно имело целью изучение политических взглядов и отношения к международным событиям молодых людей в Китае и вызвало широкий резонанс. Исследование впервые очень четко отразило восприятие рядовыми молодыми людьми Китая западных стран, США. В частности, особый интерес вызвало проявление молодым поколением отчетливых антиамериканских и патриотических настроений. По итогам опроса, 87,1% молодых людей считали США наиболее "недружественным по отношению к КНР государством", 57% респондентов заявили, что США вызывают у них наибольшую антипатию (первое место в списке; 2). Подобные ошеломляющие результаты не имели ничего общего с представлениями о политических взглядах китайской молодежи, которые сформировались после 1980-х гг. Они стали неожиданностью для многих, в том числе и для самих организаторов опроса. Американская сторона обратила самое серьезное внимание на результаты опроса. Являвшийся в то время президентом США Билл Клинтон приводил эти данные на слушаниях в конгрессе в качестве главного аргумента в пользу своего требования изменить американскую политику в отношении КНР. Значение этого исследования заключается в том, что оно выявило изменения, незаметно произошедшие в политических настроениях молодых людей в Китае: в 1990-е гг. молодежь отказалась от нигилизма 1980-х гг. и в целом позитивно относится к нынешней китайской действительности, достаточно высоко оценивает государство и общество, в общем позитивно воспринимает китайскую традиционную культуру, национальные обычаи и своеобразие китайской нации, китайскую историю. У молодых людей сформировалось позитивное представление о международных позициях и международном имидже Китая, реалистичное восприятие международных отношений. Одним словом, возродилось национальное сознание китайской молодежи, чего уже давно не было.
Исследование на тему "Взгляд на мир китайской молодежи" отразило изменения в политических взглядах обычных молодых людей. В последующие несколько лет произошло быстрое теоретическое оформление националистических настроений в обществе. Приблизительно за три года – с 1996 по 1999 г. – вышли в свет три весьма популярные книги, где излагались основные положения теории современного китайского национализма: "Китай может сказать "нет"" (Сун Цян, Чжан Цзанцзан и др.; 3), "Нечистая сила за спиной у Китая" (Ли Сигуан, Лю Кан и др.; 4), "Путь Китая в тени глобализации" (Фан Нин, Ван Сяодун и др.; 5). "Китай может сказать "нет"" стала наиболее продаваемой публицистической книгой со времени создания КНР. Ее основное достоинство заключается в концентрированном отражении исторического процесса возрождения независимого национального сознания китайского общества. В книге "Нечистая сила за спиной у Китая" сформулирована новая, отличная от 1980-х гг. оценка США китайской интеллигенцией, в особенности той частью молодых интеллигентов, которые долгое время испытывали американское влияние. Ее авторы предприняли попытку через позицию, занимаемую США по отношению к Китаю, раскрыть истинный характер китайско-американских отношений. "Дорога Китая в тени глобализации" имела целью дать теоретическое обобщение современного китайского национализма. Это три наиболее характерные для современного китайского национализма работы (6). В настоящее время националистическая идеология уже глубоко проникла в современную китайскую общественную мысль.
Обобщая, можно сказать, что современный китайский национализм включает пять главных постулатов:
- Он выступает против полной открытости внешнему миру и за умеренную открытость. Националисты в большинстве своем считают, что Китай, являясь развивающейся страной, тем не менее занимает несколько отличное от других развивающихся стран место в процессе глобализации. Китай – великая держава, он обладает относительно независимой экономической системой, экономическим суверенитетом. Китайцы имеют собственное национальное сознание и культурную память. Все это создает благоприятные условия для того, чтобы в процессе глобализации успешно противостоять экономической экспроприации и подрывной политике со стороны западных стран. Однако Китай все-таки находится на периферии глобальных процессов, для него риски от глобализации превышают открывающиеся возможности – вреда больше, чем пользы. Поэтому китайцы должны задуматься, каким образом защитить экономический суверенитет своей страны.
С учетом особенностей природы общества и масштабов экономики в Китае большинство националистов считают, что главное в развитии страны – опора на внутренние возможности, а использование внешних факторов рассматривают как нечто вспомогательное. То есть необходимо расширять внутренний спрос и одновременно увеличивать поддержку и защиту сельского хозяйства и высокотехнологичных отраслей экономики; ограничивать импорт зерна, стимулировать его производство внутри страны; сконцентрировать усилия на высокотехнологичной сфере и развивать импортозамещение; отказаться от сиюминутных соблазнов и поддерживать самостоятельный рост национального зернового производства и высокотехнологичных отраслей.
- Развитие регионализации, создание азиатского экономического кольца. По причине двойного бремени – влияния возглавляемой Западом глобализации и достаточно позднего вступления Китая как великой державы в процесс модернизации – экономические и политические отношения КНР с западными странами находятся в центре внимания китайского национализма. Расширение жизненного пространства Китая в условиях глобализации, существующие ограничения в сфере ресурсов, рынков, капиталов, технологий стали наиболее актуальными темами для патриотически настроенных китайских граждан. Некоторые даже полагают, что китайские националисты выдвинули своеобразную "теорию жизненного пространства".
В плане стратегии приверженцы националистических взглядов в Китае единодушно рассматривают регионализацию как эффективный инструмент сдерживания негативных последствий глобализации. Они считают, что развитие регионализации усилит способность национальной и региональной экономики противостоять напору глобализации, а значит – имеет чрезвычайно большое значение для стран "третьего мира".
С началом политики открытости Китай распахнул свои двери перед западными странами, что ускорило процесс индустриализации прибрежных восточных районов, но одновременно привело к неравномерному экономическому развитию восточных и западных регионов страны, вызвало новые противоречия. Если и дальше наращивать экспорт продукции первичной переработки и товаров с низкой добавленной стоимостью в страны Запада, то не только не будет найдено решение проблемы нехватки природных ресурсов и сырья, но и сама эта проблема может в известной степени усугубиться. Поэтому Китаю следует уделять больше внимания экономическому сотрудничеству с государствами Юго-Восточной Азии, а также Центральной Азии и Ближнего Востока, создавая тем самым противовес экономической зависимости от развитых западных стран, включая Японию. Конечная цель – создание общего рынка, объединяющего ЮВА, Центральную и Западную Азию, Россию. Его центром должен стать Китай. Это уравновесит зависимость от Японии, США и Западной Европы и расширит внешнеэкономическое пространство для КНР.
- Стремление к достижению равновесия между "эффективностью" и "справедливостью". Глобализация приводит к сильной дифференциации общества в странах "третьего" мира, и Китай в этом отношении не является исключением. Представители националистического течения полагают, что реализация в ходе реформ принципа "приоритета эффективности" не способствует расширению внутреннего спроса и росту потребления. Под влиянием глобализации разрыв между приморскими и внутренними регионами Китая непрерывно увеличивается, и это ведет к неравномерному распределению иностранного капитала. А усиление разрыва между богатством и бедностью может создать еще и социальные проблемы, подорвать стабильность общества. В связи с этим необходимо отказаться от принципа "приоритета эффективности" в пользу принципа "учета как эффективности, так и справедливости", который призван предотвратить экономическую и социальную дифференциацию в Китае.
- Противодействовать доминированию западных идеологических постулатов, прекратить преклонение перед иностранщиной и создать новую национальную культуру. По мнению националистов, глобализация представляет собой комплексный процесс экономического, политического и культурного проникновения Запада во все регионы мира. Представители националистического течения часто предупреждают соотечественников: "Мы не только должны трезво смотреть на экономическую и политическую глобализацию и осуществлять правильную политику противодействия, но и быть особенно бдительными в отношении глобального распространения западной культуры, всесторонне противодействовать и очищаться от западного культурного и терминологического доминирования. Периферийная нация, стоящая перед лицом наступающей постколониальной эпохи, должна тщательно переосмыслить культурно-цивилизационные проблемы. Только тогда она сможет обеспечить необходимую нишу для развития национального сознания, сохранит право на национальное жизненное пространство". Националисты также надеются найти духовные источники в сфере традиционной китайской культуры и создать соответствующую духу эпохи новую культуру с китайской спецификой. Это должно ограничить западное культурное доминирование, чреватое иностранным господством в духовной сфере. Современный китайский национализм уделяет пристальное внимание проблеме воспитания у молодого поколения национального духа и здоровой нравственности. Его представители крайне озабочены разлагающим и парализующим влиянием, которое оказывает на молодежь идеология пацифизма и так называемого "космополитизма". Они громко призывают воспитывать боевой дух китайской нации, духовно и нравственно готовиться к борьбе за национальное возрождение.
- Развивать стратегические отрасли китайской экономики. Как и националисты других стран, китайские националисты выступают за развитие в Китае собственной тяжелой промышленности и других стратегических отраслей. Они полагают, что существующая в стране модель открытой экономики, ведущую роль в которой играет иностранный капитал, не способствует освоению передовых зарубежных технологий, повышению технологического уровня отраслей национальной экономики. Это открытая экономика, характерная для развивающихся стран, где лидирующие позиции занимают транс-национальные корпорации, стремящиеся использовать местную дешевую рабочую силу. При этом передовые технологии не передаются или передаются в незначительной степени. Если так будет продолжаться, то возможность технологического развития предприятий "периферийных" стран, в особенности их способность к самостоятельному развитию, значительно снизится. В этой связи в последние годы китайские экономисты националистического толка направляют свои усилия на исследование путей развития национальных технологий и национальных отраслей.
С 1990-х гг. китайская экономика и общество развиваются стремительными темпами. Это способствует быстрому росту государственной мощи КНР, постепенному исчезновению распространившихся в 1980-е гг. в китайском обществе (особенно среди молодежи) пораженческих настроений, усилению у людей чувства национальной гордости и уверенности в себе. С другой стороны, такие изменения в общественных настроениях подтолкнули развитие национализма. Вызовы глобализации и возрождение Китая, как два крыла птицы, как два колеса повозки, поддерживают подъем современного китайского национализма.
Продолжение следует.
Примечания
1. Чжан Жулунь. Анализ современной китайской мысли". Народное издательство г. Шанхая, декабрь 2001 г., № 1, с. 111.
2. Статистический отчет по итогам опроса "Взгляд на мир китайской молодежи" // Чжунго цинняньбао. 14 июля 1995 г.
3. Сун Цян, Чжан Цзанцзан, Цяо Бянь. Китай может сказать "нет". Издательство Торгово-промышленной палаты КНР, 1996.
4. Ли Бугуан, Лю Канн. Нечистая сила за спиной у Китая. Издательство Академии общественных наук КНР, 1996.
5. Фан Нин, Ван Сяодун, Сун Цян. Путь Китая в тени глобализации. Издательство Академии общественных наук КНР, 1999.
6. Пекин в третий раз захлестывает волна "Китай может сказать "нет"" // Ляньхэ цзаобао. Сингапур. 12 августа 1999 г.