Тернистым путем

Номер 1. Бизнес по образу и подобию

Рейтинг ведущих страховых компаний России. 

Рейтинговый центр ИНЭС
Тернистым путем

"Экономические стратегии", 2002, №1, стр. 50-53.

Страховой рынок в России активно развивается. В послекризисный период размер получаемых страховых премий ежегодно удваивается. Абсолютное большинство крупных страховых компаний, благодаря профессионализму высшего руководства, благополучно справились с последствиями кризиса 1998 года и в принципе готовы к следующей волне роста.
В то же время, не секрет, что российскому страховому рынку присущ ряд деформаций, которые могут несколько затормозить его развитие.

  • Значительная часть прироста (3 млрд долл.) пришлась на не имеющие отношения к классическому страхованию "зарплатные схемы", когда персонал предприятий получает вознаграждение в виде страховых выплат в связи с мнимыми страховыми случаями. По оценкам некоторых экспертов, лишь 5-6 млн премии, собранной на протяжении 2000 года всеми российскими компаниями по страхованию жизни, приходится на подлинное страхование.
  • В российском страховании непомерно велика роль кэптивных компаний, то есть таких, которые созданы крупнейшими финансово-промышленными группами в качестве дочерних предприятий для страхования собственных рисков. При этом преследуется сразу несколько целей: не выпускать денежные потоки в виде страховых премий за пределы компании-учредителя; создать своеобразный инкубатор для становления своего страхового бизнеса; установить льготные тарифы на страхование внутрикорпоративных рисков.
  • Вполне типична для России ситуация, когда страховщики сохраняют и поддерживают тесные связи со своими акционерами, которые зачастую выступают и их основными клиентами. Перекрестное владение акциями страховых компаний, банков, предприятий является нормой в России, что создает трудности для точной оценки активов. Поэтому большинство страховых компаний могут рассматриваться как квазикэптивные.

Приведенные характеристики российского страхового рынка говорят о том, что степень его конкурентоспособности остается невысокой. Ее снижают: широкое распространение условно страховых операций; большая доля рынка, приходящаяся на кэптивные компании; практика фаворитизма, административного вмешательства в процесс лоббирования интересов отдельных страховых компаний (так называемые "уполномоченные компании"); широко распространенное перекрестное владение акциями нестраховых компаний и страховых обществ; незначительное присутствие иностранных страховщиков.

Более того, в ближайшее время, в новых обстоятельствах, которые могут радикальным образом трансформировать российский страховой бизнес (обязательное автострахование и вступление России в ВТО), отечественные страховые компании должны будут проявить высшее управленческое мастерство. Им предстоит перевод их организаций из одного состояния в другое, заведомо лучшее. Таким образом, автострахование способно стать двигателем роста страхового бизнеса. Для большинства россиян первая встреча со страховым агентом происходит именно на ниве автострахования. В течение достаточно короткого периода времени российским страховым компаниям необходимо застраховать несколько десятков миллионов автовладельцев. Это весьма сложная задача с точки зрения управления как агентским корпусом, так и большим объемом данных. Более того, согласно существующей версии федерального закона, компания должна иметь представительство в каждом субъекте Российской Федерации. Сейчас этому требованию полностью не отвечает ни один страховщик. Чтобы закрепить успех работы с конкретным клиентом, страховая компания стремится предложить ему максимально широкий перечень услуг, наладить комплексное обслуживание клиента, включающее и содействие в установке сигнализации, и качественное сервисное обслуживание, и быструю техническую помощь, и квалифицированную юридическую поддержку, и многое другое.

Развитие страхового бизнеса в России также тесно связано с ее предстоящим присоединением к ВТО, что налагает ряд обязательств по реформированию некоторых финансовых рынков. Сюда входит прямое страхование, перестрахование, деятельность страховых посредников (страховые агенты и брокеры), услуги, сопутствующие страхованию (консультации, актуарные расчеты, аудит, урегулирование претензий).

Как известно, членство в ВТО предполагает отказ в дискриминации поставщиков услуг, в том числе финансового характера, базирующихся в странах-членах ВТО. Основополагающими для ВТО являются принцип прозрачности процедур контроля, использование института арбитража и процедуры обращений. Понятие "монополист" в практике ВТО дополняется понятием "эксклюзивный поставщик", которое весьма актуально для России, где губернаторы и мэры любят иметь дело с "уполномоченными страховщиками".

В действительности, мало кто ожидает скорого захвата российского рынка транснациональными страховыми компаниями, которые, по сути дела, уже давно присутствуют на нем. До сих пор не нашлось ни одной компании, которая воспользовалась бы разрешением создавать в России страховой бизнес, на 100% принадлежащий нерезидентам. В то же время российский страховой бизнес нуждается в импорте как капитала, так и передового управленческого know-how, особенно в области массовых продаж, с тем чтобы быть в состоянии обслуживать возрастающие потребности в сфере страхования бизнеса и населения.

Таким образом, масштабы присутствия зарубежного капитала в российском страховом секторе отнюдь не внушают опасений. Кроме того, подход российских компаний к нерезидентам будет наверняка выборочным. Почти каждая из них уже успела позаботиться об установлении дружеских отношений с одним из западных страховщиков (в первую очередь, для перестрахования), сотрудничество с которыми будет развиваться и дальше, после более широкого открытия российского рынка.

Логичным ответом на экспансию или угрозу экспансии зарубежных страховщиков было бы создание альянсов национальных страховых компаний. Признаков такого рода деятельности до последнего времени не наблюдалось, что неудивительно, учитывая полное отсутствие самой экспансии. С другой стороны, российские игроки страхового рынка часто больше не доверяют друг к другу, чем иностранным компаниям. Открытие рынка является не завершением процесса, а только частью, хотя и важнейшей, того комплекса мероприятий, который необходим для придания нового импульса развитию страхового бизнеса. Оно запускает процесс и механизм реформирования и модернизации.

Сохранение ведущих российских страховых компаний зависит от них самих. Если к имеющемуся опыту добавить значительный капитал, то проблем можно избежать. Понимая это, страховщики будут объединяться друг с другом, входить в финансово-промышленные группы, наращивать собственный капитал или становиться "дочками" иностранцев. И этот процесс уже пошел. Так, в 2001 году окончательно сформировались альянсы-связки "Восточно-Европейского страхового агентства" и "Альфа-Групп", "РЕСО-Гарантии" и "МДМ-Банка", "Промышленно-страховой компании" и инвестиционной группы "НИКойл" и др.

Наибольшие шансы на успех будут иметь те компании, которые и сейчас, в условиях добровольного страхования, в соответствующих сегментах ухитряются собирать значительные средства. В последнее время в поисках новых клиентов страховщики вынуждены "заходить на чужую территорию". Например, если раньше процветали кэптивные компании (они были созданы для обслуживания финансово-промышленных групп и поэтому имели гарантированных клиентов), то теперь им приходится выходить за рамки ФПГ, становиться универсальными, работать в рыночных условиях.

В этой ситуации особое значение приобретает независимая оценка деятельности страховых компаний. Подавляющая часть агентств, составляя рейтинги, оценивает способность страховой компании выполнять обязательства, но делает это с разных точек зрения: финансового состояния компании, качества менеджмента, финансовых резервов, особенностей страховой деятельности или истории осуществления выплат. Рейтинг же страховых компаний, составленный Рейтинговым центром Института экономических стратегий, акцентирует внимание, прежде всего, на стратегическом управлении.

Стратегическое управление в самом первом приближении – это особый класс управленческих ситуаций. Оно нацелено на успешный перевод управляемых систем в качественно новое состояние, позволяющее создавать заметно больший объем добавленной стоимости. Способность осуществлять такой перевод относится к высшим управленческим компетенциям. Обнаружение этой способности – сложнейшая информационная задача, поскольку информация о стратегии является наиболее строго охраняемым секретом компании. Именно на выявление таких ситуаций в менеджменте и ориентирован рейтинг стратегичности управления ИНЭС/ЭС. Технология выявления и укрепления стратегичности – одна из сильнейших компетенций ИНЭС, проверенных в теории и на практике. В качестве основы для составления рейтингов стратегичности используется энниаграмма стратегического управления (см. стр. 15). В сущности, энниаграмма с ее девятью узлами – это промежуточная модель между общими представлениями об управлении и детализированной системой индикаторов по каждому фактору. Основной логический алгоритм такой модели очевиден: цели-средства-результат-цели…

Использование данного подхода позволяет делать обоснованные заключения об уровне стратегичности компании и деятельности управленцев, другими словами – о способности той или иной страховой компании, преодолев деформации рынка и подготовившись к новым стратегическим императивам, быть надежным долгосрочным партнером и поставщиком услуг.


Действующие лица: рейтинг «50 наиболее стратегичных страховых компаний»

Следить за новостями ИНЭС: