Теория и практика инфляции: современные подходы

Номер 1 - ЦА. Архитектор глобализма

Инфляция никогда и нигде не была чисто  монетарным явлением, а всегда и везде вытекает из динамики диспропорций между реальным и монетарным сектором

Роберт Нижегородцев
Теория и практика инфляции: современные подходы

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №01-2007, стр. 82-87

Окончание. Начало см. в № 3/2006.

Нижегородцев Роберт Михайлович – д.э.н., ведущий научный сотрудник Института
проблем управления РАН, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ.

Антиинфляционная политика

Несмотря на обилие негативных последствий, к которым приводит инфляция, банальная и часто повторяемая мысль о том, что с инфляцией нужно бороться, на самом деле не выдерживает научной критики. Умеренная, контролируемая правительством инфляция часто сопровождает экономический рост, который тем не менее не выступает ее следствием. Однако неумелые или несвоевременные шаги правительства по обузданию инфляционных процессов способны, подавляя совокупный спрос, существенно затормозить развитие экономики и снизить темпы экономического роста, а иногда и ввергнуть макроэкономическую систему в состояние стагнации.
Особенно серьезны негативные последствия борьбы с инфляцией, заключающиеся в подавлении доходов. Если правительство начинает борьбу с доходами, то сами по себе доходы, как легко понять, от этого не исчезают (и потому никакого антиинфляционного результата, как правило, не достигается), но их основная доля присваивается отнюдь не по статье "доходы", а через получение различных форм ренты. При этом основными получателями дохода становятся различные посредники (контрабандисты, сутенеры, чиновники всех рангов и т. п.), то есть все агенты, демонстрирующие рентоориентированное поведение, а остальные – лишь в той мере, в которой они необходимы рентополучателям, и лишь посредством вторичного (не всегда легального) распределения доходов. Следствиями подобных действий правительства становятся "подпольная" экономика и "косая" статистика, не отражающая реального положения вещей.

Необходимо также учитывать, что в любой экономической системе действуют факторы инфляции, поэтому ее невозможно до конца победить. Реальной целью может быть лишь снижение темпов инфляции. Поэтому, прежде чем бороться с инфляцией, необходимо задаться вопросом: для чего это нужно, достижению каких макроэкономических целей препятствует наличие инфляции или ее слишком высокие темпы.

Инфляция – это стихия, и идея борьбы с ней столь же абстрактна, как и идея борьбы с водой или огнем. Бороться нужно с наводнением и пожаром, то есть со стихией, вышедшей из-под контроля, и лишь постольку, поскольку ее последствия разрушительны и опасны. Инфляцией, как и любой стихией, нужно управлять, то есть удерживать ее в допустимых пределах, количественные значения которых определяются спецификой экономической конъюнктуры данной макросистемы, и направлять ее энергию в конструктивное русло, умело противодействуя ей в тех случаях, когда эта энергия препятствует достижению важнейших макроэкономических целей.
Одним из дискуссионных вопросов современной экономической политики государства является разработка комплекса мер, совокупность которых позволила бы обуздать инфляционные процессы. Сложность данной задачи заключается в том, что инфляция порождает множество экономических процессов с положительной обратной связью, когда результат какого-либо процесса выступает в то же время предпосылкой его повторения на новом уровне. В качестве примеров укажем на три уже упоминавшиеся закономерности: 1) спираль "зарплата – цены" – рост первой и второй взаимообусловлен; 2) взаимная связь между ростом цен и ростом объемов денежной массы; 3) прямая взаимозависимость между спадом физических объемов производства и развертыванием инфляционных процессов, последовательно усугубляющих друг друга (так называемая инфляционная ловушка). В макроэкономической системе, подверженной инфляции, возникает множество проблем, порождающих друг друга подобно замкнутому кругу, и задача правительства заключается в том, чтобы обнаружить "узкие" места, в которых этот круг может быть разорван.

Рекомендации Международного валютного фонда и других международных финансовых организаций по обеспечению финансовой стабилизации сводятся к следующему комплексу мер:

  • жесткий контроль над объемом денежной массы, ее сжатие до минимально возможных пределов;
  • обеспечение (насколько это возможно) стабильности валютного курса и привязка эмиссии любых долговых обязательств государства к объему валютных резервов, находящихся в распоряжении правительства (эта логика валютного регулирования известна под названием currency board);
  • последовательное снижение, а затем и ликвидация бюджетного дефицита.

Заметим, что данная логика преодоления инфляции исходит из предположения, будто инфляционные процессы порождены преимущественно монетарными эффектами и их можно нейтрализовать, приведя в действие главным образом монетарные рычаги влияния на макроэкономическую систему. Эта логика губительна и абсурдна, и ее применение ни в одной стране мира не позволило добиться желаемых результатов.

В первую очередь вызывает возражения требование сжатия объема денежной массы с целью обуздания инфляционных процессов. Если резкое увеличение денежной массы провоцирует инфляцию, то из этого не следует, что сжатие денежной массы является рецептом эффективной борьбы с инфляцией. Если открытие шлюзов на корабле приводит к его погружению под воду, то отсюда не вытекает, что, закрыв шлюзы, можно обеспечить его всплытие. Для подъема на поверхность необходимы иные алгоритмы, иная логика действий, для реализации которой положение шлюзов уже не имеет решающего значения.

Единственным объяснением того, почему сжатие объема денежной массы должно приводить к подавлению инфляции, является уже упоминавшийся закон денежного обращения: MV = PY. Тем не менее из него не вытекает, что сокращение объема денежной массы M должно привести к снижению общего уровня цен P. Практика показывает, что вследствие данной логики действий будет падать лишь валовой выпуск Y. Наоборот, искусственное сокращение объема денежной массы вызовет рост коммерческой процентной ставки, что приведет к росту издержек предприятий. Поэтому вместо борьбы с инфляцией правительство спровоцирует стандартную инфляцию издержек. Исследования, проведенные экспертами Всемирного банка, также показали наличие вполне определенной обратной корреляции между степенью монетизации экономики (денежная масса М2 в процентном отношении к ВВП) и темпами инфляции: чем меньше денег в обращении, тем выше темпы инфляции (1).

В результате сжатия объема денежной массы и неконтролируемого роста коммерческой процентной ставки правительство фактически переходит к политике дорогих денег, не объявляя об этом прямо. При этом в экономике растет исходная коммерческая процентная ставка (prime rate), а ставка рефинансирования перестает быть регулятором экономики и плетется в хвосте: вместо того, чтобы "поджимать" ее снизу, она вынуждена ее догонять запоздалыми и совершенно нелогичными прыжками, как это было, в частности, в России в середине 1990-х годов. Таким образом, правительство отнюдь не добивается объявленной цели – подавления инфляции, а только утрачивает важнейший рычаг контроля над монетарной системой страны. Статистический анализ кризисной и депрессивной российской экономики блестяще подтверждает сделанный вывод (2).

Еще одна серьезная проблема для макроэкономической политики заключается в том, что правительство реально может контролировать (разумеется, до извест­ных пределов) лишь объем денежного агрегата М2, тогда как обращение менее ликвидных агрегатов с гораздо большим трудом поддается управлению. По­этому жесткое ограничение массы М2 реально вызывает не снижение объема денежной массы, а лишь ухудшение ее качества: взамен относительно ликвидных и достаточно легко учитываемых денежных ресурсов начинается обращение разного рода финансовых неликвидов (векселей, сертификатов, иных долговых обязательств).
Это лишь усугубляет проблему наполнения бюджета, поскольку "плохие" деньги, с которых можно не платить налоги, вытесняют из обращения "хорошие" деньги: экономические агенты стремятся использовать в обороте финансовые суррогаты именно потому, что их обращение непосредственно не контролируется государством. Очевидно, по иронии эксперты МВФ называют предлагаемый ими комплекс мер обретением контроля над объемом денежной массы, тогда как на самом деле ее реальный объем в результате применения их рекомендаций полностью выходит из-под контроля правительства.

Еще одним последствием жесткой монетарной политики становится бартеризация экономики – обращение товаров без участия каких бы то ни было денежных средств. Искусственно спровоцированный правительством кризис неплатежей впоследствии требует проведения так называемых взаимозачетов, когда правительство время от времени "объявляет" ликвидными деньгами депозиты на счетах предприятий, и экономические агенты, которые должны друг другу определенные суммы денег, продают посредникам (банкам или финансовым фирмам, осуществляющим "расшивку" неплатежей) свои безналичные долговые обязательства.

Было бы глубокой ошибкой полагать, будто кризис неплатежей является исключительно расстройством финансовой сферы. Его воздействие на развитие реального сектора ничуть не менее губительно. Подобно тому, как в здоровой, растущей экономике имеет место так называемый мультипликатор спроса (один рубль, выплаченный из бюджета государства, оборачивается несколькими рублями инвестиций, вложенных в разные отрасли хозяйства, по цепочке предъявляющие спрос на продукцию друг друга), точно так же в кризисной экономике включается мультипликатор неплатежей. В середине 1990-х годов в России 1 рубль внутреннего государственного долга оборачивался потерей 5-6 рублей в совокупном объеме ВВП.

Поскольку инфляционные процессы в современных макроэкономических системах, как правило, имеют много причин, для их преодоления недостаточно действовать в каком-либо одном направлении. Перечислим ряд важнейших мер, которые необходимо принимать в первую очередь.

1. Обеспечение роста товарного покрытия денежной единицы. Некоторые учебники экономики настаивают на том, что в период высокой инфляции правительство должно принимать меры по организации так называемых общественных работ. В основе этого мнения лежит наивное убеждение, будто основная проблема заключается в том, как бы увеличить товарное покрытие, но не платить за это деньги. На самом деле возможности правительства здесь крайне невелики, поскольку, как уже отмечалось, в период инфляции и без того обостряются социальные проблемы и падает уровень жизни.

Рост товарного покрытия, разумеется, следует обеспечивать при помощи включения мультипликатора инвестиций. От государства требуется избирательная поддержка отраслей, которые создадут максимальный совокупный спрос и тем самым выступят в роли "локомотива", вытягивающего из трясины всю макроэкономическую систему. Сюда же относится предпринимаемое правительством избирательное финансирование ряда долгосрочных и масштабных проектов, поддержка которых в период инфляции неминуемо выпадает из поля зрения частных экономических интересов и потому становится преимущественно заботой государства.

2. Ужесточение принципов кредитования и финансирования. В период инфляции следует, насколько это возможно, снизить объем финансирования заведомо убыточных проектов и отраслей, поддерживая их лишь в той мере, в какой этого требуют интересы социальной и экономической безопасности страны. Проблема "плохих" кредитов, которая всегда обостряется в период инфляции, требует от государства наведения порядка в сфере лицензирования финансовых и банковских операций и создания адекватной системы взаимного страхования и взаимного гарантирования инвестиций. Правительство в этот период не должно допускать строительства кратко­срочных, спекулятивных финансовых пирамид – как частных, так и государственных.

3. Девальвация национальной валюты. Контролируемое правительством снижение официального курса национальной валюты, сближающее его с реальным соотношением спроса и предложения, в известной мере уменьшает некоторые негативные по­следствия инфляции, например утечку капитала из страны. Логика проведения данной меры во многом зависит от того, хочет ли правительство экономически под­держать экспортно ориентированные производства или, напротив, импортозамещающие отрасли, развитие которых ослабляет зависимость страны от импорта. Заниженный курс национальной валюты выгоден фирмам-экспортерам, которые покупают факторы производства на внутреннем рынке, а готовую продукцию продают за рубежом; покупатели импортных товаров, напротив, в этой ситуации проигрывают. Снижение курса на­цио­нальной валюты также уменьшает возможности погашения кредитов резидентами, имеющими долговые обязательства в иностранной валюте.

Одна из возможностей грамотного проведения девальвации национальной валюты в эпоху "золотого стандарта" заключалась во введении "параллельной" валюты, обеспеченной золото­валютными резервами страны. Так, в СССР в 1922-1924 гг. была успешно проведена денежная реформа, сопровождавшаяся введением "золотого" червонца. Тем самым государство перестает поддерживать неликвидный денежный агрегат, предпринимая бегство от собственной валюты в другую, более ликвидную. В принципе возможно введение параллельной валюты, "привязанной" к любому ликвидному активу (не обязательно к золоту), но источник этого актива должен находиться в руках государства.

4. Снижение бюджетного дефицита. В период инфляции пра­вительство вынуждено сокращать финансирование практически всех программ, требующих затрат совокупного прибавочного продукта общества, – науки, образования, здравоохранения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Однако возможности "наступления" правительства на социальную сферу не слишком велики ввиду обострения социальных проблем, которое всегда имеет место в период инфляции.
С целью пополнения бюджета не следует также повышать общий уровень налогов на производственную деятельность – эта мера лишь углубит спад производства и приведет к более быстрому затуханию деловой активности и, следовательно, развертыванию новых витков инфляции. Зато можно ввести прогрессивную шкалу налогообложения личного имущества и личных доходов. Иначе говоря, государство должно предпринимать усилия в направлении сглаживания социальной дифференциации, искать пути перераспределения национального дохода в пользу беднейших слоев населения.

5. Государственный контроль над ведущими отраслями хозяйства. В период роста темпов инфляции ответственность правительства за состояние экономики возрастает. Если в растущей, "здоровой" экономике многие параметры можно лишь ненавязчиво регулировать, предоставляя событиям разворачиваться своим чередом благодаря действию частных экономических интересов, то в экономике, подверженной инфляции и спаду производства, чаще бывает необходимо жесткое вмешательство государства. Основными целями, как правило, служат обеспечение надлежащего технологического уровня производства в ведущих отраслях хозяйства, социальная защита населения, поддержание должного уровня устойчивости макроэкономической системы и национальной безопасности страны.

Помимо политики сдерживания доходов, о которой уже говорилось, правительство может расширить сферу действия прямого государственного контроля над ценами, прибегая к временному их замораживанию, а иногда к прямому установлению цен на продукцию базовых отраслей и стратегически важные товары. Как правило, в период инфляции имеет место широкое применение лимитных цен, расширение сферы госзаказа. Следует заметить, что либерализация ценообразования и финансовой сферы никогда в истории не приводила к подавлению инфляционных процессов.

Обретая контроль над ведущими отраслями хозяйства, правительство должно преследовать не фискальные, а структурные цели. Необходимо проведение эффективной антимонопольной политики, поскольку интересы фирм-квазимонополистов заключаются в необоснованном поднятии цен на свою продукцию и получении дополнительной прибыли без наращивания объемов производства, что провоцирует инфляционные процессы.

Как правило, для осуществления преобразований в данном направлении достаточно провести ужесточение институциональных ограничений. Проблема приоритетного развития тех или иных форм собственности, хотя и имеет значение, все же не является важнейшей. Обретение государственного контроля вовсе не подразумевает какой бы то ни было национализации производства. Иногда более эффективно оставить основные активы в частных руках, но в то же время усилить сращивание частного бизнеса с государством.

Хорошим примером такой логики действий стала гитлеровская Германия, где благодаря жесткой и грамотной инвестиционной политике правительства удалось достаточно быстро остановить инфляционные процессы. В распоряжении частных инвесторов оставалось приблизительно 6% от прибыли, остальную часть правительство перераспределяло через бюджеты всех уровней и направляло в экономику в виде автономных инвестиций и социальных расходов, имевших целью стимулирование совокупного спроса. В условиях, когда инвестиционный мультипликатор больше, чем налоговый мультипликатор (условия так называемой теоремы Хаавельмо), прирост налоговых поступлений и государственных расходов на одну и ту же величину приводит к увеличению валового продукта страны. Логика так называемой скандинавской модели экономического роста блестяще это подтверждает вопреки распространенному (но тем не менее ошибочному) мнению монетаристов о том, что для обеспечения экономического роста необходимо опираться на частную инициативу, то есть требуется одновременное снижение налоговых по­ступлений и госрасходов.

Одним из направлений обретения контроля над ведущими отраслями хозяйства является введение или усиление государственной монополии внешней торговли по важнейшим группам товаров. Попутно отметим, что наведение порядка в данной сфере значительно затрудняет бегство капитала из страны. Одно из возможных обоснований перехода к макроэкономической политике такого рода было дано в свое время В. И. Лениным (3). С введением НЭПа источники накопления капитала были отданы в частные руки, но воспользоваться этими источниками государство позволяет лишь в той мере, в которой они работают на насыщение емкости внутреннего рынка. Если освободить эту идею от идеологической словесной шелухи, в которую она облечена, и вдуматься в экономический смысл предлагаемых мер, то станет ясно, что ничего собственно социалистического эта мера в себе не содержит: это стандартная логика действий государственной власти, оказавшейся в условиях дефицита внутренних источников накопления.

Один из недавних примеров такого рода – так называемая национализация нефтегазодобывающей отрасли в Боливии, объявленная президентом Эво Моралесом. На самом деле меры, проводимые в жизнь правительством, не представляют собой национализации в собственном смысле этого слова, хотя и предусматривают увеличение доли государства в акционерном капитале нефтегазодобывающих компаний. Основным пунктом преобразований является введение монополии внешней торговли: отныне все нефтегазодобывающие компании, действующие на территории Боливии, обязаны продавать 100% добытых природных ресурсов государственной нефтегазовой компании, централизованно осуществляющей их экспорт. Это обретение государством контроля над ведущими отраслями хозяйства должно стимулировать рост производства, снизить темпы инфляции и повысить уровень жизни беднейших слоев населения страны.
В заключение заметим, что для быстрого и эффективного обуздания инфляционных процессов, как правило, необходимо действовать по всем направлениям одновременно. Логика сложившейся в стране экономической ситуации предопределяет очередность принимаемых мер и степень важности каждого из указанных направлений.

Еще раз подчеркнем, что макроэкономическая стабилизация не сводится к финансовой стабилизации. Необходимо создание предпосылок экономического подъема, предполагающее концентрацию необходимых ресурсов (как в денежной, так и в материально-вещественной форме) на важнейших направлениях экономического развития. Искаженная отраслевая и технологическая структура экономики способна не только существенно затруднить выход из инфляционной ловушки, но в известной степени и порождать инфляционные процессы.

Примечания
1. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Введение в компаративистику (Исследование и сравнительный анализ социально-экономических систем: методология, теория, применение к переходным экономикам). – М., 1997. – С. 203.
2. Гурова Т., Полунин Ю. Цена монополии на ликвидность// Эксперт. – 2006. – № 11.
3. Ленин В.И. О монополии внешней торговли // Полн. собр. соч. – 5-е изд. – Т. 45. – М.: Изд-во полит. лит., 1970. – С. 333-337.

Следить за новостями ИНЭС: