Таможенная инфраструктура — материальная основа безопасности и упрощения мировой торговли
Анализируя мировую практику модернизации таможенных служб, автор приходит к ряду выводов, которые считает целесообразным учитывать при модернизации российской таможни.
Петр Чигак
Таможенная инфраструктура – материальная основа безопасности и упрощения мировой торговли
"Экономические стратегии", №01-2007, стр. 150-153
Чигак Петр Владимирович — соискатель ученой степени кандидата экономических наук кафедры международных экономических отношений РУДН |
В течение последних двух десятилетий в мировой торговле протекали сложные процессы, характеризующиеся как позитивными, так и негативными факторами. В истории не было другого такого периода, когда отмечалось бы столь быстрое и масштабное развитие международной торговли. В 2005 г. по сравнению с 1990 г. товарооборот в мире увеличился в 2,8 раза. В частности, если в 2002 г. международные границы пересекли товары на общую сумму свыше 6,3 трлн долл., то в 2005 г. – уже на общую сумму около 10 трлн долл. Однако наряду с ростом мировой торговли в указанный период стали развиваться и негативные процессы. В первую очередь это связано с возрождением пиратства на главных путях перемещения товаров морем и с возникновением международного терроризма. Это явилось причиной того, что безопасность стала одной из основных проблем мирового торгового сообщества.
Международная торговля осуществляется с участием многих партнеров и с использованием многих процессов, которые все вместе составляют логистическую цепочку. Каждое звено в этой цепочке до некоторой степени подвержено рискам. Эти риски не новы, и исторически проблема их оценки и преодоления решалась многими профессиональными организациями, в том числе и таможенной службой. Однако после событий, произошедших в США 11 сентября 2001 г., безопасность приобрела еще большее значение для всех государств и их правительств. Существующие инициативы по усилению безопасности торговли вновь привлекли внимание, и наряду с ними возникли новые.
И международные, и двусторонние инициативы были пересмотрены и усилены. Разработка и применение стандартов безопасности на международном уровне представляет собой весьма трудную задачу, но ее решение необходимо для защиты целостности международной цепи поставок. Усилия по разработке международных стандартов прилагаются в настоящее время на нескольких фронтах, но еще многое предстоит сделать для стандартизации этих норм и их эффективного применения. Достижение согласия в отношении этих и других стандартов может быть трудным и потребует много времени, если учесть число и разнообразие стран и участников международной цепи поставок грузов.
Первым весьма значительным шагом в обеспечении безопасности и упрощении мировой торговли была переработка "Международной Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур" 1973 г., которая в 1999 г. получила новое название "Киотская конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур" (в новой редакции). Другим важным событием было то, что в течение 2002-2005 гг. были разработаны "Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли", рекомендованные Всемирной таможенной организацией к применению всем своим членам при таможенном контроле и оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенные границы своих государств. Этот документ представляет собой пакет рекомендаций, которые должны помочь таможенным администрациям в выполнении и применении современных процедур управления с учетом риска.
Стандарты безопасности и облегчения торговли предусматривают представление предварительной информации в электронном формате на самых ранних этапах торгового цикла, чтобы таможенные администрации могли выполнять процедуры по оценке риска задолго до прибытия или отправки груза. Такой подход позволяет таможне обеспечивать безопасность в момент отправки или до отправки грузов, в процессе их транзита. Такая информация предоставляется соответствующими бизнес-структурами, участвующими в цепочке поставки, т.е. электронное информационное сообщение включает в себя информацию от экспортеров, импортеров и таких провайдеров услуг, как перевозчики. Беспрецедентный рост международной торговли, проявления терроризма и пиратства сказываются на формах и методах работы таможенных администраций как эко