Талант — это устремление в будущее
Джон Исааксон основал компанию Isaacson, Miller в 1982 г. Получив образование в Дартмутском колледже (степень бакалавра гуманитарных наук), Оксфордском университете на о-ве Родос и в Гарвардской школе права, он выбрал профессию государственного служащего. Джон начал свою карьеру в штате Массачусетс как помощник секретаря по вопросам, касающимся сферы услуг. На этом посту он в течение восьми лет занимался вербовкой служащих для кабинета министров, одновременно работая помощником комиссара Департамента молодежи в сфере услуг и директора службы по вопросам молодежи. В свое время фирма Isaacson, Miller исследовала все составляющие деятельности фирм, что позволило разработать комплексную систему знаний об искусстве проведения исследований: миссионерские цели организаций, дисциплина рынков, эмоциональное и интеллектуальное знание, которое приобретается лидерами в процессе выполнения работы. Джон Исааксон беседует с представителем «ЭС» в Бостоне, доктором наук Ириной Тууль.
Джон Исааксон
Талант – это устремление в будущее
"Экономические стратегии", №7-2005, стр. 144-147
Джон Исааксон основал компанию Isaacson, Miller в 1982 г. Получив образование в Дартмутском колледже (степень бакалавра гуманитарных наук), Оксфордском университете на о-ве Родос и в Гарвардской школе права, он выбрал профессию государственного служащего. Джон начал свою карьеру в штате Массачусетс как помощник секретаря по вопросам, касающимся сферы услуг. На этом посту он в течение восьми лет занимался вербовкой служащих для кабинета министров, одновременно работая помощником комиссара Департамента молодежи в сфере услуг и директора службы по вопросам молодежи. В свое время фирма Isaacson, Miller исследовала все составляющие деятельности фирм, что позволило разработать комплексную систему знаний об искусстве проведения исследований: миссионерские цели организаций, дисциплина рынков, эмоциональное и интеллектуальное знание, которое приобретается лидерами в процессе выполнения работы. Джон Исааксон беседует с представителем "ЭС" в Бостоне, доктором наук Ириной Тууль. |
Какого рода бизнесом Вы занимаетесь?
По всей стране мы ищем кандидатов на руководящие должности для множества разных организаций, включая ведущие университеты, исследовательские институты, медицинские центры, фонды, институты культуры, организации, занимающиеся проблемами экономического развития, агентства, работающие в сфере услуг. Нашими клиентами являются "организации, руководствующиеся определенными миссиями". Это в основном некоммерческие организации, но мы также работаем с отдельными коммерческими корпорациями, в частности с теми, что связаны с образованием и наукой.
Наше основное предназначение – искать и находить лучших из лучших, людей, которых отличает сила характера, чувство ответственности и живость ума. И все это для того, чтобы усилить гражданские институты, по сути являющиеся нервной системой социума. Ведь через комплекс независимых гражданских организаций общество пытается выяснить, что идет не так, как нужно, что исправно функционирует, а что – нет. Состояние этих институтов в значительной мере влияет на качество жизни общества, на то, как оно реагирует на импульсы окружающего мира и взаимодействует с ним.
В этом смысле наша организация уникальна. Мы, в частности, обслуживаем весь образовательный сектор – подбираем деканов образовательных школ, директоров городских средних школ и т.д. Мы искренне считаем, что наша работа – способствовать развитию социальной инфраструктуры и гражданского общества.
Почему Вы акцентируете важность гражданского общества?
Гражданское общество – залог стабильности демократии. Гражданские институты являются "цементом", связывающим нас воедино. Они позволяют нам адаптироваться к новым мировым достижениям, позволяют обществу быстрее двигаться вперед, приспосабливаясь к новым вызовам
.
Как Вы думаете, с какими новыми вызовами придется столкнуться в гражданском секторе в ближайшем будущем?
Сегодня сложились определенные условия, к которым нам предстоит приспосабливаться: введение 12-летнего среднего образования приведет к централизации стандартов и отчетности, но будет способствовать децентрализации управления школами. Резко увеличится приток денег на науку в исследовательские институты из общественных и частных источников. Социальные службы по большей части будут модифицированы в общественные организации, основным источником доходов которых станут контракты с правительством. Мы столкнемся с громадным ростом филантропии, в результате чего в ближайшие
20 лет будет учреждено больше фондов, чем было создано за последнюю сотню лет. В результате спрос на хороших руководителей увеличится: людей с сильной волей и ясным видением ситуации, способных занять ключевые посты в нашем обществе, никогда не бывает слишком много.
Вы сказали, что вашими клиентами являются "организации, руководствующиеся определенными миссиями". Что Вы под этим подразумевали?
Цель и деньги являются двумя основными стимулами для любого общественного института. Большая часть некоммерческих организаций создается прежде всего для реализации определенной миссии. Обычно руководители таких организаций не хотят признавать их причастности к рынку: им кажется, что если они признают тот факт, что деньги для них тоже являются стимулом, то скомпрометируют свои ценности. Однако все успешные организации, возможно за исключением фондов, руководствуются в своей работе как определенными задачами, так и рыночными требованиями. Если деньги и нравственные установки пребывают в гармонии, организация добивается успеха. Если нет – это ведет к банкротству. Здесь главное – заставить деньги и ценности работать гармонично.
Означает ли это, что организация, руководствующаяся в своей деятельности только законами рынка, не может добиться успеха?
Возьмем для примера крупную автомобильную компанию. Основной целью ее работы должно быть постоянное повышение качества – конструктивного совершенства, безопасности – и совершенствование внешнего вида автомобилей, даже в ущерб прибыли. Это стержень той совокупности ценностей, которая составляет нравственную основу компании. В результате с течением времени у компании появятся преданные покупатели, а сотрудники будут хранить ей верность и гордиться своей работой. В долгосрочной перспективе такая компания добьется гораздо более высоких результатов, чем организация, заинтересованная только в получении чистой прибыли.
Как Вам удается совместить добродетель и благосостояние?
Мы часто думаем, что прибыль и нравственность несовместимы. Однако в адекватно управляемых организациях благородная цель и рынок идут рука об руку. Наша фирма, например, раньше была небольшой, чем-то вроде бутика. Так как никто больше не занимался этим делом, мы имели возможность упрочить позиции в своем секторе: приобрели необходимый опыт, научились внимательно относиться к каждому клиенту. Однако масштаб и возможности поиска у нашей компании были несколько ограниченны. С годами она разрослась, и теперь мы имеем мощную сеть по всей стране. Ее составляют наши прежние клиенты и кандидаты, профессиональные контакты, а также база данных, насчитывающая приблизительно 100 000 имен.
В настоящее время Isaacson, Miller – крупная фирма, где работают более 50 профессионалов. Она демонстрирует стабильные показатели роста, но никогда не станет настоящим рыночным монстром, и это нас устраивает. Мы полагаем, что важно иметь значимую и глубокую связь с клиентами. Наше разумное благосостояние – это пример успешной организации, ориентированной на достижение цели.
А как насчет образования? Образование в России, например, традиционно субсидировалось государством, но сейчас идет коммерциализация этой сферы. Какой организацией должен быть вуз – коммерческой или некоммерческой – и что в данном случае важнее – благородные цели или законы рынка?
Образование является необычным бизнесом. В США учебные заведения, имеющие статус национальных, спонсируются государством. В сфере образования есть и коммерческие организации, но их не очень много. Большинство частных учебных заведений в Соединенных Штатах являются некоммерческими. Это означает, что никто не владеет их акциями и не получает от них прибыли. Они, конечно, зарабатывают кое-какие деньги, которые вкладываются в развитие, но главное для них – выполнение миссии: осуществление образовательной деятельности, исследовательской работы, наращивание багажа знаний.
Как и когда то или иное учебное заведение формулирует свои цели?
Обычно цели определяются в момент создания школы, колледжа или университета. Часто миссию учебного заведения формулирует человек, который дает деньги на его открытие. Многие американские колледжи и университеты в течение многих лет выполняют религиозные миссии, выпуская священнослужителей. Время от времени организации следует переосмысливать свои цели. Это правило справедливо и для учебных заведений: представители администрации, выпускники, спонсоры собираются вместе и после широкоформатного обсуждения будущего организации формулируют новую цель.
Обычно цель и ценности организации обусловлены личностью ее основателя. Не кроется ли в этом некая опасность?
Сложный вопрос. Если организация имеет харизматического основателя, то после его ухода могут возникнуть серьезные проблемы. Это особенно типично для молодых компаний. Чтобы избежать этого, нужно подготовить следующее поколение руководителей, которые понимают цель и базовые ценности компании и могут воплотить их в жизнь. Руководитель-учредитель должен иметь желание и возможность позволить другим людям испытать радость руководства. Конечно, ему не просто в нужный момент уйти в тень. Здесь могут вступить в противоречие субъективное восприятие и объективная необходимость. Человек может считать себя прекрасным руководителем, в то время как коллеги с нетерпением ждут его ухода, а молодое поколение находится не у дел и растрачивает свой потенциал. Многие крупные фигуры, стоявшие у основания организаций, совершали подобные ошибки.
Цель должна быть ориентирована на будущее. Можно ли предугадать будущее, предсказать или даже смоделировать его?
Каждый раз, когда организация выбирает нового руководителя, она должна это делать, исходя из интересов будущего. К примеру, недавно католическая церковь выбирала нового Папу. Я уверен, что коллегия кардиналов в первую очередь думала об основных задачах и вызовах церкви в мировом масштабе на ближайшие 10-20 лет – предполагаемая продолжительность жизни нового Папы. То же самое характерно и для политической жизни, деловой активности, деятельности некоммерческих организаций. Когда мы ищем заведующего больницей или ректора университета, то спрашиваем у кандидатов, что они планируют сделать в ближайшие несколько лет для усиления позиций организации. Ответ на этот вопрос определяет результаты поиска. Будущее всегда неопределенно, но не обязательно неизвестно. Давайте возьмем в качестве примера российскую компанию по производству шин и изучим ее будущее. Известно, что в России существует прекрасный внутренний рынок сбыта. У компании имеются зарубежные конкуренты, но ее руководство знает, что они из себя представляют. Исходя из сведений о технологии производства компании, используемом ею сырье, составе рабочей силы и структуре издержек можно сформулировать следующие задачи на будущее: снизить затраты компании за несколько лет на 25%, приобрести большие конкурентные преимущества на международном рынке, лучше обслуживать отечественных клиентов, потому что они больше верят российскому производителю. После этого можно приступать к работе.
В данном случае работа представляет собой решение некоторой задачи.
Совершенно верно. Любая стоящая работа есть не что иное, как решение какой-либо задачи, однако часто мы не даем себе достаточно времени, чтобы обдумать ее. Эта задача должна рассматриваться как часть целого. Когда один человек нанимает другого, оба должны иметь четкое представление о том, чего требует данная работа, какую задачу они хотят решить. Занимаясь наймом, мы прежде всего пытаемся понять суть задачи.
Можно ли создать новый формат будущего из хаоса?
Представим себе неблагоприятный сценарий: у организации нет денег, структуры, четкого представления о будущем и своей миссии. Плохие организации, будь то малый бизнес, корпорация или страна, имеют схожие проблемы, но в известном смысле хаос – это ситуация, предоставляющая определенные возможности. Скажем, у Вас есть инженерный университет, который находился в плачевном состоянии. Ваша задача – создать новый университет на базе старого. Что для этого нужно сделать? Прежде всего провести ревизию имеющихся ресурсов, а затем начать поиск руководителей, которым в прошлом уже приходилось решать подобные задачи, смелых, легко обучаемых людей, обладающих воображением и способностью упорно работать во имя реализации высоких целей. Главное, чтобы эти руководители научили организацию учиться новому, что не так просто.
Ответственность за будущее организации – тяжелая ноша. По силам ли она отдельному человеку?
Мы ищем активных, умных, высоконравственных людей, которым предстоит занять важные посты в крупных престижных организациях, располагающих значительными финансовыми средствами и имеющих хорошую репутацию. У руководителей такого ранга больше шансов повлиять на будущее, чем у тех, кто возглавляет крошечные плохо финансируемые организации. Кроме того, здесь требуется определенный тип личности. Если человек посвятил свою жизнь определенному виду деятельности, если он талантлив, у него есть шанс повлиять на ход истории, пусть и в скромных масштабах.
Иногда скрытые способности человека не находят благодатной почвы или общественной поддержки для реализации. Или происходит нечто трагическое, что выбивает человека из колеи.
Такое действительно нередко случается в жизни. Отбирая кандидатов, мы внимательно изучаем их нравственный облик и жизненный путь: ищем доказательства того, что у них есть характер, способность и желание преодолевать препятствия, раздвигая жесткие рамки обстоятельств, желание научиться чему-то новому. Короче говоря, ищем нечто, что свидетельствует о наличии у них определенного потенциала.
А как Вы распознаете талант?
Талант – это устремление в будущее, когда человек готов рисковать во имя осуществления мечты. Я называю это "голодом", имея в виду готовность рискнуть и готовность проиграть. Поражение учит гораздо лучше, чем успех. На крупный руководящий пост нужен человек, чьи неудачи остались в прошлом, кто уже продемонстрировал, что научился на своих ошибках и сумел добиться успеха.
Как Вы определите талант руководителя?
Это энтузиазм, несгибаемый дух, оптимизм, настоящий "драйв". Без стремления стать кем-то в определенной сфере невозможно добиться успеха. Талантливого руководителя отличает острота и живость ума, способность быстро осваивать сложный материал и изучать "иностранные языки", будь то "язык" финансов, организационного развития или биотехнологии посредством сбора информации, а не обучения, а также находить выход из, казалось бы, безвыходных положений. Кроме того, ему необходима самодисциплина, готовность мудро и эффективно использовать формальные и неформальные рычаги давления, с тем чтобы люди следовали за ним, не противясь. Он должен быть щепетилен в применении силы при реализации благих идей. Наконец, талантливый руководитель не может допустить, чтобы его организация на своем пути выбрала неверное направление движения, потеряв время и деньги. Но самое главное – это синтез перечисленных мною качеств в одной личности. Часто подобным людям приходится менять место работы, с тем чтобы найти применение собственным навыкам и таланту – как известно, нет пророка в своем отечестве. Руководить организацией должен тот, кто хорошо ее знает, кто имеет авторитет, тот, на кого можно положиться.
Мне кажется, Ваша работа напоминает охоту. С каким животным Вы себя отождествляете?
Мы как овчарки, делающие круги вокруг овцы, отбившейся от стада, и в то же время – продавцы, ведущие бойкую торговлю. Главное – убедить человека проявить интерес к определенному роду деятельности или посту руководителя. Такое "преследование" приносит массу удовольствия и является важной составляющей нашей работы, которая имеет как аналитический, так и эмоциональный характер.
Нашли ли Вы свой стиль в жизни?
В работе – да, это рамки, в которых я являюсь самим собой. Но есть другие области, где я остаюсь молчаливым и закрытым человеком, хотя и не считаю, что это хорошо. Мне предстоит многое сделать, чтобы мой голос звучал громче.
Какова роль юмора в Вашей жизни и работе?
Иногда юмор – это уникальный и сугубо человеческий способ выражения или открытия правды. Это также способ урегулирования конфликтов или объединения людей вокруг какой-либо идеи. Сложно представить себе успешного руководителя, не обладающего чувством юмора.
Не могли бы Вы поделиться с нашими читателями интересной историей?
В свое время я был начальником аэропорта и однажды обратил внимание на то, что у сотрудников на столах стоят модели самолетов: в прошлом все они были военными или гражданскими пилотами, любили летать и всем сердцем ненавидели аэропорты. Ведь главное в работе аэропорта – не полеты как таковые, а обслуживание пассажиров. Таким образом, я сделал вывод, что на работу в наш аэропорт были наняты абсолютно не подходящие для этого люди. Между тем очень важно, чтобы работа доставляла удовольствие.
Мой отец имел обыкновение спрашивать у своих новых деловых знакомых: "Каким делом Вы занимаетесь?" На этот, казалось бы, простой вопрос, он ожидал услышать развернутый ответ, исходя из которого делал вывод о том, разбирается человек в своем деле или нет. Я тоже часто его задаю и, случается, получаю на него не очень внятный ответ.