Свободные деньги

Номер 3. Резервы доверия

Данная публикация посвящена теориям о глобальной справедливой валюте, которые стали актуализироваться в условиях финансового кризиса.


Свободные деньги

"Экономические стратегии", №3-2009, стр. 40

Редакционный материал журнала Vox Populi № 02 (06) – февраль 2009 г., издающегося Институтом экономических стратегий – Центральная Азия.

Теории о глобальной справедливой валюте стали актуализироваться в условиях финансового кризиса.

Про "закат империи доллара" не писал только ленивый. Сейчас доллар чувствует себя неплохо, бьет новые рекорды против британского фунта и растет к евро, получая выгоды от паники инвесторов. Но никто не обещает такого же радужного будущего: слишком большой долг у США и слишком серьезны проблемы. Прорабатываются разные сценарии нового валютного порядка. Наиболее часто предлагается возврат к Бреттон-Вудской системе с привязкой к золотому стандарту или апгрейд специальных прав заимствования МВФ, используемых в качестве резервной валюты всеми центральными банками. Все чаще возникает мысль о глобальной валюте, которая не будет подвержена инфляции и будет стимулировать глобальный бизнес и инвестиции, все теснее связывая мир вместе. Но и регионализм силен. Например, амеро – валюта, предложенная для Североамериканского сообщества канадцем Гербертом Грубелем. Против глобальной валюты говорят существенные политические и экономические различия и протекционизм национальной денежной политики. Как минимум, одна система мира – исламская – будет против глобальной валюты, использующей процент.

Есть еще теория дополнительных и беспроцентных денег. Бельгийский ученый Бернар Лиетар, один из инициаторов создания общеевропейской валюты ЭКЮ и участник разработки евро, в книге "Будущее денег", вышедшей в 1999 г., описал механизм идеи, построенной на опыте свободных и беспроцентных денег. Если проценты косвенно стимулируют постоянную конкуренцию, подогревают жадность и концентрируют богатство, то деньги с демерреджем стимулируют сотрудничество, повышают возможности роста жизненного уровня и, не допуская концентрации денег в одних руках, сглаживают социальную напряженность.

Модель функционирования свободных денег (Freigeld) немецкого экономиста Сильвио Гезеля давно и непрерывно используется в сердце западной финансовой системы – Швейцарии. Швейцарский WIR (Деловой круг взаимоподдержки) создан в 1934 г. во время Великой депрессии и сегодня насчитывает 80 тыс. участников, обеспечивая ежегодный оборот более 2 млрд долл. Это, по сути, взаимная кредитная система, где валюта по ценности равняется национальной, но не имеет процента. Каждый участник круга может получить WIR двояким способом: продавая товар и обслуживая кого-то еще в круге или получая WIR-кредит от координационного центра. Лиетар называет эти деньги B2B (business to business). Эти кредитные кассы взаимовыручки могут работать автономно в кругу желающих, в тяжелый момент помочь с финансированием, а в перспективе и заменить банковские кредиты как таковые.

Лиетар приводит массу примеров денежных альтернатив. Cafe de la Paz в Калифорнии нуждалось в капитале для реставрации зала, но ни один банк не пошел на финансирование. Тогда владельцы кафе выпустили квитанции Dining Dinero, которые были обеспечены завтраками и обедами в будущем. Клиент покупал за 100 долл. обед стоимостью 120 долл. Поскольку себе-стоимость обеда составляет около 40 долл., то кафе все же имеет 60 долл. прибыли. Так было обеспечено необходимое финансирование и лояльность клиентов.
В 1930-е гг. мэр австрийского города Вёргель с длинным именем Унтергуггенбергер попробовал решить проблему с безработицей, введя в оборот свободные деньги, созданные по типу марочных сертификатов. Уже в первый месяц город, задолженность которого по налогам за пять лет возросла с 21 тыс. шиллингов до 118 тыс., приступил к ее погашению. В следующие полгода эмиссия "свободных шиллингов", эквивалентная 32 тыс. обыкновенных шиллингов, обеспечила проведение общественных работ на сумму в 100 тыс. шиллингов: было заасфальтировано 7 улиц, улучшено 12 дорог, расширена канализация на два новых квартала, создан новый парк, построен мост и предоставлены новые рабочие места 50 безработным. Когда опытом Вёргеля заинтересовалось 300 общин страны, Национальный банк Австрии, почувствовав угрозу своей монополии, запретил печатание свободных местных денег.

Концепция дополнительных и свободных денег сегодня воплощена в канадской локальной системе взаимного кредитования (LETS), американской time banking, японской "валюте здравоохранения", французской SEL, шотландской SOCS. И хотя приоритет свободных денег над кредитными наступит не скоро, он представляет собой отличную альтернативу современному капитализму.

ПЭС 9062/24.02.2009

Следить за новостями ИНЭС: