Судостроительная история
В материале изложена история Производственного комплекса «Ахтуба» — одного из ведущих предприятий по производству серийных и опытных гидроакустических систем и средств связи в судостроительной отрасли оборонно-промышленного комплекса России.
Елена Протопопова
Судостроительная история
"Экономические стратегии", №03-2007, стр. 86-91
Протопопова Елена Петровна — генеральный директор ООО «Центр социально-политических исследований “ЮгРо”». |
Наверное, история завода "Ахтуба" – не самая яркая, не столь продолжительная и замечательная, как у некоторых более известных оборонных предприятий города Волгограда и страны. Однако она интересна именно своей "похожестью" на многие и многие другие.
В 1959 г. Постановлением Правительства СССР на базе завода "Красный металлист", выпускавшего вагонетки, металлические ящики и прочие металлоизделия для строительной индустрии, было создано предприятие по производству измерительной аппаратуры с подчинением Нижне-Волжскому Совнархозу.
Уже в 1960 г. предприятие должно было дать первую продукцию ("Свет М", ИВ-46, ИВ-66). До 1965 г. оно изготавливало в незначительных количествах изделия типа МИУ, ИВПШ, МГ 13, МГ 15.
В 1965 г. перед предприятием была поставлена задача по перепрофилированию на выпуск гидроакустических приборов типа БМ, "Шельф", станций типа "Штиль", МГ-35, крупных береговых комплексов для нужд ВМФ.
Для выполнения этой задачи было принято решение о расширении и строительстве второй очереди предприятия. В 1967 г. эти планы были выполнены и реконструкция завода завершена.
С октября 1966 г. по 1990 г. завод возглавлял Виктор Романович Бреденко. С этим человеком были связаны лучшие годы в истории "Ахтубы". С ним завод начал активно развиваться и расширяться, и строительство не прекращалось до самого его ухода. При нем началось освоение и внедрение в производство новых видов высокопроизводительного оборудования (станки с ЧПУ, термопласт-автоматы), внедрение новых технологических процессов. Огромное внимание уделялось привлечению на завод хороших специалистов. Особенно важным считал Бреденко комплектование квалифицированными работниками с высшим образованием инженерной, технологической, конструкторской, планово-экономической служб. Повышению уровня образования, квалификации всех работников завода уделялось постоянное внимание. У предприятия фактически был "собственный" техникум, готовивший рабочие кадры, завод сотрудничал с профессионально-техническим училищем, для учащихся которого он являлся производственной базой. Привлечение квалифицированных инженерных кадров стало возможно благодаря тому, что им сумели обеспечить хорошие условия для начала трудовой деятельности. Прежде всего на это было нацелено строительство жилья. Условия труда и быта рабочих и служащих завода постоянно улучшались, даже эстетике производства уделялось серьезное внимание.
Хочется отметить, что Виктор Романович Бреденко крайне важным считал создание собственного конструкторского бюро, поэтому отдел главного конструктора был преобразован в СКТБ. Перспективным он видел то, к чему мы сегодня хотим возвратиться: слияние науки и производства. Конструировать и создавать новые изделия на самом предприятии, а затем самим внедрять их в производство и производить на серийной основе. Кто лучше инженеров и конструкторов предприятия видит недостатки и перспективы в производстве определенных изделий?
За свой труд В.Р. Бреденко был награжден правительственными наградами – орденами и медалями, стал лауреатом Государственной премии СССР. В 1990 г. Виктор Романович вышел на пенсию и по состоянию здоровья был вынужден оставить пост руководителя одного из лучших предприятий судостроительной промышленности, каким под его руководством стал завод "Ахтуба".
Благодаря теснейшему взаимодействию с ведущими предприятиями отрасли, такими как Ленинградский "Водтрансприбор", Таганрогский завод "Прибой", Бельцский завод им. Ленина и другими, завод освоил и серийно выпускал десятки изделий, в том числе спецтехнику: гидроакустические станции связи, гидролокационные навигационные комплексы, комплекты гидроакустических комплексов, глубоководные буи и гидроакустические антенны различного назначения, специальное оборудование и стенды проверки блоков и приборов спецтехники. Безусловно, военная продукция была основной для заводского производства. Конечно, кроме военной техники для ВМФ завод выпускал и иные изделия, например продукцию общепромышленного назначения: рыбопоисковую аппаратуру "Прибой 101" (эхолот и гидролокатор), "Цвет-М", аппаратуру для нефтедобывающей отрасли "Охота", "Сухона", дешифраторы для телевидения ДТС, линии анодирования, оксидирования, поточного серебрения, гальванического меднения, установки анодирования, приборы измерения толщины покрытия, ультразвуковые измерители расхода жидкости РУМ, измерители параметров гидроакустических преобразователей "Паскаль", автоматизированные установки проверки параметров г/а преобразователей "Контроль М", автоматизированные установки для проверки параметров электронных модулей "Вектор".
Завод выпускал также товары народного потребления и медицинского назначения: ингаляторы "Лотос", "Флора", "Ахтуба", аппараты для снятия зубного камня "Ультрадент", электромассажеры "Рефлектор", электрофены, электронагреватели и многое другое. Однако следует признать, что промышленные предприятия советского военно-промышленного комплекса были очень слабо ориентированы на продукцию гражданского или двойного назначения. Отметим, что это не было бедой или виной завода или его руководства, такова была общая тенденция экономического развития предприятий ВПК СССР. Кроме того, неконкурентоспособность этой продукции оказалась очевидной только в условиях этой самой конкуренции. Пока на наших рынках не появилась дешевая китайская продукция, а затем более качественная европейская и американская, мы просто не имели возможности сравнивать.
До тех пор пока не была поставлена задача срочного перехода от военной к гражданской продукции, завод развивался стабильно и поступательно. В связи с освоением и выпуском современной техники для нужд ВМФ на заводе был образован шеф-монтажный цех, на всех четырех флотах страны были созданы сдаточные базы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами.
В 1970-е – начале 1980-х гг. Производственное объединение "Ахтуба" было процветающим оборонным предприятием судостроительной промышленности СССР. Выпускники технических вузов Волгограда мечтали устроиться работать на завод. Развитая социальная инфраструктура, несколько тысяч работающих, бурное капитальное строительство как новых цехов, так и жилых домов для работников, розы, фонтаны, экзотические агавы на территории завода – средства находились и на это, не говоря уже о современном технологическом и испытательном оборудовании. На всех флотах СССР работала аппаратура, созданная ПО "Ахтуба".
С конца 1980-х гг. ситуация стала коренным образом меняться. Уменьшилось число закладываемых подводных лодок и надводных кораблей, некоторые уже заложенные корпуса были уничтожены. А ведь продукция "Ахтубы" изготавливалась заранее, монтировалась на судах по мере их укомплектования аппаратурой. Завод не только лишился заказов – заказчики отказывались от уже изготовленной продукции. Госзаказа больше не было, встал вопрос о выживании. Были предложены различные конверсионные мероприятия, но их финансирование постепенно перестало осуществляться, средств лишь частично хватало на уплату налогов. А далее последовало разгосударствление, приватизация…
Лишение предприятия государственной поддержки и финансирования крайне негативно отразилось на всех показателях его работы. Особенно неблагоприятно ситуация стала складываться в связи с приватизацией предприятия. Сегодня по поводу приватизации ведутся споры. Критики в адрес авторов и идеологов программы приватизации немало. Для нашей страны это был новый, непривычный, недостаточно подготовленный процесс. И хотя сегодня процедура приватизации оценивается преимущественно негативно, именно приватизация способствовала появлению совершенно новой экономики в стране, заложила основы сегодняшних рыночных отношений.
Приватизация оборонных предприятий имела определенные особенности – наиболее значимые из них вообще не подлежали приватизации. Остальные делились на несколько групп, в зависимости от размера пакета акций, закрепляемого в руках государства. Не беремся утверждать, что формирование этих групп происходило без должного внимания, однако пример нашего предприятия весьма красноречив. Процедура приватизации на ПО "Ахтуба" была произведена с нарушениями закона.
Например, устав акционерного общества не был согласован с Министерством обороны РФ, что было обязательным требованием для оборонного предприятия.
Отнесение "Ахтубы" к перечню предприятий, подлежащих приватизации, было достаточно случайным. По экономическим и технологическим показателям, по номенклатуре производимой продукции предприятие, безусловно, должно было остаться государственным. Но, возможно, намеренно или по обычной халатности в Министерство судостроительной промышленности своевременно не были представлены надлежащие документы. Таким образом, в результате определенных субъективных действий предприятие не попало в список оборонных заводов, не подлежащих приватизации. В то время казалось, что именно приватизация вдохнет новую жизнь в уже умирающий завод. Не было госзаказа, надеялись на инвестиции, на то, что пакет акций, предлагаемый к свободному обращению, заинтересует инвесторов, что предприятие, возможно, будет переориентировано на гражданскую продукцию.
Но этого не произошло. В 1994 г. Производственное объединение "Завод измерительной аппаратуры "Ахтуба"" было преобразовано в акционерное общество. С приватизацией предприятие было практически полностью лишено государственной поддержки. Объемы производства уменьшились более чем в 10 раз. Численность работников за 10 лет уменьшилась более чем в 5 раз.
Одновременно с приватизацией началась "бурная деятельность" всевозможных малых предприятий и кооперативов. С одной стороны, это был признак нового времени, раскрепощение инициативы многих работников, которые принялись открывать небольшие самостоятельные предприятия. Казалось бы, следовало радоваться, что свободный рынок породил инициативу масс. Однако, как часто случается в нашей стране, "хотели как лучше, а вышло как всегда". Малые предприятия стали буквально паразитировать на заводской базе. Они потребляли энергоресурсы, использовали станки и оборудование, которые принадлежали заводу, занимали рабочее время работников предприятия. Завод в этот период мог производить только товары народного потребления. Кооперативы получали заказы на них и выпускали продукцию практически полностью за счет завода, реализовывали ее и получали "живые деньги". Завод же не получал ни копейки, все больше копил долги, оборудование и помещения без ремонта потихоньку ветшали. Все это привело к разбазариванию остатков государственного финансирования, разворовыванию имущества, в основном металла, приборов, содержащих драгоценные металлы, электроэнергии и прочим подобным явлениям.
От некогда преуспевающего предприятия к концу 1990-х гг. не осталось ничего. Последующие годы происходило постоянное падение – падение объемов производства, численности работающих. Росли только долги. Могли ли тогдашние руководители предприятия что-либо изменить? Возможно, все могло бы сложиться по-другому. Но развитие предприятия пошло по характерному для многих, в том числе оборонных предприятий, сценарию.
Логическим завершением процесса приватизации стал процесс "банкротизации" предприятия. У завода сформировалась колоссальная задолженность перед кредиторами различного уровня: перед собственными работниками по заработной плате, перед государством по налогам и иным сборам, перед поставщиками электроэнергии, газа, воды. По поставкам изделий спецтехники задолженности не было, но не было и новых заказов. Свою основную функцию – производство военных изделий – завод выполнять мог, а вот выжить в новых экономических условиях – нет. На предприятии сложилась тяжелая социальная обстановка, с 1996 г. не выплачивалась заработная плата, трудовой коллектив находился практически в бессрочной забастовке. Не удивительно, что в этой ситуации кредиторы обратились в арбитражный суд с просьбой признать ОАО "Завод "Ахтуба"" банкротом.
В марте 1998 г. была инициирована процедура банкротства в отношении завода. Удивительно, что инициаторами этой процедуры выступили не фискальные органы, не налоговая инспекция, как это бывает чаще всего, а Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области. Именно этот орган, призванный эффективно участвовать в управлении предприятием, контролировать его развитие (через руководство посредством участия в деятельности совета директоров), выступил с предложением распродать имущество завода с молотка. Арбитражный суд дал заводу шанс предпринять попытку выйти из кризиса и ввел процедуру судебной санации – внешнее управление. Только чудом – благодаря настойчивости трудового коллектива и будущего арбитражного управляющего – удалось предотвратить быструю распродажу и ликвидацию предприятия.
С апреля 1998 г. временным, а с июня 1998 г. внешним управляющим был назначен С.А. Аллахвердиев. В соответствии с требованиями Закона о банкротстве кредиторами был разработан и утвержден план внешнего управления, к исполнению которого арбитражный управляющий и коллектив завода приступили с огромным желанием. Решающую роль в назначении арбитражного управляющего сыграла именно позиция трудового коллектива, который к тому времени устал от постоянного безденежья, беспорядка, постоянных проверок различных органов, которые ничего не выявляли, от судебных процессов, наконец, от элементарного отсутствия работы.
Новому кандидату в управляющие работники завода поверили, поверили в его возможности и способности. Забастовочный комитет согласился прекратить забастовку и приступить к работе. Он обратился к арбитражному суду и территориальному органу ФСДН с просьбой назначить С.А. Аллахвердиева управляющим. Деятельность арбитражных управляющих в то время была достаточно нова, еще не была урегулирована всесторонне процедура их лицензирования и назначения. Все приходилось осваивать по ходу дела. Руководителю и его команде предстояло решить множество задач. При этом само законодательство было далеко от совершенства. Явление банкротства было также незнакомым.
Картина, которую увидел управляющий на заводе "Ахтуба" в первый же свой рабочий день, была просто удручающей. Всего лишь один штрих. Предстояло познакомиться с местной администрацией и, когда встал вопрос о наличии служебного автомобиля, оказалось, что, в принципе, на заводе есть старая потрепанная "Волга" и она даже на ходу, хотя, как и все имущество, под арестом. Но вот пользоваться ею нельзя – нет бензина. И нет денег, чтобы его купить. Разве что в ЖЭКе кто-нибудь заплатил за коммунальные услуги, тогда, возможно, хватит на заправку автомобиля. Вот такое "обнадеживающее" начало.
Для команды управляющего начальный период был одновременно и самым сложным. Арестован счет в банке, под арестом находится все имущество предприятия, денежных средств нет и в обозримой перспективе не предвидится. На момент введения внешнего управления на территории ОАО "Завод "Ахтуба"" арендовали различные помещения десятки больших и маленьких ТОО, ЧП, кооперативов, чья деятельность была крайне вредна для завода и приносила ему убытки. Поэтому новое руководство должно было в кратчайшие сроки убрать с территории предприятия, которое оставалось режимным, все посторонние организации. Это была сложная работа, поскольку большинство таких "прилипал" имели формальные основания – надлежащим образом оформленные договоры аренды, подписанные прежним руководством предприятия. Как было не порадеть родному человечку, ведь работали в этих кооперативах свои же, заводские. С большинством из таких "арендаторов" пришлось вести настоящую судебную "войну".
Новое руководство предприятия сделало практически нереальное. Кто хоть немного знаком с процессами по банкротству, поймет, о чем идет речь. Ни одно из собраний кредиторов не было провалено, все решения были приняты и утверждены кредиторами практически единогласно, ни одно не было оспорено в судебном порядке. Причем все решения, которых управляющий добивался от кредиторов, в конечном счете способствовали возрождению предприятия и развитию военного производства в интересах обороноспособности страны. Цель, ради которой стоило претерпеть все эти трудности, состояла в том, чтобы вновь наладить серийный выпуск спецтехники.
Долгое время, около 10 лет, ОАО "Завод "Ахтуба"" не участвовало в выполнении государственного оборонного заказа. Запасы военной продукции предприятия на флотах были исчерпаны. В руководстве ВМФ РФ и на флотах сменились люди, появилось целое поколение специалистов, которые зачастую вообще не слышали о таком предприятии, как ОАО "Завод "Ахтуба"". Поэтому прежде всего нужно было заявить о себе, напомнить, что на территории РФ серийным производителем гидроакустической техники для флота не только когда-то был, но и сегодня остается завод "Ахтуба". Пришлось налаживать разрушенные за предшествующие годы производственно-хозяйственные связи с предприятиями-контрагентами, с заказчиками спецтехники. Давалось это нелегко. Изделия из ранее производимого заводом перечня, которые были востребованы заказчиками, постарались прибрать к рукам некоторые другие предприятия. Для них было не важно, что производство ведется без должного внимания к технической документации, держателем которой оставался завод, не важно было и то, что у иных производителей изделие получается дороже. Госзаказ, как худое одеяло, пытались перетянуть на себя те предприятия отрасли, что оставались на плаву, смогли выжить, особенно крупные. Поэтому мало было просто напомнить о себе, важно было доказать, что мы еще многое значим и можем. В сложных экономических условиях команде управляющего удалось, что очень важно, сохранить тот имущественный комплекс, который непосредственно участвует в производстве продукции специального назначения, и постепенно сформировать весьма солидный портфель заказов на несколько лет вперед. При этом доля продукции военного назначения с каждым годом увеличивалась и в среднем составляла примерно 75% от всей выпускаемой продукции.
В 1999 г. завод получил лицензию на право производства, технического обслуживания и ремонта спецтехники сроком на три года. Это означало, что весь технологический процесс по производству военной техники был восстановлен. Данный факт подтвердили проверяющие комиссии Минобороны. Главным управлением навигации и океанографии дано заключение, что ОАО "Завод "Ахтуба"" является единственным предприятием в России, осуществляющим серийный выпуск навигационных систем для Военно-морского флота РФ. В том же году были завершены опытно-конструкторские работы по изготовлению одного из изделий, созданы опытные образцы прибора для него. Этот прибор принадлежит к новому поколению приборов ориентации стратегического назначения. В октябре 1999 г. на Северном флоте завершились испытания этого нового прибора и всего изделия. ГУНиО ВМФ РФ и ЗАО "Аквамарин" поблагодарили коллектив завода за отличную работу.
Выполнив все этапы ОКР изделия, завод подтвердил работоспособность имеющегося уникального оборудования и технологические возможности по производству гидроакустических систем. Вследствие достигнутого успеха ОАО "Завод "Ахтуба"" было определено серийным изготовителем приборов. В 2001 г. на заводе был размещен государственный заказ на их производство. Усилия С.А. Аллахвердиева по сохранению завода и восстановлению его былой славы нашли поддержку на самом высоком уровне, и прежде всего у главнокомандующего ВМФ РФ В.И. Куроедова и начальника штаба ВМФ РФ В.А. Кравченко. В июне 2001 г. на базе части имущества и основного производства завода было создано Открытое акционерное общество "Производственный комплекс "Ахтуба"", 100% акций которого переданы в государственную собственность Министерству имущественных отношений РФ.
Сегодня ОАО "ПК "Ахтуба"" – одно из ведущих предприятий по производству серийных и опытных гидроакустических систем и средств связи в судостроительной отрасли оборонно-промышленного комплекса России. Изделиями предприятия комплектуются подводные и надводные корабли ВМФ Российской Федерации.
В отличие от прежнего завода "Ахтуба", сегодняшнее предприятие имеет право не только производить, но и ремонтировать военную технику. Номенклатура выпускаемой продукции постоянно расширяется, 40% продукции – это новые изделия военной техники, опытные образцы которой изготавливаются на предприятии. Распоряжением правительства РФ в январе 2004 г. ОАО "ПК "Ахтуба"" включено в перечень стратегических предприятий и организаций страны.
В 2004 г. предприятие вышло на рекордные темпы роста производства – 363,9%. В 2006 г. на предприятии увеличено количество рабочих мест. На конец 2006 г. средняя заработная плата выросла по сравнению с предыдущим годом на 34%. Руководство стремится обеспечить коллектив достойными условиями труда: ремонтируются не только производственные, но также подсобные и бытовые помещения. Учитывая намерения руководства страны модернизировать российский флот, в будущем году на предприятии ожидают новых заказов и как следствие увеличения количества рабочих мест. Предполагается увеличение государственного оборонного заказа, по меньшей мере, в два раза. Рост выпуска продукции будет сопровождаться дальнейшим повышением заработной платы рабочим, занятым на основном производстве. Сегодня система качества предприятия отвечает требованиям ГОСТ РИСО 9001-2001 и ГОСТ РВ 15.002-2003, что было подтверждено в 2006 г. сертификатом соответствия в системе "Оборонсертифика".
Результаты, которых добился коллектив ОАО "ПК "Ахтуба"" за последние годы, получили серьезное государственное и общественное признание. В 2005 г. предприятие награждено специальной премией "Золотая Звезда", учрежденной АНО "ФОНД-КРЕМЛЬ" в области оборонно-промышленного комплекса и силовых структур, в номинации "Достижения в производстве вооружения и военной техники для Военно-морского флота". Предприятие имеет международные награды: премию "Европейский стандарт", "Эталон качества", свидетельствующие о производстве продукции на уровне международных стандартов.
Руководитель ОАО "ПК "Ахтуба"" также имеет государственные и общественные награды: медаль "300 лет Российскому флоту" за освоение на заводе "Ахтуба" принципиально новой навигационной гидроакустической системы. С.А. Аллахвердиев имеет звание "Почетный судостроитель РФ", он награжден золотой медалью и дипломом SPI (Франция) за вклад в развитие промышленности. В 2004 г. награжден медалью "Лавры Славы", учрежденной Собором славянских народов за личный вклад в развитие российской экономики и науки. В 2004 г.
С.А. Аллахвердиев получил Международную медаль имени Сократа от Европейской ассамблеи бизнеса "За безупречную репутацию в бизнесе". В декабре 2006 г. за личный вклад в экономическое развитие Волгоградского региона он отмечен дипломом и орденом Golden Galaxy ("Золотое Созвездие") – высшей наградой Американо-российской торгово-промышленной палаты, учрежденной для поощрения и поддержки талантливых руководителей, ученых, управленцев, способствующих техническому прогрессу, повышению эффективности производства и развитию рыночной экономики в России. 14 декабря 2006 г. за большие заслуги в деле возрождения и развития славных традиций отечественного предпринимательства С.А. Аллахвердиеву вручен орден "Слава России" – награда общественного признания, учрежденная Международной Лигой стратегического управления. В январе 2007 г. С.А. Аллахвердиев был признан одним из лучших менеджеров 2006 г. по итогам конкурса, проведенного администрацией Волгоградской области.
В настоящее время Производственный комплекс "Ахтуба" входит в состав ОАО "Концерн "Океанприбор"" (г. Санкт-Петербург), интегрированной структуры, созданной Указом Президента РФ в соответствии с действующей военной доктриной и планами по реформированию судостроительной отрасли и находящейся под полным контролем государства.
Контакты:
400081, г. Волгоград, ул. Ангарская, 17
Тел.: (8442) 37-63-19