Строители подземных коммуникаций
Рассказ о деятельности ЗАО «Геотон» — компании, специализирующейся в области подземного строительства инженерных коммуникаций.
Игорь Козлов
Строители подземных коммуникаций
"Экономические стратегии", №05-06-2007, стр. 80-81
Вспомните, как сейчас принято говорить, культовый фильм "Добровольцы", в котором снималась плеяда великолепных актеров: Михаил Ульянов, Элина Быстрицкая, Павел Щербаков, Леонид Быков. Кинокартина начинается так: стоит большая очередь молодых людей. Не на рок-концерт, не на дискотеку… Они стоят в комитет по приему рабочих на строительство метрополитена. Наши герои знакомятся у кабинета врача: ведь набирали тогда тех, кто будет работать под землей, как в космонавты. Происходило все это в 1935 г. Какие инструменты были тогда на вооружении у "добровольцев"? Отбойный молоток, вагонетки для откатки породы… Щиты для укрепления тоннеля забивали заклепками с помощью кувалды.
С тех пор прошло много лет. "Метрострой" превратился в мощную организацию, оснащенную передовой технологией, построившую целый подземный город под Москвой и в других региональных столицах. Но, как это всегда бывает, рядом с мощными "монстрами" возникают специализированные предприятия, решающие специфические важные задачи, до которых "монстрам" вроде бы недосуг.
Одним из таких предприятий является созданное в 1993 г. ЗАО "Геотон" (гендиректор С.Н. Вьюшков). В компанию вошли работники горнопроходческих трестов ПСО Мосинжстроя, специализирующихся в области подземного строительства инженерных коммуникаций. Одним из основных направлений деятельности ЗАО "Геотон" является прокладка тоннелей и коллекторов, которая осуществляется щитовыми горнопроходческими комплексами, микротоннелированием и методом проталкивания стальных труб различного диаметра. За сравнительно небольшой отрезок времени ЗАО "Геотон" достигло высоких темпов и отличного качества выполняемых строительных заказов. Привлечение высококлассных специалистов, применение современных технологий и оборудования позволили компании занять достойное место среди строительных организаций России.
Максимально сократить объемы трудоемких и дорогостоящих специальных методов можно путем применения тонеллепроходческих комплексов (ТПК), обеспечивающих полное предотвращение бесконтрольного выпуска грунта как через рабочий орган машины, так и через хвостовую часть – "юбку" – при высокой безопасности и безосадочности горнопроходческих работ. Таким требованиям отвечают ТПК канадской фирмы "Ловат". Агрегат напоминает фантастическую машину Жюля Верна, на которой его герои путешествовали к центру планеты. "Ловат" как бы "ныряет" под землю и прокладывает тоннель под всеми инженерными коммуникациями города, не тревожа его предприятий и жителей. В конце 2001 г. ЗАО "Геотон", впервые в Москве, приобрело тоннелепроходческий комплекс (ТПК) фирмы "Ловат" диаметром 4 м для строительства Северного канализационного канала в микрорайоне Бескудниково. Но мало было освоить работу на такой сверхсовременной "фантастической" машине. Компании "Геотон" пришлось решить ряд проблем: наладить выпуск высокоточных железобетонных блоков для крепления тоннеля, а также изготовление пластмассовых закладных деталей для их обделки, болтов и шпилек для сборки блоков, колец, резиновых уплотнений. Все эти материалы по заказу ЗАО "Геотон" были выполнены Первомайским заводом железобетонных изделий г. Новомосковска Тульской области.
Все органы управления, контрольно-измерительные приборы сосредоточены на операторском пульте. Пульт оператора расположен в положении, позволяющем визуально контролировать как выход породы из породоразрушающего органа, так и процесс монтажа обделки тоннеля.
В целях безопасности ТПК оснащен взрывозащищенными двигателями, кожухами, осветительной арматурой и трехфазным питанием. Для оповещения о наличии метана имеется газообнаружитель, который отключает электропитание при заданном значении концентрации газа. Для предотвращения бокового опрокидывания тоннелепроходческого комплекса служит устройство, которое при посредстве электрических датчиков автоматически выключает комплекс при превышении заданных пределов.
Использование технологии сооружения тоннелей ТПК фирмы "Ловат" в сложных гидрогеологических условиях позволяет достичь следующих результатов:
1. Разработка породы полностью механизирована.
2. Управление головной частью щита при помощи артикуляционных домкратов обеспечивает высокую точность проходки тоннелей.
3. Щеточные уплотнения в хвостовой части щита позволяют производить нагнетание раствора за первое кольцо, а также предотвратить поступление воды и раствора в "юбку" щита.
4. Применение высокоточных блоков с резиновыми уплотнениями предотвращает проникновение воды в тоннель.
5. Сборка блоков в кольце болтами, а колец между собой – шпильками позволяет добиться прочности конструкции тоннеля и точности его геометрических параметров.
6. Обеспечивается безосадочное строительство тоннелей.
7. Достигается высокая безопасность производства работ в щите и тоннеле.
Завершить же это сугубо техническое повествование хочется строками известной поэтессы Беллы Ахмадулиной. Когда она наглядно ознакомилась с нелегкой деятельностью мастеров, прокладывающих тоннели, то написала о них стихотворение. Оно заканчивается так:
Работа мне нравится эта,
В которой превыше всего:
Идти, удаляясь от света,
Чтоб снова увидеть его.
ПЭС 97/20.07.2007