Стратегия розницы
Генеральный директор ООО СК «Цюрих Ритейл» Гарри Делба, отвечая на вопросы журнала «Экономические стратегии», оценивает перспективы развития страховой деятельности в России.
Гарри Делба
Стратегия розницы
"Экономические стратегии", №03-2008, стр. 147
Генеральный директор ООО СК "Цюрих. Ритейл" Гарри Делба, отвечая на вопросы журнала "Экономические стратегии", оценивает перспективы развития страховой деятельности в России. |
Какие направления в страховании Вы считаете наиболее перспективными?
На российском рынке продолжается динамичный рост розничного сегмента, именно этим он и привлекателен для инвесторов: нигде в развитых странах страховая розница не демонстрирует таких темпов роста. Конечно, объем российского рынка и его качество также существенно отличаются от аналогичных западных показателей: здесь в рознице превалирует автострахование (как сопутствующая услуга при автокредитовании и как самостоятельный вид страхования) и очень низка доля личных видов страхования, прежде всего страхования жизни. Для развития страхования жизни нужны некие законодательно закрепленные налоговые льготы – такова мировая практика.
В ближайшей перспективе, по нашим оценкам, все основные тенденции развития российского страхования сохранятся, если не произойдет каких-либо глобальных экономических катаклизмов, сравнимых с кризисом 1998 г.
В частности, динамично будет развиваться ипотечное страхование. Это сопутствующая услуга при ипотечном кредитовании, а спрос на кредиты сейчас растет достаточно быстро. Кроме того, ипотечное страхование – это комплексный вид страхования, который хорош тем, что позволяет клиенту получить многогранный опыт сотрудничества со страховщиком. Таким образом, можно констатировать, что розничное страхование развивается в первую очередь в связке с другими финансовыми услугами. Этот этап является закономерным. За ним должен последовать качественный рост розничного страхования как самостоятельной финансовой услуги.
Что, на Ваш взгляд, необходимо изменить в сфере законодательного регулирования страхового рынка?
Среди законодательных проблем, требующих решения, я бы назвал регламентацию взаимодействия банков и страховых компаний. В последнее время эти отношения вызывают нарекания со стороны антимонопольных органов: банки и страховщиков обвиняют в нарушении антимонопольного законодательства. Необходимо разработать и законодательно закрепить механизм, в соответствии с которым банки будут проводить отбор страховых компаний. Для развития страховой розницы это критический момент, потому что сейчас она во многом развивается как сопутствующая услуга. Кроме того, в рознице есть еще один проблемный сегмент – ОСАГО. Сегодня его законодательное регулирование осуществляется "в одни ворота": все изменения в закон вносятся с целью улучшить ситуацию для клиентов. В результате страховые компании несут чрезмерную финансовую нагрузку. Очевидно, что наряду с законодательными изменениями, нацеленными на повышение качества обслуживания клиентов, необходимо установить экономически обоснованные тарифы.
Какова стратегия Вашей компании в рознице?
Основной владелец ООО СК "Цюрих. Ритейл" – один из лидеров мирового страхования группа Zurich Financial Services. Мы специализируемся на массовых розничных видах страхования, а также работаем в сегменте страхования малого и среднего бизнеса. Наша стратегическая цель – прибыльный рост. В период до 2010 г. темпы роста компании должны превышать среднерыночные, прирост сборов страховых премий должен составлять не менее 100 млн долл. ежегодно, а комбинированный коэффициент к 2010 г. должен равняться 95%. Для исключительно розничной компании эта задача не так проста, как кажется. Чтобы обеспечить прибыльный рост, мы должны, во-первых, активно развивать бизнес в быстрорастущих сегментах – автостраховании (добровольном и ОСАГО), страховании ипотеки, страховании имущества физических лиц и страховании от несчастного случая как части программ для автокаско и ипотеки, – а во-вторых, повышать эффективность работы. Наша цель – войти в пятерку лидеров в названных сегментах рынка.
Мы стремимся к лидерству, т.к. только заняв существенную долю на рынке, компания сможет участвовать в формировании правил игры. Уверен, что, располагая инвестиционными и технологическими возможностями группы Zurich, работая под глобальным сильным брендом, мы сможем достичь поставленных целей.
ПЭС 8131/02.06.2008