Стратегия повышения конкурентоспособности региона
Построение алгоритма формирования стратегии повышения конкурентоспособности региона на примере Чувашской Республики.
Александр Воротников
Стратегия повышения конкурентоспособности региона
"Экономические стратегии", 2001, №5-6, стр. 144-146.
Понятие "конкурентоспособность региона" появилось в экономической практике сравнительно недавно. До его появления "конкурентоспособность" чаще связывали с предприятиями и отраслями, хотя рейтинговые оценки по отдельным показателям конкурентоспособности регионов распространены довольно-таки широко.
Скорее всего, такой подход является недостаточно обоснованным, и вот почему: если для небольших стран с унитарной формой правления отсутствие показателей региональной конкурентоспособности вполне приемлемо, то в крупных странах с федеративным государственным устройством, таких как Россия, проблемы взаимоотношений между регионами, между центром и регионами, а иногда и внутри регионов всегда присутствовали и будут присутствовать. Обусловлено это, в первую очередь, различной направленностью экономических интересов. Очевидно, что предприятия региона конкурируют:
- внутри региона между собой;
- внутри региона с предприятиями других регионов и стран;
- на национальном рынке;
- на рынке таможенных или экономических союзов (СНГ, Евросоюз) и на мировом рынке.
Представители региональных властей ведут борьбу на федеральном уровне за предоставление региону более благоприятных экономических условий по сравнению с другими, отстаивают интересы крупных структурообразующих, социально-значимых предприятий региона, ищут возможность для самостоятельного налаживания международных связей, пытаются административными мерами защитить местного производителя и так далее.
Однако принципиальной особенностью современного периода является ориентация на потребности населения при одновременном внимании к развитию производства. Наиболее полным будет такое определение конкурентоспособности региона, которое включает два основополагающих аспекта: необходимость достижения высокого уровня жизни населения и эффективность функционирования хозяйственного механизма региона. Поэтому под конкурентоспособностью региона следует понимать его роль и место в экономическом пространстве России, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал (финансовый, производственный, трудовой, инновационный, инвестиционный, ресурсно-сырьевой и другие).
Потенциал региона реализуется в результате функционирования регионального рынка, вовлекающего в воспроизводственный процесс все имеющиеся в регионе ресурсы и эффективно их использующего.
Решая задачу конкурентоспособности экономики необходимо обеспечить генерирование соответствующего объема доходов, в том числе для проведения активной социальной политики. Задача экономической политики состоит также в том, чтобы обеспечить занятость населения, надлежащий уровень образования и здравоохранения, социальную поддержку. При этом понятно, что никакое существенное повышение уровня жизни граждан, уменьшение социального неравенства невозможно без экономического роста, роста конкурентоспособности.
Региональная власть, хотя и не может оказывать влияние на институциональные структуры или формировать их, все же должна создать условия, позволяющие предприятиям достигать конкурентного преимущества. Последнее возможно благодаря различиям, а не сходству регионов. В каждом из них есть свой набор конкурентных отраслей. Например, Чувашская Республика выделяется индустриальной направленностью развития хозяйства с преобладанием обрабатывающих отраслей и достаточно развитым строительным потенциалом, инженерной и социальной инфраструктурой. В итоге те регионы, где отраслевая структура экономики быстрее адаптировалась к рыночным методам ведения хозяйства, где региональная власть поддерживает структурообразующие предприятия и проводит разумную экономическую политику, демонстрируют рост конкурентоспособности.
В вопросах развития региональных конкурентоспособных производств конкретный регион мало чем отличается от промышленной корпорации. Прежде всего потому, что большинство производимой продукции должно быть ориентировано не столько на внутреннее потребление, сколько на внешний рынок, и главным условием развития является способность привлечь инвестиции, создав затем добавленную стоимость (схема 1).
Схема 1. Слагаемые конкурентоспособности региона
Конкурентоспособность, как для региона, так и для корпорации, – это эффективная бизнес-система, способная завоевать и удерживать существенную долю рынка, а, следовательно, обеспечивать рост доходов и финансовое благополучие. Следствием высокой конкурентоспособности является: наличие собственных возможностей для внедрения в практику передовых идей, стабильность и устойчивость (в том числе и политическая) к изменениям на рынке, высокая привлекательность для инвесторов и кредиторов. Многочисленные исследования последних лет в области стратегического менеджмента показывают, что успех в конкурентной борьбе зависит от трех базовых групп факторов:
- внутренние компетенции;
- внешние компетенции;
- динамические способности.
Кстати, именно низкие динамические способности (низкий инновационный потенциал, неспособность быстро адаптироваться к изменениям на рынке и управлять знаниями) являются одной из наиболее значимых причин слабой конкурентной позиции и российских компаний, и субъектов федерации.
Для успеха в конкурентной борьбе не столь важно, какими активами обладает регион в данный момент. Важно то, с какой скоростью он способен создавать необходимые активы и развивать их. Под внутренними и внешними компетенциями следует понимать только факторы, обеспечивающие региону существенные, пороговые конкурентные преимущества. Как правило, для их создания требуется достаточно много времени и опыт работы в определенной отрасли.
К внутренним компетенциям относятся НИОКР (know-how, технологии, способность создавать конкурентоспособную продукцию), наличие отработанных и эффективных производств, уникальных технологий, недоступных конкурентам, квалифицированного персонала. К внешним компетенциям – экономические связи, возможности лоббирования, способность обеспечивать финансирование в требуемом объеме, в кратчайшие сроки и по приемлемой стоимости (связи с финансовыми институтами и инвесторами), наличие раскрученной торговой марки, то есть имиджа региона. Таким образом, стратегия развития региона должна представлять собой набор мер, направленных на усиление ключевых компетенций, развитие конкурентоспособных производств, динамических способностей и нейтрализацию слабых сторон деятельности. При этом ключевой компетенцией, опорной точкой стратегии развития конкурентоспособности региона и основным критерием ее эффективности является способность привлечь внешнее финансирование и создать добавленную стоимость.
Динамические изменения в промышленном секторе требуют постоянного мониторинга. Он выявит степень ориентации на внешние рынки по конкретным товарным статьям и уровень загруженности отраслей. Это позволит определить первоочередных адресатов модернизации. Например, для Чувашии сотрудничество с инвесторами может иметь первостепенное значение в секторах, где есть потенциал для реализации продукции на внешних рынках, но загрузка производственных мощностей недостаточна. Это химическая промышленность и машиностроение, производство строительных материалов. С этой целью правительством Чувашской Республики принята Программа развития экспорто-ориентированных производств, в которой заложены базовые мероприятия по стимулированию экспорта: формирование элементов корпоративного государственного маркетинга республики, информационно-рекламное обеспечение, совершенствование нормативно-правовой базы и реализация бизнес-проектов промышленных предприятий по созданию и развитию экспорто-ориентированных производств.
Целевое размещение ресурсов уменьшит слабые места и укрепит сильные стороны основных конкурентных отраслей. Их привлекательность измеряется в рамках будущего рыночного потенциала и занятости, тогда как конкурентное положение оценивается как рост производства и реализации продукции, вывозимой за пределы республики. Инвестиции необходимо направлять в те секторы, которые обещают хорошие потребительские перспективы, но доля которых мала из-за недостаточной загрузки мощностей производства. Выгодно создать баланс традиционных и высокотехнологичных секторов. Привлекательность развития традиционных трудоемких отраслей не может оцениваться лишь с точки зрения трудозатрат. Созданная по новым технологиям продукция этих секторов составит конкуренцию импортным товарам.
Смысл стратегии развития конкурентоспособности региона – в формировании системы, позволяющей направлять инвестиции в перспективные секторы, где есть предпосылки для конкурентного преимущества, но имеющиеся ресурсы не используются для производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
Другой важнейший фактор повышения конкурентоспособности и регионов, и страны – организация нескольких межотраслевых корпораций, объединяющих предприятия ТЭК, металлургии и машиностроения, что позволит одновременно решить ряд актуальнейших проблем. Это и повышение управляемости экономики, и стимулирование инвестиционной активности, и ускорение конверсии, и увеличение экспортного потенциала и т.д. Существенное значение в развитии такой интеграции будет иметь расширение участия банков в акционерном капитале промышленности.
Межотраслевые корпорации в этом плане могут рассматриваться в качестве своеобразных "скреп", стягивающих отдельные регионы России в единое целое. Поэтому курс на межотраслевые корпорации должен рассматриваться как приоритетное направление новой промышленной политики. Например, в Чувашии 5 предприятий, в том числе ОАО "Завод электроники и механики", входят в состав ЗАО "Электротехнический холдинг "Электропромсервис". "Канашский автоагрегатный завод" поставляет продукцию для межотраслевого холдинга "Руспромавто".
В заключение предлагаем алгоритм формирования стратегии повышения конкурентоспособности региона (схема 2).
Схема 2. Алгоритм формирования стратегии повышения конкурентоспособности региона